МААМ-картинки

Программа факультативных занятий по раннему валеологическому образованию

Буданова Евгения
Программа факультативных занятий по раннему валеологическому образованию

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №60 «ТЕРЕМОК» ГОРОДА БЕЛОВО КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО РАННЕМУ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОМУ

ОБРАЗОВАНИЮ

Белово

2010

Автор – составитель Евгения Владимировна Куминова, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №60 «Теремок» города Белово комбинированного вида»

Публикация «Программа факультативных занятий по раннему валеологическому образованию» размещена в разделах

Программа содержит пояснительную записку, в которой определены цель, задачи факультативных занятий; возраст занимающихся и продолжительность занятий для каждой возрастной группы. Тематическое планирование и программное содержание представлено для каждой возрастной группы (1 младшая, 2 младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы) детского сада.

Предлагаемая программа предназначена для работы воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Пояснительная записка

Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития человека. Поэтому, обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, сохранение и укрепление здоровья – актуальная задача современного образования. В последнее время здоровье наших детей ухудшается. В связи с этим возникает необходимость создания новых оздоровительных программ. Потому что в период дошкольного детства – период максимального пребывания ребенка в детском саду – закладываются основные навыки здорового образа жизни. Очень важно, чтобы навыки безопасного для жизни и здоровья поведения строились на воспитании тех или иных привычек и формировались вовремя.

Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Необходимо с раннего детства «пропитать» его знаниями о ценности здоровья, о любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Ребенок должен знать, что такое здоровье и что такое болезнь. Необходимо объяснять детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму. В доступной форме знакомить детей с тем как устроено тело человека и его организм. Необходимо рассказывать об анатомии и физиологии, основных системах и органах человека (опорно-двигательной, мышечной, пищеварительной, кровообращении, дыхании).

Необходимо познакомить детей с основным замечательным механизмом, который расположен внутри туловища и который помогает нам жить – это сердце. Нужно объяснить детям, что сердце сжимается и разжимается, работает как насос, перегоняя кровь. Предложить детям

проверить на себе, как работает сердце после физических упражнений, в состоянии покоя, после сна.

Чтобы дети познали свое тело и организм, нужно не только знакомить их с устройством и работой. Важно сформировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на изменение самочувствия (жажда, усталость). При организации различных форм физической активности (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физические упражнения после дневного сна, дни здоровья) необходимо формировать у детей правила безопасного поведения и ценного образа жизни, развивать представление о полезности физической активности и личной гигиены.

Для формирования ценностей здорового образа жизни детям необходимо рассказывать о профилактике заболеваний, закаливании, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах.

Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены, говорить о бережном отношении к своему телу, уходу за ним. Дети должны научиться мыть руки, чистить зубы, причесываться и т. д. Эти правила, ребенок должен выполнять сам, осознавая какую пользу они принесут его организму.

Детям необходимо дать возможность рассказать друг другу, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болели. Что именно у них болело (горло, живот, голова). Объяснить детям, что врачи лечат заболевших людей, помогают побороть болезнь и стать здоровыми.

Величайшим испытаниям подвергается психическое здоровье детей. Увеличилось количество детей с неврозом страха, агрессивных, детей с симптомом тревожности. Ребенок постоянно ищет ориентиры, чтобы строить мир в своей душе и одновременно встраивать себя в мир. Он маленький, слабый, он хочет быть с большинством, он не любит сказки с плохим концом, противится злу и насилию. У каждого человека есть свои ресурсы, свои возможности. Их сочетание, соотношение во многом определено с первых месяцев жизни ребенка. Наша задача определить как можно раньше главные черты характера детей. Чтобы с помощью воспитания что-то развить, что-то сгладить, облагородить, сделать менее заметным. Озорник никогда не превратится в паиньку, но из него может вырасти хулиган или предприимчивый организатор. Застенчивый не станет раскованным, но из него может вырасти скромный человек. Наша задача не искоренять недостатки, а обращать их в достоинства. И тогда упрямец станет упорным, выскочка – лидером, жадный – бережливым.

Детей необходимо учить строить отношения с окружающими людьми, сверстниками. Дети должны иметь возможность как можно чаще соотносить свои эмоциональные переживания с переживаниями людей ближайшего окружения. Их нужно научить изменять, корректировать свое поведение в различных жизненных ситуациях, что будет способствовать психическому здоровью.

Данная программа разработана для использования в работе воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Цель факультативных занятий : формировать у детей дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

- формировать осознанное отношение к своему здоровью;

- знакомить детей со строением человеческого организма;

- формировать навыки и соблюдать правила личной гигиены;

- формировать гармоничную личность.

Факультативные занятия проводятся 1 раз в неделю (32 занятия в год) в каждой возрастной группе с продолжительностью:

1 младшая группа (2-3 лет) – 10 минут;

2 младшая группа (3-4 лет) – 15 минут;

Средняя группа (4-5 лет) – 20 минут;

Старшая группа (5-6 лет) – 25 минут;

Подготовительная группа (6-7 лет) -30 минут.

Тематический план факультативных занятий содержит следующие разделы:

Первая и вторая младшие группы:

1 «Здоровье»

2 «Я учусь раздеваться и одеваться»

3 «Я – человек»

Занятия проводятся через дидактическую игру с куклой, что позволяет решать поставленные задачи.

1 раздел. «Здоровье»

Задачи: формировать умение мыть руки, ноги, лицо с мылом, развивать умение пользоваться мылом, формировать привычку умываться перед сном и едой, после улицы. Развивать навыки пользования предметами личной гигиены (расческой, носовым платком). Формировать положительное отношение к своему телу. Формировать навык правильно держать зубную щетку, правильно пользоваться зубной пастой. Развивать умение полоскать рот водой. Формировать привычку заниматься физическими упражнениями. Формировать навыки правильного выполнения упражнений.

2 раздел. «Я учусь раздеваться и одеваться»

Задачи: формировать умение правильно и последовательно одевать и снимать одежду. Развивать навыки складывания одежды на место аккуратно.

3 раздел. «Я – человек!»

Задачи: формировать у ребенка осознание себя личностью с определенными чертами характера и поведения, развивать индивидуальность ребенка.

Все вышеперечисленные темы являются основополагающими в формировании привычек к элементарным навыкам самообслуживания и личной гигиены.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 младшая группа (с 2– 3 лет)

№ п/п Раздел. Тема. Кол-во часов

1. Здоровье 21

1.1 Ладушки - ладушки. 1

1.2 Водичка – водичка, умой мое личико! 1

1.3 Зайка учит Мишку ухаживать за зубами. 1

1.4 Полоскание рта. 1

1.5 Волшебная паста. 1

1.6 Соня учит ребят чистить зубы. 1

1.7 Волшебные щеточки. 1

1.8 В гостях у Кати. (режимные моменты) 1

1.9 Утренняя гимнастика. Комплексы. 1

1.10 Культурно-гигиенические навыки. 1

1.11 Катя заболела. 1

1.12 Расчесывание волос. 1

1.13 Особенности внешнего строения. 1

1.14 Лицо. 1

1.15 Дыхательная гимнастика. Комплекс. 1

1.16 Пропавший малыш. 1

1.17 С добрым утром! 1

1.18 Мальчик Вова моется. 1

1.19 Мытье ног. 1

1.20 Гимнастика после сна 1

1.21 Зеркало. 1

2 Я учусь раздеваться и одеваться 5

2.1 Кукла Маша-растеряша. 1

2.2 Укладывание куклы спать. 1

2.3 Одевание после сна. 1

2.4 Кукла показывает свой наряд. 1

2.5 Учимся ухаживать за одеждой. 1

3 Я – Человек! 6

3.1 Мое имя. 1

3.2 Кто на фотографии? 1

3.3 Мои вещи. Мои игрушки. 1

3.4 Кто плачет? Кто смеется? 1

3.5 Пожалеем куклу. 1

3.6 Люблю маму! Люблю папу! 1

32

Программное содержание

1 младшая группа

«Здоровье»

1.1. «Ладушки – ладушки». Мытье рук перед едой.

1.2. «Водичка, водичка, умой мое личико!» Навыки правильного умывания.

1.3. «Зайка учит Мишку ухаживать за зубами». Формирование привычки ухода за полостью рта.

1.4. Полоскание рта. Формирование культуры ухода за полостью рта.

1.5. Волшебная паста. Формирование умения пользоваться зубной пастой.

1.6. «Соня учит ребят чистить зубы». Формирование культуры ухода за полостью рта.

1.7. Волшебные щеточки. Назначение зубных щеток.

1.8. «В гостях у Кати». Режимные моменты.

1.9. Утренняя гимнастика. Комплексы.

1.10. Культурно – гигиенические навыки. Носовой платок.

1.11. «Катя заболела». Воспитание привычки следить за своим здоровьем.

1.12. Расчесывание волос. Формирование умения пользоваться расческой.

1.13. Особенности внешнего строения. Назначение частей тела.

1.14. Лицо. Назначение частей лица.

1.15. Дыхательная гимнастика. Комплекс для разучивания.

1.16. «Пропавший малыш». Навыки называния частей лица и тела.

1.17. «С добрым утром!» Строение тела. Комплекс утренней разминки.

1.18. «Мальчик Вова моется». Польза купания перед сном.

1.19. Мытье ног. Формирование умения мытья ног.

1.20. Гимнастика после сна. Комплексы.

1.21. Зеркало. Строение организма.

«Я учусь раздеваться и одеваться»

2.1. «Кукла Маша – растеряша». Навык последовательности одевания куклы.

2.2. Укладывание куклы спать. Навык умения складывания одежды.

2.3. Одевание после сна. Формирование культуры одевания после сна.

2.4. Кукла показывает свой наряд. Умение называть предметы одежды.

2.5. Учимся ухаживать за одеждой. Формирование навыков ухода за одеждой.

«Я человек!»

3.1. Мое имя. Знание своего имени, фамилии.

3.2. «Кто на фотографии?» Узнавание себя на фотографии. Знание имен сверстников.

3.3 Мои вещи, мои игрушки. Изменения в одежде, поведении сверстников. Свои и чужие вещи, игрушки.

3.4. Кто плачет, кто смеется? Различение ярко выраженных эмоциональных состояний.

3.5. «Пожалеем куклу». Замечать плачущего, обиженного, уметь пожалеть.

3.6. «Люблю маму, папу». Знать, с кем живет дома.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 младшая группа (с 3 – 4 лет)

№ п/п Раздел. Тема. Кол-во часов

1. Здоровье 19

1.1 Водичка. 1

1.2 Умывание и купание. 1

1.3 Поможем кукле Кате вылечиться 1

1.4 Комплекс дыхательной гимнастики. 1

1.5 Закаливающие процедуры. (схема закаливания) 1

1.6 О культурно – гигиенических навыках. 1

1.7 Однажды утром. (привычка умывания) 1

1.8 Расческа. 1

1.9 Покажи нос. 1

1.10 Мои органы чувств. 1

1.11 Миогимнастика. 1

1.12 Кукла Катя похожа на меня. 1

1.13 Зубная щетка. 1

1.14 Помоги Мишке полечить зубы. 1

1.15 Полоскание рта. 1

1.16 Как мы чистим зубы. 1

1.17 Мы едим. 1

1.18 Салфетка. 1

1.19 Добрый день, ребята! 1

2 Я учусь раздеваться и одеваться 6

2.1 Кукла Катя собирается на улицу. 1

2.2 Одежда, обувь. 1

2.3 Оденем куклу после сна. 1

2.4 Сказка про Машу – растеряшу. 1

2.5 Кукла Маша ложится спать. 1

2.6 Вот как мы умеем. (навыки) 1

3 Я человек! 7

3.1 Зеркало. 1

3.2 Утреннее приветствие. 1

3.3 Я и кукла. 1

3.4 Назови ласково. 1

3.5 Что я люблю? 1

3.6 Что такое хорошо? 1

3.7 Что такое плохо? 1

32

Программное содержание

2 младшая группа

«Здоровье»

1.1. «Водичка». Формирование навыков ухода за своим телом.

1.2. Умывание и купание. Практические навыки при работе с водой.

1.3. «Поможем кукле Кате вылечиться». Формирование знаний о микробах.

1.4. Комплекс дыхательной гимнастики.

1.5. Закаливающие процедуры. Схема закаливания.

1.6. О культурно – гигиенических навыках. Мытье рук перед едой. Пользование носовым платком.

1.7. «Однажды утром». Привычка умываться по утрам и вечерам.

1.8. Расческа. Навык обращения с расческой.

1.9. «Покажи нос». Знание строения своего тела.

1.10. Мои органы чувств. Учить называть органы чувств.

1.11. Миогимнастика. Комплекс упражнений для развития мышц языка.

1.12. «Кукла Катя похожа на меня». Знание строения своего тела.

1.13. Зубная щетка. Формирование знаний об использовании зубной щетки.

1.14. «Помоги Мишке полечить зубы». Воспитание привычки чисть зубы по утрам и вечерам.

1.15. Полоскание рта. Формирование навыка самообслуживания после приема пищи.

1.16. «Как мы чистим зубы». Формирование бережного отношения к своим зубам.

1.17. «Мы едим». Учить правильно пользоваться ложкой.

1.18. «Салфетка». Учить правильно пользоваться салфеткой.

1.19. «Добрый день, ребята!» Формирование привычки самообслуживания.

«Я учусь раздеваться и одеваться»

2.1. «Кукла Катя собирается на улицу». Воспитывать привычку одеваться самостоятельно.

2.2. Одежда. Обувь. Формирование умения одеваться последовательно.

2.3. «Оденем куклу после сна». Воспитание привычки использовать предметы по назначению.

2.4. «Сказка про Машу – растеряшу». Закрепление навыков раздевания.

2.5. «Кукла Маша ложится спать». Учить детей складывать одежду на место.

2.6. «Вот как мы умеем». Закреплять умение одеваться и раздеваться самостоятельно.

«Я человек!»

3.1. Зеркало. Любовь к своему телу. Строение организма.

3.2. «Утреннее приветствие». Формирование привычки говорить «здравствуй!», закреплять навык называть друг друга по именам.

3.3. «Я и кукла». Сходство и различие человека и куклы. Чем отличаются дети друг от друга.

3.4. «Назови ласково». Имя. Как можно назвать друга ласково.

3.5. «Что я люблю?» Мои желания, возможности. Ощущение самостоятельности.

3.6. «Что такое хорошо?» Правила поведения в группе.

3.7. «Что такое плохо?» Разбор разных ситуаций, отношение детей к происходящему.

Тематический план факультативных занятий содержит следующие разделы:

Средняя, старшая и подготовительная группы.

1 «Здоровье»

2 «Тело человека»

3 «Личная гигиена»

4 «Я – человек!»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Средняя группа (4 – 5 лет)

№ п/п Раздел. Тема. Кол-во часов

1. Здоровье 10

1.1 Что такое здоровье 1

1.2 Почему мы болеем? 1

1.3 Режим дня 1

1.4 Влияние погоды на здоровье 1

1.5 Точечный массаж 1

1.6 Закаливание организма 1

1.7 Утренняя гимнастика 1

1.8 Гимнастика после сна 1

1.9 Пальчиковая гимнастика 1

1.10 «Если хочешь быть здоров!» физ. досуг 1

2 Тело человека 8

2.1 Части тела человека 1

2.2 Глаза – орган зрения 1

2.3 Зрительная гимнастика. Игры 1

2.4 Уши – орган слуха 1

2.5 Значение слуха в жизни человека 1

2.6 Релаксационные упражнения 1

2.7 Органы дыхания 1

2.8 Упражнения для развития носового дыхания 1

3 Личная гигиена 10

3.1 Предметы личной гигиены 1

3. 2 Друзья: вода и мыло 1

3.3 Просто нос 1

3.4 Гигиена полости рта 1

3.5 Чтобы зубы были здоровы 1

3.6 Правила ухода за зубами 1

3.7 Уход за ушами 1

3.8 Гигиена кожи 1

3.9 Гигиена одежды 1

3.10 «Ухаживай за собой!» - итоговое занятие 1

4 Я – Человек! 4

4.1 Признаки отличия человека от животных 1

4.2 Мальчики и девочки 1

4.3 Как мы говорим? 1

4.4 Настроение 1

32

Средняя группа

Раздел «Здоровье» содержит знания о понятии «здоровье», режиме дня детей среднего возраста, причинах возникновения простудных заболеваний; закаливании организма и мерах предупреждения ОРВИ. В разделе предложены комплексы закаливания, утренней гимнастики, гимнастики после сна, пальчиковой гимнастики и точечного массажа. Итоговое занятие «Если хочешь быть здоров!» - физкультурный праздник.

После изучения раздела дети должны иметь представление о здоровье и режиме дня дошкольника 4-5 лет, влиянии погоды на здоровье человека.

Знать: названия средств закаливания (солнце, воздух, вода, название и назначение отдельных закаливающих процедур.

(умывание рук, лица, шеи, ног; обтирание, обливание стоп).

Признаки простудных заболеваний: кашель, насморк, больное горло, повышенная температура. Названия профессий: врач- педиатр, лор – врач, кардиолог, хирург, терапевт.

Уметь: самостоятельно выполнять некоторые режимные моменты (умывание утром, перед едой и сном, закаливающие процедуры (умывание рук, ног, шеи, с помощью взрослого выполнять обтирание, обливание стоп водой. Выполнять с воспитателем утреннюю гимнастику, гимнастику после дневного сна, точечный массаж.

Раздел «Тело человека» содержит знания о строении человеческого тела. Дети средней группы знакомятся с частями тела, органами зрения, слуха, дыхания.

После изучения раздела дети должны иметь представление о частях тела человека, об органе зрения – глазах; органе слуха – ушах; органах дыхания.

Знать: названия частей тела человека и их функции:1 - голова, лицо, глаза – смотреть; нос – дышать; уши – слушать; рот – есть, говорить;2 - шея – поворачивать голову; 3 - руки, локти, пальцы – держать, брать; 4 - ноги, колени, стопы, пятки – ходить.

Уметь: называть и показывать отдельные части тела, называть и показывать органы чувств: рот, уши, глаза. Выполнять зрительную гимнастику; релаксационные упражнения; упражнения для развития носового дыхания.

Раздел «Личная гигиена» содержит знания о предметах личной гигиены; гигиене полости рта, зубов, ушей, кожи и гигиене одежды.

После изучения раздела дети должны иметь представление о предметах личной гигиены (зубная щетка, расческа, носовой платок, полотенце).

Знать: названия предметов личной гигиены (носовой платок, расческа, зубная щетка, полотенце) и их назначение. Правила выполнения гигиенических процедур (чистке зубов, мытье рук, лица, шеи, ног, ушей). Необходимость ухода за одеждой и обувью (одежду стирают, сушат, гладят; обувь чистят).

Уметь и иметь привычку самостоятельно выполнять гигиенические процедуры (чистку зубов, мытье рук, ног, лица, шеи). Пользоваться расческой, полотенцем, носовым платком, зубной щеткой. Аккуратно и бережно относиться к своей одежде и обуви, мыть игрушки.

Раздел «Я – Человек!» содержит знания о признаках отличия человека и животных; признаках сходства и различия мальчиков и девочек, о человеке как личности.

После изучения разделов дети средней группы должны иметь представление об отличиях человека от животных по признакам внешнего строения, кожным покровам. О том, что человек умеет говорить, чувствовать, и что каждый человек индивидуален.

Знать: кто он – девочка или мальчик, свои индивидуальные особенности, как можно изменить свой вид с помощью мимики, жестов.

Уметь: определять различные настроения людей, которые проявляются в мимике, жестах, действиях; выражать свои чувства, ценить достоинства других людей.

Программное содержание

Средняя группа

«ЗДОРОВЬЕ»

1.1. Что такое здоровье? Понятие «Здоровье». Факторы, влияющие на здоровье человека.

1.2. Почему мы болеем? Причины возникновения простудных заболеваний.

1.3. Режим дня. Понятие «Режим дня в детском саду». Режим дня дома.

1.4. Влияние погоды на здоровье. Как правильно одеться в зависимости от погодных условий, чтобы предупредить болезни.

1.5. Точечный массаж и его значение для профилактики простудных заболеваний.

1.6. Закаливание организма. Значение закаливания для здоровья человека. Комплекс закаливания.

1.7. Утренняя гимнастика и ее значение для укрепления здоровья. Комплекс утренней гимнастики.

1.8. Гимнастика после сна. Ее значение для укрепления здоровья, спокойного пробуждения после дневного отдыха. Комплекс гимнастики после сна.

1.9. Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики пальцев. Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики.

1.10. «Если хочешь быть здоров!» - физкультурный праздник.

«ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА»

2.1. Части тела человека. Голова, шея, туловище, руки, ноги. Назначение частей тела.

2.2. Глаза – орган зрения. Форма, строение глаза. Значение зрения.

2.3. Комплекс зрительной гимнастики.

2.4. Уши – орган слуха. Строение уха.

2.5. Значение слуха в жизни человека.

2.6. Релаксационные упражнения: «Мы слышим звуки».

2.7. Органы дыхания. Значение дыхания в жизни человека.

2.8. Упражнения для развития носового дыхания.

«ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»

3.1. Предметы личной гигиены. Расческа, зубная щетка, носовой платок, полотенце. Необходимость их использования.

3.2. Друзья: вода и мыло. Как правильно мыть руки.

3.3. Просто нос. Гигиена и уход за носом.

3.4. Гигиена полости рта. Уход за полостью рта. Предметы гигиены для ухода за полостью рта.

3.5. Чтобы зубы были здоровы. Предметы личной гигиены для чистки зубов.

3.6. Правила ухода за зубами.

3.7. Уход за ушами. Значение слуха в жизни человека.

3.8. Гигиена кожи. Уход за органами тела. Бережное отношение к коже.

3.9. Гигиена одежды. Какая бывает одежда. Микробы.

3.10. «Ухаживай за собой!» - итоговое занятие. Знание и соблюдение правил личной гигиены.

«Я – Человек!»

4.1. Признаки отличия человека от животных. Кожный покров, глаза, уши.

4.2. Мальчики и девочки. Строение тела. Увлечения.

4.3. Как мы говорим? Процесс речеобразования и значение разных органов в образовании звуков.

4.4. Настроение. Как его определить.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Старшая группа (5 – 6 лет)

№ п/п Раздел. Тема. Кол-во часов

1. Здоровье 9

1.1 Зачем нужно быть здоровым? 1

1.2 Простудные заболевания 1

1.3 Упражнения для профилактики ОРВИ и ГРИППА 1

1.4 Зачем мы дышим? 1

1.5 Необходимость питания 1

1.6 Правильное питание 1

1.7 Полезные продукты 1

1.8 Значение воды для здоровья 1

1.9 Для чего мы делаем гимнастику?- итог, занятие 1

2 Тело человека 6

2.1 Скелет – наша опора 1

2.2 Мышечный скелет 1

2.3 Сила мышц 1

2.4 Конструирование тела 1

2.5 Ровная спина 1

2.6 «Упражнения для укрепления осанки» - итог. занятие 1

3 Личная гигиена 7

3.1 Утренние гигиенические процедуры. 1

3.2 Полость рта. 1

3.3 Красивая улыбка 1

3.4 Гигиена зрения. 1

3.5 Чтобы уши слышали 1

3.6 Гигиена перед сном. 1

3.7 «Инородное тело в организме человека» - итог. занятие 1

4 Я – человек! 10

4.1 Мои интересы. 1

4.2 Психогимнастика. 1

4.3 Правила дружбы. 1

4.4 Правила поведения. 1

4.5 Я боюсь. 1

4.6 Я сержусь. 1

4.7 Люблю сказки. 1

4.8 Сон. 1

4.9 Полезно быть добрым и веселым. 1

4.10 Мое отношение к другому человеку. 1

32

Программное содержание

Старшая группа

Раздел «Здоровье»

Дети старшей группы узнают о необходимости быть человеку здоровым с детства, о причинах возникновения и профилактике простудных заболеваний; необходимости правильного дыхания; значении воды в жизни человека. Раздел содержит знания о режиме питания, полезных и «вредных» для здоровья продуктах питания.

После изучения раздела дети должны :

Иметь представление о необходимости расти здоровым человеком, о первых признаках простудных заболеваний (кашель, насморк, больное горло, о пользе молочных продуктов.

Знать: о необходимости правильного питания и питьевого режима в течение дня, о пользе и значении воды для здоровья человека.

Уметь и иметь привычку самостоятельно делать точечный массаж, упражнения для профилактики простудных заболеваний, при необходимости пить воду в течение дня, с воспитателем выполнять утреннюю гимнастику, гимнастику после дневного сна.

Раздел «Тело человека»

Содержит знания о строении скелета человека, мышечном скелете и осанке. Изучают упражнения для укрепления осанки.

После изучения раздела дети должны :

иметь представление о частях тела человека, скелете и жизненно – важных системах человеческого организма.

Знать: Из чего состоит скелет и мышечный скелет человека, в чем сила мышц, выполнением каких упражнений достичь красивой осанки.

Уметь: называть и показывать на своем теле позвоночник, мышцы, кожу, руки и ноги. Иметь привычку следить за своей осанкой и выполнять упражнения для укрепления осанки и мышц.

Раздел «Личная гигиена»

Содержит знания о гигиене зрения, полости рта, ушей, правильном уходе за ними, гигиенических процедурах перед сном.

После изучения раздела дети должны:

Иметь представление о гигиене полости рта (чистке зубов и массаже десен, гигиене органов слуха (чистке и мытье ушей, гигиенических процедурах перед сном.

Знать: правила выполнения гигиенических процедур (чистка зубов, мытье рук, лица, шеи, ног, ушей).

Иметь привычку самостоятельно выполнять гигиенические процедуры (чистку зубов, мытье рук, ног, лица, шеи). Пользоваться расческой, полотенцем, носовым платком, зубной щеткой.

Раздел «Я – Человек!»

Содержит знания о признаках отличия человека и животных; признаках сходства и различия мальчиков и девочек, о человеке как личности.

После изучения раздела дети должны:

Иметь представление о том, что у каждого человека есть свои интересы, свои желания; что каждый человек индивидуален.

Знать: что он может, ощущать себя самостоятельным, понимать другого человека, его настроение, желания. Знать способы проявления доброго отношения к другому человеку.

Уметь: соблюдать правила поведения в группе (что можно и что нельзя делать); уметь изменить свое поведение согласно правилу, предвидеть последствия своих действий, саморегулировать отношения со сверстниками. Уметь и иметь привычку найти выход из трудной ситуации, уметь помириться, подружиться.

Программное содержание

Старшая группа

«Здоровье»

1.1 Зачем нужно быть здоровым? Необходимость и ценность здорового образа жизни.

1.2 Простудные заболевания. Кашель, насморк, ГРИПП, ОРВИ. Симптомы и первая помощь.

1.3 Упражнения для профилактики ОРВИ и ГРИППА.

1.4 Зачем мы дышим? Значение правильного носового дыхания.

1.5 Необходимость питания для здоровья и жизнедеятельности организма.

1.6 Правильное питание. Режим и организация питания.

1.7 Полезные и «вредные» продукты. Польза молочных продуктов. Вред чипсов, кириешек, кока – колы и других.

1.8 Значение воды для здоровья. Организм состоит на 80% из воды. Необходимо пить воду в течение дня.

1.9 «Для чего мы делаем гимнастику?» - итоговый физкультурный досуг.

«Тело человека»

2.1. Скелет – наша опора. Строение скелета человека.

2.2. Мышечный скелет. Что такое мышцы?

2.3. Сила мышц. Значение силы мышц для физического здоровья человека.

2.4. Конструирование тела. Части тела человека. Их названия.

2.5. Ровная спина. Осанка. Позвоночник.

2.6. «Упражнения для укрепления осанки» - итоговое занятие.

«Личная гигиена»

3.1. Утренние гигиенические процедуры и их значение.

3.2. Полость рта. Строение полости рта. Язык. Десны. Зубы.

3.3. Красивая улыбка. Белые зубы. Свежее дыхание. Хорошее настроение.

3.4. Гигиена зрения. Гигиенический уход за глазами.

3.5. Чтобы уши слышали. Гигиенические процедуры и уход за ушами.

3.6. Гигиена перед сном. Необходимость водных процедур и вечерний уход за полостью рта.

3.7. «Инородное тело в организме человека» - итоговое занятие. Первая помощь при попадании инородного тела.

«Я – Человек!»

4.1. Мои интересы. Чем может интересоваться человек? Мои любимые занятия.

4.2. Психогимнастика. Игры на развитие способностей понимать другого человека.

4.3. Правила дружбы. Человек живет в обществе. Как хорошо иметь друзей. Проявление заботы друг о друге. Уметь договариваться, слушать друг друга.

4.4. Правила поведения. Зачем нужны? Для кого они? Какие правила есть в нашей группе? Проявление негативных и положительных эмоций через слова и действия (погладить, обнять, утешить, помочь).

4.5. Я боюсь. О детских страхах, замкнутости и эмоциональном состоянии ребенка.

4.6. Я сержусь. Как научиться слушаться.

4.7. Люблю сказки. Сказкотерапия как средство эмоциональной устойчивости ребенка.

4.8. Сон. Что надо и не надо делать перед сном. Как приготовиться ко сну.

4.9. Полезно быть добрым и веселым. Потребность в доброжелательности. Способы снятия плохого настроения, раздраженности: займись другим делом. Представь себя в другом образе, танцуй.

4.10. Мое отношение к другому человеку. Разнообразные способы общения друг с другом.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Подготовительная группа. (6 -7 лет)

№ п. /п. Раздел. Тема. Кол-во часов

1. Здоровье 8

1.1 Помощники здоровья. 1

1.2 Зачем нужны врачи? 1

1.3 Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. 1

1.4 Режим дня. 1

1.5 Зачем нужно есть? 1

1.6 Когда мы едим? 1

1.7 Полезная вредная пища. 1

1.8 Витамины. 1

2 Тело человека. 11

2.1 Пищеварительная система. 1

2.2 Нервная система. 1

2.3 Головной мозг. 1

2.4 Сердечно – сосудистая система. 1

2.5 Главный «моторчик» человека. 1

2.6 Руки и ноги. 1

2.7 Что могут делать руки и ноги? 1

2.8 Кожа. 1

2.9 Тактильная чувствительность. Упражнения. 1

2.10 Берегите кожу. 1

2.11 «Движения тела» - физкультурный досуг. 1

3 Личная гигиена 6

3.1 Чистота. 1

3.2 Грязь. 1

3.3 Микробы. 1

3.4 Гигиена жилища. 1

3.5 Вредные привычки. 1

3.6 «Чистота – залог здоровья» - итоговое занятие. 1

4 Я – человек! 7

4.1 Настроение и эмоции. 1

4.2 «Ласковушки» 1

4.3 Добрые поступки 1

4.4 Доктор «Любовь». 1

4.5 Моя семья. 1

4.6 От ссоры к дружбе. 1

4.7 «Береги здоровье смолоду!» - валеол. праздник. 1

32

Программное содержание

Подготовительная группа

Раздел «Здоровье»

Содержит знания о профессии врача и их классификации; о необходимости и пользе закаливания и сна в жизни человека; о полезных и вредных продуктах и пользе витаминов для здоровья.

После изучения разделов дети должны:

Иметь представление о ценности здоровья, необходимости расти здоровым человеком, в случае болезни обращаться к врачу.

Знать названия профессий: врач- педиатр, лор – врач, кардиолог, хирург, терапевт; названия средств закаливания (солнце, воздух, вода) и назначение отдельных закаливающих процедур; знать когда и зачем мы едим, какую пользу приносят витамины. В случае болезни обращаться к врачу.

Уметь и иметь привычку выполнять закаливающие процедуры (обтирание, обливание стоп водой, умывание рук, ног, шеи); в любую погоду гулять на свежем воздухе.

Раздел «Тело человека»

Дети знакомятся со строением пищеварительной, нервной, сердечно - сосудистой системы. Строением головного мозга, сердца человека. Узнают о функции кожи.

После изучения раздела дети должны:

Иметь представление о жизненно – важных системах человеческого организма, о главном «моторчике» человека – сердце.

Знать названия и функциональные особенности внутренних систем человеческого организма: пищеварительной, нервной, сердечнососудистой, головного мозга, сердца, кожи человека.

Уметь и иметь привычку заботиться о своей коже (содержать ее в чистоте, принимать душ, мыть руки, нельзя сдирать прыщики, потому что может попасть грязь и инфекция). Зимой носить рукавицы, летом не обжигать кожу солнечными лучами. Когда поранился, бежать домой, промыть рану водой и завязать бинтом.

Раздел «Личная гигиена»

Содержит знания о вредных привычках, о гигиене жилища и уходе за руками и ногами. Дети знакомятся с понятиями грязь, чистота, микробы.

После изучения раздела дети должны:

Иметь представление о гигиене одежды (микробах, опрятности); гигиене жилища (в квартире необходимо делать влажную уборку, мыть игрушки).

Знать о необходимости ухода за одеждой и обувью (одежду стирают, сушат, гладят; обувь чистят).

Уметь и иметь привычку аккуратно и бережно относиться к своей одежде и обуви, мыть игрушки, наводить и соблюдать порядок в игровых уголках группы и дома.

Раздел «Я человек!»

Содержит знания о том, что человек живет в семье. У человека есть родственники, они заботятся друг о друге. Каждый человек индивидуален и имеет свои недостатки и достоинства.

После изучения раздела дети должны:

Иметь представление о чувствах, эмоциях, настроении человека, добрых поступках.

Знать с кем они живут, своих родственников. Замечать свои индивидуальные особенности (возрастные, эмоциональные); знать способы снятия плохого настроения, раздраженности.

Уметь и иметь привычку говорить волшебные слова: «спасибо, здравствуйте, до свидания, пожалуйста»; увлечься любимым делом, совершать добрые поступки и заботиться о близких (помогать малышам, маме, папе, бабушке, дедушке).

Программное содержание

Подготовительная группа

«Здоровье»

1.1 Помощники здоровья. Зарядка. Правильное питание.

1.2 Зачем нужны врачи? Педиатр. Лор. Окулист. Стоматолог.

1.3 Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! Польза свежего воздуха, Воды и солнца, чтобы быть здоровыми, крепкими, выносливыми.

1.4 Режим дня. Организация и значение режима дня для здоровья дошкольника 6 -7 лет.

1.5 Зачем нужно есть? Значение и необходимость питания в жизни человека.

1.6 Когда мы едим? Организация питания. Завтрак, обед, полдник, ужин.

1.7 Полезная, вредная пища. Молочные продукты и их значение. Вредность чипсов, кока – колы и других продуктов.

1.8 «Витамины» - итоговое занятие. Польза витаминов для укрепления здоровья.

«Тело человека»

2.1. Пищеварительная система. Органы пищеварительной системы.

2.2. Нервная система. Ее строение.

2.3. Головной мозг. Строение головного мозга.

2.4. Сердечно – сосудистая система. Ее строение.

2.5. Главный «моторчик» человека. Сердце, его работа.

2.6. Руки и ноги. – «Рабочие» инструменты человека.

2.7. Что могут делать руки и ноги?

2.8. Кожа человека. Роль кожи в жизни человека.

2.9. Тактильная чувствительность. Упражнения.

2.10. Берегите кожу. Забота и уход за кожей человека.

2.11. «Движения тела» - физкультурный досуг.

«Личная гигиена»

3.1. Чистота. Чистота – залог здоровья, здорового образа жизни.

3.2. Грязь. Откуда берется грязь? Где бывает? Как с нею бороться?

3.3. Микробы. Где находятся микробы? Причины возникновения и способы борьбы с ними.

3.4. Гигиена жилища. Необходимый уход и влажная уборка помещения, мытье игрушек.

3.5. Вредные привычки. Откусывание ногтей, сосание пальцев.

3.6. «Чистота – залог здоровья!» - итоговое занятие.

«Я – Человек!»

4.1. Настроение и эмоции человека. Хорошее настроение и положительные эмоции – залог доброго здоровья.

4.2. «Ласковушки». Волшебные слова. «Здравствуйте, спасибо, пожалуйста» Когда и зачем их говорить?

4.3. Добрые поступки. Когда надо делать добрые дела?

4.4. Доктор «Любовь». Люди не могут жить друг без друга. Без доброты, дружбы и любви люди не могут жить. Надо любить людей, природу, весь мир. Жить с любовью в сердце – значит быть здоровым душой.

4.5. Моя семья. Это мама, папа, бабушки и дедушки. Мы живем дружно, заботимся друг о друге. Это наш род. Мы помогаем друг другу. Надо любить свою семью.

4.6. Как можно выразить свои чувства? Регулировать свое состояние. Уметь снимать напряжение, улучшать самочувствие.

4.7. Недостатки и достоинства. Знать недостатки и достоинства свои и своих друзей. Недостатки можно устранить, заменив их достоинствами.

4.8. От ссоры к дружбе. Помогать найти выход из трудного положения. Уметь договариваться, уметь извиниться. Уметь дружить.

4.9. «Береги Здоровье смолоду!» - валеологический праздник.

Публикации по теме:

Ознакомительная презентация для родителей детского сада №51 «Ёлочка» Презентация предназначена для работы с родителями. Основная ее задача - донести до родителей информацию о детском.

Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей путем организации эколого-краеведческой работы» Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей через организацию эколого-краеведческой работы». Автор презентации: воспитатель.

Автор публикации:
Программа факультативных занятий по раннему валеологическому образованию
Опубликовано: 7 сентября 2013 в 15:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД