Получи документы

Программа дополнительного образования «Развиваем ручки»

Галина Тетерина
Программа дополнительного образования «Развиваем ручки»

Пояснительная записка

Учёные считают, что речевое развитие обусловлено ведущей ролью руки в деятельности ребёнка. Многие причины задержки развития речи и её дефекты у детей старшего возраста кроются в условиях их жизни и воспитании в первые три года.

Программа «Развиваем руки» оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. Программа реализуется в творческом объединении «Развиваем руки» муниципального автономного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад №16 «Рябинка».

Публикация «Программа дополнительного образования „Развиваем ручки“» размещена в разделах

Направленность программы «Развиваем руки» по содержанию является художественно – эстетической, по функциональному предназначению – досуговой, по форме организации – групповой, по времени реализации – годичной.

Программа дополнительного образования для детей раннего возраста «Развиваем руки» разработана на основе авторской программы И. А. Лыковой «Цветные ладошки»

Актуальность программы обусловлена тем, что родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе, т. к. развитие речи – одна из важнейших задач психического и личностного развития ребёнка.

Известно, что развитие кистей и пальчиков ребёнка напрямую влияет на его речь и интеллектуальные способности. В дальнейшем хорошая координация движений рук поможет маленькому ученику легко овладеть письмом. Поэтому именно в раннем возрасте огромная роль взрослых в организации развивающей среды ребёнка раннего возраста, создания условий для развития мелкой моторики.

Педагогическая целесообразность образовательной программы “ Развиваем руки” объясняется тем, что ориентирует деятельность ребёнка на пальчиковые игры, связанные с развитием мелкой моторики, совершенствует ловкость и точность движений, улучшает память, внимание, помогает научиться терпению, вырабатывает усидчивость. Это является стимулом для развития творческих способностей малышей, воображения и фантазии.

Цели и задачи программы :

Цель: воспитывать у детей раннего возраста усидчивость, развивать мышцы пальцев и ловкость рук, воспитывать трудовые умения и навыки ребенка.

Задачи:

В лепке – показать детям разнообразие пластических материалов, познакомить с их свойствами;

В рисовании – развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок – это плоскостное изображение объёмных предметов;

В аппликации – знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействия на бумагу.

Отличительная особенность данной образовательной программы заключаются в том, что для детей созданы условия для свободного экспериментирования с художественными материалами в рисовании, лепке, аппликации. Происходит интеграция всех видов изобразительной деятельности в различных вариантах их сочетания между собой. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы «Развиваем руки» от 2 до 3 лет

Срок реализации программы 1 год

Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 10 минут в соответствии с нормами СанПин.

Ведущая форма организации – групповая.

Ожидаемые результаты освоения программы :

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие навыков и умений в рисовании, лепке, аппликации;

- развитие речи у детей раннего возраста;

- обогащение словарного запаса;

Подведение итогов по результатам освоения материала может быть в процессе беседы с ребёнком, во время игры, режимных моментов, занятий, в процессе художественной деятельности. В конце учебного года организуется и проводится выставка рисунков, поделок, коллективного творчества педагогов и воспитанников. Для родителей воспитанников проводится итоговое занятие «Маленькие умельцы».

Учебно – тематическое планирование объединения дополнительного образования детей «Развиваем руки».

Содержание программы

Тема 1: «Тили – тили - тесто»

Цель: познакомить детей с тестом как художественным материалом. Вызвать желание подействовать с ним.

Теория: рассказать детям о пластическом материале – тесте. Рассказать, как его сделали и как можно с ним подействовать, поиграть.

Практика: подействовать с тестом, помять, покидать на стол, отрывать кусочками, катать и т. д.

Тема 2: «Картинки на тесте»

Цель: помочь детям изобразить на пласте теста отпечатки ладошек, разных предметов.

Теория: рассказать детям, что на пласте теста можно отпечатать ладошку, разный предмет и получится картинка.

Практика: научить детей отпечатывать на пласте теста разные предметы, устроить выставку и поговорить о том, что у них получилось.

Тема 3: «Самолёт»

Цель: познакомить детей с пластилином, развивать у них умение раскатывать пластилиновые столбики двумя руками и на дощечке и соединять их между собой.

Теория: познакомить детей с игрушкой самолёт, показать картинку, рассказать о самолёте; рассказать детям о свойствах пластилина, показать возможные действия с ним.

Практика: игры с пальчиками и руками, разучивание пальчиковых игр, поделки из пластилина – самолёта.

Тема 4: «Огуречек – человечек»

Цель: продолжаем учить детей скатывать из пластилина шар круговыми движениями между ладоней.

Теория: побеседовать с детьми об овощах, рассмотреть муляжей овощей, назвать их, побуждать детей повторять их названия, обратить внимание на форму, цвет, размер.

Практика: поиграть с детьми в игру «Чудесный мешочек», прочитать потешку «Огуречек», слепить с детьми овощ продолговатой формы – огурец.

Тема 5: «Красивые листочки»

Цель: познакомить детей с художественным материалом – красками.

Теория: познакомить детей с красками, рассказать, что можно с их помощью печатать, оставляя след на бумаге.

Практика: совместно с детьми подействовать с красками. Наносить краски на листья (способом окунания в ванночку) и создать изображения- отпечатки на листе. Развивать чувство цвета.

Тема 6: «Пальчики купаются»

Цель: развивать чувствительность пальчиков и желание подействовать с сухим бассейном.

Теория: рассказать детям о крупах, показать некоторые из них, познакомить с поделками из них.

Практика: поиграть с сухим бассейном, попрятать пальчики, игрушки, попересыпать их ёмкости в ёмкость.

Тема 7: «Игры с сухим бассейном»

Цель: укреплять здоровье через массаж рук, развивать мелкую моторику.

Теория: продолжить рассказ о крупах, познакомить с мелкой крупой – манка, греча, пшено.

Практика: порисовать на подносах, используя пальчики, ручки, палочки.

Тема 8: «Ветерок, подуй слегла!»

Цель: продолжить знакомство с кисточкой, освоить технику рисования кривых линий.

Теория: познакомить детей с образом осеннего ветра, прочитать стихотворение «Осенний ветерок», изобразить ветер, поиграть с вертушками.

Практика: порисовать на листах бумаги разного размера кривые линии, побуждать рисовать на всём листе.

Тема 9: «Каляки - маляки»

Цель: вызвать у детей желание рисовать на листах бумаги цветными карандашами.

Теория: познакомить детей с цветными карандашами, рассказать как можно подействовать с ними.

Практика: на листах разного размера, формы и цвета подействовать с цветными карандашами, поделиться, что у каждого получилось, назвать свои рисунки.

Тема 10: «Пушистые тучки»

Цель: познакомить детей с бумажной пластикой; вызвать желание взаимодействовать с педагогом и коллективом детей, создавая коллективную работу.

Теория: рассказать о свойствах бумаги, показать методы действия с ней, рассмотреть поделки, сделанные дошкольниками старших групп.

Практика: вовлечь детей в сотворчество с педагогом, освоить элементы бумажной пластики, сделать коллективную работу.

Тема 11: «Шубка для овечки»

Цель: продолжать знакомить детей с бумагой, вызвать желание создавать свои поделки.

Теория: продолжать знакомить детей со свойствами бумаги.

Практика: создать индивидуальные поделки – шубки для овечек.

Тема 12: «Вот и ёжик, ни головы, ни ножек!»

Цель: развитие мелкой моторики, желание действовать с пластилином.

Теория: рассказать о ёжике, его телосложении, колючках, прочитать стихотворение «Ёжик»

Практика: моделирование образа «Ёжика» : дополнение «туловища» - формы, вылепленной педагогом, иголками, спичками, зубочистками.

Тема 13: «Вышли пальчики гулять»

Цель: вызвать у детей желание поиграть со своими пальчиками, побуждать повторять движения за взрослыми.

Теория: рассказать детям о своих пальчиках, ручках, побеседовать о том, что можно делать ручками, зачем они нужны человеку, ребёнку.

Практика: разучить с детьми пальчиковые игры «как у нашего кота», «Сел на ветку снегирёк», «Жили – были зайчики».

Тема 14: «Вот какая ёлочка!»

Цель: продолжать знакомить детей с пластилином, вызвать у них желание и интерес действовать с ним.

Теория: рассказать о ёлочке, показать картинки и игрушки, знакомя детей с тем, какая бывает новогодняя красавица.

Практика: создание образа ёлочки. Развитие мелкой моторики – раскатывание жгутиков из пластилина и прикрепление к стволу (колбаске). Устроить выставку ёлочек, учить детей выбирать красивую, понравившуюся им.

Тема 15: «Праздничная ёлочка»

Цель: вызвать у детей положительные эмоции от знакомства и поделок новогодней ёлочки.

Теория: беседа о Новом Годе, новогодней ёлочке, подарках, украшениях.

Практика: рисование праздничной ёлки в сотворчестве с педагогом и другими детьми – проведение прямых линий – «веток» от «ствола».

Тема 16: «Праздничная ёлочка»

Цель: продолжать знакомить детей с бумажной пластикой, развивать мелкую моторику рук.

Теория: рассказать о свойствах бумаги, познакомить с поделками старших дошкольников.

Практика: украшение ёлочки, нарисованной или вырезанной педагогом – комочками мятой бумаги разного цвета.

Тема 17: «Чудеса в решете»

Цель: вызвать у детей положительные эмоции от действия с мелкой крупой и ситом, решетом.

Теория: рассказать детям о мелком пшене и просеивании его.

Практика: просеивание через решето, сито муки и мелкого пшена и рисование пальчиками на подносе.

Тема 18: «Снеговики играют в снежки»

Цель: продолжать знакомить со свойствами солёного теста, вызывать желание действовать с ним.

Теория: рассказать о снеговиках, из чего они состоят, о том, как можно сделать их из солёного теста.

Практика: раскатывать комочки из теста круговыми движениями. Создать коллективную работу.

Тема 19: «Подарок»

Цель: учить детей создавать образ игрушки, развивать образное мышление, воспитывать отзывчивость и доброту.

Теория: рассказать детям о подарках, побеседовать о том, какие бывают подарки, узнать, кому и что дарили родители.

Практика: вылепить из пластилина подарки для зверюшек.

Тема 20: «Прозрачные стаканчики»

Цель: вызвать у детей желание и интерес к рисованию карандашами и фломастерами.

Теория: рассмотреть картинки в раскрасках, побеседовать о животных, нарисованных в ней, поговорить об изображении глаз, рта, лапок, хвостиков и т. д.

Практика: дорисовка отдельных предметов, обведение нарисованных деталей, раскрашивание.

Тема 21: «Угощайся, мишка!»

Цель: вызвать у детей желание помочь мишке и сделать для него угощение.

Теория: рассказать о мишках, игрушках в целом.

Практика: лепка угощений для игрушек: раскатывание шара и лёгкое сплющивание в диск для получения печенья, пряников.

Тема 22: «Угощайся, зайка!»

Цель: продолжить учить детей раскрашиванию картинок.

Теория: познакомить детей с картинками в детских книжках, рассмотреть яркость раскрашивания.

Практика: дополнение рисунка - изображение угощения для персонажа, разукрашивание его.

Тема 23: «Вышли пальчики гулять»

Цель: развивать мелкую моторику и желание действовать с пальчиками.

Теория: продолжить знакомство с пальчиками, их значение.

Практика: разучивание пальчиковых игр «Снежок», «Солнышко».

Тема 24: «Очумелые ручки»

Цель: обучать детей делать поделки из предложенного и выбранного самостоятельного материала.

Теория: познакомить детей с поделками старших дошкольников, рассказать о назначении бросовых предметов и о том, что можно из них сделать.

Практика: сделать различные предметы из бросового материала.

Тема 25: «Вот какой у нас букет!»

Цель: вызвать у детей желание сделать поделки для мамы.

Теория: рассказать о весеннем празднике, почитать стихотворения о весне, цветах, солнышке; рассказать, как можно сделать подарок маме.

Практика: создание красивых композиций – выбор и наклеивание цветов, вырезанных педагогом.

Тема 26: «Солнышко весеннее»

Цель: вызвать у детей желание вылепить весеннее солнышко.

Теория: рассказать о солнышке, о его лучах, о тех, кто весной рад солнышку.

Практика: вылепить солнышко из теста – устроить выставку, полюбоваться солнышком, побеседовать о понравившихся солнышках.

Тема 27: «Волшебный мешочек»

Цель: учить детей определять предметы на ощупь.

Теория: рассказать о мешочке, о том, что можно в него положить предмет, потрогать его и понять и сказать, что там спрятано.

Практика: поиграть с детьми в игру «волшебный мешочек».

Тема 28: «Солнышко»

Цель: вызвать радость от рассказа и стихотворения о солнышке, развитие мышления и воображения.

Теория: беседа о солнышке.

Практика: рисование солнышка из круга и прямых линий.

Тема 29: «Ручейки бегут, журчат»

Цель: вызвать положительные эмоции у детей в знакомстве с весенними явлениями, развитие чувства формы и композиции.

Теория: познакомить детей с весенними явлениями, рассмотреть картинки с ручейками, прочитать стихотворение «Бегут ручьи».

Практика: рисование ручейков в сотворчестве с педагогом. Освоение способа рисования волнистых линий, размещённых горизонтально.

Тема 30: «Угощение для кукол»

Цель: развитие мелкой моторики, желание сделать доброе и приятное для куколок.

Теория: рассказать детям о походе в гости, об угощениях, правилах поведения.

Практика: закрепление умения соединять детали пластилина, сглаживать место соединения, выполнять поделку до конца.

Тема 31: «Вот какие у нас цыплятки»

Цель: вызвать у детей эмоциональный настрой и желание изобразить цыплят.

Теория: рассказать о цыплятах, их родителях, познакомить с их оперением, цветом, звуками, которые они издают, рассмотреть картинки.

Практика: создание выразительных образов жёлтых цыплят, гуляющих по травке. Самостоятельный выбор детьми средств художественного изображения.

Тема 32: «Пальчики играют»

Цель: развивать мелкую моторику рук, вызвать положительные эмоции и желание подействовать с сухим бассейном.

Теория: продолжить знакомить детей со свойствами сухого бассейна. С играми в которые можно поиграть с ним.

Практика: дать детям возможность поиграть с сухим бассейном, проявить своё творчество и фантазию

Тема 33:»Вот какие у нас пальчики»

Цель: развитие мелкой моторики, положительных эмоций от действия с тестом и пластилином.

Теория: продолжать знакомить детей со свойствами теста и пластилина, знакомить с новыми методами и приёмами в работе с материалом.

Практика: моделирование персонажей для пальчикового театра: раскатывание шара, прикрепление бусинок, пуговиц, семян.

Тема 34: «Цветочки на лужайке»

Цель: побуждать детей различными способами изображать цветы.

Теория: рассказать о цветах, рассмотреть картинки, назвать название цветов, познакомить с тем, как можно нарисовать их.

Практика: рисование цветов различными способами.

Тема 35: «Травка на лужайке»

Цель: вызвать у детей желание к коллективной деятельности.

Материалы: рассказать о травке, кому она нужны, какая она бывает.

Практика: создание коллективного панно, рисование травки разными способами.

Тема 36: «Вот какой у нас салют!»

Цель: создать положительные эмоции от взаимодействия с педагогом и создаваемой композиции.

Теория: рассказать о салюте, рассмотреть картинки, фотографии.

Практика: создание коллективной композиции в сотворчестве с педагогом.

Методическое и материально – техническое

обеспечение программы

1. Пластилин, глина, солёное тесто, стеки

2. Бантики, ленты, тесьма

3. Бросовый материал: катушки, карандаши, бруски, нитки, проволока и т. д.

4. Горох, фасоль, пшено, решето, сито, воронки, ведёрки и т. д.

5. Раскраски, трафареты, листы бумаги различного формата, цвета, фактуры

6. Фломастеры, карандаши, краски, гуашь

7. Волшебный мешочек, игрушки и предметы для него

8. Палочки для выкладывания, схемы, образцы

9. Заводные игрушки

10. Картотека пальчиковых игр

11. Дидактические игры, развивающие мелкую моторику рук : «Сплети коврик», «Одень куклу», «Найди предмет для матрёшки»

12. Юла, вертушки

13. Шнуровки, застегалочки

14. Поднос и мелкая крупа (манка) для рисования пальчиком, палочкой

15. Столы, стулья

Список литературы для педагогов:

1. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика» М. 2004г.

2. Абрамова Л. П. «Школа раннего развития». Пальчиковые игры для самых маленьких. М., 2001г.

3. Гаврина С. Е. «Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать» М., 2001г.

4. Конспект дидактической игры в 1 младшей группе с 2 – 3 лет для методического центра «Весёлые матрёшки», педагог Овчаренко Н. К.

5. Конспект занятия «Что за форма» в 1 младшей группе с 2 – 3 лет для методического центра «Весёлые матрёшки», педагог Овчаренко Н. К.

6. Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Изобразительная деятельность в детском саду. Авторская программа, М., 2007г.

7. Марина З. «Лепим из пластилина» М., 2001г.

8. Пенкина О. Б., Подосёнова И. П., серия рабочих тетрадей «Школа тётушки Совы». М., 2000г.

Список литературы для родителей:

1. Абрамова Л. П. «школа раннего развития». Пальчиковые игры для самых маленьких. М., 2001г.

2. Гаврина С. Е. «Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать» М., 2001г.

3. Серия альбомов «Это может ваш малыш». М. 2004г.

Публикации по теме:

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Ловкие ручки» Часть 2 Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Ловкие ручки» для детей младшего.

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Ловкие ручки». Ч. 2 Часть 1 2.5. Материально - техническое оснащение Проектор Телевизор Компьютер Ноутбук Материал для работы с детьми: Бумага (цветная, гофрированная,.

Программа дополнительного образования «Азбука безопасности» Актуальность программы К сожалению, пока не существует такого единого свода правил, в котором все они были бы собраны и популярно изложены.

Программа дополнительного образования «Изостудия «Акварелька» Программа дополнительного образования «ИЗО студия «Акварелька» Разработана для детей 3-7 лет Срок обучения – 4 года Авторы: Заместитель.

Программа дополнительного образования Кружок «Любознайка» Программа дополнительного образования Кружок «Любознайка» Старший дошкольный возраст 6-7 лет (подготовительная к школе группа).

Программа дополнительного образования «Мои права» Введение Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей,.

Программа дополнительного образования «Музыкальный эрудит» Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. (Д. Шостакович) «Музыкальный эрудит» Цели и задачи: Цели: 1. Раскрыть духовный.

Программа дополнительного образования «Пластинография» Программа дополнительного образования ГКСУ СО АО «Детский дом «Солнечный» «Пластинография» Программа рассчитана для детей в возрасте 0т.

Программа дополнительного образования «Робототехника» Программа дополнительного образования «Мы - будущие инженеры» Содержание: 1. Введение; 2. Основная часть; 3. Перспективное планирование.

Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» Программа дополнительного образования детей по рисованию «Веселая кисточка» Составитель: воспитатель Носова Ольга Витальевна Возраст обучающихся:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Развиваем ручки»
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 23:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД