Программа дополнительного образования детей по развитию фонематического восприятия в устной речи «В мире звуков и слов»

ольга куропаткина
Программа дополнительного образования детей по развитию фонематического восприятия в устной речи «В мире звуков и слов»

Пояснительная записка

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического восприятия. Хорошо развитый фонематический слух - необходимое условие для своевременного и правильного овладения звуками. Дети, хорошо слышащие, правильно воспринимающие

речевые звуки (фонемы) и имеющие при этом достаточно подвижный артикуляционный аппарат, как правило, не испытывают трудностей в усвоении звуков. Сформированность фонематического восприятия имеет большое значение не только для правильного овладения звуками, дикцией, но и для подготовки детей к усвоению грамоты.

Актуальной становится профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Правильно спланированная работа с детьми поможет развитию фонематического восприятия, звуко-слогового анализа и синтеза слов, формированию устной речи и поможет в профилактике дисграфии и дислексии.

В связи с этим разработана программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию фонематического восприятия в устной речи «В мире звуков и слов».

На занятиях по данной программе дети развивают фонематический слух, речевое внимание, представление о звуках, слогах, словах, предложениях. Работают над дикцией.

Программа строится по схеме от простого к сложному. Используются различные формы и методы обучения, развиваются творческие способности и интерес к общению. Занятия проводятся в игровой форме и интегрируются с курсом окружающего мира, литературного чтения и музыки.

Дети занимаются различными видами деятельности: играют, разучивают чистоговорки и стихи, драматизируют диалоги.

Цели и задачи

Цели:

-развитие фонематического восприятия

- формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

-улучшение внятности и четкости произнесения слов и фраз

- умение правильно пользоваться ударением в словах и произносить их согласно нормам литературного произношения

- воспитание у всех детей умения пользоваться нужной громкостью голоса, произносить слова и фразы в нужном темпе с учетом интонационных средств выразительности

Задачи:

1. Развивать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление, фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм.

2. Развивать артикуляционный аппарат.

3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.

4. Воспитать умения регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.

5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.

6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также снова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.

7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

8. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Адресат программы: дети 5-7 лет.

Программа может использоваться:

- в группах ДОУ общеразвивающего вида,

- в группах ДОУ для детей с нарушениями речи (ОНР, ФФНР).

Форма проводимой работы: групповая.

Программа рассчитана на 1 год

Занятия продолжительностью по 20 минут, один раз в неделю. Всего 36 занятий.

Содержание программы

Занятия включают в себя:

Артикуляционную и дыхательную гимнастику

Развитие фонематического восприятия:

1) Различение неречевых звуков:

развитие слухового восприятия, внимания, памяти

– различение высоты, силы и тембра голоса

восприятие темпа и ритма речи.

2) Различение речевых звуков:

– формирование фонематического восприятия

– различение слов, близких по звучанию

– различение слогов

– различение звуков

– формирование фонематического анализа и синтеза

– формирование фонематических представлений.

Ведётся работа над звуко-слоговой структурой слова, звуко-буквенным анализом и синтезом слов

Формирование представления о слоге, слове, предложении.

Уточнение и обогащение словарного запаса

Повторение чистоговорок и скороговорок, стихотворений.

Упражнения и дидактические игры на развитие наглядно- образного и словесно-логического мышления, внимания, памяти.

Ожидаемые результаты

К концу курса у детей улучшается фонематический слух. Они дифференцируют звуки в слогах и в словах. Речь более чёткая. Развивается навык звуко-слогового анализа и синтеза слов. Увеличивается словарный запас. Детям будет проще понимать и воспринимать устную речь. Это поможет лучше подготовить ребёнка к школе и предупредить нарушения письменной речи (дисграфию и дислексию).

Тематический план занятий

1. Узнавание неречевых звуков.

2. Развитие речевого дыхания.

3. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

4. Работа над ритмом. Постановка ударения в словах.

5. Работа над темпом.

6. Работа над чёткостью дикции и над интонацией.

7. Различение слов, близких по своему звуковому составу.

8. Дифференциация фонем. Гласные звуки.

9. Дифференциация фонем. Твёрдые – мягкие согласные звуки.

10. Дифференциация фонем. Звонкие –глухие согласные звуки.

11. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. («с-ш», «з-ж»)

12. Дифференциация сонорных звуков. («л-р», «л`-р`»)

13. Дифференциация слогов.

14. Слоговая структура слова.

15. Деление слов на слоги.

16. Развитие навыков звукового анализа и синтеза слов.

17. Слова сложной звуко-слоговой структуры.

18. Развитие интонационной выразительности. Чтение стихов.

19. Развитие интонационной выразительности. Чтение по ролям.

Список литературы

Горчакова А. М. «Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи» // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» - Самара, СГПУ, 2003 – с. 70-83.

Каше Г. А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи М., 1985.

Казанская В. Л., Шматко Н. Д. «Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия» // Дефектология, 2002, №6- с. 67.

Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН» – в 3 ч. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

Курицына А. М. «Формирование связной речи у детей 5-6 летнего возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием речи» // Дефектология, 1998, №6-с. 42.

Лукина Н. А., Никкинен И. И. «Научи меня слышать.»- СПб.: «Паритет», 2003.

Оскольская Н. А. «Типология индивидуальных различий в структуре фонетико- фонематического недоразвития речи» // Дефектология, 2001, №2-с. 49.

«Основы теории и практики логопедии» / Под ред. Левиной Р. Е. – М. ; 1968 – с. 7-30.

Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999-224 с.

Селивёрстов В. И. «Речевые игры с детьми.»- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с.

Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. «Нарушения речи у детей» // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г. - с. 96-102.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико- фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада).»- М.: МГОПИ, 1993 –72 с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Тема: «Сформированность фонематического слуха и восприятия — основа успешного обучения в школе» Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения.

Взаимодействие логопеда с учителемВзаимодействие логопеда с учителем Является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Программа дополнительного образования детей по развитию фонематического восприятия в устной речи «В мире звуков и слов»
Опубликовано: 21 мая 2013 в 23:28
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...
Открытка с сюрпризом «Петушок» Мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги! Не за горами самый веселый и любимый всеми праздник – Новый Год, а значит, пришла пора приготовить подарки! Как известно,...
Дидактические игры по знакомству с родным селом.
Предложенные игры можно легко адаптировать к любому населенному пункту. 1. Где находится памятник? Цель: Учить ориентироваться на карте – схеме села,...
Лэпбук для индивидуальной работы на тему: «Дорожная безопасность»
Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения и его...