Получи документы

Программа дополнительного образования детей 6–7 лет «Компьютер для дошкольников»

Елена Лемещенко
Программа дополнительного образования детей 6–7 лет «Компьютер для дошкольников»

Пояснительная записка

Наряду с традиционными учебными пособиями в настоящее время появилось большое количество образовательных электронных ресурсов. Компьютерное обучение - новый способ обучения, одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ.

Целью введения компьютера в жизнь дошкольника является «. прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко использующем информационные технологии».

Публикация «Программа дополнительного образования детей 6–7 лет „Компьютер для дошкольников“» размещена в разделах

В данную программу включены такие компьютерные игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Благодаря этому у детей развиваются психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие, познавательная активность. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать.

Дети, как правило, с большим интересом играют в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляют свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Ребенок овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.

Использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста являются еще пока нетрадиционной методикой, но с ее помощью можно более эффективно решать образовательные задачи, которые будут способствовать подготовке ребенка к обучению в школе.

Цель программы : развитие интеллектуальных способностей и познавательных процессов у дошкольников.

Задачи:

- развитие и формирование зрительно-пространственной ориентации;

- формирование и развитие произвольных психических функций (произвольное внимание, мышление, память и поведение);

- развитие абстрактного, наглядно-образного мышления;

- формирование и развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);

- закрепление навыков счёта и чтения;

- приобретение практических навыков при работе с ПК.

Организация учебного процесса

Программа ориентирована на работу с воспитанниками 5–6 лет и рассчитана на один год обучения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному учебному часу. Общее количество часов в год на одну группу - 36. Форма проведения занятий: индивидуальные, групповые, практические и теоретические.

Используемые методы:

-практические занятия;

-беседы;

-работа с дидактическим материалом (различные карточки с цифрами, картинками и буквами, различные предметы для классификации и т. д.);

-активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, занятие-соревнование.

Характеристика ожидаемых результатов

В результате освоения программы «Компьютер для дошкольников» воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.

Воспитанники должны знать:

- назначение основных устройств, входящих в состав компьютера : системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор «мышь»;

- правила безопасной работы с компьютером.

Уметь:

- пользоваться манипулятором «мышь»;

- различать на экране монитора указатель курсора и указатель мыши;

- выбирать объект на экране с помощью мыши (устанавливать указатель мыши и щелкать левой кнопкой мыши);

- рисовать рамку на экране с нажатой левой кнопкой мыши;

- перемещать объект с нажатой левой кнопкой мыши;

- пользоваться клавиатурой: вводить буквы и цифры, пользоваться клавишей «Еnter»;

- выбирать щелчком мыши нужную строку в поле запроса типа «список» (главное меню, меню уровней);

- нажимать щелчком мыши кнопки действий на экране;

- вводить строку символов в окно ввода, удалять символы с помощью клавиши «BackSpace».

В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения образовательной программы. Для анализа овладения используются имеющиеся развивающие и обучающие компьютерные игры.

Как показывает практика уровень усвоения постоянно повышается. Управление компьютером (клавиатурой, мышью) усваивается детьми автоматически. Во время игры не акцентируется внимание ребенка на то, что его диагностируют, а перед ним ставятся определенные дидактические задачи, которые ребенок должен решить самостоятельно, и он «просто играет». Важно, чтобы во время компьютерных игр ребенок был раскрепощен, свободно владел компьютером, несмотря на то, что это новый вид игры.

Результаты диагностики и анализ усвоения детьми образовательной программы используется для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении программы, обратить внимание специалистов на проблему и совместно решить её.

Доступность

Тема занятия преподносится в простой, доступной для детей этого возраста форме, а также с использованием различного дидактического материала.

Доступность является также одним из основных критериев при отборе компьютерных программ для занятий. Они должны быть легкими в управлении и материал в них должен преподноситься в простой, удобной для восприятия форме.

Наглядность

Так как у детей дошкольного возраста в обучении все еще ведущую роль оказывает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то важным моментом на занятии является наглядность материала. Это:

- специальная оснащенность кабинета: яркие коврики для мыши;

- магнитофон и CD-ROM для использования музыки на занятиях;

-принтер для распечатки картинок, букв, цифр и т. д.

- различный дидактический материал для занятия (картинки, фигурки из бумаги);

- использование картинок в домашних заданиях и поощрениях;

-включение элемента рисования в домашнее задание (рисование в тетрадях);

-подборка компьютерных программ для занятий (с использованием красочных, ярких картинок, анимации, звуковых эффектов).

Индивидуальная работа - это один из самых эффективных способов обучения дошкольников.

Содержание программы

1. Компьютерная азбука.

Знакомство с детьми.

Знакомство с компьютером. Для чего нужен компьютер. Значение компьютера в жизни человека. Правила работы за компьютером.

Правила включения и выключения компьютера.

Устройство компьютера. Монитор. Клавиатура. Мышь. Системный блок.

Дополнительные устройства, которые можно подключить к компьютеру : колонки, наушники, принтер, сканер, джойстик, фотоаппарат, видеокамера.

Практическая работа

Игра на знакомство «Имечко».

Беседа по картинкам «Как работать за компьютером».

Дидактическая игра «Собери компьютер».

Отработка навыков движения компьютерной мыши по экрану, одинарного щелчка левой кнопки мыши, перемещение объектов по экрану с зажатой левой кнопкой мыши.

Отработка навыка включения и выключения компьютера.

Электронная поддержка ресурса интернета

2. Учимся работать на компьютере.

Рабочий стол. Внешний вид рабочего стола. Основные элементы рабочего стола: Мой компьютер, Корзина, кнопка Пуск, Часы, Календарь.

Работа с клавиатурой. Основные группы клавиш клавиатуры. Язык раскладки клавиатуры. Печать заглавных букв. Цифровая клавиатура.

Компьютерная мышь. Левая/правая кнопка мыши. Колесо прокрутки. Основные манипуляции с мышью: щелчок и двойной щелчок.

Программа. Запуск программы. Выключение программы.

Файл и папка. Перемещение, удаление, переименование папок и файлов.

Приемы изменения фонового рисунка рабочего стола.

Практическая работа

Перемещение объектов рабочего стола. Удаление файлов и папок в корзину.

Отработка навыков двойного щелчка левой кнопки мыши.

Самостоятельное включение детских игр и корректное их выключение.

Выход из игры с использованием клавиши Esc.

Смена языка раскладки клавиатуры на языковой панели и с помощью клавиш Ctrl+Shift или Alt+Shift.

Печать заглавных букв с зажатой клавишей Shift.

Включение дополнительной цифровой клавиатуры клавишей NumLock.

Изменение фонового рисунка рабочего стола.

Электронная поддержка: ресурсы интернета

Авторские презентации «Собери фрукты в корзину», «АБВГДейка», «Путешествие в осенний лес».

3. Развиваемся с компьютером

Игры и задания для развития у ребенка:

- внимания;

- зрительной и слуховой памяти;

- навыков простого счета и чтения;

- распознавания цветов и геометрических фигур;

- логического, образного и ассоциативного мышлений;

- творческого подхода к изучению нового;

- навыков усидчивости и самостоятельной работы.

Электронная поддержка: ресурсы интернета

Методическое обеспечение программы

Весь курс рассчитан на 36 занятий; один раз в неделю по 30 мин.

Занятия проходят по следующей схеме:

Технические вопросы (5 мин.). При рассмотрении технических вопросов целесообразно как можно чаще обращаться к вопросам по технике безопасности (адаптированной для детей этого возраста, повторять части компьютера, для чего они нужны, как работает мышка, для чего нужны диски, принтер и т. д.

Игры для разминки - по теме занятия (5 мин.). Для разминки используются упражнения - игры, для участия в которых требуется переключение внимания на другой вид деятельности (движение, рисование и т. д.).

Работа с компьютерными программами по теме занятия (15 мин.).

Учебно-тематический план программы содержит три основных раздела «Компьютерная азбука», «Учимся работать на компьютере», «Развиваемся с компьютером».

При изучении раздела «Компьютерная азбука» используются видеоматериалы о назначении и способах использования компьютера, а также обучающие видеоролики, повествующие о правилах работы за компьютером, устройстве компьютера, правильном включении и выключении компьютера, дополнительных устройствах, которые можно подключить к компьютеру.

После просмотра с детьми обсуждаются вопросы, которые возникли при просмотре материала.

Уделяется особое внимание компьютерным терминам, чтобы ребенок лучше запомнил новые понятия.

При изучении раздела «Учимся работать на компьютере» ребята получают основные навыки работы на компьютере в понятном для ребёнка виде.

Каждое занятие излагается от простого к сложному, для того, чтобы ребёнок с любым уровнем подготовки смог извлечь из него что-то полезное.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в условиях дошкольного учрежденияИспользование ИКТ в условиях дошкольного учреждения Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Наряду с традиционными учебными.

Учимся играя!Учимся играя! Одним из приоритетных направлений Министерства образования и науки Российской Федерации является использование в учебной деятельности Электронных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования детей 6–7 лет «Компьютер для дошкольников»
Опубликовано: 17 сентября 2014 в 21:21
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД