Получи документы

Программа дополнительного образования с национально-региональным компонентом для детей с ОНР

Инна Степанова
Программа дополнительного образования с национально-региональным компонентом для детей с ОНР

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития

Программа дополнительного образования с национально-региональным компонентом для детей с ОНР

Возраст обучающихся – 5-7 лет

Срок реализации программы – 2 года

Количество детей в группе – 10-12

Количество занятий в год - 32

Автор:

Учитель-логопед

1 квалификационной категории

Публикация «Программа дополнительного образования с национально-региональным компонентом для детей с ОНР» размещена в разделах

Степанова Инна Викторовна

г. Губкинский 2011 г.

Пояснительная записка

Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым, общительным, радостным. Но, к сожалению, не каждый ребёнок может свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Причин тому много: это могут быть и застенчивость ребёнка, и проблемы, связанные с речью, и его физиологические особенности.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов; как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе; как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребё нка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую, речевую деятельности.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам.

Основной контингент дошкольного учреждения детей с речевой патологией составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР). В основном это дети ОНР уровня.

Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы : фонетики, лексики и грамматики.

При III уровне речевого развития дети пользуются распространёнными предложениями, отмечается попытка употреблять сложно – сочинённые и сложно – подчинённые конструкции. Лексика таких детей включает все части речи.

Появляются первые навыки словообразования. Более устойчивым становится употребление наиболее простых грамматических форм, а так же слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Несмотря на значительное продвижение в формировании самостоятельной речи, чётко выделяются основные пробелы лексико– грамматического и фонетического формирования связной речи.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук.

Психическое развитие детей с ОНР, как правило, опережает их речевое развитие. У них отмечается критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.

Построение данной программы обеспечивает системный подход к речевому развитию, экологическому образованию детей, формирует осознанное отношение к природе, в форме использования модели, игровых занятий, что помогает развивать у детей важнейшие операции мышления. Эта форма работы построена на совместном творчестве педагога и ребенка, она не традиционна, стимулирует познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечает требования педагогике сотрудничества.

Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума содержания по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Дополнительные занятия по речевому развитию с экологическим уклоном для воспитанников в ДОУ проводятся один раз в неделю (планируются теоретические и практические занятия). Всего 32 занятия в год. Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь-октябрь, и итоговая (апрель-май). По этой программе занимаются дети с общим недоразвитием речи, которые посещают логопункт при ДОУ.

Программа рассчитана на 2 года, для детей старшей и подготовительной групп (5-7 лет).

Особенностью курса является выделение специального времени для занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков дошкольников, на реализацию национально-регионального компонента, так как дети должны знать об особенностях края, в котором они живут. Программа составлена по блокам с постепенным усложнением изучаемого материала данного курса и с учё том реализации межпредметных связей по разделам:

1. «Изодеятельность», где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия из природного материала.

2. «Художественная литература», где используются произведения о природе.

3. «Музыкальное воспитание», где реализуются музыкальные произведения о природе, сезонных изменениях, проводятся музыкальные праздники и развлечения.

4. «Физическое воспитание», где прививаются основы здорового образа жизни, проводятся экскурсии, походы, развлечения на улице.

5. «Логоритмика», где используется своеобразная форма активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплины.

Все занятия данной программы основаны на игровой деятельности, так как игра является естественной потребностью данного возраста.

Одной из основных задач комплексного психолого-педагогического, логопедического и лечебно-оздоровительного воздействия на лиц с речевыми и интеллектуальными расстройствами является формирование, развитие и коррекция их неречевых процессов и функциональной речевой системы с учётом личностных особенностей.

Задачи программного курса.

1. Важнейшей задачей является обогащение личностного опыта положительного,

гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширение экологически ценных

контактов с растениями и животными, объектами неживой природы; и укрепление

познавательного интереса, любви к природе.

2. Расширять и обобщать знания детей о мире природы и животном мире родного края.

3. Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи.

4. Формировать осознанное и бережное отношение детей к природе нашего края.

Ожидаемые результаты.

Ожидаемые результаты к концу первого года обучения:

Воспитание дошкольников, как членов общества, хорошо понимающих свою связь с природой, свое предназначение в природе родного края.

Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентацией в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде родного края.

В системе формирования отношения детей к природе большое место занимает развитие познавательного интереса в природе, а так же эстетических чувств, связанных с её красотой.

Развитие коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса.

Ожидаемый результат к концу второго года обучения:

Одним из важнейших принципов является наиболее ответственное и сложное, завершение работы по систематизации знаний, начатое в старшей группе. Оно реализуется путем формирование или развития уже имеющихся обобщений и установление новых по содержанию и более сложных по структуре связей, необходимых для построения знаний в систему и их дальнейшее развитие.

Привлечение детей к экологически ориентированной деятельности. Совершенствуя трудовую деятельность, которой придаётся экологическая направленность.

Формирование чувство ритма, накопление пассивного и активного словаря ребёнка.

Учебно-тематический план для детей старшей группы

№ п/п Перечень блоков и тем Всего занятий Другие виды деятельности

1 Растения, ягоды, грибы.

- Растения вокруг нас.

- Северные ягоды и грибы.

- Ядовитые и полезные ягоды и грибы.

- Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека.

4

1

1

1

1 Экскурсия в лес; сбор растений для гербариев; рассматривание альбомов, фото; изготовление гербариев.

2 Животные и птицы нашего края.

- Жизнь животных в условиях Севера.

- Зимующие и перелётные птицы.

-Спортивно-экологическое развлечение «Друзья природы»

- Какие бывают насекомые.

- Вред и польза насекомых. 5

1

1

1 Беседа; дидактическая игра «Узнай, какой зверь»; дидактическая игра «Лото»; рассматривание иллюстра-ций, фото; викторина.

Игра «Кто, где живёт»; тризовская игра «Хорошо-плохо»; тризовская игра «Вред и польза».

3 Лес и почва.

- Знакомство с лесом – хвойный лес.

- Клуб знатоков леса.

- Почва нашего региона. 3

1

1

1 Изготовление плаката; заседание клуба; эксперимент, опыты.

Учебно-тематический план для детей подготовительной к школе группе

№ п/п Перечень блоков Всего занятий Другие виды деятельности

1 Растения, ягоды, грибы.

- Растения – сорняки.

- Растения и воздух. Что питает растения.

- Размножение растений «Летающие семена».

- Растения – лёгкие Земли 4

1

1

1

1 Экскурсия по экологической тропе и территории детского сада; опыт «Дыхание листа»; опыт «Растение может обеспечить себя питанием»; опыт «В розовом ростке спрятан целый дуб»; рассматривание альбома и коллекции семян, растений; составление мнемотаблиц.

2 Животные, птицы и рыбы нашего края.

- Как маскируются животные и птицы.

- Рыбы наших водоёмов.

- Животные нашего края и Красная книга.

3

1

1

1 Составление мини-карт и мнемотаблиц; беседы; рассматривание и создание настольной Красной книги; игра «Посели животного»; опыт «Как маскируются животные»; загадки, пословицы, поговорки, сказки.

3 Лес и почва.

- Кто в лесу вредный, а кто полезный.

- Может ли мороз убить дерево.

- Комплексное занятие на тему «Сравнение песка, глины, камней».

- Богатство нашего края.

- Экология Ямальской земли.

- Охрана родного края «Строим экологический город». 6

1

1

1

1

1

1 Беседа; загадки, пословицы; опыты с песком, глиной и камнями: «Свойства мокрого песка», «Песочные часы», «Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду» и т. д.

Требования к знаниям, умениям и навыкам воспитанников по базовой программе по познавательному развитию и сопутствующим компонентам.

Воспитанник должен Основной компонент Национально-региональный компонент Компонент ДОУ

Знать Правила поведения в природе Растения своего края: 5 деревьев; 3-4 кустарника; 6-7 травянистых растений леса; 4-5 видов лесных ягод и грибов. Виды птиц, насекомых своей местности. Животных основных классов (звери, птицы, рыбы, земноводные). Растения (деревья, кустарники, травы, цветы и их характерные признаки). Животные и растения – живые, им необходимы определённые условия жизни. Органы растений и их функции. Стадии роста и развития животных и растений. Основные признаки диких и домашних животных.

Иметь представление О труде людей в сельском хозяйстве (хлеборобов, животноводов, злаках и их выращивании в поле, способах вегетативного размножения комнатных растений. О перелётных птицах. Об уникальности природы Севера, о животных и растениях. Факты отрицательного воздействия человека на природу Северного края, примеры рационального использования природы человеком. О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы. О живой и неживой природе, их взаимосвязи и жизни в обществе. О многообразии растений и животных и их связи со средой обитания, а также взаимосвязи живых организмов друг с другом. О значении природы в жизни человека, бережном отношении к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

Уметь Ухаживать за черепахой, хомяком в уголке природы. Распознавать ядовитые и неядовитые грибы и ягоды своей местности; собирать и изготавливать гербарий из местной растительности. Выполнять правила поведения на природе. Оказывать помощь окружающей природе. Пересаживать комнатные растения.

Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения дошкольного образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольного учреждения элементы развивающей предметной среды. В таблице перечислены функциональные роли различных элементов развивающей предметной среды и их использование для проведения разнообразных занятий.

Элементы развивающей предметной среды

Элементы РПС Функциональная роль Формы и методы работы

Экологическая комната Обучающая, релаксационная Экологические занятия, игры, самостоятельные игры в уголке природы

Мини-лаборатория Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие Проведение исследований, экспериментирование, наблюдения

Живой уголок Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание бережного отношения к живым существам Наблюдение, уход за растениями, животными

Библиотека Познавательная, формирование интереса к чтению Чтение, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, проведение бесед, обсуждений прочитанного, проведение конкурсов

Огород, сад Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения Уход за растениями, наблюдения, сбор и использование экологически чистого урожая, знакомство с правилами экологической безопасности

Территория детского сада Познавательная, эстетическая, игровая, развитие эмоциональной сферы Создание элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок, которые будут использоваться для экскурсий, игр, проведения фольклорных праздников

Музей, картинная галерея Краеведческая, познавательная, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, эстетическая Экскурсии в Музей освоения Севера (г. Губкинский, галереи (школа искусств №2 в г. Губкинском, изучение картин с пейзажами, создание мини-музеев в ДОУ.

Театральная студия Эстетическая, развитие фантазии, речи, актерских данных через участие в экологических постановках Экологические инсценировки, спектакли с участием детей, кукольные спектакли экологического содержания, театр кукол, сделанных из бросового материала

Музыкальный зал Эколого-эстетическая Проведение экологических, фольклорных праздников, музыкальных занятий, связанных с темой природы нашего края

Физкультурный зал Оздоровление, развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие Подвижные игры, упражнения-перевоплощения в растения и животных, эстафеты, эколого-оздоровительные прогулки

Коридоры, холлы Познавательная, развивающая, эстетическая Создание отдельных уголков, фольклорных элементов, картинных мини-галерей, оформление информации о программе и т. п.

Уголок ручного труда Воспитание трудолюбия, развитие фантазии Изготовление поделок из природного и бросового материала, оборудования для занятий, спектаклей

Уголки в группах (экспериментальные, природные, выставочные) Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие, интеллектуальное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы Самостоятельные исследования, игры, общение с живыми организмами и уход за ними, тематические выставки детских работ

Фитобар Оздоровительная, познавательная, релаксационная Ознакомление с лекарственными растениями в процессе укрепления здоровья детей

Зимний сад Оздоровительная, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живыми организмами Самостоятельные игры, отдых, уход за растениями, наблюдения, оздоровительные упражнения

Содержание изучаемого курса для детей

старшей группы

Блок №1 «Растения, ягоды, грибы»

Тема занятия Примерная программа Национально-региональный компонент Компонент ДОУ Предварительная работа Наблюдения, опыты Сопутствующие формы работы

Экскурсия в лес. «Растения вокруг нас» Растения родного края. Правила поведения в природе. Показать красоту, неповторимость и предназначение растений, окружающих нас. Влияние света, тепла, воды на жизнь растений. Восприятие растений как живых существ, сочувствие к ним, бережное отношение Дидактическая игра «Угадай растения»;

Дидактические игры «Путаница», «Найди, что опишу», «Загадай, мы отгадаем». Сбор растений для гербариев Зарисовки растений нашего края; графическая модель растений.

Отработка вновь изученных названий, определений.

«Северные ягоды и грибы» Распознавать и называть по листьям и плодам 4-5 видов лесных ягод и грибов нашего края. Рациональное использование даров северной природы. Органы растений и их функции. Стадии роста и развития. Рассматривание альбомов и фото ягод и грибов родного края. Изготовление гербариев.

Отработка вновь изученных названий, определений.

«Ядовитые и полезные ягоды и грибы» Учиться отличать съедобные ягоды и грибы от ядовитых Значение ягод и грибов в жизни человека и последствия экологически неграмотного поведения в природе. Основные признаки полезных и ядовитых ягод и грибов, их взаимосвязь с климатом региона. Игры-классификации, игры с мячом в «съедобное-несъедобное», прогулки в лес на природу Рассматривание ядовитых и полезных ягод и грибов. Интегрированное занятие с изобразительной деятельностью

«Лекарственные растения – средство оздоровления организма человека» Познавательная активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; правила их сбора, хранение и применение. Закрепить знания детей о характерных свойствах лекарственных растениях. Развивать умения сравнивать объекты, используя гербарий и наглядный материал. Трудности в существовании живых существ Севера Воспитывать бережное отношение к лесу и его растительности и плодам. Разнообразие видов растений в природе. Способы приспособления растений к сезонным изменениям в природе, их характерные признаки. Понимание роли растений в природе и жизни человека. Экологическая игра «Узнай целебную траву»; дидактическое упражнение «Третий лишний».

Чтение: «Бабушкина аптека» (Хомани). Рассматривание изготовленных гербариев Беседа, загадки, стихи.

Знакомство с книгами Хомаку, Хомани.

Пересказ прочитанных текстов.

Блок №2 «Животные и птицы нашего края»

Тема занятия Примерная программа Национально-региональный компонент Компонент ДОУ Предварительная работа Наблюдения, опыты Сопутствующие формы работы

«Жизнь животных в условиях Севера» Сезонные изменения в жизни животных. Приспособление диких животных к жизни в природных условиях. Сочувствие к животным. Трудные условия жизни на Севере.

Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

Зимние явления природы Севера (зима долгая, суровая, снежная, морозная и т. д.). Красота зимнего леса; распознавать следы лесных обитателей на снегу. Значение внешних факторов в жизни животных, питание животных зимой, способы передвижения, место обитания, особенности погодных условий Крайнего Севера. Дидактическая игра «Узнай, какой зверь», рассматривание картин.

Чтение художественной литературы о жизни зверей в суровом климате Севера.

Дидактическая игра «Чей след?».

Чтение: «Олень», «Шкура оленя», «Охота» (Хомани). Наблюдения за сезонными явлениями зимой; изменение положения солнца (короткий день - длинная ночь) Беседа.

Рисование «Зимнее царство».

Изготовление модели «Животные Крайнего Севера».

Интегрированное занятие с педагогом ИЗО, муз. работником.

«Зимующие и перелетные птицы» Зимующие и перелетные птицы. Отлёт птиц связан с исчезновением насекомых, замерзанием водоёмов. Зимующая птица может также являться и перелётной птицей. Знакомить с конкретными видами птиц своей местности. Календарь природы.

Распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам; подкормка птиц. Обобщенное понятие «птицы». Приспособление к наземно-воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Связь птиц со средой обитания. Заботливое отношение к птицам. Изготовление кормушек, заготовка кормов.

Дидактическая игра по классификации птиц. Чтение сказки «Песнь лебедя», «Охота на линных гусей» (Хомани). Цикл наблюдений за зимующими птицами и их поведением. Аппликация «Птицы на кормушке»; рассматривание иллюстраций, фото.

Закрепление названий птиц, времён года…

Спортивно-экологическое развлечение «Друзья природы» Закрепить знания детей о хищных и травоядных животных, о растительном мире. Закреплять навыки поведения в природе. Формирование обобщенного представления о птицах, животных и растительности крайнего Севера. Развитие у детей памяти, быстроты реакций, сообразительности, логического мышления. Воспитание дружеских взаимоотношений, интереса к выполнению физических упражнений, любви к окружающей природе. Привитие интереса к здоровому образу жизни. Домашнее задание: подобрать информацию о пользе животных и птиц нашего региона. Классификация птиц и животных. Интеграция: экологического воспитания с физическим развитием и развитием речи.

«Какие бывают насекомые» Сезонные изменения в жизни насекомых. Распознавание насекомых по внешнему виду, строению. Сравнение с птицами Сроки пробуждения насекомых: комары, жуки, бабочки, муравьи, мошки, пауты. Систематизировать представление детей о многообразии насекомых. Учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы, местам обитания (наземные, водные, способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие). Игра «Кто, где живёт». Тризовская игра «Хорошо - плохо».

Подвижная игра «Таинственные превращения».

Цикл наблюдений за развитием насекомых. Аутотренинг «Я лежу на траве…».

Операция «Осторожно, муравейник!».

Пополнение активного словарного запаса детей.

«Вред и польза насекомых» Представление детей о насекомых, выделение их главных признаков: членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики. Формирование представление о том, как насекомые защищаются от врагов. Построение цепочки: насекомые – птицы – человек. Обобщать у детей представление о насекомых, соотносить изменения в природе с жизнью насекомых. Знакомство с моделями существенных признаков насекомых, с динамической моделью «бабочка, складывающая крылья». Наблюдение за насекомыми на прогулке.

Опыт «Жизненный цикл мушек». Консультация: «Почему дети обижают насекомых».

Аппликация: бабочки и жуки-коровки.

Блок №3 «Лес и почва»

Тема занятия Примерная программа Национально-региональный компонент Компонент ДОУ Предварительная работа Наблюдения, опыты Сопутствующие формы работы

«Знакомство с лесом – хвойный лес» Главное звено в лесу – растения. Распознавать 5-6 деревьев, 3-4 кустарника.

Сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листьев, плоды, листопад, замирание жизни. Знакомство с местными растениями ближайшего окружения. Различать по внешнему облику, семенам хвойные деревья (ель, кедр, сосна, лиственница).

Календарь природы. Лес как пример сообщества. Взаимосвязь живых организмов друг с другом. «Дома» лесных растений и животных. Бережное отношение ко всем лесным жителям. Игра «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живёт?». Сравнение искусственной и живой ёлки. Экскурсия в лес. Целевая прогулка «Определение пород деревьев и кустов». Подсчёт выброшенных ёлок.

Опыт «В шишке спрятана ёлка». Анкетирование для родителей «А у вас какая ёлка?».

Составление мнемотаблиц, графических изображений.

Пополнение активного словарного запаса детей.

«Клуб знатоков леса» Формирование умения сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи. Умения применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни. Правила поведения в природе. Красота окружающей природы. Бережное отношение к природе родного края. Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение ёлок, изображать его. Понимание роли леса в природе и жизни человека. Домашнее задание: лес и его обитатели.

Чтение экологической сказки «Вылсу – голос леса» (Хомани). Опыт «Корень – устойчивость дерева».

Опыт «Ветер расселяет деревья по новым местам». Изготовление плаката.

«Почва нашего региона» Зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе. Сезонные изменения. Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и сезонными изменениями. Дать представление о торфе как о земле на Крайнем Севере. «Горящие болота». Почва как верхний слой земли: «живая земля». Загрязнение почвы, возможные последствия. Необходимость охраны почвы. Игра «День и ночь».

Опыты: свойства почвы, как происходит загрязнение почвы. Эксперименты, опыты с песком, торфом, глиной.

Сезонные наблюдения за опавшими листьями. Создание коллекции почвы (песок, глина, торф, камни).

Игры с песком и водой в пределах логопункта.

Содержание изучаемого курса для детей

подготовительной к школе группе

Блок №1 «Растения, ягоды, грибы»

Тема занятия Примерная программа Национально-региональный компонент Цели,

Задачи Предварительная работа Наблюдения, опыты Сопутствующие формы работы

«Растения - сорняки» Развитие аналитико-синтетической способности детей в распознавании растений. Цветы с клумбы детского сада.

Познакомить с некоторыми растениями-сорняками на территории детского сада. Расширить у детей диапазон сведений о растениях-сорняках (на клумбе) и этого же растение как формы «лекарственного» растения в лесу. Формировать представление понятия «сорняки», учить различать их. Игра «Четвертый лишний»;

Игра «Собери по частям».

Дидактическая игра «Что за растение». Экскурсия по экологической тропе и территории детского сада Рассматривание гербариев, альбомов, фотографий.

Пополнение активного словарного запаса детей по теме «Растения»

«Растения и воздух. Что питает растения» Развитие у детей интереса к растительному миру Углубить представление о растениях, о существовании их в разных экосистемах. Способствовать установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды. Обобщить представления о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; учить быть внимательными и заботливыми по отношению к растениям. Опыт «Растение теряет воду через испарение»;

Экологическая игра «Чем похожи, чем отличаются» (доказывать принадлежность объекта к живому). Опыт «Растение может обеспечить себя питанием»;

Опыт «Дыхание листа» Загадки, пословицы, поговорки

«Размножение растений «Летающие семена» Сезонные изменения в жизни растений и их приспособление в природных условиях. Показать детям, что в условиях Крайнего Севера растительность беднее, чем в средней полосе России; нет пчёл, которые опыляют цветущие растения; климатические условия не позволяют развиться растению дальше. Показать зависимость роста растений от условий. Способы размножения растений (ветер, птицы, животные, насекомые) Разучивание стихотворений. Дидактическая игра «Найди растение по семенам». Экологическая игра «Магазин - семена». Сбор семян растений для кормления зимующих птиц и посадка одного из растений. Составление мнемотаблиц, рисование.

Участие родителей в разучивании стихотворений, сбору семян…

«Растения – лёгкие земли» Дать представление о значении растений. Показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова. Воспитывать интерес к растениям, учить понимать происходящие в природе процессы. Формировать представление: растения – живые существа, у них есть потребность в определё нных условиях: тепло, свет, вода, питательная почва. Сформировать представление о взаимосвязи растительного мира и человека. Экологическая игра «Кто больше запомнит» См. блок № 3, тема «Почва нашего региона». Составление мнемотаблиц (1- северный край; 2- благоприятный район)

Сопровождение составления таблиц речевыми упражнениями.

Блок №2 «Животные, птицы, рыбы нашего края»

Тема занятия Примерная программа Национально-региональный компонент Цели,

Задачи Предварительная работа Наблюдения, опыты Сопутствующие формы работы

«Как маскируются животные и птицы» Сезонные изменения в жизни животных, приспособление диких животных к жизни в природных условиях. Познакомить детей с приспособлением животных к суровому северному климату. Сочувствие к животным. Трудные условия жизни на Севере. Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Загадки, пословицы, поговорки. Цикл наблюдений за животными. Беседа, опыт: «Как маскируются животные»

Дидактическая игра «Что помогает животным выжить?»

«Рыбы наших водоёмов» Сезонные изменения на водоёме Бережное отношение к природе родного края. Значение рыб в жизни северного человека. Формировать у детей представление о жизни рыб в водоёмах. Приспособление к жизни в водных условиях среды обитания. Рассмотрение иллюстраций, чтение книг сказок «Рыбы: икра со свежей брусникой», «Рыбалка» (Хомани) Наблюдения реки в разные сезоны. Беседа, составление мнемотаблиц.

Изучение названия рыб, закрепление в настольных играх.

«Животные нашего края и Красная книга» Познакомить детей с Красной книгой. Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримеча-тельностям, бережное отношение к природе. Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. Охрана редких видов животных. Как жить в дружбе с природой. Беседа, рассматривание альбомов, фото. Игра «Посели животного». Составление мини-карт, мнемотаблиц.

Создание настольной Красной книги. Экологическая игра «Растения и животные Красной книги».

Речевая игра «Животные нашего края»

Блок №3 «Лес и почва»

Тема занятия Примерная программа Национально-региональный компонент Цели,

Задачи Предварительная работа Наблюдения, опыты Сопутствующие формы работы

«Кто в лесу вредный, а кто полезный» Формирование понятий «естественная» и «искусственная» среда. В экологической системе – все виды живут по законам природы и играют собственную роль в поддержании равновесия в природе северного края. Понимание необходимости существования всех видов животных (крыс, мышей и т. д.) и насекомых без исключения.

Взаимодействие обитателей леса, их пищевая зависимость друг от друга. Домашнее задание: подобрать литературу о питании обитателей леса. Экскурсия в лес. Составление

схем цепочки питания

Комплексное занятие на тему : «Сравнение песка, глины, камней» Представление детей о свойствах песка, глины, камней, учить их сравнивать материалы. Познакомить детей с песочными часами. Использование природных материалов в жизни, быту и бережное отношение к ним.

Почва родного края: изобилие песка, глины, камней, торфа. Учить правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках.

Развивать «чувство времени», творчество в лепке, умение правильно называть разные явления, объяснять их. Лепка из глины. Беседы о народно-прикладном искусстве. Посещение мини-музея народно-прикладного искусства. Опыты: «Сыпучий песок», «Песок может двигаться», «Свойства рассеянного и мокрого песка» и т. д. Составление графических изображений.

Массаж аккупунктурных зон руки, развитие мелкой моторики.

«Богатство нашего Края» Познакомить детей с тем, что даёт нам природа. Систематизировать знания о богатстве и разнообразии природы. Поощрять самостоятель-ные наблюдения, эксперименты, опыты.

Показать сущность национального достояния северного народа.

Расширить представления детей о недрах земли родной, её богатстве и значимости в жизни человека. Чтение рассказа «Газ и нефть» (Хомани) Исследовательская работа, опыты по выявлению свойств природных богатств (нефть, газ, полезные ископаемые) Составление графических изображений, мнемотаблиц.

Пополнение активного словарного запаса детей.

«Экология Ямальской земли» Бережное отношение к животным, растениям и недрам нашего Края. Их рациональное использование для сохранения природы для будущего поколения!

Чувство гордости за свой родной край – общий дом для всего живого и этот дом надо беречь!

Отношение современного человека с природой. Факторы отрицательного воздействия человека на природу.

Одним из факторов экологической безопасности является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды

Чтение книги «Экология в картинках».

Дидактическая игра «Кто в реке живёт?» Эксперимент «Птицы и нефть», «Нефтяная речка» Рисование иллюстраций к прочитанным рассказам.

Развитие мелкой моторики.

Охрана родного Края. «Строим экологический город» Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. Показать и назвать растения и животные Ямальской земли, которые находятся под охраной.

Формировать умение прогнозиро-вать последствия своих действий. Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят её сохранить, поэтому создают заповедники – территории, на которых (растения, животные) охраняются, а хозяйственная деятельность запрещена. Разучивание стихов и песен о родном Крае. Совместно с родителями и детьми подобрать как можно больше предметных картинок. Игры-фантазии: «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта»; «Дом, в котором я хотел бы жить». Экскурсия в Краеведческий Музей Рисование (коллективная работа) «Природа родного Края».

Интеграция занятия с муз. работником, педагогом ИЗО.

Список использованной литературы

1. Программа «Мы», Программа экологического образования детей. С. -П., 2001

2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей и подготовительной группе. Воронеж, 2006

3. Буденная Т. Логопедическая гимнастика. - СПб. : Детство – Пресс, 2008.

4. Быстрова Г., Сизова Э., Шуйская Т. Логопедические игры и задания. – СПб. : КАРО, 2004.

5. Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. – М. : Дельта+, КАРО, 2004.

6. Старикович С. Ф. Замечательные звери. – М., 1994.

7. Поваляева М. А. Развитие речи при ознакомлении с природой. Ростов н/ Д: Феникс, 2002. – 416 с.

8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М., 1991

Методическое обеспечение программы.

Используется: аудиокассеты, диски со звуками природы, классической музыкой. Комплекты дидактического иллюстрационного материала «Лесные ягоды», «Полевые цветы», «Обитатели Арктики и Антарктики», «Дикие животные», «Деревья и листья». Объемное лото «Времена года». Глобусы, карты, лупы, экспериментальная зона, микроскоп, гербарии, образцы почвы и природных ископаемых. Компьютерные методики для обучения детей с ОНР. Цифровые носители.

Публикации по теме:

Портфолио Воспитателя. Личное.Портфолио Воспитателя. Личное. ФИО Жукова Инна Георгиевна Возраст 28 лет Пол Женский Гражданство РФ Семейное положение Замужем. Есть дочь. Место проживания ОМСК Образование.

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования с национально-региональным компонентом для детей с ОНР
Опубликовано: 11 ноября 2012 в 21:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД