Лучший педагог года

Программа дополнительного образования для детей II младшей группы «Пальчиками развиваем свою речь»

Татьяна Левенских
Программа дополнительного образования для детей II младшей группы «Пальчиками развиваем свою речь»

Пояснительная записка

Движение руки тесно связано

с речью и способствует ее развитию.

В. Н. Бехтерев

Система дошкольного образования, как обозначено в законе Р. Ф. «Об образовании» является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования ДОУ. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Одним из приоритетных направлений образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения является развитие речи детей и коррекция речевых нарушений. При переходе детей из первой младшей группы во вторую младшую группу, я проанализировала раскрытие потенциала детской личности каждого ребенка по образовательной области «Коммуникация».

Публикация «Программа дополнительного образования для детей II младшей группы „Пальчиками развиваем свою речь“» размещена в разделах

Детей от 3 – 4 лет (вторая младшая группа)-17

-мальчиков 10

-девочек 7

•Физическое развитие детей :

1 группа -14 детей (82%)

2 группа – 2 детей (12%)

3 группа -1 (6%)

группы здоровья детей :

1 группа – 3 ребенка (18%)

2 группа – 12 детей (7%)

3 группа – 2 ребенка (12%)

В процессе наблюдений, бесед, из анализа продуктов деятельности я выявила, что у 15 детей – 90% недостаточно развиты компоненты устной речи. Дети не стремятся быть услышанными и понятными из-за того, что у них не развито умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, вести диалог. Младшие дошкольники не могут оперировать активным словарем, согласовывать прилагательные с существительными, использовать правильно предлоги.

Уровень развития речи детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. У 100% детей недостаточно развито ручная моторика. Они неправильно держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации.

Основной овладения детьми всех компонентов устной речи в раннем возрасте является принцип практич. деятельности – пальчиковые игры. О. Е. Громова, Г. М. Соломатина, О. И. Крупенчук и другие считают, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Поэтому, свою работу в данном направлении я выбрала в организации доп. образования для детей младшего дошкольного возраста «Пальчиками развиваем свою речь»

Общеизвестно, что движение рук человека тесным образом связано не только с развитием речи, но и с развитием мелкой моторики рук. Практика педагогов Т. В. Пятница, Т. А. Куликовской, Е. Б. Шмелевой показала, что упражнения для пальцев, пальчиковые игры, развивают и мыслительную деятельность память и внимание ребенка:

Развитие речи :

- Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительна и

доступна пониманию малыша;

- стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм,

который помогает детям координировать речь и движение.

Развитие памяти :

- Играя с пальчиками, он легко запоминает стихотворения уже

после нескольких прочтений;

- ребенок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные

образы с соответствующим текстом.

Подготовка руки к письму:

- Сильные, ловкие, гибкие умелые пальчики ребенка — это залог его будущих успехов (письмо, рисование, рукоделие, конструирование и т. д.).

- умственное развитие малыша опережает его графические навыки.

Развитие внимания :

- Дети подражают всему, что видят, просто потому, что подражание является

их врожденной способностью и ведущим видом деятельности.

Воображение :

- Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются в

образы;

- фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов.

Развитие театрализованной игры:

-Эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты, в свою очередь, добавляют выразительности словам.

-дети, прошедшие «школу» пальчиковых игр, легче овладевают динамикой жеста, более раскованы и коммуникабельны.

Развитие математических представлений:

3

-Пальчиковые игры — это замечательный материал для быстрого овладения простейшими математическими понятиями, начиная от счета и кончая такими категориями, как вправо — влево, выше — ниже, дальше — ближе, длиннее - короче, больше – меньше.

Следовательно, пальчиковые игры – это стимуляция и развитие речи, универсальный тренинг мелкой моторики рук.

Программа дополнительного образования разработана с учетом:

- Приказа Миноборон науки от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования».

-Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) ФСК по общему образованию МО РФ 17.06.2003г.

-Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (в ред. Постановлений Правительстьва РФ о 22.02.1997г. №212, от 08.08.2003 №470).

-Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ

-Устава МБДОУ №3

Программа составлена на основе образовательной программы ДОУ с учетом рекомендаций авторов примерной программы Н. Е. Вераксы, образовательного заказа семьи, индивидуальных потребностей детей.

Возрастные и индивидуальные особенности детей 4 года жизни, рекомендованные авторами примерной программы Н. Е. Вераксы, лежат в основе планирования и проектирования образовательного процесса 4-го года жизни детей.

Программа построена на принципе культуросообразности :

Образовательный процесс дополнительного образования :

-соответствует развитию личности каждого ребенка;

-обеспечивает единство целей и задач;

-сочетает интеграцию образовательных областей;

-основной является комплексно тематическое планир. в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в режимных моментах.

Подходы:

-деятельностный;

-личностный.

Объектом данной работы является

- развитие речи детей через пальчиковые игры.

Предметом является

- образовательный процесс, обеспечивающий развитие речи детей через пальчиковые игры и упражнения.

Цель:

развитие речи детей через пальчиковые игры и упражнения.

Задачи:

1. Оптимизировать условия для развития речи детей соответствующие возрасту, потребностям и их интересам.

2. Обогащать и активизировать словарь детей.

3. Совершенствовать умение детей внятно произносить гласные и согласные (парные) звуки.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы.

6. Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять правильно предлоги

7. Развивать диалогическую речь.

8. Вовлекать родителей в партнерские взаимоотношения по развитию речи детей через пальчиковые игры и упражнения.

Планируемый результат:

-у 80% детей 3-4 лет развиты все компоненты устной речи;

-у 90% детей 3-4 лет достаточно развита координация движений рук и пальцев.

Методы и группы непосредственно - образовательной деятельности :

- Упражнения для массажа рук;

- Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук;

- Упражнения без предметов;

- Упражнения с различными предметами;

- Гимнастика для пальцев;

- Упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук;

- Разучивание стихов – основы, на которой развивается речь и чувство ритма

- Проговаривание речевого материала

- Комментирование пальчиковых действий.

Система непосредственно - образовательной деятельности по дополнительному образованию

1 раз в неделю (1,3 неделя- среда, 16-00 – 16-15

2,4 неделя- четверг 16-00 – 16-15,

продолжительностью 15 минут.

При успешном освоении программы дополнительного образования :

1. Каждый ребенок может свободно оперировать активным словарем

2. Участвует в беседах, отвечает на разнообразные вопросы

3. Использует в своей речи все части речи, простые нераспространенные предложения.

4. У каждого ребенка развита мелкая моторика рук

Методическое обеспечение

I. Учебно-методический комплекс

Учебные и методические пособия

• Научная, специальная, методическая литература

(см. список литературы).

II. Материалы из опыта работы педагогов

Дидактические материалы:

Методические разработки:

• Интернет сайт

Итоговые мероприятия:

1. «Вышли пальчики гулять – речь ребенка развивать».

- показ слайдов родителям по дополнительному образованию (декабрь 2013г).

2. Студия «Развивайка»

- совместная деятельность с родителями по использованию пальчиковых игр для развития речи с участием учителя – логопеда (май 2014 года).

Контрольно-диагностические материалы освоения программы

I. Умение пользоваться всеми компонентами устной речи:

- умение свободно общаться со взрослыми и детьми;

-умение согласовывать слова в роде, числе и падеже;

-умение вести диалог, монолог;

-умение использовать в своей речи простые и распространенные

предложения;

2 балла - делает самостоятельно;

1 балл - делает с помощью педагога;

0 баллов – не может выполнять.

II. Умение следовать стихотворным инструкциям:

-умение выполнять упражнение и игры следя за показом педагога;

-умение выполнять игры и игровые упражнения самостоятельно.

2 балла - делает самостоятельно;

1 балл - делает с помощью педагога;

0 баллов – не может выполнять.

III. Развитие мелкой моторики рук :

-умение держать ложку, карандаш, кисть;

- умение застегивать пуговицы;

-умение шнуровать;

-умение работать с пазлами, мозаикой, мелкими конструкторами,

и предметами;

-умение лепить;

-умение заниматься аппликацией.

2 балла - делает самостоятельно;

1 балл - делает с помощью педагога;

0 баллов – не может выполнять.

Методические рекомендации

• Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через» силу неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие.

• Выполнение упражнений должно быть регулярным.

• Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.

• Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность до 10-15 минут включать игры в другие развивающие занятия.

• Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.

• Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.

• Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу с детьми.

Взаимодействие с семьей.

Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их взаимодействие с педагогами по развитию детей. Поэтому, объектом данной работы является педагогическое просвещение родителей.

Предметом - содержание и формы педагогического просвещения и взаимодействия с семьей.

Цель работы- раскрытие актуальных форм и методов работы с семьями воспитанников по развитию речи детей и мелкой моторики рук через пальчиковые игры.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Реализация ФГТ в ДОУ» В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. нормативно правовые документы федерального уровня.

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования для детей II младшей группы «Пальчиками развиваем свою речь»
Опубликовано: 9 июля 2014 в 19:47
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД