МААМ-картинки

Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Лоскутная мозаика»

Ольга Армеева
Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Лоскутная мозаика»

Дополнительное образование детей дошкольного возраста

На протяжении нескольких лет в нашей группе работал кружок «Лоскутная мозаика. Мы с детьми делали предметную, сюжетную, декоративную аппликацию из ткани, учитывая при этом цветовые сочетания и структуру ткани. Помимо различных видов ткани использовался бисер, кружево, бумага, пуговицы. Дети учились работать с разными видами клея. Помимо художественно - эстетического развития дети тренируют мелкую мускулатуру, глазомер, воображение. Детскими работами украшается группа. Свои творческие работы дети размещают в портфолио. Лучшие детские работы принимали участие в региональных конкурсах: «Лес в творчестве юных», «Рождество Христово – вечной жизни свет», в районных: «Искры памяти», «Радуга творчества» и занимали призовые места.

Публикация «Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста „Лоскутная мозаика“» размещена в разделах

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста

«ЛОСКУТНАЯ МОЗАИКА»

Воспитатель логопедической группы Армеева О. В.

I. ВВЕДЕНИЕ

Из истории лоскутного шитья

Искусство лоскутного шитья известно многим народам мира с давних пор. До недавнего времени принято было считать, что лоскутное шитье возникло в Англии, затем переселенцы перенесли этот вид рукоделия в Америку, где оно получило широкое развитие. Однако, лоскутное шитье, как вид домашнего рукоделия естественным образом возникало везде, где работали с тканью. Обрезки тканей, выпады от кроя - тот материал, бережное отношение к которому и явилось мотивом зарождения и существования шитья из лоскута.

В России лоскутное шитье стало развиваться с середины 19 века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Хотя имеются свидетельства, что еще в 17 веке старообрядцы использовали так называемые подручники - молитвенные коврики, на печках и лежанках появились лоскутные одеяла, а в одежде - незатейливые, но яркие элементы из цветных кусочков ткани.

Причиной появления такого рода рукоделия явились бедность и бережливость. Создавая орнаменты и цветовые подборы лоскутного изделия, мастера выражали свое представление о прекрасном, одновременно украшая свой быт.

В этом виде творчества прослеживается связь и взаимное влияние разных видов ремесла: вязания, плетения, резьбы, росписи, и т. д. Кроме того, здесь заметно ощущается воздействие социальных, географических и природных факторов. Сложность лоскутных наборов и затейливость линий указывают на то, что многие работы создавались коллективно в монастырях, приютах или семьях месяцами или даже годами.

Изначально все лоскутные изделия создавались вручную. Это были стеганые одеяла, ковры, накидки. Пестрые кусочки ткани вырезали из отслуживших свой срок предметов одежды и домашнего обихода. Менялись времена, менялись традиции, менялось назначение изделий. Если раньше лоскутное одеяло использовалось по назначению, то теперь - часто необычное настенное панно. Лоскутным шитьем стали украшать наволочки, прихватки, фартуки, сумки и т. д.

Современное лоскутное шитье - яркое художественное явление, вобравшее в себя богатые традиции лоскутного ремесла, дошедшие до нас. С появлением швейных машин работа с лоскутом стала другой, появились новые лоскутные схемы и способы их сборки. Однако ремесло не утратило своей прелести и со временем обретало все больше поклонников. Работая с лоскутом, мастерица замечает, как буквально на глазах рождаются яркие, красочные изделия. Вещей, которым долго не находилось применения, становится все меньше и меньше, а вместо них появляются новые - красивые и радующие глаз.

В 70-е годы 20-го века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью. С тех пор интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства растет.

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа является образовательной, адаптированной коррекционной.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, с учетом их интересов и навыков.

Курс рассчитан на 1 год обучения: 2 занятия в месяц.

В группе должны быть необходимые методические пособия, выкройки, образцы. Организация процесса должна быть продумана педагогом и комфортна для детей.

Основные направления программы:

- художественно-эстетическое;

- коррекция личностной сферы дошкольников с ОНР.

Знакомство с традициями лоскутного шитья и лоскутной аппликации приобщает детей к творчеству, развивает художественный вкус и способствует общему эстетическому развитию личности.

Дети должны понять, что кроме карандашей, красок, цветной бумаги и пластилина, есть ещё и ткани, которые обладают не меньшей выразительной силой.

III. Цель и задачи

Цель: Организация полезного досуга детей.

Задачи:

1. Создавать необходимые условия для развития творческих способностей детей.

2. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

3. Учить детей заготавливать исходные формы, соответствующие по размерам изображенному предмету, используя для этого силуэты выкроек и трафареты деталей.

4. Отрабатывать основные технические навыки работы с ножницами.

5. Способствовать сплочению детского коллектива, сотрудничеству; доброжелательности, развитию ситуации успеха.

6. Продолжать работу по совершенствованию тонких движений пальцев рук.

7. Воспитывать аккуратность, умение ценить красоту.

IV. Учебно-тематический план

Задачи: 1. Познакомить детей с материалами и инструментами, необходимыми для работы; правила техники безопасности.

2. Научить детей пользоваться трафаретами, вырезать детали из ткани.

3. Научить детей аккуратно наклеивать.

4. Освоить основы цветовой гаммы.

п/п ТЕМА Всего

часов Теория Практика

1. Вводное занятие

Сведения из истории создания изделий из лоскута 1,5

- лоскутное шитьё, как вид декоративно прикладного

творчества. 0,5

- традиционное лоскутное шитьё в России 0,5

- ткань как материал для творчества 0,5

- посещение тематических выставок в Доме художника,

ЦТНК, Доме детского творчества 1 1

2. Технологические приемы лоскутной аппликации 1

- материалы, инструменты, оборудование.

- работа с тканью, организация рабочего места. 0,5 0,5

- использование трафаретов.

3. Аппликация из ткани с использованием трафаретов.

Цветовая гамма. 5 0,5 4,5

4. Русская тряпичная кукла. Сшивная и несшивная кукла.

Куклы из мочала и соломы. Кукла-оберег. 1 0,5 0,5

5. Сувениры для мам и именинников.

Составление композиции, силуэтное вырезывание. 1 1

6. Выставка детских работ.

Оформление портфолио дошкольников. 1 0,5 0,5

ИТОГО: 11,5 4 7,5

V. Основное содержание программы

Тема 1. 3 занятия

Сведения из истории создания изделий из лоскута. Лоскутное шитье, как вид декоративно-прикладного творчества. Традиционное лоскутное шитьё в России. Ткань, как материал для творчества.

Посещение 1-2 раза в год тематических выставок в Доме художника, Центре традиционной народной культуры, Доме детского творчества.

Тема 2. 2 занятия

Технологические приемы лоскутной аппликации. Освоение технических приемов. Правила выкраивания деталей по трафаретам. Цветовая гамма.

Тема 3. 10 занятий

Аппликация из ткани с использованием трафаретов: «Фрукты», «Цветы в вазе», «Петя-петушок», «Жар-птица», «Под грибом» (по Сутееву, «Чудо-дерево», «Декоративный коврик», «Зимние забавы», «Транспорт», «Веселые петрушки», «Птенец в гнезде», «Панно».

Тема 4. 2 занятия

Русская тряпичная кукла. Кукла-оберег из ткани, мочала, соломы. Сшивная и несшивная кукла.

Тема 6. 2 занятия

Сувениры для мам и именинников. Гармоничное сочетание цветов. Составление композиции. Силуэтное вырезывание.

Тема 6. 1 занятие

Выставка детских работ, оформление портфолио дошкольников.

Инструменты и оборудование:

- ткани;

- мел портновский, мыло;

- калька;

- карандаш ТМ;

- ножницы;

- утюг;

- клеевые кисточки;

- клей обойный;

- цветной картон;

- трафареты.

Подготовка ткани.

Для того чтобы ткань не осыпалась и не мялась во время работы, можно предварительно обработать раствором желатина (1 столовая ложка желатина на 1 стакан холодной воды); дать желатину «разойтись» (примерно 40мин); размешать раствор и нанести его на ткань, высушить разложенную ткань, прогладить теплым утюгом.

Не будет лишним и напоминание о правилах работы с ножницами, а именно:

1. Не держать ножницы острыми концами вверх.

2. Оставлять ножницы на рабочем столе только с сомкнутыми концами.

3. Передавать другому человеку ножницы всегда кольцами вперед и в закрытом виде.

4. При вырезывании деталей, удобнее поворачивать бумагу (ткань, а не ножницы.

5. При работе правой рукой, беречь пальцы левой руки и наоборот.

6. Закончив работу, убрать ножницы на место.

VI. Описание результатов

В результате обучения:

Дети УМЕЮТ:

- изготовить простейшие аппликации;

- подбирать ткань и готовить её к работе;

- довести работу до завершения;

- пользоваться ножницами, трафаретами;

- составить композиции с учетом гармоничного сочетания цветов.

Дети ЗНАЮТ:

- историю лоскутного шитья;

- историю создания тряпичных кукол: игровая, кукла-оберег, этнографическая кукла;

- теплые и холодные цвета и их оттенки;

- свойства тканей;

- назначение и применение необходимых приспособлений и инструментов;

- правила работы с тканью.

Механизм оценки

Для оценки качества деятельности детей может быть применен словесный метод: «хорошо», «не очень», «следует постараться». Оценка должна быть таковой, чтобы всегда вселяла уверенность в ребенка, что следующую работу он сделает ещё лучше.

Одной из форм учета знаний, умений, навыков может быть оценочный лист, в котором обозначены критерии оценки деятельности по изготовлению аппликации: желание, аккуратность, качество выполнения, уровень самостоятельности, эмоциональное состояние ребенка.

Совокупность оценки этих критериев и позволит оценить работу. К оценке аппликации следует привлекать и самих детей.

Лучшему выявлению результатов может служить постоянно действующая выставка детских работ, которая должна функционировать в группе постоянно. На каждого воспитанника группы оформляется личное портфолио, куда ребенок, по желанию, складывает свои аппликации и рисунки.

Таблица 1

Уровень овладения детьми умением самостоятельно

и рационально готовить свое рабочее место

Содержание уровней Фамилия, имя ребенка (год наблюдения)

Низкий

Не готовит рабочее место

Средний

С помощью взрослого готовит свое рабочее место

Высокий

В основном самостоятельно и рационально готовит свое рабочее место

Навык автоматизирован

Таблица 2

Уровень овладения детьми навыками работы с ножницами

Содержание уровней Фамилия, имя ребенка (год наблюдения)

Низкий

Не владеет приемами вырезания ножницами

Средний

Недостаточно развита координация левой и правой руки

Слабо выдерживает направление, неправильный захват ножниц

Высокий

Действия руки скоординированы.

Хорошо развиты навыки работы с ножницами.

Владеет силой нажима.

Владеет амплитудой движения. Скорость достаточна.

Владеет направлением движения.

Правильный захват ножниц.

Навык автоматизирован

Таблица 3

Уровень овладения методом сенсорного обследования

предмета перед его изображением

Содержание уровней Фамилия, имя ребенка (год наблюдения)

Низкий

Методом сенсорного обследования не владеет

Средний

Частично владеет методом сенсорного обследования

Высокий

Самостоятельно владеет методом сенсорного обследования.

Умеет в соответствии с планом организовать процесс вырезания

Навык автоматизирован

ПЛАН

работы кружка «Лоскутная мозаика» на 2013-2014уч. год

руководитель Армеева О. В.

Цель: Знакомство с традициями игрушечного ремесла в России

Задачи: - Познакомить детей с обычаями, связанными с историей куклы и её назначением.

- учить детей мастерить кукол без ножниц и иголки из ткани.

- способствовать художественному и творческому развитию детей, формированию ручной умелости.

- воспитывать стремление добиваться результата, повышать самооценку, веру в свои силы.

Темы занятий

1. Вводное занятие (знакомство с традициями и обрядами, связанными с историей куклы и её назначением)

2. «Солнечный зайчик на пальчик»

3. «Кукла - пеленашка»

4. Кукла-оберег «Северная берегиня»

5. Куколка на счастье

6. Сувенир для папы (23 февраля)

7. Открытка для мамы (8 марта)

8. Кукла - веснянка

9. Кукла «Ловушка для снов» (нитки)

10. Кукла «Десятиручка» (мочало)

11. Итоговое занятие - организация выставки «Кукольный сундучок»

Социальное партнерство с социумом и семьями воспитанников:

- экскурсия в ЦТНК

- интерактивные занятия и экскурсия в Дом художника.

- мастер-класс для родителей «Куклы - обереги»

ПЛАН

Работы кружка «Лоскутная мозаика» 2014 - 2015 учебный год

Воспитатель: Армеева О. В.

ЦЕЛЬ: Организация полезного досуга детей.

Задачи:

1. Знакомить детей с основами народного и декоративно-прикладного искусства.

2. Предоставить детям возможность выбора разного содержания для изображения в аппликации из ткани однородных предметов.

3. Помочь ребенку изготавливать поделки по этапам:

- рассматривание образца;

- выстраивание плана действий;

- подбор ткани по цвету и фактуре;

- реализация задуманного в соответствии с образцом или внесение собственных изменений и дополнений.

4. Учить заготавливать исходные формы, соответствующие по размерам изображаемому предмету, используя для этого силуэты выкроек и трафареты деталей.

5. Совершенствовать тонкие движения пальцев рук для развития речи детей.

6. Сформировать у детей положительную мотивацию предстоящей работы.

7. Формировать навыки дружеского и делового общения в совместной деятельности.

8. Воспитывать чувство красоты и гармонии.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:

Сентябрь

1,2. Знакомство с лоскутной мозаикой

Октябрь

1. «Под грибом»

2. «Золотая осень»

Ноябрь

1. «Открытка для мамы»

Открытка, эстамп

Декабрь

1. «Новогодние сувениры»

Открытка, эстамп

Январь

1. «Весёлые Петрушки»

Февраль

1. «Снеговики»

2. «Зима» (коллективная)

Март

1. «Букет для мамы»

2. «Солнышко»

Апрель

1. «Лоскутный коврик»

2. «Весна пришла» (коллективная)

Май

1. «Жар-птица»

2. «Весенние цветы»

Кружок "Лоскутная мозаика"

Количество обучающихся - 8 детей

Направления работы кружка

Сюжетная Рукотворные Открытки

аппликация куклы сувениры

Результативность работы кружка:

1. Уровень овладения методом сенсорного обследования предмета перед его изображением:

- самостоятельно владеют методом сенсорного обследования - 5 детей (62,5%)

- частично владеют методом сенсорного обследования - 3 ребёнка (37,5%)

2.Уровень овладения детьми умением самостоятельно и рационально готовить своё рабочее место:

- самостоятельно и рационально готовят рабочее место - 6 детей (75%)

- нуждаются в помощи взрослого - 2 ребенка (25%)

3.Уровень овладения детьми навыками работы с ножницами:

- действия руки скоординированы, владеет силой нажима, амплитудой движения, направлением движения - 5 детей (62,5%)

- недостаточно развита координация руки, неправильный захват ножниц - 3 ребенка (37,5%)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Цветной мир» Пояснительная записка В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале.

Беседа «Лоскутная мозаика» для детей старшего дошкольного возраста Беседа «Лоскутная мозаика» (для детей старшего дошкольного возраста) Цель: познакомить дошкольников с новым для них видом декоративно-прикладного.

Конспект открытого занятия по программе дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Бусинка» Конспект открытого занятия по программе дополнительного образования для детей дошкольного возраста художественно-эстетической направленности.

Программа дополнительного образования по изодеятельности детей дошкольного возраста «Цветные ладошки» “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник.

Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Художественный труд» Пояснительная записка. Немаловажную роль в экологическом воспитании играет кружковая работа. Приобщение детей к работе с природными материалами,.

Программа дополнительного образования детей «Студия танца «Росинка» для старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Направленность программы «Студия танца «Росинка» по содержанию является художественно - эстетической; по функциональному.

Программа дополнительного образования детей в ДОУ «Волшебный мир лепки» Содержание I. Пояснительная записка 2 II. Учебно-тематическое планирование 4 III. Содержание дополнительной образовательной программы.

Программа дополнительного образования детей в возрасте 5–6 лет «Пластилиновое чудо» Пояснительная записка Творчество - одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное.

Программа дополнительного образования «Мозаика из пластилина» ПРОГРАММА работы кружка «Мозаика из пластилина» (пластилинография) с детьми дошкольного возраста. «Руки учат голову, затем поумневшая голова.

Программа дополнительного образования по английскому языку для детей 4–7 лет ПРОГРАММА дополнительного образования по обучению английскому языку воспитанников 4 до 7 лет Муниципального автономного дошкольного образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Лоскутная мозаика»
Опубликовано: 2 марта 2016 в 15:00
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД