МААМ-картинки

Профилактика профессионального выгорания

Ирина Ващенко
Профилактика профессионального выгорания

Методическое, психолого-педагогическое сопровождение профилактики профессионального выгорания педагогов в условиях детского дома

Е. Ю. Командирова, И. С. Ващенко

Кемерово, Кемеровская область

Профессия педагога относится к сфере профессий «человек-человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию эмоционального «выгорания». В настоящее время синдром эмоционального «сгорания» удостоен диагностического статуса.

Публикация «Профилактика профессионального выгорания» размещена в разделах

Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания педагогической науки, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, реализация гуманистической парадигмы, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле – все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему педагогу. От здоровья педагога во многом зависит и психологическое здоровье его воспитанников. Действие многочисленных эмоциогенных факторов вызывает у педагогов нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и «выгоранию». Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности педагога.

Проблеме эмоционального выгорания педагогов в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Детский дом № 2» (М БОУ «Детский дом №2») уделяется особое внимание. Так как для выполнения профессиональных обязанностей, успешного ведения воспитательно-образовательного процесса воспитатели и специалисты детского дома должны обладать физическим и психологическим здоровьем, быть способными нести определенные нагрузки и обладать творческим потенциалом.

С целью выявления обозначенной проблемы у педагогических кадров детского дома в январе 2011 года психологами детского дома по заявке зам. директора по УМР и при участии руководителей методических объединений было проведено психологическое исследование. Педагогам была предложена анкета «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко.

Цель: определить наличие у педагогов и уровня сформированности синдрома эмоционального выгорания.

Результаты исследования показали наличие сформированного синдрома эмоционального выгорания у части педагогов.

Методической службой совместно с администрацией и профсоюзной организацией учреждения была разработана программа решения возникшей проблемы. Началом реализации комплексной работы явилось методическое объединение воспитателей и специалистов детского дома (МО) «Профилактика профессионального выгорания у педагогов детского дома». В программе МО было представлено:

-доклад (с демонстрацией презентации) «Профвыгорание, как педагогическая проблема». Отв. Командирова Е. Ю., зам. директора по УМР;

-самоанализ анкет. Отв. Юферева А. Л., руководитель МО;

-практикум «Пути преодоления профвыгорания педагогов». На практикуме с педагогами были проведены следующие занятия:

-«Современные педагогические технологии, предотвращающие выгорание». Отв. Юферева А. Л. ;

-«Симптомы выгорания. Пути преодоления». Отв. Ващенко И. С., педагог-психолог.

Занятия проводились в технологии Атр-терапии и тренинговом режиме.

В 2011-2012 учебном году данная работа получила свое продолжение. Для педагогов дополнительного образования по данной проблематике проведено МО практико-ориентированной направленности. На семинаре педагоги ДО познакомились с методами самодиагностики эмоционального состояния педагога (технологии Арт-терапии, сказкотерапии, приняли участие в психологическом тренинге (отв. Ващенко И. С., педагог-психолог).

Данная работа методических объединений педагогов и специалистов позволяет одновременно охватить весь педагогический коллектив (70 человек) и коллегиально решать задачи профилактики профвыгорания. Так, педагогами детского дома (в составе учебно-методического комплекса (УМК) «Я в современном мире») разработана программа «Профессионал». В неё включен модуль «Пути преодоления профессионального выгорания педагогов» по предупреждению профессионального выгорания и оптимизации деятельности педагогов детского дома. В рамках реализации модуля программы, психологи, медицинский персонал и социальные педагоги объединяют усилия по преодоления профессионального выгорания специалистов : участвуют в тематических консультациях, проблемных дискуссиях, мозговых штурмах, занятиях в сенсорной комнате.

Изучив проблемы педагогов, методическая служба, профсоюзная организация, администрация детского дома, осознали необходимость проведения серий оздоравливающих процедур на базе «Лечебно-оздоровительного Центра» (ЛОР) детского дома. В январе 2012 года проведена серия процедур (физио-лечение, фиточай, седативные ванны, занятия на тренажерах, кислородный коктейль и пр.) для двух групп педагогов с выраженным синдромом эмоционального выгорания.

Проблема профессионального выгорания возникает и решается не в один день и даже год. Поэтому администрация детского дома применяет разнообразные формы работы и, кроме методического, задействует разнообразные ресурсы. Так, например, по инициативе профсоюзной организации детского дома, один раз в квартал коллектив организует поездки на туристическую базу Кемеровской электротранспортной кампании (ООО «КЭТК», где педагоги участвуют в сезонных спортивных мероприятиях, отдыхают на природе. Поездки проходят при активном вовлечении педагогов-психологов детского дома, организующих сплочение коллектива, формирование единой команды единомышленников. Продумана и действует система морального и материального поощрения сотрудников. Успехи педагогов отмечаются на совещаниях при директоре, коллективных мероприятиях.

Данная система мер снижает тревожность, повышает настроение и стимулирует педагогов на успешное выполнение целей и задач воспитательно-образовательного процесса и экспериментальной деятельности.

Выработка путей преодоления, качественного мониторинга проявлений синдрома эмоционального выгорания педагогов детского дома ведется в сотрудничестве с научно-методическим центром (НМЦ) и Центром диагностики и консультирования (ЦДиК) города Кемерово. Большую помощь для наших сотрудников в выявлении синдрома и выработке индивидуальных рекомендаций по методике «ИДИКС» ИМАТОН оказала заведующая организационно-аналитическим отделом ЦДиК Кальмова Светлана Евгеньевна. Индивидуальные рекомендации, выданные специальной программой, направлены на самокоррекцию и снятие напряженности проявления синдрома.

Благодаря полученным отзывам и экспертным оценкам проведенных профилактических мероприятий, у сотрудников детского дома накопился достаточно позитивный опыт, который передается коллегам из других учреждений интернатного типа (УИТ, а также, учреждений профессионального образования. Так, 28 марта 2012 года на базе детского дома состоялось городское методическое объединение психологов города Кемерово. Нами был представлен опыт работы по методическому и психолого-педагогическому сопровождению профилактики профессионального выгорания педагогов в условиях детского дома. На практикуме коллеги-психологи ознакомились с современными методиками по профилактике синдрома эмоционального выгорания, включающими: «составление мандал», «гласс-арт», «изготовление оберегов».

Литература

1. Семенова, Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учеб. пособие [Текст] / Е. М. Семенова. – М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. – 341 стр.

2. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения [Текст] / К. Фопель. – М. : Генезис, 1999.- 234 стр.

3. Самоукина, Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст] / Н. В. Самоукина. – М. : Новая школа, 1993. – 235 стр.

4. Черникова, Т. В. Профессионально-личностная позиция педагога и руководителя образовательного учреждения: метод. Рекомендации [Текст] / Т. В. Черникова. – Волгоград: ВГПУ, 2002. – 145 стр.

Публикации по теме:

Профилактика эмоционального выгорания педагогов, с целью сохранения психологического здоровья Семинар – тренинг на тему «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, с целью сохранения психологического здоровья»..

О профилактике психологического выгорания педагогов Образование длиною в жизнь или Профилактика профессионального выгорания педагогов О. В. Троеглазова, Гурьевский район, Кемеровская обл..

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у воспитателей Педагоги в детском саду - это коллектив. Он может быть маленьким и большим, дружным и сплоченным, или наоборот. Как правило педагогический.

Профилактика эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Цели: Профилактика психологического здоровья педагогов. Ознакомление педагогов.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов Цель: стабилизация психоэмоционального состояния педагогов. Задачи: • Повышение профессиональной компетентности; • Развитие гибкости, оригинальности.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ Психологический тренинг, направленный на профилактику эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Цели: профилактика психологического здоровья.

Психологическая профилактика эмоционального выгорания Консультация для педагогов МБДОУ д/с № 17 " Золушка" «Психологическая профилактика эмоционального выгорания» Современная жизнь с ее трудностями.

Психологический тренинг для педагогов детского сада «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Педагоги постоянно подвергаются интеллектуальному напряжению, интенсивное управление образовательным и воспитательным процессом вызывает.

Синдром профессионального выгорания у специалистов (педагогов), предоставляющих услуги детям с особенностями развития 1. В современных условиях вопросы изучения профессиональной пригодности специалистов, их адаптации к быстроизменяющимся требованиям трудовой.

Тренинг по преодолению профессионального выгорания «Помоги себе сам»Тренинг по преодолению профессионального выгорания «Помоги себе сам» ренинг по преодолению профессионального выгорания «Помоги себе сам» Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья педагогов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика профессионального выгорания
Опубликовано: 4 октября 2017 в 07:01
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД