Подарок: письмо от Деда Мороза

Программа для детей имеющих нарушения сенсорно-перцептивных функций

Цель программы: Стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза, коррекция их нарушений и развитие на их основе высших психических функций (внимания, мышления, памяти) .

Основные задачи:

1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов и мышечно-суставного чувства.

2. Развитие константности, предметности и обобщённости восприятия.

3. Развитие скорости восприятия объектов.

4. Активация зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти пальцев. Стимуляция парного взаимодействия рук.

5. Создание эмоционально- положительный настроя в группе.

6. Снятие эмоционально-мышечного напряжения.

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы:

Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе комплексной реабилитации детей с ОВЗ. Психологическая служба осуществляет сопровождение таких детей, применяя методы и приёмы психокоррекции, как способ психологического воздействия, направленный на коррекцию отклонений в психическом развитии ребёнка.

В процессе психологической коррекции нарушений у детей с ОВЗ необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребёнка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как социальная ситуация развития, выраженность обусловленных заболеванием изменений личности, степень физической беспомощности

Психологическая коррекция рассматривается как метод психологического воздействия, направленный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных свойств.

Б. Д. Эльконин (1980) в зависимости от характера направленности коррекции выделяет две её формы:

симптоматическую – направленную на симптомы отклонений в развитии,

направленная на источник и причины отклонений в развитии.

Симптоматическая коррекция является недостаточно эффективной, так как симптомы отклонений в развитии имеют различные причины и вследствие этого – различна психологическая структура нарушений в развитии.

Например, у ребёнка с ДЦП наблюдается недоразвитие счётных операций. С помощью специальных педагогических методов можно помочь ребёнку усвоить порядковый счёт, состав числа и проч. Однако, несмотря на интенсивные занятия, у ребёнка по-прежнему отмечаются существенные трудности в усвоении математики. Истинные причины, лежащие в основе нарушений счёта у детей с ДЦП – недоразвитие пространственных представлений, что обусловлено церебрально-органической недостаточностью теменно-затылочных отделов мозга. Поэтому психологическая коррекция должна быть больше сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках порождающих эти отклонения. Для эффективности психокоррекции необходимы занятия по развитию зрительно-пространственной функции ребёнка с ДЦП.

Принципы психологической коррекции.

1. Принцип комплексности.

2. Личностный подход.

3. Деятельностный подход

4. Единство диагностики и коррекции.

5. Иерархический.

6. Каузальный.

7. Временной.

8. Единство коррекционной работы с ребёнком и его окружением.

В целях выявления особенностей познавательного развития детей с ОВЗ диагностика познавательных процессов проводится у детей разновозрастных групп в сентябре и апреле. Результаты фиксируются в протоколе обследования.

Для детей в возрасте от 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет применяется диагностика Е. А. Стребелевой. учитывается принцип единства диагностики и коррекции в дошкольном возрасте.

В результате выявляются дети, у которых первичный дефект при этом – недоразвитие высших форм мыслительной деятельности (абстрактного мышления) .

Вторичный дефект – нарушение сенсорно-перцептивных процессов, что проявляется в недоразвитии константности и предметности восприятия, в замедленном темпе узнавания предметов, обобщения сенсорных сигналов.

Наблюдается недостаточность зрительно-моторной координации (ребёнок не тянется к видимой игрушке, предмету и не захватывает её, так как зрение активно не направляет движения его руки к определённой цели).

Кроме того, имеются трудности с нарушениями в установлении контактов, понимании инструкции, игровом и речевом общении.

Формы реализации коррекционно-развивающей программы:

Дети с выявленными нарушениями зачисляются на индивидуальную форму коррекционно-развивающей работы. Необходимым условием является создание определённых материальных условий, для интегрирования задач по физическому оздоровлению детей с ОВЗ, с учётом состояния их здоровья (специализированная мебель, освещение и особая предметно-игровая среда). Занятия проводятся два раза в неделю, в кабинете психолога.

Одной из новых организационных форм коррекционной поддержки детей с нарушениями психофизического развития является использование ресурса сенсорной комнаты.

Сенсорное развитие включает в себя развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного и вкусового восприятия, закрепление воспринятого предмета и свойства в слове, а также формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной). На занятиях психолог направляет свои усилия на удовлетворение потребности ребенка в эмоциональном насыщении, предметной новизне; на обеспечение развития познавательных функций руки и сенсорно-двигательной координации в процессе манипулирования, на пробуждение познавательной активности, эмоционально-делового общения со взрослым, пробуждение речевой активности.

Сенсорное развитие детей с органическим поражением головного мозга и центральной нервной системы направлено на развитие ориентировочно-исследовательских действий, восприятия предметов с точки зрения их функционального назначения, ориентировки на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное восприятие.

Требования к организации и проведению непосредственно-образовательной деятельности, предъявляемые педагогу-психологу, осуществляющему коррекционно-развивающую работу:

1. Налаживание эмоционального контакта и формирование адекватных форм взаимодействия близких взрослых с ребенком;

2. Создание предметно-развивающей среды в соответствии с поставленными задачами воспитания и обучения ребенка;

3. Регулярное и систематическое проведение занятий по определенному расписанию;

4. Смена видов деятельности в процессе одного занятия;

5. Повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;

6. Игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка;

7. Опора на положительные результаты, достигнутые в той или иной деятельности ребенка;

8. Использование усвоенного способа действия в новых условиях и ситуациях;

9. Оказание психолого-педагогической помощи родителям в целях создания благоприятных условий для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком в семье.

Сроки реализации программы: в течение учебного года.

Реализация данных задач предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения, работающих с данной категорией воспитанников, а именно: учителя – дефектолога, учителя – логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медицинских работников и родителей дошкольников.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

- «Тренируем память, внимание, мышление», И. Е. Светлова, М. : Изд-во Эксмо, 2010.

- «Цветик-семицветик. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей», Н. Ю. Куражева, СПб. : Речь, 2011.

- «Сенсорная комната в дошкольном учреждении». Практические рекомендации. Г. Г. Колос. М. : АРКТИ, 2008.

Программа рассчитана на 26 учебных часов в год, 2 раза в неделю, длительность одного учебного часа 30 минут.

Программой предусмотрено проведение:

- диагностических мероприятий – 10 часов;

- практической непосредственно-образовательной деятельности – 16 часа;

В каждую форму непосредственно-образовательной деятельности включён компонент дошкольного образовательного учреждения, направленный на реализацию следующих коррекционно-развивающих задач: учить детей как с помощью физкультурных минуток, комплексов дыхательной, пальчиковой, мимической гимнастики снимать статическое мышечное напряжение, возникающее в процессе образовательной деятельности; учить детей приёмам расслабления различных мышц тела; учить координировать движения рук и положение тела под зрительным и осязательным контролем; продолжать формировать навыки профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата (правильно сидеть за столом, носить правильную обувь, делать специальные упражнения, чередовать активные движения и отдых). Данные задачи реализуются в форме специальных игр, игровых упражнений, динамических пауз, разучивания и выполнения комплексов пальчиковой, мимической, дыхательной гимнастики.

Требования к результатам освоения ребёнком раздела: «Познавательное развитие» для детей со сложным дефектом, имеющих нарушения сенсорно-перцептивных процессов с опорой на нормально сформированные функции, посещающих разновозрастные группы компенсирующей направленности.

У ребёнка сформированы сенсорные эталоны цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов и мышечно-суставного чувства.

Ребёнок воспринимает окружающие стимулы константно, предметно и обобщённо

У ребёнка в меру его возможностей активизирован интерес и мотивация к овладению мелкими движениями кистей рук и парного взаимодействия рук.

У ребёнка сформирована мотивация к эмоционально-положительному и результативному взаимодействию со взрослым.

Ребёнок имеет представление о способах снятия эмоционально-мышечного напряжения.

Мониторинг познавательного развития детей проводится в сентябре и апреле

Содержание работы по освоению раздела «Познавательное развитие» для детей со сложным дефектом, имеющих нарушения сенсорно-перцептивных процессов с опорой на нормально сформированные функции, посещающих разновозрастные группы компенсирующей направленности представлено:

-индивидуальной схемой коррекционно-образовательной работы с каждым ребёнком, включающую в себя:

-сведения о ребёнке;

-заключение по итогам диагностики;

-коррекционные и развивающие задачи для каждого конкретного ребёнка,

-динамика в начале занятий, в которой отражено отношение ребёнка к непосредственно образовательной деятельности, состояние мотивационной сферы, особенности поведения и реагирования;

-тематическое планирование, в котором тезисно представлено содержание изучаемого процесса, раскрыты формы и методические приёмы и способы выполнения их ребёнком;

-динамика в конце занятий;

-рекомендации по дальнейшей работе.

Похожие записи:

Игры на развитие фонематического слуха.
Развивающие игры по сенсорному воспитанию для детей 2–3 лет.


Версия для печати
Программа для детей имеющих нарушения сенсорно-перцептивных функций
Опубликовано: 19 февраля 2014 в 16:50
+3
Тематические разделы:
Перейдите в любой тематический раздел и найдите десятки и сотни работ по соответствующей теме.
Всего комментариев: 3. Для просмотра комментариев зарегистрируйтесь.

← Назад


Сертификаты, свидетельства, дипломыБесплатные шаблоны для оформленияГрафик конкурсов