МААМ-картинки

Программа дополнительного образования «Азбука безопасности»

Юлия Иншакова
Программа дополнительного образования «Азбука безопасности»

Руководитель кружка

Воспитатель

Иншакова Ю. Ю.

С. Круглолесское

Пояснительная записка.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Люди очень часто страдают из - за своей собственной неосторожности, беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Они забывают принимать необходимые меры, чтобы оградить себя и свои семьи от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях ока-зываются дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуаци-ях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становят-ся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.

Публикация «Программа дополнительного образования „Азбука безопасности“» размещена в разделах

Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного учре-ждения, семьи и государства. Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т. д.

Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.

Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человече-ская личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие пра-вила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подроб-но, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жиз-ни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обста-новке. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответ-ственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно дей-ствовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок. На это уходит время и не всегда достигается лучший результат. В опасной же ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы и же-лательно с наименьшим ущербом для здоровья. Нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.

Рабочая программа кружка разработана на основе программы Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Безопасность», в которой рассматривается шесть бло-ков, затрагивающих основные сферы жизни ребёнка.

1. «Ребёнок и другие люди».

Первый раздел касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в детском саду. Ребёнок учит-ся оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно», принимать решение и со-ответственно реагировать, стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внеш-ность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций.

2. Ребенок и природа.

Всегда ли общение с природой несёт пользу? Что даёт самой природе деятель-ность человека? В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растения-ми, а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бе-режному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвяза-но.

3. Ребенок дома.

Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Можете ли вы спо-койно оставить ребёнка дома? Умение грамотно обращаться с окружающими ребён-ка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. А тем временем мы, взрослые, стараемся воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности. О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту поведает ре-бятам третий раздел программы.

4. Здоровье ребенка.

Как сберечь и приумножить здоровье ребёнка? Что делать и чего стоит избе-гать, чтобы организм хорошо развивался, а физическая активность приносила только радость? Четвёртый раздел программы расскажет ребятам об организме человека, ценности здорового образа жизни, напомнит о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе, и важности свое-временного обращения к врачу. Взрослея, человек становится всё более ответствен-ным за сохранение и укрепление собственного здоровья. Однако здоровые привычки закладываются именно в детстве, поэтому есть необходимость уделять особое вни-мание охране здоровья и физическому воспитанию в этом возрасте.

5. Эмоциональное благополучие ребенка.

Отдельный раздел в программе посвящен эмоциональной «безопасности» и защите от психического травматизма - благоприятной атмосфере, которая должна со-путствовать воспитанию ребёнка. Ответственность за этот аспект лежит в большей степени на взрослых – родителях и педагогах, которые в силах помочь ребятам раз-решить без потерь конфликтные ситуации и преодолеть негативные эмоциональные последствия страхов, драк, ссор. Внутреннее благополучие не менее важно, чем внешнее, а навыки саморегуляции в сложных ситуациях так же значимы, как и следо-вание правилам «безопасного» поведения. Этот раздел поможет ребёнку научиться нормальному взаимодействию с людьми и комфортному общению.

6. Ребенок на улице.

Выход ребёнка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объ-ектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт (метро, ав-тобус, автомобиль) – эти понятия входят в круг представлений ребёнка в дошкольном детстве, а с ними и новые правила. Раздел шестой поможет ребятам познакомиться с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов, расскажет о работе ГАИ и научит, что делать, если ребёнок потерялся.

Кружок «Азбука безопасности» нацелен на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного приня-тия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки. На занятиях дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опи-раясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способ-ностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.

Цель программы : обучение ребенка правильному поведению дома, на улице, в го-родском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожа-роопасными, острыми, колюще-режущими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению у детей дошкольного возраста экологиче-ской культуры, ценностей здорового образа жизни.

Задачи программы :

• Создавать условия для сознательного изучения детьми правил ОБЖ.

• Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах ОБЖ, формиро-вать привычки их соблюдения.

• Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

• Способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодей-ствия с окружающими предметами, с помощью которых можно предотвратить сти-хию, бедствие.

• Формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к со-блюдению и нарушению правил ОБЖ.

• Расширить знания детей о профессиях (пожарный, инспектор ППС, водитель, поли-цейский, спасатель, врач) .

• Развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, соблюдать режим дня, заботиться о своём здоровье.

• Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в кружковой деятель-ности.

Принципы программы

1. Интеграция в разные виды деятельности

2. Доступность

• учет возрастных особенностей

3. Систематичность и последовательность

• постепенная подача материала от простого к сложному;

• повторение усвоенных правил и норм в течение всего года;

• индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их ин-тересов и способностей.

4. Наглядность.

• учет особенностей мышления

5. Опора на внутреннюю мотивацию, интересы детей.

Целевые ориентиры:

К четырем годам в результате освоения программы ребёнок :

«Ребёнок и другие люди»

• понимает, кто является «своим» и «чужим» среди окружающих; знает, что с что не надо разговаривать с чужим человеком на улице;

• знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку.

«Ребёнок и природа»

• нельзя дразнить и мучить наших четвероногих соседей.

«Ребёнок дома»

• знает предметы, опасные для жизни и здоровья, пользоваться которыми могут только взрослые;

«Здоровье ребёнка»

• имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о том, что врач лечит, помогая побороть болезнь и выздороветь;

• имеет представление о полезных для здоровья продуктах;

• знают о необходимости выполнения гигиенических процедур;

«Ребёнок на улице»

имеет представление о правилах уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на перекрёстках опасно;

• понимает значения сигналов светофора;

• правильно называет элементы дороги; знает правила движения по обочине дороги;

• имеет представление о безопасности игр во дворе (где можно кататься на велоси-педе, играть в мяч и т. д.).

Целевые ориентиры:

К пяти годам в результате освоения программы ребёнок :

«Ребёнок и другие люди»

• имеет представление о том, что приятная внешность незнакомого человека не все-гда означает его добрые намерения;

• понимает, кто является «своим» и «чужим» среди окружающих; знает, что с что не надо разговаривать с чужим человеком на улице;

• знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку.

«Ребёнок и природа»

• представления о съедобных и несъедобных грибах;

• знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных;

• нельзя дразнить и мучить наших четвероногих соседей.

«Ребёнок дома»

• знает предметы, опасные для жизни и здоровья, пользоваться которыми могут только взрослые;

• знает предметы, которыми нужно пользоваться осторожно.

«Здоровье ребёнка»

• знает о пользе овощей и фруктов для здоровья;

• имеет представление о строении тела человека;

• имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о том, что врач лечит, помогая побороть болезнь и выздороветь;

• имеет представление о полезных для здоровья продуктах;

• знают о необходимости выполнения гигиенических процедур;

• имеет представление о том, что нужно закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы не болеть;

• знают, что купаться можно только в разрешённых местах и под присмотром взрос-лого.

«Ребёнок на улице»

имеет представление о правилах уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на перекрёстках опасно;

• понимает значения сигналов светофора;

• знает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети»;

• различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;

• правильно называет элементы дороги; знает правила движения по обочине дороги;

• имеет представление о безопасности игр во дворе (где можно кататься на велоси-педе, играть в мяч и т. д.).

Целевые ориентиры:

К шести годам в результате освоения программы ребёнок :

«Ребёнок и другие люди»

• знает, что опасно доверять незнакомому человеку, нельзя поддаваться на его уго-воры, идти с ним куда-либо, садиться в машину;

• имеет представление о том, как вести себя дома, когда остаётся один, знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку;

• имеет представление о правилах поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице.

«Ребёнок и природа»

• различает и правильно называет съедобные и несъедобные грибы;

• знает, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы, а небрежное и жестокое обращение с ней ухудшает жизнь человека;

• знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных, они могут быть агрессивны, больны; их можно и нужно кормить, но трогать и играть с ними опасно;

• знает правила поведения во время грозы.

«Ребёнок дома»

• знает о предметах, опасных для жизни и здоровья, о последствиях неосторожного обращения с такими предметами;

• имеет представление о мерах пожарной безопасности;

• имеет представление о работе милиции.

«Здоровье ребёнка»

• имеет элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах);

• знает о необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов;

• имеет представление о назначении и работе сердца, органов дыхания;

• имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о необходимости свое-временного обращения к врачу;

• понимает, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не толь-ко вкусной, но и полезной;

• имеет представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, до-ждя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться;

• имеет представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здо-ровья;

• знает правила поведения на воде.

«Ребёнок на улице»

• соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементар-ные правила дорожного движения;

• понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;

• имеет представление о предупреждающих, указательных, запрещающих дорожных знаках; умеет различать знаки;

• узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицин-ской помощи»;

• различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;

• знает правила игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т. д.).

Целевые ориентиры:

К семи годам в результате освоения программы ребёнок :

«Ребёнок и другие люди»

• знает, как можно защититься в ситуации насильственных действий незнакомого взрослого на улице;

• знает, что нельзя входить в подъезд дома с незнакомым взрослым; нельзя одному входить в подъезд, лифт; знает, как правильно вести себя, если чужой пытается вой-ти в квартиру, при разговоре с незнакомым по телефону;

• умеет сказать «нет» приятелям, пытающимся вовлечь его в опасную ситуацию;

• знает, что доверят можно только близким людям; лучше не вступать в разговор с незнакомцем, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в машину.

«Ребёнок и природа»

• различает и правильно называет съедобные ягоды и ядовитые растения; знает, что нельзя трогать незнакомые цветы, кустарники;

• имеет представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие спо-собствуют её восстановлению;

• знает правила поведения при контакте с животными.

«Ребёнок дома»

• называет предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться. А также предметы, которыми следует пользоваться осторожно;

• имеет представление о том, что опасные предметы должны храниться в специально отведённых местах;

• знает правила поведения при пожаре; имеет представление об истории пожарной службы;

• умеет вызывать «скорую медицинскую помощь»;

• знает, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там.

«Здоровье ребёнка»

• знает о пользе витаминов и их значении для здоровья человека;

• знает, что такое здоровье и болезнь, что необходимо своевременно обращаться к врачу, о важности прививок для профилактики заболеваний;

• имеет представление о назначении и работе пищеварительной системы, о назначе-нии мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возмож-ностями движения различных частей тела;

• понимает, что здоровье зависит от правильного питания; называет полезные про-дукты;

• имеет представление о характерных особенностях профессиональной одежды; об основном назначении одежды человека, в зависимости от времени года, его заня-тий в данное время;

• знает, что для того, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым, нужно соблюдать правильный режим дня;

• имеет представление о видах спорта и пользе занятий ими для здоровья.

«Ребёнок на улице»

• имеет представление о правилах этичного и безопасного поведения в городском транспорте;

• соблюдает элементарные правила поведения на улице, элементарные правила до-рожного движения;

• понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;

• узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицин-ской помощи»;

• различает проезжую часть, тротуар, подзетный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;

• знает, где можно кататься на велосипеде, а где нельзя, и какие правила при этом нужно соблюдать

• знает, что если потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не клюбому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.

Согласован: Утверждаю:

На Педагогическом Совете Заведующий

МДОУ д/с №32 «Колосок»

Воробьева И. В.

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования «Песочные фантазии» Программа дополнительного образования «Песочные фантазии» для детей дошкольного возраста разработала педагог-психолог дошкольного отделения.

Программа дополнительного образования Программа дополнительного образования «Путешествие в песочные фантазии» для детей 4-5 лет Разработчик программы: Новожилова Галина.

Программа дополнительного образования «Гармония» для учащихся 6–7 лет Срок реализации программы 1 год Пояснительная записка В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться.

Программа дополнительного образования в ДОУ «Чудеса конструирования» Программа дополнительного образования логопедической группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский.

Программа дополнительного образования «Веселый мяч» .

Программа дополнительного образования «Волшебные ладошки» .

Программа кружка дополнительного образования «Конструирование»Программа кружка дополнительного образования «Конструирование» Программа кружка Дополнительного образования «Конструирование» 1. Место реализации: МАДОУ детский сад 56 2. Название кружка:.

Программа кружка дополнительного образования «Веселая математика» Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад № 56 Программа кружка Дополнительного образования «Веселая.

Программа кружка Дополнительного образования «Занимашка» Программа кружка Дополнительного образования «Занимашка» 1. Место реализации: МАДОУ детский сад 56 2. Название кружка: «Занимашка» 3. Ф. И. О.

Рабочая программа дополнительного образования «Скоро в школу» Пояснительная записка Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. В первые дни первоклассника в школе меняется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Азбука безопасности»
Опубликовано: 7 ноября 2016 в 19:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД