Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста

Любовь Короткова
Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста

Пояснительная записка. Развитие речи детей – одна из самых актуальных задач, которая решается любым детским учреждением. Данная тема наиболее актуальна в моей работе, так как именно в младшем возрасте активно пополняется словарный запас ребенка и развивается речь.

Программа дополнительного образования «Ладушки-ладошки» нацелена на развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

Программа составлена на основе следующих пособий:

1. Программа воспитания и обучения детей в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 208с.

2. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011. – 32с.

Расчитана на 2 года обучения.

Форма проведения: групповая, индивидуальная.

Цель программы: развитие речи детей посредством пальчиковых игр.

Задачи:

1. обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности

(на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и. т. д.);

2. развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение;

3. обогащать словарный запас детей;

4. побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов;

5. Формировать умением пользоваться высотой и силой голоса.

6. формировать умение согласовывать движения рук с речью, договаривать строки стихотворения;

7. вызывать положительные эмоции.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учетом следующих принципов:

• Принцип системности - работа по развитию мелкой моторики и движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.

• Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме.

• Принцип целостности - целенаправленные, преднамеренные действия в процессе воспитания и обучения детей.

• Принцип деятельности - взаимосвязь разных видов деятельности.

• Принцип преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.

• Принцип гуманистичности - ценностное отношение к ребенку, готовность педагога помочь

Структура и содержание Программы

Программа рассчитана на работу с детьми младшего дошкольного возраста. Задачи, решаемые на занятиях, строятся с учетом возрастных особенностей детей, по принципу усложнения, что позволяет достичь результатов в развитии речи.

Организация процесса всегда предполагает активное общение педагога с детьми, обязательно учитывается мнение ребенка и его готовность включится в деятельность.

Система занятий по программе «Ладушки-ладошки» рассчитана на одно занятие в неделю. Технология программы предусматривает проведение занятий на 7 - 10 человек.

Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе игр, ребенок повторяет движения взрослых, активизирует речь.

Материальное обеспечение: дидактические, подвижные игры, картины и иллюстрации, фланелеграф.

Методическое обеспечение:

1. Железнова Е. Пальчиковые игры / Е. Железнова - М.: Феникс, 52 с.

2. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить; М., «Советская Россия», 1973. (интернет-ресурс http://pedlib.ru/Books/5/0362/5_0362-1.shtml)

3. Крупенчик О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПб.: издательский Дом «Литера», 2011. – 32с.

4. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры / Е. Ф. Черенкова - М.: Рипол Классик, 2010. - 45 с.

5. Мальцева И. В. Пальчиковые игры для детей. От 3 до 7 лет. / И. В. Мальцева - М.: Азбука-классика, 2010. - 117 с.

6. Программа воспитания и обучения детей в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 208с.

7. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011. – 32с.

Техническое обеспечение: музыкальный цент, компьютер, проектор.

Перспективное планирование в первой младшей группе

Месяц Тема (пальчиковая игра) программное содержание форма работы

Сентябрь «Ладушки-ладушки» Формировать положительный эмоциональный настрой, развивать ощущение собственных движений. Рассматривание на проекторе комбинаций пальчиковых игр.

«Сорока-белобока» Активизировать движения пальцев рук. Учить согласовывать существительные и местоимения в глаголе. Рассматривание кртины к потешке «Сорока-белобока»

Игрушки Обогащать словарный запас. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов. Чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»

Мальчики – пальчики

Разгибание поочередно пальцев рук. Развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова и фразы. Дидактическая игра «Парныек картинки»

Октябрь Грибы Учить соединять кончики пальцев. Обогащать словарный запас существительными. Дидактическая игра «Красный мухомор»: найти предметы красного цвета

Овощи Образовывать круг из ладоней. Обогащать словарный запас прилагательными, обозначающими цвет. Дидактическая игра «Зеленая капуста»: найти предметы зеленого цвета

Фрукты Соединять одноименные пальцы подушечками – показывая лимон, резко разводить в сторону. Обогащать словарный запас прилагательными. Дидактическая игра «Желтые лимоны»: найти предметы желтого цвета

Осень Учить «идти» указательным и средним пальцами одной руки. Учить называть местоположение предметов. Дидактическая игра «Синее небо»: найти предметы синего цвета

Ноябрь Игрушки Катать воображаемый мяч между ладоней. Обогащать словарный запас прилагательными, обозначающими цвет. Настольная игра «Круглый мяч»: подобрать предметы похожие на круг (круглой формы)

Одежда Проводя по ребру ладони и всех пальце одной руки, затем другой, изобразить надевание перчаток. Обогащать словарный запас глаголами, обозначающими трудовые действия. Настольная игра «Квадратный кубик»: найти все карточки, имеющие квадратную форму

Дикие животные Учить «ходить» указательным и средним пальцами рук навстречу друг другу и в разные стороны. Обогащать словарный запас существительными. Дидактическая игра «Кто колючий, кто пушистый»

Птицы Отбивать ритм кулаком по прямой ладони. Формировать умением пользоваться высотой и силой голоса. Рассматривание картин из серии «Птицы».

Декабрь Домашние животные Имитировать мытье рук, проводить круговые движения ладонью по лицу. Формировать умение договаривать строки стихотворения. Артикуляционная гимнастика «Кто как говорит»: произнести звуки, которые издают домашние и дикие животные и птицы.

Домашние птицы Учить собирать пальцы в щепотку. Активизировать словарь.

Зима Формировать умение согласовывать движения рук с речью, договаривать строки стихотворения; Наблюдение а снегом. Дидактическая игра «теплый – холодный?

Новый год Выполнять упражнения в повороте кистей рук. Обогащать словарный запас существительными. Игра «Назови ласково елку»

Части тела Слушать стихотворение и указывать на соответствующие части тела. Игра «Где же где же ваши ручки»

Январь Транспорт Сжимать руки в кулак, выпрямляя большой палец. Учить называть виды мебели. «На чем люди ездят?»

Мебель Учить ладонью одной руки накрывать кулак другой. Выполнять упражнения в повороте кистей рук. Активизировать словарный запас. Беседа «Мебель в нашей группе»

Посуда Соединять ладони перед собой, изображая тарелку. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов. Беседа «Посуда»

Февраль Профессия Соединять большой, указательный и средний пальцы одной руки, выполняя произвольные движения. Активизировать словарь детей. Беседа «Где работают мама и папа»

Папин праздник Формировать умение согласовывать движения рук с речью, договаривать строки стихотворения. Рисование «Салют над городом»

Семья Загибание и разгибание пальцев попеременно на правой и левой руке. Обогащать словарный запас существительными. Беседа «Кто есть у тебя в семье»

Космос Поднять растопыренную ладошку одной руки, другой рукой согнуть пальцы полукругом. Обогащать словарный запас прилагательными. Подвижная игра «День и ночь»

Март Весна Учить выполнять движения ладонями в одну сторону. Обогащать словарный запас глаголами. Прослушивание аудиозаписи «Весенняя капель»

Мамин день Учить дуть поочередно на одну ладонь, затем на другую. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата. Рисование: «Подарок для мамы»

Животные жарких стран Выполнить плавные движения рукой перед собой, изображая хобот, затем приставить руки к ушам. Способствовать развитию речи. Рассматривание картины «Слон»

Город Учить указательными пальцами «рисовать» квадрат (окно). Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата. Рисование «Окна нашего дома»

Апрель Возвращение птиц Учить смыкать большой средний и указательный пальцы, ритмично постукивая изобразить, как птицы клюют Заучивание песенки «Маленькая птичка»

Первые цветы Соединять ладони вместе только кончиками пальцев и запястьями и разводить их. Способствовать развитию речи. Дидактическая игра «Разноцветные цветочки»

Деревня Соединять подушечки пальцев, образуя крышу домика. Активизировать словарь. Рисование «Дорожки для цыплят»

Рыбы Учить смыкать ладони. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата.

Рассматривание иллюстраций с изображением рыб.

Май Цветы Перебирание пальцев руки по одному. Способствовать развитию речи. Дидактическая игра «Ромашка»

Насекомые Учить проводить волнообразные движения ребром ладони по ладошке. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата. Дидактическая игра «Какой звук издает жук?»

Лето Закрепить соединение пальцев ладони, «ныряние» от груди вперед. Обогащать словарный запас глаголами. Беседа на тему; «Что можно делать летом?»

Лесная полянка Выполнение хлопков, прикладывание раскрытых ладони к ушам. Активизировать словарь. Подвижная игра «Зайчики».

Публикации по теме:

«В гостях у сказки». Фотоотчёт о кружковой работе с детьми младшего дошкольного возраста«В гостях у сказки». Фотоотчёт о кружковой работе с детьми младшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт о театральной деятельности,играх в сказку. Детки ещё маленькие,речь развита слабо,но.

Пособие для пальчиковых игр «Привет, ладошка!»Пособие для пальчиковых игр «Привет, ладошка!» Пособие содержит набор из двух перчаток и альбома (в данном пособии тонкий фотоальбом) с подборкой коротких стихов для пальчиковых игр.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Фрукты и ягоды
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 марта 2014 в 23:10
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет. Организация и проведение зимних прогулок «Выпал беленький снежок»
Посмотрите-ка, ребята, Все вокруг покрыла вата! А в ответ раздался смех: Это выпал белый снег. Я мороза не боюсь! Не боюсь, что простужусь, Потому...
Видеофрагмент игры Воскобовича «Логоформочки 5»
Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент развивающей игры Воскобовича "Логоформочки 5". Из опыта работы могу рекомендовать начинать знакомить детей с этой...
Конспект ООД в технике «Аппликация песком»
Тема: «Дед Мороз» аппликация цветным песком. Цель: Освоение технологии изготовления работ в технике «Аппликация песком». Задачи: Формировать умение...
Мастер-класс. Рисование на окнах «Новогодняя сказка для малышей»
Мастер класс рисование на окнах «Новогодняя сказка для малышей» Подарить детям настоящую сказку можно на самый волшебный, самый веселый праздник «Новый...
Консультация для родителей «Игры на природе»
«Игры в течение дня» ( часть 2) Консультация для родителей «Игры на природе» Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие...