Программа для детей имеющих нарушения сенсорно-перцептивных функций

Светлана Дорофеева
Программа для детей имеющих нарушения сенсорно-перцептивных функций

Цель программы: Стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза, коррекция их нарушений и развитие на их основе высших психических функций (внимания, мышления, памяти).

Основные задачи:

1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов и мышечно-суставного чувства.

2. Развитие константности, предметности и обобщённости восприятия.

3. Развитие скорости восприятия объектов.

4. Активация зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти пальцев. Стимуляция парного взаимодействия рук.

5. Создание эмоционально- положительный настроя в группе.

6. Снятие эмоционально-мышечного напряжения.

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы:

Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе комплексной реабилитации детей с ОВЗ. Психологическая служба осуществляет сопровождение таких детей, применяя методы и приёмы психокоррекции, как способ психологического воздействия, направленный на коррекцию отклонений в психическом развитии ребёнка.

В процессе психологической коррекции нарушений у детей с ОВЗ необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребёнка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как социальная ситуация развития, выраженность обусловленных заболеванием изменений личности, степень физической беспомощности

Психологическая коррекция рассматривается как метод психологического воздействия, направленный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных свойств.

Б. Д. Эльконин (1980) в зависимости от характера направленности коррекции выделяет две её формы:

симптоматическую – направленную на симптомы отклонений в развитии,

направленная на источник и причины отклонений в развитии.

Симптоматическая коррекция является недостаточно эффективной, так как симптомы отклонений в развитии имеют различные причины и вследствие этого – различна психологическая структура нарушений в развитии.

Например, у ребёнка с ДЦП наблюдается недоразвитие счётных операций. С помощью специальных педагогических методов можно помочь ребёнку усвоить порядковый счёт, состав числа и проч. Однако, несмотря на интенсивные занятия, у ребёнка по-прежнему отмечаются существенные трудности в усвоении математики. Истинные причины, лежащие в основе нарушений счёта у детей с ДЦП – недоразвитие пространственных представлений, что обусловлено церебрально-органической недостаточностью теменно-затылочных отделов мозга. Поэтому психологическая коррекция должна быть больше сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках порождающих эти отклонения. Для эффективности психокоррекции необходимы занятия по развитию зрительно-пространственной функции ребёнка с ДЦП.

Принципы психологической коррекции.

1. Принцип комплексности.

2. Личностный подход.

3. Деятельностный подход

4. Единство диагностики и коррекции.

5. Иерархический.

6. Каузальный.

7. Временной.

8. Единство коррекционной работы с ребёнком и его окружением.

В целях выявления особенностей познавательного развития детей с ОВЗ диагностика познавательных процессов проводится у детей разновозрастных групп в сентябре и апреле. Результаты фиксируются в протоколе обследования.

Для детей в возрасте от 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет применяется диагностика Е. А. Стребелевой. учитывается принцип единства диагностики и коррекции в дошкольном возрасте.

В результате выявляются дети, у которых первичный дефект при этом – недоразвитие высших форм мыслительной деятельности (абстрактного мышления).

Вторичный дефект – нарушение сенсорно-перцептивных процессов, что проявляется в недоразвитии константности и предметности восприятия, в замедленном темпе узнавания предметов, обобщения сенсорных сигналов.

Наблюдается недостаточность зрительно-моторной координации (ребёнок не тянется к видимой игрушке, предмету и не захватывает её, так как зрение активно не направляет движения его руки к определённой цели).

Кроме того, имеются трудности с нарушениями в установлении контактов, понимании инструкции, игровом и речевом общении.

Формы реализации коррекционно-развивающей программы:

Дети с выявленными нарушениями зачисляются на индивидуальную форму коррекционно-развивающей работы. Необходимым условием является создание определённых материальных условий, для интегрирования задач по физическому оздоровлению детей с ОВЗ, с учётом состояния их здоровья (специализированная мебель, освещение и особая предметно-игровая среда). Занятия проводятся два раза в неделю, в кабинете психолога.

Одной из новых организационных форм коррекционной поддержки детей с нарушениями психофизического развития является использование ресурса сенсорной комнаты.

Сенсорное развитие включает в себя развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного и вкусового восприятия, закрепление воспринятого предмета и свойства в слове, а также формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной). На занятиях психолог направляет свои усилия на удовлетворение потребности ребенка в эмоциональном насыщении, предметной новизне; на обеспечение развития познавательных функций руки и сенсорно-двигательной координации в процессе манипулирования, на пробуждение познавательной активности, эмоционально-делового общения со взрослым, пробуждение речевой активности.

Сенсорное развитие детей с органическим поражением головного мозга и центральной нервной системы направлено на развитие ориентировочно-исследовательских действий, восприятия предметов с точки зрения их функционального назначения, ориентировки на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное восприятие.

Требования к организации и проведению непосредственно-образовательной деятельности, предъявляемые педагогу-психологу, осуществляющему коррекционно-развивающую работу:

1. Налаживание эмоционального контакта и формирование адекватных форм взаимодействия близких взрослых с ребенком;

2. Создание предметно-развивающей среды в соответствии с поставленными задачами воспитания и обучения ребенка;

3. Регулярное и систематическое проведение занятий по определенному расписанию;

4. Смена видов деятельности в процессе одного занятия;

5. Повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;

6. Игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка;

7. Опора на положительные результаты, достигнутые в той или иной деятельности ребенка;

8. Использование усвоенного способа действия в новых условиях и ситуациях;

9. Оказание психолого-педагогической помощи родителям в целях создания благоприятных условий для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком в семье.

Сроки реализации программы: в течение учебного года.

Реализация данных задач предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения, работающих с данной категорией воспитанников, а именно: учителя – дефектолога, учителя – логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медицинских работников и родителей дошкольников.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

- «Тренируем память, внимание, мышление», И. Е. Светлова, М.: Изд-во Эксмо, 2010.

- «Цветик-семицветик. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей», Н. Ю. Куражева, СПб.: Речь, 2011.

- «Сенсорная комната в дошкольном учреждении». Практические рекомендации. Г. Г. Колос. М.: АРКТИ, 2008.

Программа рассчитана на 26 учебных часов в год, 2 раза в неделю, длительность одного учебного часа 30 минут.

Программой предусмотрено проведение:

- диагностических мероприятий – 10 часов;

- практической непосредственно-образовательной деятельности – 16 часа;

В каждую форму непосредственно-образовательной деятельности включён компонент дошкольного образовательного учреждения, направленный на реализацию следующих коррекционно-развивающих задач: учить детей как с помощью физкультурных минуток, комплексов дыхательной, пальчиковой, мимической гимнастики снимать статическое мышечное напряжение, возникающее в процессе образовательной деятельности; учить детей приёмам расслабления различных мышц тела; учить координировать движения рук и положение тела под зрительным и осязательным контролем; продолжать формировать навыки профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата (правильно сидеть за столом, носить правильную обувь, делать специальные упражнения, чередовать активные движения и отдых). Данные задачи реализуются в форме специальных игр, игровых упражнений, динамических пауз, разучивания и выполнения комплексов пальчиковой, мимической, дыхательной гимнастики.

Требования к результатам освоения ребёнком раздела: «Познавательное развитие» для детей со сложным дефектом, имеющих нарушения сенсорно-перцептивных процессов с опорой на нормально сформированные функции, посещающих разновозрастные группы компенсирующей направленности.

У ребёнка сформированы сенсорные эталоны цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов и мышечно-суставного чувства.

Ребёнок воспринимает окружающие стимулы константно, предметно и обобщённо

У ребёнка в меру его возможностей активизирован интерес и мотивация к овладению мелкими движениями кистей рук и парного взаимодействия рук.

У ребёнка сформирована мотивация к эмоционально-положительному и результативному взаимодействию со взрослым.

Ребёнок имеет представление о способах снятия эмоционально-мышечного напряжения.

Мониторинг познавательного развития детей проводится в сентябре и апреле

Содержание работы по освоению раздела «Познавательное развитие» для детей со сложным дефектом, имеющих нарушения сенсорно-перцептивных процессов с опорой на нормально сформированные функции, посещающих разновозрастные группы компенсирующей направленности представлено:

-индивидуальной схемой коррекционно-образовательной работы с каждым ребёнком, включающую в себя:

-сведения о ребёнке;

-заключение по итогам диагностики;

-коррекционные и развивающие задачи для каждого конкретного ребёнка,

-динамика в начале занятий, в которой отражено отношение ребёнка к непосредственно образовательной деятельности, состояние мотивационной сферы, особенности поведения и реагирования;

-тематическое планирование, в котором тезисно представлено содержание изучаемого процесса, раскрыты формы и методические приёмы и способы выполнения их ребёнком;

-динамика в конце занятий;

-рекомендации по дальнейшей работе.

Публикации по теме:

Игры на развитие фонематического слуха.Игры на развитие фонематического слуха. Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность.

Развивающие игры по сенсорному воспитанию для детей 2–3 лет.Развивающие игры по сенсорному воспитанию для детей 2–3 лет. Я работаю с детьми раннего возраста (с 2 до 3 лет) по сенсорике. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Программа для детей имеющих нарушения сенсорно-перцептивных функций
Опубликовано: 19 февраля 2014 в 16:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Индивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского...
Актуальность: Горох настоящее лакомство, все дети любят сладкий сочный зеленый горошек. Особенно, если вырастили его самостоятельно. Уже не первый год мы...
Лэпбук «Челябинск»
Приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Хочу поделиться очередным замечательным лэпбуком, очень долго обещанным моей подружке-маамовцу быть...
Поделки из бросового материала. Фотоотчет.
Так случилось, что после отпуска я временно работаю не на своей группе. Моих ребятишек осталось после выпуска в школу пятеро, в этом году они тоже...
Фотоэкскурсия по океанарию Анапы
Анапа — это один из самых знаменитых российских...
На велосипеде я тоже умею кататься! Фото с комментариями из Пикник парка!
Да, правильно говорится, что навыки катания на коньках и велосипеде, приобретенные человеком в детстве, остаются у него на всю жизнь! Убедилась я в...