Программа формирования профессионального здоровья ДОУ

Ирина Крюкова
Программа формирования профессионального здоровья ДОУ

Программа формирования профессионального здоровья педагогов предназначена для работ-ников системы дошкольного образования.

Содержит практический материал по формированию профессионального здоровья педагогов и специалистов ДОУ.

Составитель: Крюкова И. К., старший воспитатель МБДОУ №23 г. Павлово Нижегородской области

Рецензент: Лунина Е. Е., к. п. н., доцент кафедры дошкольной педагогики НГПУ им. К. Минина

Пояснительная записка

«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье чело-века в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества»

Первостепенные задачи любого дошкольного учреждения - укрепление здоровья и фи-зическое развитие воспитанников, функциональное совершенствование и повышение работо-способности их организма.

Оценить значимость здоровья педагога при таком подходе нетрудно — больной воспи-татель не может воспитать здоровых детей. Таким образом, здоровье педагога необходимо рассматривать не только как образовательную ценность, но и как необходимое условие для устойчивого и гармоничного развития современного общества.

Значимость профессионального здоровья педагога раскрывает в своих работах Митина Л. М., она говорит о том, что профессиональное здоровье педагога – основа эффективной ра-боты современной школы и ее стратегическая проблема.

В XXI веке требования общества к воспитателю гораздо выше, чем в предыдущее сто-летие. Но эти требования не могут быть выполнимы, если не будут созданы благоприятные условия для воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Большая часть рабочего дня педагога дошкольного учреждения протекает в эмоцио-нально напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное, физическое и психическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. Как писал В. А. Сухомлинский профессия педагога это «работа сердца и нервов»

Исследования показывают, что в последнее время среди воспитателей дошкольных учреждений возросло число заболеваний нервной системы, лорзаболеваний, опорно-двигательного аппарата, сосудистой системы.

Основными факторами риска труда педагога являются:

- повышенное психоэмоциональное напряжение;

- значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;

- большой объем интенсивной зрительной работы;

- высокая плотность эпидемических контактов.

Для педагогов с педагогическим стажем 15-20 лет характерны “педагогические кризи-сы”, “истощение”. У 30% показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами.

Ухудшение психологического здоровья педагога снижает эффективность обучения и воспитания, повышает конфликтность во взаимоотношениях с детьми и с коллегами, способ-ствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт. Поэтому знание закономерностей сохранения и укрепления профессиональ-ного здоровья в педагогической деятельности, умение управлять собственными негативными эмоциями и состояниями, а также валеологическая компетентность являются важными ком-понентами успеха деятельности педагога.

Здоровье педагога – эффективность его профессиональной деятельности – здоровье воспитанников. Это и есть, по нашему мнению, один из перспективных подходов к решению вышеназванной научно и социально значимой проблемы.

Здоровье педагога - это не только его личное здоровье. Здоровый педагог становится для своих воспитанников ещё и учителем здорового образа жизни. Умение управлять собст-венным здоровьем и настроением для педагога очень важно, так как мы понимаем, что здоро-вье дошкольника зависит не столько от соблюдения санитарно-гигиенических норм и сниже-ния учебной нагрузки, сколько от эффективности организации образовательного процесса и от характера взаимоотношений на занятии.

Хорошее здоровье педагога, хорошее настроение – залог творческого, интересного за-нятия. Когда ДОУ работает как единый отлаженный механизм, когда между воспитателями и детьми действительно существует атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, тогда в таком детском саду интересно находиться, тогда он по-настоящему становится вторым домом для ребенка, а значит, в нем созданы все условия для здоровья.

Программа формирования профессионального здоровья педагогов ДОУ - это ком-плексная система сохранения и укрепления здоровья педагогов, направленная на формирова-ние у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом обра-зе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельно-сти.

В программе разработан комплекс мероприятий, направленный на все стороны про-фессионального здоровья педагогов ДОУ, а именно физического, психического, социального, который осуществляется на основе дифференцированного подхода к разным категориям групп педагогов:

- педагоги со стажем менее одного года, которые подвержены проблеме адаптации молодых педагогов (1 группа)

– педагоги со стажем более 20 лет. Данная категория педагогов наиболее подвержена синдро-му эмоционального выгорания (2 группа)

– педагоги в возрасте старше 50 лет, педагоги этой категории помимо синдрома эмоциональ-ного выгорания имеют проблемы со здоровьем в силу своего возраста (3 группа)

Программа предполагает возможность самостоятельного отбора содержания работы по формированию профессионального здоровья педагогов ДОУ, в соответствии с особенностями педагогического состава.

Реализация содержания программы осуществляется через разнообразные формы рабо-ты с педагогами: тренинги, семинары-практикумы, обучающие семинары, спортивные досуги.

Участниками программы являются педагоги и специалисты ДОУ.

Срок реализации программы – 1 год

Концептуальные положения программы

Цель: формирование у педагогов умения и желание заботиться о своем здоровье, потребность в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагоги-ческой деятельности.

Задачи:

- сохранение и укрепление профессионального здоровья педагогов ДОУ;

- мотивация педагогов на созидание собственного здоровья;

- формирование валеологической компетентности педагогов

- обучение навыкам самооздоровления.

Основные направления программы

Основные направления представлены в виде трех модулей:

1. Диагностический модуль

2. Информационно-познавательный модуль

3. Оздоровительный модуль

Содержание программы

Диагностический модуль включает исследования психосоматического здоровья педагогов, их представлений о ценности здоровья, здорового образа жизни на основе комплексной диагно-стики. В рамках данного модуля педагогам предлагается заполнить анкеты и тесты:

• Тест «Эмоциональное выгорание» В. Бойко

• Анкета оценки знаний и умений педагога по теме здоровья Г. А. Воронина

• Анкета для педагогов «Самооценка педагогом образа жизни» адаптированный вариант анкеты В. П. Петленко, Д. Н. Давиденко.

• Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности Л. Н. Бережнова

В рамках информационно-познавательного модуля, формируя у педагогов ценностное отношение к собственному здоровью делается акцент на когнитивные и мотивационно-побудительные аспекты структуры личности. Содержание данного модуля включает в себя формирование у педагогов валеологической компетентности, информирование педагогов ДОУ о проблемах в состоянии здоровья педагогических работников, раскрытии роли их собственного примера в организации ЗОЖ как образца для воспитанников, вооружение педагогов знаниями и способами здоровьесберегающей деятельности через встречи с медицинскими работниками.

Оздоровительный модуль объединяет психопрофилактические, психогигиенические и психотерапевтические мероприятия по снятию эмоционального напряжения педагогов по-средством тренингов, мастер-классов. В содержании данного модуля представлены мероприя-тия по организации двигательной активности педагогов через спортивные досуги

Принципы реализации программы

аксиологический принцип предопределяет рассмотрение здоровья личности в качестве высшей человеческой ценности;

гуманистический принцип предопределяет переоценку всех компонентов воспитательно-образовательного процесса, признавая ценностью не только воспитанника как личности и его права на здоровье, но и педагога, состояния его телесного, душевного и духовного здоровья;

культурологический принцип реализует признание педагога как носителя культурных норм, лучших традиций человечества, в том числе в вопросах культуры здоровья как основы опти-мального психофизического состояния воспитанников;

принцип социальной значимости позволяет считать, что получаемый педагогом индивидуаль-ный опыт созидания собственного здоровья приобретает общественную значимость, посколь-ку педагог как носитель культуры здоровья способен распространять идеи, образцы и нормы здоровьесбережения, формировать здоровьеориентированное поведение в социуме.

Показатели эффективности программы1. В соматическом здоровье педагогических работников отмечается улучшение состояния здоровья (по результатам периодических медицинских осмотров);

Физический компонент здоровья – благодаря использованию здоровьесберегающих техноло-гий происходит уменьшение количества пропусков по болезни сотрудников;

Психическое здоровье - улучшение психологического климата в коллективе, снижение уров-ня эмоционального выгорания

Нравственный компонент здоровья – осознание ценности и принятие ответственности за свое здоровье.

2. Повышение мотивации педагогов к самооздоровлению и профессиональному совершенст-вованию

3. Улучшение качества образовательного процесса.

Публикации по теме:

Мониторинг профессионального роста педагога Лаборатория мониторинга создается по решению методического совета Создание лаборатории оформляется приказов руководителя образовательного.

Профилактика профессионального выгорания в современной системе образованияПрофилактика профессионального выгорания в современной системе образования В нашем дошкольном учреждении большая роль отводится профилактике профессионального выгорания у педагогов. Работа в данном направлении реализуется.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Программа формирования профессионального здоровья ДОУ
Опубликовано: 30 октября 2013 в 12:33
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Открытка «С Новым годом!» своими руками. Мастер-класс
Мастер – класс рассчитан на детей среднего дошкольного возраста, педагогов и родителей. Назначение: в качестве подарка, украшения интерьера...
Мастер-класс по изготовлению новогодних гномиков из соленого теста. +проверенный...
Сперва делаем тесто. Тесто для лепки - удивительный материал, который можно легко сделать дома. Создав массу для лепки самостоятельно вы будете на 100%...
Коллективная работа младшей группы «Петушок-золотой гребешок» (фотоотчет)
Приближается праздник Новый год – это самый красивый, сказочный и волшебный праздник, который с нетерпением ждут и взрослые и дети. Целый год мы в...
Конспект НОД во второй младшей группе на тему «Домашние птицы»
Цели: - Закреплять знания о домашних птицах; - Учить использовать в речи слова : цыплята, перышки, крылышки - Побуждать внимательно слушать рассказ....
Оформление приёмной «Морские обитатели».
Дорогие коллеги хочу поделиться с вами своим оформлением приёмной "Морские обитатели". У меня первая младшая группа и родителям очень радостно видеть работы...