Программа по использованию возможностей среды группы в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста

Валентина Сокоренко
Программа по использованию возможностей среды группы в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста

Программа деятельности педагога по использованию возможностей среды группы в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста «Давайте знакомиться»

Цель: проектирование развивающей среды группы в аспекте эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Формирование позитивного отношения к своему “Я”; развитие навыков социального поведения.

2. Создание условий для осознания детьми собственного эмоционального состояния, причин его возникновения.

3. Формирование способности распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

4. Обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоциональные состояния.

Условия:

1. Изучить (диагностировать) психолого-педагогические особенности личности детей старшего дошкольного возраста в аспекте сформированности эмоциональной культуры.

2. Включать родителей в процесс эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

3. Использовать возможности среды дошкольного образовательного учреждения в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста.

4. Создавать и поддерживать благоприятную психологическую обстановку в группе детей старшего дошкольного возраста.

Общий замысел программы.

Общий замысел программы «Давайте знакомиться» заключается в изменении деятельности педагога, направленной на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста, используя при этом возможности среды ДОУ.

Программа «Давайте знакомиться» предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и рассчитана на 3 месяца. Она предполагает участие всех дошкольников подготовительной к школе группы, педагогов, психолога, педагогов дополнительного образования, родителей, заинтересованных в эмоциональном развитии старших дошкольников, в формировании эмоционального опыта дошкольников.

Программа предполагает включение детей старшего дошкольного возраста взрослыми в разнообразные виды деятельности, способствующие эмоциональному развитию, позволяющие им приобрести эмоциональный опыт, сформировать первичное представление о сильных и слабых сторонах своей личности, осуществить презентацию наиболее значимых личностных достижений.

Теоретические основания программы.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. Отсутствие должного внимания к этому вопросу в современных программных документах для дошкольных образовательных учреждений ведет к тому, что педагоги часто выпускают его из поля зрения своей профессиональной деятельности или решают фрагментарно, бессистемно.

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т.  д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Осваивая социальную обусловленность эмоций, дети овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления, что способствует эмоциональному развитию личности. Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше включается в учебно-познавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности.

Деятельность по реализации программы.

Ведущими направлениями деятельности, способствующими реализации цели и задач проекта, являются:

1 направление: «Изменение информационного компонента».

Цель: изменение развивающей среды группы в аспекте эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Создание условий для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Оформление «Экрана настроения» и «Уголка уединения» для создания эмоционально-комфортных условий в группе.

3. Изменение интерьера группы для создания атмосферы эмоциональной безопасности в группе ДОУ.

4. Разработка и оформление папок передвижек для родителей.

5. Изготовление атрибутов для театрализованной деятельности дошкольников.

Насыщение информационного компонента среды ДОУ ресурсами, способствующими эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста. Работа по данному направлению предполагает:

- создание предметно-информационной среды ДОУ, соответствующей санитарным нормам и требованиям безопасности с целью обеспечения охраны здоровья воспитанников, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;

- использование информационных ресурсов (масс-медиа, Интернет и др.) ДОУ по вопросу эмоционального развития, ориентированные на детей данной возрастной группы;

- использование информационных ресурсов учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта, учреждений здравоохранения и т. д. по вопросу эмоционального развития старших дошкольников.

- проведение информационно-просветительской работы – консультации по вопросам эмоционального развития дошкольников, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.

2 направление: «Изменение социального компонента».

Цель: насыщение социального компонента среды ДОУ за счет привлечения субъектов внешней освоенной среды, заинтересованных в эмоциональном развитии старших дошкольников.

Задачи:

1. Установление (налаживание) доброжелательных отношений (взаимопонимание и взаимоуважение) со всеми субъектами среды.

2. Поддержание благоприятного морально-психологического климата в среде.

3. Привлечение субъектов внешней освоенной среды ДОУ, заинтересованных в эмоциональном развитии старших дошкольников.

4. Развитие умения правильно реагировать в ситуации возникшей опасности, находить способы ее преодоления.

5. Содействие оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе отношение к маме, папе, близким людям и т. д.

Расширение социального компонента среды ДОУ за счет привлечения субъектов внешней освоенной среды, заинтересованных в эмоциональном развитии старших дошкольников.

Работа по данному направлению предполагает:

Установление (налаживание) доброжелательных отношений (взаимопонимание и взаимоуважение) со всеми субъектами среды, поддержание благоприятного морально-психологический климата в среде.

Привлечение субъектов внешней освоенной среды ДОУ, заинтересованных в эмоциональном развитии старших дошкольников.

3-й блок: «Изменение технологического компонента».

Цель: насыщение технологического компонента среды ДОУ за счет применения современных образовательных технологий.

Задачи:

1. Развитие у детей умений и навыков выразительно в действиях отражать свое эмоциональное состояние.

2. Использование метода сказкотерапии для развития творческих способностей, совершенствование взаимоотношений с окружающим миром.

3. Способствование овладению детьми суммой знаний по эмоциональному развитию через использование проектной деятельности.

4. Использование игровых технологий для социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

5. Вовлечение родителей в воспитательный процесс в аспекте эмоционального развития старших дошкольников, используя такие виды деятельности как: тренинг, консультация, родительское собрание и др.

Использование возможностей технологического компонента среды ДОУ в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Работа по данному направлению предполагает:

- проектирование различных форм и технологий взаимодействия с социальными субъектами среды для решения проблемы реализации идей эмоционального развития в воспитательном процессе ДОУ;

- использование современных образовательных технологий (проекты, сказкатерапия и др.) с учетом их возможностей в эмоциональном развитии дошкольников;

Формы работы с детьми: занятие, совместная деятельность, беседа.

Календарно-тематический план реализации программы «Давайте знакомиться»

Дата Работа с детьми Работа с родителями Изменение среды

Сентябрь 1 неделя

Занятие «Радость». Этюды на выражение радости: «Цветок», «После дождя». Родительское собрание «Воспитывайте ребенка добротой». Оформление «Экрана настроения».

Проект «Радость моей семьи»

2 неделя Сказкотерапия «Неприятие новеньких». Изготовление кукол для пальчикового театра.

Тренинг детско-родительских отношений «Мы вместе»

3 неделя Занятие «Гнев»

Этюд на выражение гнева «Гневная гиена». Музыкальное занятие «Город настроения» в музыкальной школе.

Проект «Какой он-злюка?»

4 неделя Игра-драматизация сказка «Зимовье зверей». Оформление папки передвижки для родителей «Наши помощники чувства».

Октябрь 1 неделя Занятие «Страх»

Этюд на выражение страха «Зайчонок»

Тренинг детско-родительских отношений «Давайте жить дружно».

2 неделя Сказкотерапия «Смешные страхи». Оформление «Уголка уединения».

Семейный проект – каллаж «Мои страхи».

3 неделя Занятие «Испуг».

Этюд на выражение испуга «В лесу».

Изготовление костюмов, масок, декораций для игр-драматизаций.

4 неделя Игра-драматизация сказка «У страха глаза велики». Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»

Ноябрь 1 неделя Занятие «Грусть».

Этюд на выражение грусти «Осень» Оформление рекомендаций «Понимаем ли мы друг друга?»

2 неделя Сказкотерапия «Жадность».

Тренинг детско-родительских отношений «Пойми меня без слов».

3 неделя Занятие «Удивление».

Этюд на выражение удивления «Сюрприз». Изготовление папок-передвижек по основным эмоциям.

Проект «Мои эмоции».

4 неделя Игра-драматизация сказка «Заюшкина избушка». Консультация «Как научить ребенка выражать чувства».

Драматизация и обсуждение сказки «Богатырь» с привлечением педагогов дополнительного образования МОУ ДОД «ДООЦ»

Целевые группы программы:

1. Дети старшего дошкольного возраста.

2. Педагоги подготовительной к школе группы.

3. Специалисты ДОУ (психолог, логопед).

4. Родители.

5. Педагоги музыкальной школы.

6. Педагоги дополнительного образования: детский образовательный центр, дом культуры, школа искусств.

Широкое использование воспитательных возможностей центра дополнительного образования, музыкальной школы, учреждения культуры.

Анализ результатов реализации программы:

Оценка эффективности реализации социально-педагогической программы осуществляется на основе диагностики состояния эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Работа с детьми.

Комплекс занятий, направленных на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие умение у старших дошкольников понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики, пантомимики, речи.

Задачи:

1. Обучение детей ориентироваться в пиктограммах человеческих эмоций, настроений.

2. Развивать умение отражать эмоции людей в своих рисунках.

3. Обогащение эмоционального словаря дошкольников.

1. Занятие «Радость».

2. Этюды на выражение радости: «Цветок», «После дождя».

3. Проект «Радость моей семьи».

4. Сказкотерапия «Неприятие новеньких».

5. Тренинг детско-родительских отношений «Мы вместе».

6. Занятие «Гнев».

7. Этюд на выражение гнева «Гневная гиена».

8. Проект «Какой он злюка».

9. Игра-драматизация сказка «Зимовье зверей».

10. Занятие «Страх».

11. Этюд на выражение страха «Зайчонок».

12. Тренинг детско-родительских отношений «Давайте жить дружно».

13. Сказкотерапия «Смешные страхи».

14. Семейный проект – каллаж «Мои страхи».

15. Занятие «Испуг».

16. Этюд на выражение испуга «В лесу».

17. Игра-драматизация сказка «У страха глаза велики».

18. Занятие «Грусть».

19. Этюд на выражение грусти «Осень».

21. Сказкотерапия «Жадность».

22. Тренинг детско-родительских отношений «Пойми меня без слов».

23. Занятие «Удивление».

24. Этюд на выражение удивления «Сюрприз».

25. Проект «Мои эмоции».

26. Игра-драматизация сказка «Заюшкина избушка».

Работа с родителями

Комплекс мероприятий, направленных на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Оказание методической, социально-психологической помощи родителям в эмоциональном развитии старших дошкольников, развитие навыков рефлексии, навыков взаимодействия родителей и детей.

Формы организации: родительское собрание, консультация, тренинг, проект.

Родительское собрание «Воспитывайте ребенка добротой».

Проект «Радость моей семьи».

Тренинг детско-родительских отношений «Мы вместе».

Проект «Какой он – злюка?».

Тренинг детско-родительских отношений «Давайте жить дружно».

Семейный проект – калаж «Мои страхи».

Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми».

Тренинг детско-родительских отношений «Пойми меня без слов».

Проект «Мои эмоции».

Консультация «Как научить ребенка выражать чувства».

Работа с субъектами внешней освоенной среды, заинтересованных в эмоциональном развитии старших дошкольников.

Цель: Эмоциональное развитие старших дошкольников с использованием различных видов музыкальной и творческой деятельности.

Музыкальное занятие «Город настроения» в музыкальной школе.

Драматизация и обсуждение сказки «Богатырь» с привлечением педагогов дополнительного образования детского образовательного центра.

Тематика психологических тренингов.

Цель: развитие у старших дошкольников навыков самопознания, самопонимания, рефлексии, изменение отношения к себе, другим, выработка навыков саморегуляции, развитие эмоциональной гибкости, углубление опыта психологической интерпретации поведения других людей

Задачи:

1. Обучение старших дошкольников межличностному общению.

2. Проработка проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.

3. Развивать активную социально-психологической позицию ребенка.

№ Тема тренинга Сроки

1 «Мы вместе» Сентябрь

2 «Давайте жить дружно». Октябрь

3 «Пойми меня без слов». Ноябрь

Тематика сказкатерапии.

Цель: способствовать «замещению» неэффективного стиля поведения ребенка на более продуктивный.

Задачи:

1. Оказание мягкого влияния на поведение ребенка.

2. Объяснение смысла происходящего.

№ Тема сказки Сроки

1 Неприятие новеньких. Сентябрь

2 Смешные страхи. Октябрь

3 Жадность. Ноябрь

Тематика проектов.

Цель: Способствовать организации сотрудничества и саморазвития детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Создание условий для самоопределения, самореализации, самодвижения и развития старших дошкольников.

2. Развитие активности дошкольника.

3. Вовлечение старших дошкольников в исследовательскую деятельность.

№ Тема проекта Сроки

1 «Радость моей семьи». Сентябрь

2 «Мои страхи» Октябрь

3 «Мои эмоции» Ноябрь

Публикации по теме:

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Программа по использованию возможностей среды группы в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 марта 2013 в 12:11
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Развлечение в старших группах «Путешествие в страну экономики»
Развлечение для старших групп "Путешествие в страну экономики" ( Музыкальный зал оснащен сказочным замком, рекламой, магазинами, макетом банка) Дети входят...
Фотоотчет «В гостях у бабушки»
С целью расширения представления детей о самих себе, о родственных отношениях в семье, воспитания любви к членам семьи, в нашем детском саду с 21 ноября по...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема занятия: «Письмо от Незнайки ». Программное содержание. Развивать умение...
Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями»
Семья и детский сад – две составляющие, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные...
Дидактическая игра «Найди половинку»
Уважаемые коллеги продолжаю знакомить вас с дидактическими играми изготовленными родителями на конкурс «Разноцветная сенсорика». Дидактическую игру «Найди...