Программа Центра игровой поддержки детей 3–5 лет из малообеспеченных семей «Островок детства»

Надежда Петринко (Карпенко)
Программа Центра игровой поддержки детей 3–5 лет из малообеспеченных семей «Островок детства»

Пояснительная записка

Данная программа предусматривает решение одной очень сложной, актуальной в нашей стране, проблемы. Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети дошкольных образовательных учреждений, повышением родительской платы за содержание детей в ДОУ и оттоком воспитанников из детских садов. Естественно, что прошлые события оставили отпечаток и по сей день проблема устройства ребенка в детский сад имеет место, практически во всех регионах странны.

Программа Центра игровой поддержки детей 3 – 5 лет из малообеспеченных семей (– это семьи с низким социальным статусом, не справляющиеся с возложенными на них функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности малообеспеченной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно) направлена на решение сразу нескольких задач:

• Возможность сделать равным «старт» «домашних», не посещающих детский сад детей для поступления в школу и обучения в ней;

• Оказание помощи родителям детей, которые не посещают детский сад, через консультативный пункт.

Благодаря работе Центра игровой поддержки дети смогут получить возможность обучения и воспитания через игру, родители смогут безболезненно приучить ребенка к другому режиму дня и социальным условиям: детскому коллективу, педагогическому окружению, новому стереотипу поведения, а в дальнейшем (к 6 годам) получат возможность включения ребенка в состав подготовительной к школе группы детского сада.

Концепция программы

Учитывая многоликость нынешних социальных запросов и родительских ожиданий от системы дошкольного образования, важно пропагандировать и развивать эффективные формы сетевого партнерства в системе «ДОУ – Семья - Социум». Они могут быть направлены как на удовлетворение образовательных запросов семьи на поддержку воспитания и индивидуального развития детей, так и реализацию образовательной политики города и общества в целом.

Актуальность

Динамичный и стрессогенный ритм жизни делает чрезвычайно актуальным разработку, пропаганду и внедрение адаптационных технологий воспитания и образования детей. С этой точки зрения поиск инновационных решений, обеспечивающих комфортное самочувствие и адаптацию детей и взрослых к разнообразным стрессовым ситуациям в семье, детском саду, обществе, современном мире представляет интерес и в теоретическом, и в практическом ракурсе.

Существует большая потребность практиков в разработке и внедрении особых адаптационных стратегий воспитательной и образовательной работы, обеспечивающих действенную социальную защиту малолетних детей. Актуальность этого повышается в связи с проживанием многих детей в социально неблагополучных условиях и усилением насилия в современной семье и обществе. Спектр такого рода ситуаций начинается от стесненных условий жилья до отсутствия надзора со стороны родителей. Статистика такова, что сегодня по России из-за невнимания молодых родителей общество ежегодно теряет около тысячи младенцев первого года.

Следует также выделить другого рода дезадаптивные ситуации в образовательной работе с детьми, качественное решение которых зависит от пропаганды и внедрения адаптационных образовательных технологий.

Так, одной из «горячих тем» повышения качества дошкольного образования остается улучшение механизма перехода ребенка и его семьи к вариативным семейно-общественным формам образования. С началом посещения возрастной группы или структурного подразделения детского сада (ЦИПР, группа кратковременного пребывания и пр.) период перехода от привычной домашней среды можно и нужно сделать менее острым для ребенка и родителей.

Кроме того, современные социологические данные показывают, что часто, едва малыш достигнет годовалого возраста, молодые матери хотят выйти на работу из-за опасений потерять ее. Родители обращаются, по советам знакомых, за помощью по уходу и воспитанию своих малышей к специализированным негосударственным структурам, либо к услугам нянь. Это происходит на фоне дефицита мест в детских садах; омоложения института прародителей, когда бабушки и дедушки еще являются людьми трудоспособного возраста. В такой ситуации функции воспитания малыша перепоручаются до поступления в детский сад или школу «на аутсорсинг» наемным работникам. Таким образом, прогрессивный в бизнесе принцип распространяется на частную жизнь городского населения и, не редко, ставит под удар полноценность, комфортность и безопасность развития, и качество жизни детей.

Актуальным вопросом является адаптация к условиям посещения детского сада детей из семей мигрантов, для которых русский язык не является родным, а так же семей переживающих сложные жизненные ситуации.

Во всех этих ситуациях каждому конкретному ребенку необходима комплексная междисциплинарная помощь, чтобы он мог адаптироваться в стрессогенных условиях, выработать способы «совладающего» поведения, укрепить свои адаптационные силы для развития, сохранить физическое и психическое здоровье.

Новизна

Контингент, с которым будут проводить работу специалисты данного Центра игровой поддержки детей – это неблагополучные семьи, семьи, в которых нарушено нормальное функционирование и жизнь. Алкоголизм одного или обоих родителей, жестокость и насилие по отношению к детям со стороны родителей или к женщинам со стороны мужей, экономические проблемы и безработица влияют не только на еще не окрепшую психику ребенка и его дальнейшую судьбу, но так же накладывают неизгладимый отпечаток на жизнь взрослых членов семьи.

Семья – это древнейший социальный институт и важнейший элемент структуры современного общества. Она характеризуется определенными социальными нормами, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между детьми и родителями, между женами и мужьями.

Во все времена семья являлась неким показателем состояния государства. Благополучие того или иного общества напрямую связано с благополучием семей, проживающих в нем. И поэтому общество должно способствовать поддержанию благополучной атмосферы внутри семьи, смягчать возникающие проблемы и решать вопросы.

Одним из предназначений семьи является воспроизводство нового поколения и воспитание его. Маленький человек в своей семье усваивает нормы и правила человеческого поведения, идет его приобщение к культуре. Семья воспитывает будущую личность, будущего полноправного участника общественных отношений, который будет вершить историю своей страны и общества, в котором он живет.

Поэтому, работая с детьми из малообеспеченных семей, специалисты Центра помогают не только детям в освоении новых социальных ролей (воспитанник детского сада, будущий школьник, родителям в воспитании своих детей и налаживанию микроклимата семьи, но и государству в целом, помогая воспитывать будущее нашей страны.

Цель программы

Обеспечение доступности дошкольного образования для населения и повышение его качества; сохранение и укрепление здоровья детей; создание условий для их полноценного физического и психического развития; повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития их детей.

Задачи программы

С учетом данных приоритетов дошкольного образования целесообразно выделить следующие задачи программы:

1. Обобщение опыта внедрения модели комфортной адаптации детей в ДОУ в соответствии с современными стандартами качества дошкольного образования.

2. Апробация ресурсов открытости и доступности образовательной, консультативной и информационной помощи различным слоям населения, дети которых не посещает детский сад.

3. Описание технологий повышения качества физического и психического развития детей на основе междисциплинарной интеграции специалистов вариативных форм дошкольного образования.

Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 3 – 5 лет. Это определено запросом отдела образования Комсомольского района и запросом нуждающегося в данных услугах социального слоя населения.

Продолжительность реализации программы

Продолжительность реализации программы – 2 года в три этапа:

I этап (апрель-май 2013)

Подготовительный

Родительское собрание, знакомство с родителями, заполнение родителями анкет, опросников, выявление интересующих родителей тем по вопросам воспитания ребенка.

II этап (сентябрь-апрель 2013-14)

Реализация

Непосредственная работа специалистов с детьми в Центре игровой поддержки, работа консультативного пункта для родителей (или лиц их заменяющих).

III этап (май – июнь 2014)

Контрольно-диагностический

Обработка и интерпретация, полученных специалистами Центра статистических и диагностических данных для подведения итогов и выявления эффективности работы ЦИПРа.

По исполнению детей шестилетнего возраста они смогут быть включены в подготовительные группы детского сада на постоянной основе.

Организация практической деятельности Центра игровой поддержки детей 3 – 5 лет из малообеспеченных семей

В работе центра участвуют 10 неорганизованных детей, их родители и специалисты учреждения, которое предоставляет работу Центра. Дети и родители посещают учреждение 5 раз в неделю продолжительностью 2,5 часа (с 9.00 до 11.30).

Работу с детьми и семьями проводят специалисты учреждения организовавшего ЦИП детей: Нургатина Е. Н. – старший воспитатель МАДОУ детский сад «Ромашка» № 7 города Комсомольска (незаконченное высшее образование, Кругликова Е. В. – педагог-психолог (высшее профессиональное образование, Карпенко Н. А. – социальный педагог (незаконченное высшее образование, Куликова Е. В. – воспитатель (среднее профессиональное образование, Папушина В. В. – музыкальный руководитель (среднее профессиональное образование).

Вначале дети посещают психолога, который проводит с ними цикл игр, разработанный в соответствии с календарным планированием. Затем группа детей направляется к воспитателю, который проводит с ними различные дидактические игры (возможно присутствие родителей). Затем дети занимаются с музыкальным руководителем в актовом зале, где он разучивает с ними различные песни и музыкальные игры. По необходимости дети (подгруппами или индивидуально) посещают социального педагога для проведения различных диагностик, выявляющих эффективность работы специалистов.

Работу с родителями проводят в основном социальный педагог и педагог – психолог. Здесь родителям предлагаются различного рода анкеты, опросники для проведения диагностик и составления (по необходимости) индивидуальных маршрутов работы с семьей, выявления эффективности работы программы, ее корректировки, дополнений и усовершенствования. Так же с родителями постоянно проводятся групповые занятия, беседы, консультации (как групповые, так и индивидуальные, тренинги по вопросам, касающимся воспитания детей и создания и поддержания стабильного климата в семье.

Ожидаемые результаты

1. Приобретение детьми навыков безболезненной адаптации и социализации в кругу сверстников и педагогическом коллективе;

2. Возможность получения одинаковой наряду с организованными детьми стартовой площадки для поступления в школу;

3. Развитие личностной сферы и коммуникативных способностей детей 3 – 5 лет;

4. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах детской психологии и педагогики;

5. Приобретение родителями навыков и умений по воспитанию детей дошкольного возраста;

6. Получение родителями индивидуальной консультативной психолого-социально-педагогической помощи по проблемам воспитания ребенка.

Формы контроля

1) Наблюдение;

2) Беседа;

3) Диагностические данные;

4) Результаты опросников, анкет;

5) Практический контроль.

Формы подведения итогов реализации программы

1) Ежемесячные тематические совместные мероприятия для детей и их родителей;

2) Отчеты специалистов, работающих в рамках программы;

3) Презентация, опыта внедрения вариативных форм работы дошкольного образовательного учреждения на различных семинарах, конференциях и т. п.

4) Фотоотчет.

Преемственность

Программа Центра игровой поддержки детей 3 – 5 лет из неблагополучных семей предполагает создание такой психолого-социально-педагогической поддержки детей в преддверии школы, которая дает возможность транслировать инновационные подходы преемственных связей с начальным образованием.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Играем Вместе» В настоящее время наблюдается постепенное реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является.

Программа по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников ГКОУ РО школы-интерната VIII вида №42 г. Ростова-на-Дону «Уверенный.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Деревья и листья
  • Логические загадки
Автор публикации:
Программа Центра игровой поддержки детей 3–5 лет из малообеспеченных семей «Островок детства»
Опубликовано: 23 сентября 2013 в 17:55
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...