Программа дополнительного образования дошкольников «Волшебное оригами» (модульное оригами)

наталья ладыжева
Программа дополнительного образования дошкольников «Волшебное оригами» (модульное оригами)

Программа

дополнительного образования

для детей 5-7 лет

«ВОЛШЕБНОЕ ОРИГАМИ»

(1 год обучения)

Автор – составитель:

Ладыжева Наталья Васильевна

Содержание

I.Пояснительная записка II. Учебно-тематический план

III. Содержание программы

IV. Методическое обеспечение программы

V.Литература

Японская мудрость издревле гласит:

«Великий квадрат не имеет пределов».

Попробуй простую фигурку сложить,

И вмиг увлечет интересное дело.

А. Е. Гайдаенко

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Программа «Волшебное оригами», как средство дополнительного образования старших дошкольников, поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей и подготовки руки к письму. Бумажное конструирование помогает сбалансированному развитию как логического так и образного мышления, кроме того, активно развиваются пространственные представления ребёнка, появляется умение поэтапно планировать свою работу и доводить ее до желаемого результата.

В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и

обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей.

Занятия по оригами развивают активный творческий поиск, прежде всего, для самого педагога, именно развивая и совершенствуя свои умения в складывании и конструировании, педагог сможет привить интерес к оригами у детей и родителей.

Цель занятий оригами: ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.

Задачи курса:

Обучающие

• Знакомить детей с искусством изготовления бумажных фигурок путём складывания квадратного листа бумаги без применения ножниц и клея.

• Научить делать различные игрушки в технике оригами и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;

• Закреплять знания детей основных геометрических понятий: прямоугольник, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.

• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

• Формировать умения следовать устным инструкциям.

Развивающие:

• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

• Развивать пространственное воображение. прививать настойчивость в достижении цели;

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к искусству оригами.

• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

• Воспитание любви к искусству складывания квадратного листа, воспитание интереса к удивительным фокусам, художественному труду.

Для решения поставленных программой задач необходимо выполнение следующих педагогических условий:

• Обеспечение разнообразия материала для познавательной и творческой деятельности каждого ребёнка.

• Обеспечение наглядности, схем, чертежей, образцов изделий.

• Планирование занятий от простого к сложному, тематическими циклами.

• Развитие положительной эмоциональной сферы, творческих способностей каждого ребенка.

Направления программы

• Художественно – эстетическое направление

• Познавательно – речевое

• Социально – личностное

Отличительная особенность данной дополнительной программы: тесное переплетение нескольких областей. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания в математике, окружающем мире, развитии речи и др.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.

Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин. Форма проведения занятий комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность).

Предполагаемые результаты:

Должны знать:

• Что такое оригами;

• Историю возникновения оригами;

• Основные приемы работы, способ складывания базового прямоугольника.

• Правила техники безопасности;

Должны уметь:

• Подбирать бумагу нужного цвета;

• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:

• Выполнять разметку листа бумаги;

• Пользоваться схемой, технологической картой;

• Собирать игрушки – разными способами;

• Анализировать образец, анализировать свою работу;

• Составлять композицию из готовых поделок.

• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.

Учащиеся должны овладеть навыками:

• Разметки листа бумаги;

• Складывания базового модуля

• Резания;

II. Учебно - тематическое планирование.

1 Что такое оригами? 1 занятие

2 Прямоугольник -основная фигура модульного оригами. - 1 занятие

3 Практическое занятие. - 1 занятие

4 Рамочка для фото (подарок к Дню матери)- 2 занятия

5 Снежинки - 3 занятия

6 Лилия – 3 занятия

7 Изготовление чашки - 3 занятия

8 Цыпленок – 4 занятия

9 Зайка – 4 занятия

10 Лебедь – 4 занятия

11 Рыбка – 4 занятия

12 Коллективная работа «Павлин»- 4 занятия

13 Выставка детских работ

Итого: 34

III.Содержание программы

1. Что такое оригами?

Задачи: Учить внимательно, слушать педагога, восхищаться готовыми работами. Побуждать желание выполнять поделки своими руками.

2. Прямоугольник -основная фигура модульного оригами.

Задачи: Учить самостоятельно делать прямоугольники из целого листа, аккуратно разрезать бумагу, сгибать прямоугольник, совмещая углы и стороны. Складывать модуль.

3 Практическое занятие.

Задачи: Учить самостоятельно делать модуль. Учить работать с инструкционными картами.

Дать понятие условных обозначений, терминов и приемов.

4 Рамочка для фото (подарок к Дню матери)

Задачи: Учить соединять модули в одно целое (в один ряд), изготавливать плоские фигуры, самостоятельно выбирая цвет и форму. Проявлять творчество и фантазию при декоративном оформлении поделки.

5 Снежинки

Задачи: Учить соединять модули в одно целое разными способами.

Учить увеличивать число модулей в следующем ряде вдвое.

Учить создавать особый скрепляющий элемент – «арку».

6 Лилия

Задачи: Закрепить умения увеличивать число модулей в следующем ряде вдвое. Учить создавать из обычного треугольного модуля специальный модуль «лепесток».

Учить собирать лист лилии, используя модули основного и второстепенных цветов.

7 Изготовление чашки

Задачи: Продолжать учить соединять модули в одно целое. Учимся замыкать ряды треугольных модулей в круг; Учить создавать объемные фигуры. Учить читать схемы, работать по образцу.

8 Цыпленок

Задачи: Учить делать модифицированные модули (из обычных, для использования их в качестве крепления. Учить делать переход на ряды с нужным числом модулей, при этом сохраняя симметричность изделия. Учить творчески подходить к изготовлению изделий, самостоятельно выбирать форму, цвет и размер. Продолжать учить работать со схемами. Развивать творчество, вносить свои идеи по оформлению готового изделия.

9 Зайка

Задачи: Закрепить соединение рядов модулей в круг. Продолжать учить делать модифицированные модули (из обычных, для использования их в качестве крепления. Продолжать учить делать переход на ряды с нужным числом модулей, при этом сохраняя симметричность изделия. Использовать дополнительные элементы украшения – глаза, мордочка, кудряшки, проявлять фантазию и творчество.

10 Лебедь

Задачи: Закрепить соединение рядов модулей в круг. Научиться превращать столбик модулей в шею лебедя. Освоить способ соединения модулей «двойной ряд»; Продолжать учить делать переход на ряды с нужным числом модулей, при этом сохраняя симметричность изделия.

11 Рыбка

Задачи: Учить изготавливать яйцеобразную форму (тело рыбки, изготавливать поделки из разных компонентов соединяя их. Закреплять умения делать переход на ряды с нужным числом модулей, сохраняя форму и симметричность.

12 Коллективная работа «Павлин»

Задачи: Закреплять полученные навыки, научить выполнять коллективные работы, воспитывать уважение к чужому труду, ответственность за свою работу. Умение договариваться, выполнять работу последовательно, радоваться своим и чужим успехам.

Выставка детских работ

V.Литература

1. Забавные фигурки. Модульное оригами

2. 3. А. Богатеева, “Чудесные поделки из бумаги”, Москва “Просвещение”, 1992 год.

3. “Игрушки из бумаги”, издательство “Дельта”, Санкт-Петербург, 1995 год.

4. “Учимся оригами”, под редакцией Ю. Шумакова, издательство “Лицей”, Ростов наДону.

5. Ю. Афонькин, “Волшебный сад оригами”, Санкт-Петербург, 1995 год.

6. Т. И. Тарабарина “Оригами и развитие речи”, издательство Академия развития, Ярославль,1998 год.

7. Г. И. Долженко “100 оригами”, Ярославль Академия развития 1999 год.

8. С. В. Соколова «Оригами для старших дошкольников», Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2009

9. Интернет ресурсы http://stranamasterov.ru/user

для детей и родителей

1. С. В. Соколова «Сказка оригами: Игрушки из бумаги». – Москва: Издательство Эксмо: СПб. ; Валери СПД, 2004.

2. Забавные фигурки. Модульное оригами

3. С. В. Соколова «Театр оригами: Игрушки из бумаги». – Москва: Издательство Эксмо: СПб. ; Валери СПД, 2007

4. Интернет ресурсы http://stranamasterov.ru/user

Публикации по теме:

Коллективная работа в технике модульного оригами «Рыбки»Коллективная работа в технике модульного оригами «Рыбки» Наша первая работа из модульного оригами. Пробовали из оригами и других рыбок делать. Собрали их в одну работу и послали на конкурс.

На досуге…На досуге… Известно, что появление бумаги связывают с Китаем. именно поэтому очень часто местом рождения оригами называют эту страну. Между тем, бытует.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Наша армия
  • Транспорт
Автор публикации:
Программа дополнительного образования дошкольников «Волшебное оригами» (модульное оригами)
Опубликовано: 15 октября 2013 в 20:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Спасибо сайту МAAM, за то что дружбу дарит нам!
Уважаемые гости моей страницы, дорогие друзья! Спешу поделиться радостью - ровно год как я зарегистрировалась на сайте МААМ. Теперь уже любимом и родном! С...
Сценарий выпускного 2017 год в группе «Василёк»
Выпускной в группе «Василёк» Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой выпускников. Раскрыть творческие возможности каждого ребенка....
Образовательная среда — Центр «Литература»
Исследования профессора Джона Стейна говорят о том, что чтение хороших книг способствует повышению уровня психического и физического развития. Ученый уверен,...
Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста «Осьминожки»
Тепло приветствую всех, кто ко мне заглянул! Как вы могли догадаться по снимку, сегодня речь вновь пойдёт об осьминогах. Расскажу, как мы рисовали...
Любимым маамовцам
Здравствуйте, дорогие мои маамовцы! Я спешу высказать вам, огромные слова благодарности - за ваши потрясающие комментарии и душевные слова. Каждый вечер,...