Лучший педагог года

Программа формирования профессионального здоровья ДОУ

Ирина Крюкова
Программа формирования профессионального здоровья ДОУ

Программа формирования профессионального здоровья педагогов предназначена для работ-ников системы дошкольного образования.

Содержит практический материал по формированию профессионального здоровья педагогов и специалистов ДОУ.

Составитель: Крюкова И. К., старший воспитатель МБДОУ №23 г. Павлово Нижегородской области

Рецензент: Лунина Е. Е., к. п. н., доцент кафедры дошкольной педагогики НГПУ им. К. Минина

Пояснительная записка

Публикация «Программа формирования профессионального здоровья ДОУ» размещена в разделах

«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье чело-века в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества»

Первостепенные задачи любого дошкольного учреждения - укрепление здоровья и фи-зическое развитие воспитанников, функциональное совершенствование и повышение работо-способности их организма.

Оценить значимость здоровья педагога при таком подходе нетрудно — больной воспи-татель не может воспитать здоровых детей. Таким образом, здоровье педагога необходимо рассматривать не только как образовательную ценность, но и как необходимое условие для устойчивого и гармоничного развития современного общества.

Значимость профессионального здоровья педагога раскрывает в своих работах Митина Л. М., она говорит о том, что профессиональное здоровье педагога – основа эффективной ра-боты современной школы и ее стратегическая проблема.

В XXI веке требования общества к воспитателю гораздо выше, чем в предыдущее сто-летие. Но эти требования не могут быть выполнимы, если не будут созданы благоприятные условия для воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Большая часть рабочего дня педагога дошкольного учреждения протекает в эмоцио-нально напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное, физическое и психическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. Как писал В. А. Сухомлинский профессия педагога это «работа сердца и нервов»

Исследования показывают, что в последнее время среди воспитателей дошкольных учреждений возросло число заболеваний нервной системы, лорзаболеваний, опорно-двигательного аппарата, сосудистой системы.

Основными факторами риска труда педагога являются:

- повышенное психоэмоциональное напряжение;

- значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;

- большой объем интенсивной зрительной работы;

- высокая плотность эпидемических контактов.

Для педагогов с педагогическим стажем 15-20 лет характерны “педагогические кризи-сы”, “истощение”. У 30% показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами.

Ухудшение психологического здоровья педагога снижает эффективность обучения и воспитания, повышает конфликтность во взаимоотношениях с детьми и с коллегами, способ-ствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт. Поэтому знание закономерностей сохранения и укрепления профессиональ-ного здоровья в педагогической деятельности, умение управлять собственными негативными эмоциями и состояниями, а также валеологическая компетентность являются важными ком-понентами успеха деятельности педагога.

Здоровье педагога – эффективность его профессиональной деятельности – здоровье воспитанников. Это и есть, по нашему мнению, один из перспективных подходов к решению вышеназванной научно и социально значимой проблемы.

Здоровье педагога - это не только его личное здоровье. Здоровый педагог становится для своих воспитанников ещё и учителем здорового образа жизни. Умение управлять собст-венным здоровьем и настроением для педагога очень важно, так как мы понимаем, что здоро-вье дошкольника зависит не столько от соблюдения санитарно-гигиенических норм и сниже-ния учебной нагрузки, сколько от эффективности организации образовательного процесса и от характера взаимоотношений на занятии.

Хорошее здоровье педагога, хорошее настроение – залог творческого, интересного за-нятия. Когда ДОУ работает как единый отлаженный механизм, когда между воспитателями и детьми действительно существует атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, тогда в таком детском саду интересно находиться, тогда он по-настоящему становится вторым домом для ребенка, а значит, в нем созданы все условия для здоровья.

Программа формирования профессионального здоровья педагогов ДОУ - это ком-плексная система сохранения и укрепления здоровья педагогов, направленная на формирова-ние у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом обра-зе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельно-сти.

В программе разработан комплекс мероприятий, направленный на все стороны про-фессионального здоровья педагогов ДОУ, а именно физического, психического, социального, который осуществляется на основе дифференцированного подхода к разным категориям групп педагогов:

- педагоги со стажем менее одного года, которые подвержены проблеме адаптации молодых педагогов (1 группа)

– педагоги со стажем более 20 лет. Данная категория педагогов наиболее подвержена синдро-му эмоционального выгорания (2 группа)

– педагоги в возрасте старше 50 лет, педагоги этой категории помимо синдрома эмоциональ-ного выгорания имеют проблемы со здоровьем в силу своего возраста (3 группа)

Программа предполагает возможность самостоятельного отбора содержания работы по формированию профессионального здоровья педагогов ДОУ, в соответствии с особенностями педагогического состава.

Реализация содержания программы осуществляется через разнообразные формы рабо-ты с педагогами: тренинги, семинары-практикумы, обучающие семинары, спортивные досуги.

Участниками программы являются педагоги и специалисты ДОУ.

Срок реализации программы – 1 год

Концептуальные положения программы

Цель: формирование у педагогов умения и желание заботиться о своем здоровье, потребность в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагоги-ческой деятельности.

Задачи:

- сохранение и укрепление профессионального здоровья педагогов ДОУ;

- мотивация педагогов на созидание собственного здоровья;

- формирование валеологической компетентности педагогов

- обучение навыкам самооздоровления.

Основные направления программы

Основные направления представлены в виде трех модулей:

1. Диагностический модуль

2. Информационно-познавательный модуль

3. Оздоровительный модуль

Содержание программы

Диагностический модуль включает исследования психосоматического здоровья педагогов, их представлений о ценности здоровья, здорового образа жизни на основе комплексной диагно-стики. В рамках данного модуля педагогам предлагается заполнить анкеты и тесты:

• Тест «Эмоциональное выгорание» В. Бойко

• Анкета оценки знаний и умений педагога по теме здоровья Г. А. Воронина

• Анкета для педагогов «Самооценка педагогом образа жизни» адаптированный вариант анкеты В. П. Петленко, Д. Н. Давиденко.

• Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности Л. Н. Бережнова

В рамках информационно-познавательного модуля, формируя у педагогов ценностное отношение к собственному здоровью делается акцент на когнитивные и мотивационно-побудительные аспекты структуры личности. Содержание данного модуля включает в себя формирование у педагогов валеологической компетентности, информирование педагогов ДОУ о проблемах в состоянии здоровья педагогических работников, раскрытии роли их собственного примера в организации ЗОЖ как образца для воспитанников, вооружение педагогов знаниями и способами здоровьесберегающей деятельности через встречи с медицинскими работниками.

Оздоровительный модуль объединяет психопрофилактические, психогигиенические и психотерапевтические мероприятия по снятию эмоционального напряжения педагогов по-средством тренингов, мастер-классов. В содержании данного модуля представлены мероприя-тия по организации двигательной активности педагогов через спортивные досуги

Принципы реализации программы

аксиологический принцип предопределяет рассмотрение здоровья личности в качестве высшей человеческой ценности;

гуманистический принцип предопределяет переоценку всех компонентов воспитательно-образовательного процесса, признавая ценностью не только воспитанника как личности и его права на здоровье, но и педагога, состояния его телесного, душевного и духовного здоровья;

культурологический принцип реализует признание педагога как носителя культурных норм, лучших традиций человечества, в том числе в вопросах культуры здоровья как основы опти-мального психофизического состояния воспитанников;

принцип социальной значимости позволяет считать, что получаемый педагогом индивидуаль-ный опыт созидания собственного здоровья приобретает общественную значимость, посколь-ку педагог как носитель культуры здоровья способен распространять идеи, образцы и нормы здоровьесбережения, формировать здоровьеориентированное поведение в социуме.

Показатели эффективности программы1. В соматическом здоровье педагогических работников отмечается улучшение состояния здоровья (по результатам периодических медицинских осмотров);

Физический компонент здоровья – благодаря использованию здоровьесберегающих техноло-гий происходит уменьшение количества пропусков по болезни сотрудников;

Психическое здоровье - улучшение психологического климата в коллективе, снижение уров-ня эмоционального выгорания

Нравственный компонент здоровья – осознание ценности и принятие ответственности за свое здоровье.

2. Повышение мотивации педагогов к самооздоровлению и профессиональному совершенст-вованию

3. Улучшение качества образовательного процесса.

Публикации по теме:

Мониторинг профессионального роста педагога Лаборатория мониторинга создается по решению методического совета Создание лаборатории оформляется приказов руководителя образовательного.

Профилактика профессионального выгорания в современной системе образованияПрофилактика профессионального выгорания в современной системе образования В нашем дошкольном учреждении большая роль отводится профилактике профессионального выгорания у педагогов. Работа в данном направлении реализуется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа формирования профессионального здоровья ДОУ
Опубликовано: 30 октября 2013 в 12:33
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД