Папки-передвижки

Программа дополнительного образования по обучение грамоте

Зилия Сафина
Программа дополнительного образования по обучение грамоте

УТВЕРЖДЕНО

приказом Муниципального автономного

дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №97»

№___от «___»___2014г.

заведующий МБДОУ «Детский сад №97»

___ Фаина Акрамовна Салимгареева

ПРОГРАММА

дополнительного образования по обучение грамоте

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №97»

Ленинского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Публикация «Программа дополнительного образования по обучение грамоте» размещена в разделах

г. УФА- 2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка. ….3

Содержание предполагаемого курса….7

Содержание программы занятий….17

Ожидаемые результаты обучения воспитанников подготовительной к школе группы…27

Список литературы…28

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное дошкольное образование предъявляет всё более высокие требования к воспитателю, обучению и развитию, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно передать, а освоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным.

Работая с детьми дошкольного возраста много лет, замечаешь, что именно у детей в возрасте 4-5 лет появляется интерес к буквам и желание научиться читать. Однако, «Программа воспитания и обучения» в детском саду предусматривает подготовку воспитанников к обучению грамоте в подготовительной группе в недостаточном количестве, поэтому подготовку к обучению грамоте было решено организовать дополнительно. Данная кружковая форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе.

Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (от простого к сложному). Содержание работы по подготовке воспитанников обучению грамоте основано на «Программе воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи детей шестилетнего возраста» Авторы: Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Организация обучения была продумана таким образом, что:

обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания,

каждый ребенок может участвовать в процессе выполнения заданий,

Данная рабочая программа по обучению грамоте разработана для детей 6- 7 лет. Основное место занимает работа по обучению детей сознательному послоговому чтению, выработке навыков печатания в едином орфографическом режиме, графическому анализу, развитию фонематического слуха, а также профилактическая работа по предупреждению нарушения чтения (дислексии) и письма (дисграфии) при последующем обучении детей в начальной школе.

Программа по подготовке детей к подготовке обучению грамоте предусматривает развитие у детей внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности.

Программа сочетает в себе принципы обучения грамоте :

- Применение звукобуквенного принципа помогает детям быстрее познакомится и научиться различать звуки и буквы русского алфавита. Знакомству с буквой предшествует большая работа со звуком.

- Принцип индивидуальности. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

- Принцип доступности.

Цель программы :

- Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте, научить детей элементарным навыкам письма и чтения.

Задачи по подготовке к обучению грамоте :

1. Обучать звукобуквенному анализу и синтезу слов и предложений;

2. Познакомить детей с понятиями: «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;

3. Делить слова на слоги

4. Обучать детей сознательному правильному плавному послоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими

предложениями;

5. Познакомить с элементарными правилами правописания: употребление заглавной буквы, раздельное написание слов, постановка точки в конце предложения, правописание «ЖИ-ШИ», «ЧА-ЩА», «ЧУ-ЩУ»

Развивающие игры-занятия в программе связаны со всеми образовательными областями и видами деятельности.

Режим занятий:

Рабочая Программа рассчитана на 1 учебный год с октября по май Количество часов в неделю – 2 занятия. Продолжительность занятий 30-35 минут. Занятия проводятся в группах не более 15 человек. Во время развивающих игр-занятий, проводятся физ. минутки протяжённостью в 1-3 минуты.

Учебный план Дополнительных образовательных услуг

Наименование услуги Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Всего занятий

Обучение грамоте 2 8 55

Техническое оснащение занятий

1. Подвижная азбука (наборное полотно с буквами);

2. Магнитная азбука (демонстрационная);

3. Касса букв и слогов (раздаточный материал);

4. Карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и названием этого предмета на другой; со словами; предложениями; текстом;

5. Кубики «Мои первые буквы», «Весёлый алфавит»;

6. Плакаты «Алфавит», «Алфавит для малышей»;

7. Индивидуальные карточки. Каждому ребёнку даётся задание – наклеить на картон вырезки из газет со словами на заданный звук (букву) в трёх позициях;

8. Игры: «Читаем сами», «Звуковая цепочка», «На какую букву»,«Мамины помощники», «Сказки», «Обобщающие понятия», «Что к чему?», «Кто где живёт?», «Наоборот»

9. Наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО КУРСА

Обучение грамоте

Задачи.

1. Дать представление о звуках русского языка.

2. Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением : синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук.

3. Показать детям связь звука с буквой. Умение выделять

4. Формирование навыка слогового чтения.

Развитие речи

1. Связная речь

Задачи

1. Воспитание умения использовать при пересказе сложные предложения (Зайка не мог достать морковку, потому что он был маленький, а снеговик большой).

2. Развитие умения связно и последовательно пересказывать тексты, пользуясь фонетически и грамматически правильной выразительной речью.

3. Воспитание навыка составления рассказов по картинке, по серии картин.

4. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

Грамматический строй речи

Задачи

Развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.

Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников

Задачи.

1. Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный, мягкие согласные и глухие.

2. Учить детей определять позицию звука в слове.

3. Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки

4. Учить правильно, соотносить звуки и буквы.

Порядок звукобуквенного анализа слова:

- произнесение слова с интонационным выделением каждого звука (первого, второго и т. д.);

- дается характеристика звуку (гласный, твердый (мягкий) согласный звук);

- обозначение звука соответствующей фишкой;

- «чтение» по «записи» (по фишкам);

- обозначение звука буквой;

- определение количества слогов.

Проведение звукобуквенного анализа слова для дошкольников - сложный процесс, поэтому формировать его нужно постепенно:

1. Сначала дети учатся определять, какой гласный (согласный) звук слышится в слове.

2. Затем учатся определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

Обучение чтению

Задачи.

1. Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями.

2. Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым).

3. Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов.

4. Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного.

5. Познакомить с основными орфоэпическими нормами при чтении небольших текстов: делать паузы, логическое ударение, в простых случаях соблюдать интонацию. Осмысленные ответы на вопросы по прочитанному тексту. Пересказ прочитанного.

6. Научить самостоятельно работать со схемой слова и предложения.

Обучение детей чтению начинается после знакомства со следующими буквами: А, О, У, Ы, Э, Р, Л, М, Н.

Формирование первоначальных навыков письма

Задачи.

1. Развивать умение ориентироваться на листе, на широкой строке.

2. Развитие мелкой моторики рук.

3. Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

4. Усвоение навыка правильного оформления слов и предложений: буквы в слове пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка, начало предложения, имена и фамилии людей с заглавной буквы.

Приведем некоторые виды работ:

1. Штриховка - до и после знакомства с буквами. Вначале используются для штриховки трафареты с геометрическими фигурами, далее используются трафареты, изображающие предметы и фигуры животных, а также набор разных лекал.

2. Раскрашивание букв в соответствии с образцом.

3. Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Обведи пальчиком букву», ощупывание руками объемной буквы с закрытыми глазами, «пальчиковый алфавит» (изобрази букву пальцем в воздухе, напиши на столе, «вылепи букву…», «выложи букву из.», запускание пальцами мелких «волчков», задания на соединение буквы и картинки и др.

Предложение

Задачи

1. Привлечение внимания к порядку слов и изменению форм слов в составе

простого распространенного предложения путем: составления предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, у, к, от, с (со, из, в, по, между, за, перед, из слов, данных в начальной форме (скамейка, под, спать, собака — Под скамейкой спит собака).

2. Составление предложений из «живых слов» (которые изображают дети) распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу — Миша вешает в шкаф меховую шубу);

3. Составление предложений с данными словосочетаниями (серенькую белочку — Дети видели в лесу серенькую белочку. Серенькой белочке — Дети дали орехов серенькой белочке);

4. Добавления в предложения пропущенных предлогов (кусты сирени посадили (перед, за) домом. Елочка росла (у, около, возле) дом;

5. Развитие умения дать полный ответ на поставленный вопрос;

6. Умение членить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.

Ознакомлению с окружающим

Организация целенаправленных наблюдений за явлениями природы, трудом людей и организацией практической деятельности детей (трудовой, игровой).

Программа занятий включает семь тем: «Наш детский сад», «Моя семья», «Наша улица», «Школа», «Город, в котором мы живем», «Родная природа», «Родная страна».

Правописание

Усвоение навыка правильного оформления слов и предложений: буквы в слове пишутся рядом, слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка, начало предложения — имена, фамилии людей, клички животных, названия городов пишутся с большой заглавной буквы.

Письмо после анализа и самостоятельно отдельных слов и предложений доступной сложности.

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования по ФЭМП «Веселые задачки» Программа дополнительного образования с использованием педагогической технологии Л. Г. Петерсон, Н. Г. Холиной «Раз ступенька, два ступенька…».

Программа дополнительного образования «Речевичок» Объединение "Речевичок" Педагог дополнительного образования МКОУ ДОД ДДТ "Каскад" Петрова Светлана Олеговна Цель программы: формирование.

Образовательная программа дополнительного образования по тестопластике «Мукосолька» 1. Пояснительная записка Направленность программы Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста,.

Программа дополнительного образования дошкольников ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Старший дошкольный возраст Содержание 1. Пояснительная записка 2. Цели и.

Программа дополнительного образования «Игралочка» ПРОГРАММА «ИГРАЛОЧКА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Согласно.

Программа дополнительного образования «Мозаика из пластилина» ПРОГРАММА работы кружка «Мозаика из пластилина» (пластилинография) с детьми дошкольного возраста. «Руки учат голову, затем поумневшая голова.

Программа дополнительного образования по бисероплетению для детей с ЗПРПрограмма дополнительного образования по бисероплетению для детей с ЗПР Программа дополнительного образования дошкольников МБДОУ детского сада№8 (комбинированного вида) Г. Вязьмы Смоленской области по бисероплетению.

Программа дополнительного образования по вышиванию «Волшебная иголочка» Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Волшебная иголочка» явля-ется программой художественно-эстетической направленности.

Программа дополнительного образования «Волшебная страна оригами» Пояснительная записка. Программа дополнительного образования «Волшебная страна оригами» художественно-эстетической направленности, создана.

Программа дополнительного образования «Юный Математик» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек» Программа разработана.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по обучение грамоте
Опубликовано: 17 декабря 2015 в 18:22
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД