Папки-передвижки

Программа развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в НОД (3 фото)

Диана Воробьева
Программа развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в НОД

ПРОГРАММА

для музыкальных руководителей.

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в НОД.

Введение.

В современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения. Успешное прохождение этих этапов является основой для дальнейшего благоприятного развития личности ребенка.

Публикация «Программа развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в НОД» размещена в разделах

Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для детей и сотрудников. Во многих семьях книги не актуальны, их место заняли диски с мультфильмами, сомнительными по своему содержанию, телевизор, просмотр которого не всегда контролируется со стороны родителей, компьютерные игры. Родители увлечены идеей интеллектуального воспитания ребенка. Они хотят видеть своих детей усидчивыми, внимательными, собранными, целеустремленными, желающими учиться, то есть наделенными такими качествами, которые способствуют умственному развитию и облегчают процесс обучения. Современные дети быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, творят.

Прогрессивные тенденции современной детской психологии и педагогики, определяющие продуктивную деятельность, как условие развития личности, как движущую силу формирования психической готовности к жизни выявляют значимость творчества в развитии дошкольников. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Творческая деятельность- это деятельность, рождающая нечто новое; свободное отражение личностного «Я». Любое творчество для ребенка - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлунина, Б. М. теплов и многие другие.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Именно через театрализованную деятельность каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей. Поэтому в свою работу по музыкальному воспитанию я включаю разнообразные театральные игры, игровые упражнения, этюды и театральные постановки.

На мой взгляд, систематическое вовлечение дошкольников в театральную деятельность приводит к значительным сдвигам в развитии музыкальных творческих способностей у детей.

Специфика театрализованной деятельности в процессе музыкального развития детей

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. Во время НОД театрализация должна занимать весомое место, так как наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка музыкальных творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом.

Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях. В процессе музыкального воспитания детей, постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере.

Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие дошкольника, его открытость, раскрепощенности, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное в выполнении действие, т. к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец.

Музыкальный компонент театрализации расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).

Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т. д., все это может быть обыграно при помощи театрализации.

Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов :

- основы кукловождения,

- актерское мастерство,

- игровое творчество,

- имитирование на музыкальных инструментах,

- песенное и танцевальное творчество детей,

- проведение праздников и развлечений.

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. В качестве примера можно предложить ребенку показать образ вкусной конфеты, трусливого зайчика и тд.

Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. По желанию дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения. Способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет.

Таким образом, театрализованная деятельность, в процессе музыкального развития детей исполняет социализирующую функцию и тем самым дает толчок к развитию музыкальных творческих способностей ребенка. Программные задачи :

Театральная игра.

- Учить детей ориентироваться в пространстве;

- равномерно размещаться на площадке;

- строить диалог с партнером на заданную тему;

- развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;

- запоминать слова героев спектаклей;

- развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству.

- упражнять в четком произношении слов;

- воспитывать нравственно-эстетические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

Ритмопластика:

- развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал;

- развивать координацию движений;

- учить запоминать заданные позы и образно передавать их;

- развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;

- добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений;

- воспитывать гуманные чувства.

Культура и техника речи:

- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;

- развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;

- учить произносить скороговорки и стих, тренировать четкое произношение согласных в конце слова;

- учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

- пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры :

- познакомить детей с театральной терминологией;

- познакомить с основными видами театрального искусства;

- воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем:

- учить сочинять этюды по сказкам, басням;

- развивать навыки действия с воображаемыми предметами;

- учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;

- развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;

- пополнять словарный запас, образный строй речи.

В своей работе я стремлюсь:

– воспитывать у детей любовь и интерес к сказке;

развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, которые дают возможность широко использовать воспитательное воздействие сказки;

– обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными сказками и средствами их выразительной сценической трактовки;

– пополнять словарный запас детей и развивать выразительность речи, правильность произношения;

развивать артистические способности детей и взрослых через театрализованную деятельность;

развивать воображение и веру в сценический вымысел;

– прививать навыки вежливого поведения;

– совершенствовать двигательные способности детей, вырабатывать гибкость и выносливость.

Ожидаемые результаты:

Как конечный результат у детей должны развиться следующие качества :

- творческая фантазия и воображение;

- наблюдательность;

- внимание и память;

- ассоциативное и образное мышление;

- выразительность в движениях, пластика тела;

- перевоплощение в игровой образ навыки диалогической и монологической речи;

- коммуникабельность, партнерские отношения в группе.

Программа развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в НОД
Фото №1 ПРОГРАММА для музыкальных руководителей Фото №2 Развитие творческих способностей детей средствами
Публикации по теме:

Презентация для воспитателей «Музыкальные уголки в группах ДОУ» В каждом детском саду, в каждой группе есть музыкальные уголки для развития музыкальных, творческих способностей ребенка в процессе самостоятельной.

Презентация «Развитие творческих способностей детей 2–3 лет посредством театральной деятельности» Важную роль в становлении личности ребенка и в развитии его творческих способностей играет общение с взрослым. Поэтому не нужно -3жалеть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в НОД
Опубликовано: 16 января 2014 в 17:19
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД