Программа организации игрового взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста 2–3 лет «Шагаем навстречу»

Анна Клиновицкая
Программа организации игрового взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста 2–3 лет «Шагаем навстречу»

ВВЕДЕНИЕ

Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка, который Е. О. Смирнова называет «возрастом нераскрытых резервов». Как подчеркивал Л. С. Выготский, ранний возраст «сензитивен во всем». Именно в этот период развитие ребенка исключительно зависимо от социальных условий его жизни.

В то же время значительное количество современных детей до трех лет находится в зоне риска по неблагополучию психического, социального, нервно-психического развития. Находясь вне системы дошкольного образования, они не попадают вовремя в поле зрения специалистов и не получают необходимой ранней помощи, которая позволила бы оптимизировать их развитие.

В современных условиях становятся все более заметными деформации института семейного воспитания. Нарушается преемственность воспитания как функции разных поколений. В связи с этим многие современные родители испытывают потребность в повышении своей педагогической и психологической культуры, которая помогла бы им продуктивно взаимодействовать со своими маленькими детьми, позволила бы осмысливать и обогащать свой жизненный опыт их воспитания. Нередко можно услышать от современных родителей, а иногда от педагогов и психологов, что кризис трех лет «помолодел»: его симптомы взрослые начинают замечать в возрасте около двух лет. Однако такой вывод является заблуждением. Для кризиса трех лет наступит свой психологический возраст. А вот негативизм, агрессивность, капризность, упрямство двухлеток, которые ставят родителей в педагогический тупик, являются индикаторами нарушения детско-родительских отношений, выступают показателем того, что базовые потребности малышей не удовлетворяются, поскольку их жизнь в семье недостаточно целесообразно организована. Родители могут даже не подозревать о наличии таких специфических для раннего возраста по-требностей, как потребность в сенсомоторных впечатлениях, самостоятельности, сотрудничестве со взрослым, познании предметного мира.

Эффективным средством оптимизации детско-родительских отношений, оказания родителям действенной помощи в воспитании детей до трех лет является игра, которую следует рассматривать не только как особую деятельность ребенка, но и как особое содержание усвоения, социально-педагогическую форму организации детской жизни (Г. П. Щедровицкий). В игровых ситуациях происходит реальный процесс развития и обучения ребенка. А взрослый получает возможность, с одной стороны, направлять данный процесс, а с другой - обеспечивать саморазвитие подрастающей личности.

Цель игровой деятельности состоит в том, чтобы создать условия для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста на основе развития игрового взаимодействия родителей и ребенка.

В данном пособии представлены организационные и методические вопросы деятельности программа составлена с учетом современных исследований развития ребенка раннего возраста и специфики детско- роди-тельских отношений родителей с детьми до 3 лет.

Комплексно-тематическое планирование отражает содержание взаимодействия специалистов разного профиля с ребенком 2-3 лет и его родителями на основе принципа интеграции видов деятельности и задач работы с детьми и их родителями.

«ИГРАЕМ ВМЕСТЕ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ранний возраст является самым благоприятным периодом для того, чтобы заложить основы развития человека как личности. В период до 3 лет ребенку присущи огромные потенциальные ресурсы развития. Малыш развивается так стремительно, как никогда в последующие возрастные периоды.

У родителей возникает мысль о том, что чем раньше начнется непосредственная подготовка ребенка к школе, тем лучшие результаты она принесет. Мода на раннее развитие малыша вызывает у родителей настойчивое стремление как можно раньше научить его читать, считать, развить у него логическое мышление, память и внимание, что, по их мнению, поможет «вырастить гения».

У современных родителей детей раннего возраста в их воспитательной практике возникает существенное противоречие: с одной стороны, они понимают, что ребенка необходимо обучать, а не только присматривать и ухаживать за ним, а с другой стороны - отсутствие у родителей информативных представлений и достоверных знаний о возрастных воз-можностях и потребностях ребенка, педагогически и психологически оправданных методах его воспитания и обучения, организации повседневного общения с ним приводит к тому, что их попытки взаимодействовать с ребенком, придать этому взаимодействию развивающий характер сводятся к дрессуре, механическому приобретению знаний и умений, зачастую не пригодных для усвоения ребенком раннего возраста. Между тем уникальность раннего возраста определяется совсем другими основаниями. Это период формирования доверительных и продуктивных контактов ребенка с миром, в том числе со взрослыми. На разрешение обозначенного противоречия и направлена данная программа.

Цель программы: создать условия для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста на основе оптимизации детско-родительских отношений путем использования игровых технологий и методов»

Для разработки программы послужили идеи Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузовой, С. Ю. Мещеряковой, которые показали: задачи воспитания, обучения и развития ребенка раннего возраста состоят в том, чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызвать его желание действо-вать, общаться, играть»

Задачи программы:

- учить ребенка устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром, действуя вместе со взрослым и самостоятельно;

-развивать у детей интерес к играм и игрушкам, игровые умения и навыки, формы игрового взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- стимулировать психическое развитие ребенка посредством

игр с разными видами игрушек;

-обеспечить профилактику проблем развития у детей, развитие их адаптационных возможностей;

- создать условия для развития детско-родительских от

ношений на основе их содержательного игрового взаимодействия посредством психолого-педагогического просвещения, социально-психологического обучения и консультирования родителей.

Ожидаемый результат: социализация ребенка раннего возраста на основе оптимизации семейной микросреды, детско-родительских отношений в процессе продуктивного игрового взаимодействия родителей с детьми.

В результате освоения программы родители должны знать:

- особенности и факторы риска психофизического развития

детей раннего возраста;

-эффективные способы и формы игрового взаимодействия с детьми;

- виды игрушек и игр, их развивающий, обучающий и воспитательный потенциал.

Родители должны уметь:

- создавать игровую среду в соответствии с возрастом и интересами ребенка;

- эффективно организовывать игровое взаимодействие с ребенком;

-руководить развитием самостоятельной игры и игр со сверстниками;

- использовать игровые ситуации в целях развития, обучения и воспитания ребенка.

Дети должны знать:

-названия образных, спортивных, театральных, музыкальных, дидактических, строительных игрушек;

- особенности использования разных видов игрушек;

- правила бережного отношения к игрушкам и правила организации игр;

- названия некоторых любимых игр.

Дети должны уметь:

-эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх;

- готовить игрушки и место для игры;

-соблюдать несложные правила игрового взаимодействия (не спешить, ждать своей очереди, меняться игрушками);

- использовать в игре игрушки в соответствии с их назначением;

- поддерживать игровую инициативу взрослого и сверстника;

- подражать взрослому, действовать в игре по речевой инструкции взрослого;

- играть рядом и вместе с другими детьми;

- самостоятельно инициировать игру;

- выражать свои игровые предпочтения;

- создавать условия для игр;

- использовать в игровых целях разнообразные предметы, природный и бросовый материал;

- действовать, соблюдая игровые правила;

- делиться игрушками, не мешать, ждать своей очереди.

Программа включает следующие разделы:

1. Адаптационные игры»

2. Игры, направленные на сенсорное развитие.

3. Игры, направленные на развитие предметно-манипулятив-ной деятельности.

4. Игры, направленные на развитие речи и профилактику речевых нарушений.

5. Игры, направленные на ознакомление с окружающим.

6. Игры, направленные на физическое развитие.

7. Сюжетные игры.

8. Игры, направленные на социальное развитие.

9. Игры-развлечения, музыкальные игры.

Содержание разделов дифференцируется в соответствии с возрастом детей при составлении комплексно-тематического планирования, в подборке игр и игрушек. Комплексно-тематическое планирование предполагает обеспечение на основе использования игр и игрушек, создания игровых ситуаций, интегрирование, как детских видов деятельности, так и задач работы специалистов с детьми и родителями.

Для освоения программного содержания в работе с детьми используются приемы показа, проговаривания, сопряженных и отраженных действий, создания сюрпризных моментов, проблемных предметно-практических и игровых ситуаций, художественное слово в процессе как организованных взрослым (индивидуальных и подгрупповых, так и самостоятельных игр детей.

Работа с родителями планируется по трем этапам.

Цель первого этапа: формировать позитивный образ своего ребенка, адекватные представления о его возрастных и индивидуальных особенностях, способах регуляции его эмоциональных состояний, готовность к взаимодействию со специалистом и другими семьями в процессе совместного участия в играх и игровых ситуациях.

На втором этапе достигается цель: научить приемам использования разнообразных видов игр, игрушек и игровых ситуаций в процессе воспитания, обучения и развития ребенка.

Третий этап предполагает формировать умения по организации игровой среды и игрового взаимодействия с ребенком.

Задачи работы с родителями не дифференцируются по видам игр, организуемых специалистами с детьми. На каждом этапе они решаются комплексно разными специалистами: педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателем - в процессе организации всех видов игрового взаимодействия.

В процессе работы с родителями применяются методы активного социально-психологического обучения. Особо важное место занимает такая форма работы, как консультирование. Специалисты не только отвечают на запрос родителей, но и в процессе взаимодействия в системе «специалист - ребенок - родитель» формируют новые родительские запросы, содействуя становлению у родителей адекватного образа своего ребенка.

Режим встреч - один раз в неделю в течение 1 часа. Организуется парное взаимодействие в системе «мать - ребенок» под руководством специалистов.

Требования к организации игрового взаимодействия взрослого с ребенком:

1. Поддерживаются все проявления активности ребенка.

2. Создаются коммуникативные паузы для стимулирования самостоятельной речевой продукции ребенка.

3. Организуются эмоционально насыщенные игровые ситуации.

4. Обеспечивается неоднократное повторение знакомых игр как в течение игрового дня, так и в течение более длительного периода работы с ребенком.

5. Учитываются состояние ребенка на момент игрового взаимодействия, его игровые интересы и предпочтения.

6. В игры включаются предметы, игрушки, сделанные в семье,

7. Предусматриваются профилактика и торможение у детей отрицательных эмоций, снятие нервно-психического напряжения.

Примерная структура игрового дня.

16.00-16.05. Встреча детей, включение их в самостоятельную игру с родителями. Индивидуальные или подгрупповые игры с детьми, направленные на социальное развитие (педагог-психолог). Индивидуальное консультирование с родителями (воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед).

16.05-16.10. Приветствие (педагог-психолог).

Сюрпризный или игровой момент. Адаптационные игры (педагог-психолог, воспитатель).

16.10-16.30. Подгрупповые игры:

- направленные на сенсорное и интеллектуальное развитие/развитие предметно-манипулятивной деятельности (педагог-психолог);

- направленные на физическое развитие/ознакомление с окружающим (воспитатель);

- направленные на развитие речи/профилактику речевых нарушений (учитель-логопед).

16.30-16.40. Игры-развлечения, игры, направленные на музыкальное развитие/сюжетные игры (педагог-психолог, воспитатель).

16.40-17.00. Самостоятельные игры детей вместе с родителями. Обучение родителей руководству свободной деятельностью детей (педагог-психолог, воспитатель). Индивидуальные сюжетные игры с детьми (воспитатель). Индивидуальное консультирование родителей (педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед).

Игры дополняются продуктивной деятельностью (рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием) родителей с детьми. Данная структура игрового дня позволяет эффективно взаимодействовать специалистам в процессе игровой поддержки ребенка, максимально разнообразить игровые ситуации с учетом не только возрастных особенностей, но и индивидуальных предпочтений, интересов детей, а также мобильно реагировать на возникающие запросы родителей.

Адаптационные игры

Задачи работы с детьми:

-формировать доверительные взаимоотношения со взрослыми на телесно-игровом и предметно- игровом уровне;

- корректировать психоэмоциональное напряжение;

-вызывать интерес к действиям взрослого; стимулировать

подражание взрослому;

-учить ориентироваться в игровом помещении, пространстве игры, обмениваться со сверстниками игровыми действиями и предметами;

-развивать интерес к сверстнику, умение одновременно выполнять одинаковые игровые действия и достигать общего игрового результата.

Задачи работы с родителями:

-научить формировать доверительные взаимоотношения со своим ребенком; стимулировать и поддерживать у ребенка интерес к действиям взрослого и сверстника, желание подражать взрослому и сверстнику и обмениваться действиями в игровых ситуациях;

- помочь освоить приемы профилактики и преодоления пси

хоэмоционального напряжения с помощью игровых ситуаций.

Игры, направленные на сенсорное и интеллектуальное развитие

Задачи работы с детьми:

- учить находить источник звука, узнавать и вызывать музыкальные звуки, внимательно рассматривать игрушки, предметы; выделять сенсорные признаки предметов по образцу, слову, называть некоторые из них; реагировать на слова взрослого «такой», «не такой», «другой», группировать предметы по сенсорным признакам, образуя множества; выделять количественные признаки: «один-много», «много - мало»; узнавать объекты на ощупь, на вкус, по запаху;

- вызывать интерес к предметному миру, желание научиться способам выявления свойств предметов и материалов, действовать с предметами;

- формировать практические способы ориентировки в свойствах предметов: пробы, наложение, приложение, действия, позволяющие выявить свойства материалов и веществ;

- развивать зрительное и слуховое сосредоточение, ориентировки на форму, цвет, величину, расположение предметов;

- познакомить со свойствами воды, песка, теста, бумаги, ткани, крема, клея, красок.

Задачи работы с родителями: научить обогащать чувственный опыт ребенка; использовать игровые ситуации для организации познания свойств и признаков предметов, взаимодействия с предметным миром; вызывать и поддерживать интерес у детей к свойствам и признакам предметов, материалов, веществ; организовывать игры с дидактическими игрушками и игровыми пособиями, направленные на познание сенсорных характеристик объектов; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.

Игры, направленные на развитие предметно-манипулятивной деятельности

Задачи работы с детьми:

-развивать соотносящие действия, зрительно-двигательные координации;

-учить играть с автодидактическими игрушками: матрешкой, пирамидкой, вкладышами, строительным материалом; удерживать карандаш и выполнять соответствующие действия; удерживать клубок и одновременно наматывать нитку на клубок; выполнять действия с мозаикой и строительным материалом; продевать шнурок в дырку; нанизывать бусы на проволоку; раскладывать мелкие предметы в емкости, сортируя их по форме, цвету; действовать целенаправленно, выполняя соотносящие действия; пересыпать крупу ложкой, наливать воду в тазик чашкой, ловить игрушки в тазике сачком, приближать игрушки, потянув за тесемку, звонить в колокольчик, катать каталку, стучать палочкой по барабану, использовать стул для доставания предметов;

- формировать орудийные действия.

Задачи работы с родителями: научить ббогащать предметно-практический опыт ребенка, организовывать познание назначения, функций предметов непосредственного окружения; создавать условия для переноса ребенком освоенных действий в разнообразные игровые и предметно-практические ситуации; вызывать и поддерживать интерес у детей к функциям предметов; организовывать игры с дидактическими игрушками и игровыми пособиями, направленные на освоение ребенком предметных действий; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.

Игры, направленные на развитие речи и профилактику речевых нарушений

Задачи работы с детьми:

- учить дифференцировать и воспроизводить звукоподражания; произносить слова по подражанию; использовать общеупотребительную лексику; понимать словесные инструкции из одного-трех элементов, внимательно слушать короткие стихотворения, потешки, сказки, отвечать на вопросы по их содержанию; обыгрывать сюжет, изображать персонажей; понимать содержание предметной и сюжетной картинки, отвечать на вопросы по ее содержанию; понимать (от двух с половиной лет) рассказ взрослого без показа, повторять за взрослым рассказ из 3-4 предложений, рассказывать из личного опыта;

- формировать интерес к речевым звукам, умение отличать их от неречевых, понимание слов-действий, слов-признаков;

- вызывать инициативную речевую активность.

Задачи работы с родителями: научить создавать благоприятную речевую среду, использовать в игровых ситуациях речевые образцы, в том числе литературные и фольклорные тексты для обогащения и активизации детской речи; вызывать у ребенка речевую активность, стимулировать у него стремление создавать собственный речевой продукт, вступать ъ даъз\ог, осъата&тъ приемы развития артикуляционного аппарата, неречевого и речевого слуха; организовывать речевые игры; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.

Игры, направленные на ознакомление с окружающим

Задачи работы с детьми: учить выделять и называть животных, птиц, растения, природные явления, предметы обихода, людей; строение объектов окружающего мира, их характерные особенности и признаки; наблюдать объекты живой и неживой природы, эмоционально откликаться в процессе наблюдения, отвечать на вопросы по содержанию наблюдаемого; рассматривать предметы, предметные и сюжетные картинки, отвечать на вопросы по их содержанию, воспроизводить их содержание в небольших рассказах.

Задачи работы с родителями: научить организовывать наблюдение, рассматривание объектов окружающего мира; использовать игры и игровые ситуации для ознакомления ребенка с окружающим миром; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.

Игры, направленные на физическое развитие

Задачи работы с детьми:

- учить уверенно перемещаться в горизонтальном пространстве, достигая предметных целей; действовать в вертикальном пространстве: нанизывать, складывать, доставать; сжимать и разжимать мячик в ладошке; бегать за мячом, приносить мячи разных размеров, катать мяч; ходить по ограниченному пространству; дотягиваться, вставая на носочки, крепко стоять на ногах, держась за обруч; противопоставлять и выделять пальцы, совершать вращательные движения;

-совершенствовать навык ходьбы, ползания, подлезания, перелезания, перешагивания через препятствия;

-развивать содружественные движения рук и пальцев: выполнять раскатывающие движения пальцами обеих рук одновременно, удерживать тонкий круглый предмет всеми пальцами, удерживать вместе пальцы рук, соединяя большой и указательный пальцы, ставить пальчик в указанное место, удерживать палец в согнутом положении, держать в согнутом положении три первых пальца; двигательные качества: ловкость, быстроту, выносливость; равновесие, координацию движений;

- формировать пинцетный, щипковый захват предметов пальцами, умение удерживать мелкие предметы;

- стимулировать быстроту реагирования.

Задачи работы с родителями:

- научить создавать игровые ситуации для организации двигательной активности ребенка; использовать игры и игровые ситуации для стимулирования и удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка;

- помочь освоить приемы проведения подвижных и пальчиковых игр, направленных на развитие крупной и мелкой моторики.

Сюжетные игры

Задачи работы с детьми:

- учить выделять игрушки среди других предметов и запоминать их, называть игрушки и действовать с ними согласно их назначению; выполнять по подражанию и самостоятельно предметно-игровые действия, объединять их в несложный сюжет; подбирать игрушки, необходимые для обыгрывания определенного сюжета; переносить знакомые предметные действия в игровые ситуации; создавать и обыгрывать постройки, выполненные из разных видов конструктора, строительного материала; использовать в игре предметы-заместители, давать им игровое наименование (после двух с половиной лет);

-развивать интерес к совместным со сверстниками предметно-игровым действиям.

Задачи работы с родителями: научить организовывать сюжетные игры, включаться в игру детей и развивать ее сюжет; осваивать приемы ролевого взаимодействия; обыгрывания разных видов образных и технических игрушек, игрушек-забав и театрализованных игрушек, включения этих игрушек в другие виды деятельности; создавать проблемные игровые ситуации; организовывать сюжетную игру ребенка со сверстником; вводить в игры ребенка предметы-заместители; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.

Игры, направленные на социальное развитие

Задачи работы с детьми:

-формировать эмоциональный контакт со взрослым и сверстниками, вызывать интерес к ровеснику (партнеру по игре, положительные эмоции, стимулировать желание помочь, пожалеть, порадовать; умение вежливо здороваться, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой;

-учить повторять за взрослым движения, действия, звуки, слова по показу; выполнять движения и действия по словесной инструкции; наблюдать за игрой другого ребенка; выполнять вместе со сверстником простые действия: складывать кубики в кузов машины, кружиться за руки, передавать друг другу предметы; действовать по очереди, не толкаться, ждать; подражать эмоциональным и вербальным способам взаимодействия с другими детьми, показанными взрослым; запоминать и называть имена сверстников, употреблять местоимения «ты», «я», «моя», «мой»; ориентироваться на своем теле (знакомить с функциональным назначением рук и ног, органов чувств); фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем, откликаться на него и повторять; узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест; запоминать место расположения предметов, игр, игрушек, убирать их на место после игры; понимать слова «можно», «нельзя», «не мешай», «помоги».

Задачи работы с родителями: научить правилам поведения и деятельности в игровых ситуациях; разрешать проблемы в поведении ребенка с использованием игровых ситуаций; использовать игровые ситуации для развития личности ребенка, его самосознания и эмоций; стимулировать и поддерживать у ребенка социальный интерес с помощью игровых ситуаций; отбирать игры, игрушки и игровые пособия с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка.

Игры-развлечения, игры, направленные на музыкальное развитие

Задачи работы с детьми:

-вызывать интерес к играм-забавам, стимулировать эмоциональный отклик на действия персонажа и желание принять участие в играх-забавах;

-учить наблюдать за действиями героев разных видов театра: перчаточные куклы (бибабо, театр игрушек, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе; действовать под музыку в соответствии с ее настроением; эмоционально откликаться на происходящее; обыгрывать музыкальные образы: птички, зайчики, цыплята; подражать действиям взрослого под музыку (греметь погремушкой, звенеть колокольчиком под музыку, прятать предметы за спину, когда не играет музыка; двигаться под музыку, держа в руках сюжетную игрушку: куклу, мишку и др. ; ритмично топать, хлопать в ладошки под музыку); водить хоровод; произносить звукоподражания, междометия, отдельные слова под музыку в соответствии с текстом песни, подпевать;

-развивать интерес к музыкальным играм, желание в них участвовать; чувствительность к изменению громкости, темпа и ритма музыки;

- формировать эмоциональный отклик на музыку, чувство ритма.

Задачи работы с родителями: научить использовать игры-шутки, игры-забавы, музыкальные игры для создания положительного эмоционального фона во взаимоотношениях с ребенком; показывать ребенку разные виды театра; использовать музыку в разнообразных игровых ситуациях.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

ЗАЙКА И ЕГО ДРУЗЬЯ

Задачи работы с детьми:

1. Формировать положительный настрой на занятие, вызвать интерес к ровеснику (партнеру по игре, снять психоэмоциональное напряжение.

2. Учить узнавать предметы по форме, сортировать предметы по величине; слушать взрослого и действовать по инструкции, вызывать речевую активность; свободно, уверенно ориентироваться в помещении, совершенствовать навыки ходьбы.

3. Обогащать представления о диких животных.

Задачи работы с родителями:

Научить организовывать игры с дидактическим игрушками; понимать игровые интересы своего ребенка и создавать среду для их удовлетворения; стимулировать речевую активность детей; замечать признаки утомления у своего ребенка и грамотно использовать приемы для снятия психоэмоционального напряжения.

Материал: игрушки: зайка, ежик; картинки с изображением зайца, медведя, лисы, ежа; 4 пары звучащих коробочек – в каждой паре коробочки звучат одинаково, но каждая вторая коробочка в паре желтого цвета, остальные - разноцветные; сенсорная дорожка; большая и маленькая корзинки; большие и маленькие грибы; альбомные листы, пластилин, салфетки.

Ход занятия

1. Встреча детей и родителей, включение детей в самостоятельную игру с родителями. Консультирование родителей по запросу (все специалисты).

2. Игра, направленная на социальное развитие: «Пальчики ходят в гости» (педагог-психолог).

Дети и взрослые садятся на ковер в круг.

Педагог-психолог. Ребята, а вы любите ходить в гости? Сейчас наши пальчики отправятся друг к другу в гости. Смотрите. (показывает детям руки, сжатые в кулаки, затем распрямляет указательные пальцы и разыгрывает небольшое представление,

- Привет, я пальчик правый (слегка сгибает и разгибает палец правой руки в такт словам, а ты кто? А я пальчик левый (слегка сгибает и разгибает палец левой руки). Давай дружить? (Приближает оба пальца друг к другу - «пальчики целуются»; сцепляет пальцы - «пальчики обнимаются».) Ой, смотри, сколько вокруг друзей-пальчиков. Пойдем к ним в гости.

- Покажите свои пальчики.

Педагог-психолог подносит свою руку к ручке кого-нибудь из малышей:

- Привет, я пальчик. Будем дружить?» («Целует» и «обнимает» пальчик ребенка.)

Затем педагог-психолог «отправляется в гости к пальчикам» другого малыша.

Педагог-психолог. Когда мы ходим в гости, мы обязательно здороваемся. Поздороваемся друг с другом и с нашими родителями! (Обращается к каждому малышу, называя его ласково по имени.)

Приветствие.

Здравствуй, солнце золотое! Руки разводим в стороны,

как лучи солнышка.

Здравствуй, небо голубое! Поднимаем руки вверх,

прямые и красивые.

Здравствуй, вольный ветерок! Раскачиваем ручками

из стороны в сторону.

Здравствуй, маленький дружок! Родители обнимают детей.

Педагог-психолог. Пальчики в гости ходили? Поздороваемся пальчиками (родители дотрагиваются своими пальцами до пальчиков малыша и здороваются, ласково обращаясь по имени,

3. Адаптационная игра «Зайки» (педагог-психолог).

- Дети, угадайте, кто это к нам спешит?

Зимой белый, летом серый.

По полю скачет, ушки прячет.

Педагог-психолог показывает детям игрушку-зайку.

-Правильно, малыши! Это зайка к нам в гости пришел! Сейчас мы с заинькой поиграем.

Дети и родители выполняют движения в соответствии со словами стихотворения по показу.

По лесной лужайке Прыгают, руки перед собой.

Разбежались зайки,

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки!

Сели зайчики в кружок, Присаживаются на корточки,

Роют лапкой корешок, хлопают по полу руками.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки!

4. Игра, направленная на сенсорное развитие: «Звучащие коробочки» (воспитатель).

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие коробочки принес нам зайка. Приведите сюда ваших родителей. Им тоже будет интересно посмотреть. Вместе послушаем, как звучат коробочки. (Пошуметь каждой коробочкой.) Наш зайка перепутал коробочки. У каждой коробочки есть своя пара, коробочка с таким же звучанием, только желтого цвета. Поможем зайке отыскать пару для каждой коробочки. (Обращается к кому-то из детей по имени.) Послушай, подойдет нам эта коробочка? Она тихонько шуршит. А эта звучит громко.

5. Игры, направленные на развитие речи и ознакомление с окружающим: «Где живут животные?», «Закончи фразу»

(учитель-логопед).

Учитель-логопед. Что же еще приготовил нам зайка? Он принес нам портреты своих друзей. Посмотрите на картинки. Кто живет вместе с зайкой в лесу? (Мишка.) Как медведь рычит? (Р-р-р.) Он может рычать громко: «Р-р-р!» (Дети повторяют.) А может тихо: «Р-р-р!» (Дети повторяют.)

- Еще в лесу живут лиса, ежик. Покажите, где же они спрятались? (Дети находят и показывают на картинках животных.)

Учитель-логопед вместе с детьми и родителями рассматривает картинки, показывает и называет части тела животных, обращается к детям с просьбой показать родителям хвост, голову, туловище, лапы: «Ваня, покажи маме, где у медведя хвост (лапы, голова, уши). Где у лисы голова? Где у ежика лапы?»

- Эти звери живут в лесу, и у них есть свои дома (показывает на картинке нору и берлогу). Медведь живет в берлоге, а лиса живет в норе. Посмотрите, я вижу нору, но не вижу, кто в ней живет? В ней живет лиса или медведь? (Приложить усилия, чтобы ребенок употребил слово в доступной для него речевой форме.) А кто живет в берлоге?

Учитель-логопед начинает говорить фразу, а ребенок, до которого он дотронется рукой, ее завершает:

- Медведь рычит вот так:. (р-р-р). У лисы красивый пушистый. (хвост). Под пеньком живет колючий. (ежик). В берлоге всю зиму спит. (медведь).

6. Игра, направленная на физическое и сенсорное развитие: «Прогулка по сенсорной дорожке» (воспитатель).

Воспитатель. Ребята, зайка зовет вас прогуляться по лесной тропинке. Мы пойдем в гости к ежику.

Дети с родителями ходят по тканевой дорожке с нашитыми в виде разных по контуру геометрических форм (круг, квадрат, треугольник) - пуговицами, бусинками; под руководством воспитателя изучают дорожку.

- Посмотрите, какая тропинка. Потрогайте ладошками пуговки! Красные, синие. Посмотрите, здесь фигуры. Вот квадрат, а вот круг. Потрогайте их. Где круг? Где квадрат? Погуляем по этой замечательной тропинке. Берите за руку своих родителей. Идем вместе! Вместе веселее!

Дети и родители в соответствии с текстом стихотворения выполняют движения: ходят по сенсорной дорожке, высоко поднимая колени.

Зашагали ножки - топ, топ, топ,

Прямо по дорожке - топ, топ, топ,

Ну-ка веселее - топ, топ, топ,

Вот как мы умеем - топ, топ, топ.

7. Игра, направленная на сенсорное развитие: «Угощение для ежика» (педагог-психолог).

Педагог-психолог. Ребята, посмотрите, кто нас ждет? (Ежик.) Поздороваемся с ним. Погладим ежика! Вот какие у него мягкие лапки. Какие у ежика лапки? А спинка колючая-колючая! Какая у ежика спинка? Покажите, где у ежика носик? А глазки? А спинка? Что ежик любит кушать? (Яблоки.) А еще что любит поесть ежик? Да, грибы. Угостим ежика. Соберем для него грибы!

Педагог-психолог расставляет большие и маленькие грибы по всему помещению. В одну корзинку дети и родители собирают только большие грибы, в другую - только маленькие.

Педагог-психолог. Ребята, поищем грибы под кустами. А ваши родители вам помогут. Вот какой большой гриб нашел Ваня. Какого цвета его шляпка? (Красная.) Большой гриб положим в эту корзинку (показывает). А Вика нашла маленький гриб! Какого он цвета? (Желтый.) Положим его в эту корзинку (показывает). Вот сколько грибов мы насобирали для ежика! Посмотрим, правильно ли мы разложили грибы по корзинкам? Вот здесь у нас большие грибы, а этот какой? Маленький. Надо переложить его в другую корзинку. Все вы были внимательны. Грибы собрали, а родители нам помогали! Угощайте ежика вместе с вашими родителями, скажите ему: «Ешь на здоровье».

Дети с родителями «угощают» ежика грибами.

8. Музыкальная игра «Заинька» (воспитатель).

Воспитатель. Ребята, зайка зовет нас потанцевать! Вспомним танец заиньки.

Дети и родители выполняют движения в соответствии со словами песенки.

Зайка прыгал, прыгал, Прыгают, «лапки» перед собой.

Прыгал и устал,

Хвостиком пошевелил,

Ушки вверх поднял. Поднимают ручки над головой.

И услышал зайка Прикладывают ладошку к ушку правому и

Тихий, тихий звук, левому.

Посмотрел по сторонам Смотрят по сторонам.

И в норку прыгнул вдруг!

- Молодцы, ребята, молодцы, родители! Хорошо танцуете! Зайке нравится с вами веселиться!

9. Свободная деятельность детей, наблюдение специалистов за деятельностью детей вместе с родителями, консультирование родителей (все специалисты).

10. Продуктивная деятельность: аппликация «Мишкамедведь» (воспитатель).

Воспитатель. Ребята, зайка хочет познакомить вас еще с одним лесным жителем. Посмотрите, кто же это? Медведь, мишка-медведь! Сегодня мы с вами будем рисовать, но не красками, не карандашами, а волшебным пластилином!

На столе лежат подготовленные альбомные листы, сложенные вдвое. На первой странице вырезан силуэт медведя.

-Погреем пластилин в руках, чтобы он стал мягким! А родители вам помогут! Будем отщипывать маленькие кусочки и скатывать из них шарики. (Родители помогают своим малышам.) А теперь по контуру нашего мишки приклеим пластилин и пальчиками будем хорошенько его размазывать! Посмотрите, как у нас должно получиться!

Воспитатель показывает каждому малышу, как распределить пластилин по контуру и заполнить изображение. Когда оно всё заполняется, первая часть листа отрезается взрослым, получается изображение медведя.

- Какие чудесные медведи у нас получились! Нужно сделать им глаза, нос и рот! (Дети и родители совместно выполняют задание.) Вот какие молодцы наши дети! Вот какие замечательные у нас мамы (папы, бабушки, дедушки!

11. Завершение игрового дня (педагог-психолог).

Дружно хлопаем руками, Хлопают в ладоши.

Вместе топаем ногами. Топают ногами,

С мишкой мы сейчас играли, Родители и дети берутся

Заберем его с собой. за руки.

До свиданья всем сказали, Все машут рукой.

Отправляемся домой!

12. Консультирование родителей по запросу (все специалисты)

МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА

Задачи работы с детьми:

1. Формировать стремление действовать вместе со взрослыми и сверстниками в игровых ситуациях, ориентироваться на партнера при выполнении общих действий.

2. Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику; фонематические процессы; ориентировку в величине: большой - маленький.

3адачи работы с родителями:

1. Учить создавать у ребенка положительный настрой на общую деятельность, протекающую в специально организованной с обучающими целями ситуации.

2. Формировать умение устанавливать продуктивный контакт с ребенком в ситуации совместной игры.

3. Обучать приемам стимулирования сенсомоторного развития ребенка.

Материалы: ширма, игрушки (машинки, куклы, погремушки, мячи большие и маленькие, картон, цветная бумага, клей.

Ход занятия

1. Встреча детей и родителей, включение детей в самостоятельную игру с родителями. Консультирование родителей но запросу (все специалисты).

2. Игра, направленная на социальное развитие: «Приветствие» (педагог-психолог).

Педагог-психолог.

Здравствуй, солнце золотое! Руками изображают лучи

солнца.

Здравствуй, небо голубое! Руками изобраэюают плы-

вущие облака.

Здравствуй, вольный ветерок! Раскачивают руками вправо

и влево.

Здравствуй, маленький дружок! Мамы обнимают своих малышей.

- Взрослые и дети, улыбнемся друг другу.

Хорошо нам вместе тут,

И игрушки здесь живут.

3. Игра, направленная на физическое развитие: «Обойди препятствия» (воспитатель).

Игрушки спрятаны за ширмой (машинки, куклы, мячи, погремушки).

Воспитатель.

Возле двух лесных дорог, прямо на опушке,

Есть волшебный городок, где живут игрушки.

Дружно, весело живут, и танцуют, и поют,

Не скучают, не ревут.

Мы найдем игрушки тут (показывает в сторону ширмы).

Чтоб игрушки нам найти, надо кегли обойти.

Родители и дети идут по дороэюке, обходя кегли.

К ширме мы сейчас пришли.

Здесь игрушки все нашли.

-Посмотрите, сколько здесь игрушек. Выберите, какая из них вам нравится, и покажите вашим родителям (дети выбирают игрушку).

4. Сюжетная игра «Знакомство с игрушкой» (воспитатель).

Дети выбирают игрушки. Родители беседуют с детьми.

- Как с твоей игрушкой можно поиграть? (Машину можно катать, мяч катать и бросать, куколку - спать уложить, накормить.) Родители и дети играют. Воспитатель оказывает помощь в организации игры.

5. Игра-развлечение «Спрячь игрушку» (педагог-психолог).

Дети с помощью родителей выполняют действия по инструкции педагога-психолога: спрятать игрушку за спину, под стол, положить на колени и т. д.

6. Игра, направленная на профилактику речевых нарушений: «Угадай-ка» (учитель-логопед).

Учитель-логопед прячет игрушки за ширмой. Дети по их звучанию угадывают, какая это игрушка.

7. Игра, направленная на физическое развитие: «Веселый мяч» (воспитатель).

Воспитатель. А это к нам какая игрушка прикатилась? (Мяч.) У меня много мячей (высыпает из корзины большие и маленькие мячи). Поиграем с мячами.

Вот такой веселый мячик, Так и скачет, так и скачет.

Дети вместе с родителями играют в мяч: передают друг другу, прокатывают друг другу и в ворота.

Поощряется стремление детей играть друг с другом, объединяться в небольшие подгруппы.

8. Свободная деятельность детей; наблюдение специалистов за деятельностью детей вместе с родителями; консультирование родителей (все специалисты).

9. Продуктивная деятельность: аппликация «Большие и маленькие мячи» (воспитатель).

Воспитатель. Родители и дети, вам нужно договориться, кто будет наклеивать большие мячи, а кто маленькие, и выполнить задание.

Беседа по вопросам о величине мячей.

-Ты какие мячи наклеиваешь: большие или маленькие? А твоя мама какие мячи наклеивает? Покажи, где большие мячи, а где маленькие? А какие мячи наклеивает Аня? А Анина мама?

После выполнения заддния дети и родители размещают свои работы на двух столах: на одном большие мячи, а на другом - маленькие.

Воспитатель. Вот какие молодцы наши дети! Вот какие молодцы наши мамы (папы, бабушки! Все старались. Много мячей получилось.

10. Завершение игрового дня (педагог-психолог).

Педагог-психолог.

Дружно хлопаем руками, Хлопают в ладоши.

Вместе топаем ногами. Топают ногами.

Все с мячами здесь играли, Родители и дети берутся

Заберем мы их с собой. за руки.

До свиданья всем сказали, Все машут рукой.

Отправляемся домой.

Дети и родители забирают свои аппликации домой.

10. Консультирование родителей по запросу (все специалисты).

ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА

Задачи:

1. Вызывать интерес к сверстнику (партнеру по взаимодействию).

2. Формировать положительное отношение к совместной деятельности.

3. Совершенствовать двигательные навыки.

4. Развивать фонематические процессы.

5. Учить исследовать свойства предметов.

Материал: игрушки (зайка, белочка, медведь, погремушки, разрезные картинки с изображением зайки, белочки, медведя, ежика, цветные карандаши, картон, большое и маленькое ведерки с горохом, большие и маленькие шишки.

Ход занятия

1. Встреча детей и родителей, включение детей в самостоятельную игру с родителями. Консультирование родителей по запросу (все специалисты).

2. Игра, направленная на социальное развитие: «Раздувайся, пузырь!» (педагог-психолог).

Дети с родителями встают в круг.

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой!

Оставайся такой,

Да не лопайся!

Приветствие:

Здравствуй, солнце золотое! Руки разводим в стороны,

как лучи солнышка.

Здравствуй, небо голубое! Поднимаем ручки вверх,

прямые и красивые.

Здравствуй, вольный ветерок! Раскачиваем ручками

из стороны в сторону.

Здравствуй, маленький дружок! Родители обнимают детей.

3. Адаптационная игра «Зайки» (педагог-психолог).

Педагог-психолог предлагает отгадать, кто спешит в гости:

Белый и пушистый, В лесу живет, Скачет прыг-скок. Кто это? Педагог-психолог показывает детям игрушечного зайку: «Правильно, малыши! Это зайка к нам в гости пришел! Поиграем с заинькой. Приглашайте ваших родителей поиграть вместе с нами» (дети выполняют движения в соответствии со словами стихотворения по инструкции взрослого).

По лесной лужайке Прыгают, ручки перед собой.

Разбежались зайки,

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

Сели зайчики в кружок, Присаживаются на корточки,

Роют лапкой корешок, хлопают по полу ручками.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

4. Игра, направленная на развитие движений: «По дорожке мы пойдем» (воспитатель).

Воспитатель приглашает детей и родителей пойти на зимнюю прогулку:

Дети идут по дорожкам, через препятствия, выполняют движения в соответствии со словами по показу воспитателя.

Раз, два, три, четыре, пять,

Отправляемся гулять,

По извилистым дорожкам

Мы пройдем совсем немножко.

Влево-вправо посмотрели

И на корточки присели.

Встали, дружно потянулись

И как кошечки прогнулись.

А теперь прыжки на месте,

И похлопаем все вместе.

5. Игра, направленная на развитие речи: «Вьюга» (учитель-логопед).

Учитель-логопед.

Мы пришли на лесную опушку. Идут по кругу.

А тут вьюга воет («у-у-у», Останавливаются, повто-

ряют звуки.

Замела дорожки пороша («с-с-с», Качают руками из стороны

в сторону.

Завьюжила вьюга («в-в-в», Делают круговые движения

руками.

Закружила метель («у-у-у»). Кружатся вокруг себя.

Учитель-логопед. Ручки у наших детей замерзли, надо их согреть!

Пальчиковая игра.

Руки в кулаки сожмем

И немножко подождем.

На ладошечки подуем,

Все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмем,

Сильно на него нажмем.

6. Игра, направленная на сенсорное развитие: «Угощение для белочки» (воспитатель).

Воспитатель.

Посмотрите и скажите, кто это там скачет с ветки на ветку?

В дупле на старом дубе

Живу в густом лесу.

Хожу в пушистой шубе,

Орешки я грызу.

Правильно, это белочка! (Показывает игрушку.)

Воспитатель ставит перед детьми два ведерка с горохом: большое и маленькое. Предлагает детям найти в ведерках большие и маленькие шишки. Дети приносят шишки родителям и называют: большая, маленькая.

Воспитатель предлагает попробовать спрятать в ладошку большую и маленькую шишку, сравнить, получилось или нет. Он побуждает детей называть: маленькая - прячется, большая -не прячется. Затем дети угощают шишками белочку.

7. Игра, направленная на музыкальное развитие: «Погремушки» (воспитатель).

Воспитатель предлагает поиграть с белочкой, раздает детям и родителям белочкины погремушки. Они выполняют движения по инструкции воспитателя.

Спрячем погремушки за спинкой. Отвести руки назад.

А теперь на головку. Положить руки на голову.

Покажите ваши погремушки! Вытянуть руки вперед.

Переложите их в правую руку. Под веселую музыку греметь погремушками.

8. Игра, направленная на физическое развитие: «У медведя» (воспитатель).

Воспитатель.

Мы так весело играли, что проснулся лесной народ. Посмотрите, кого мы разбудили?

Он зимой в берлоге спит,

Потихонечку храпит,

А проснется - ну реветь!

Как зовут его?

- Правильно, медведь!

Показывает игрушечного медведя. Игра с мишками (речедвигательная игра).

9. Игра, направленная на интеллектуальное развитие

(педагог-психолог).

Педагог-психолог. Белочка решила подарить вам портреты своих лесных друзей. Да вот беда, они испортились. Давайте исправим.

Детям предлагают разрезные картинки - «портреты» зайки, ежика, мишки.

Вместе с родителями малыши собирают черно-белые «портреты» животных, приклеивают на картон, а потом их раскрашивают.

Педагог-психолог раскладывает на столе детские работы, рассказывает стихотворение, предлагая по тексту показать соответствующих животных.

Зайка скачет по кусточкам,

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам,

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый,

У него большие лапы.

Без тропинок, без дорожек

Катится колючий ежик.

Педагог-психолог. Пора нам возвращаться домой с зимней полянки. Берите за руки своих родителей. Идем все вместе.

Зашагали ножки - топ, топ, топ,

Прямо по дорожке - топ, топ, топ,

Ну-ка веселее - топ, топ, топ,

Вот как мы умеем - топ, топ, топ.

10. Свободная деятельность детей; наблюдение специалистов за деятельностью детей вместе с родителями; консультирование родителей по запросу (все специалисты).

11. Завершение игрового дня (педагог-психолог).

Педагог-психолог.

Дружно хлопаем руками. Хлопают в ладоши.

Вместе топаем ногами. Топают ногами.

На полянке побывали. Разводят руками.

Наши ручки согревали. Потирают ладошкой

о ладошку.

Белочку мы угощали, Улыбаются.

До свиданья всем сказали. Машут рукой.

Покивали головой. Кивают головой.

Отправляемся домой.

12. Консультирование родителей по запросу (все специалисты)

СОБЕРЕМ БУКЕТ ДЛЯ МАМЫ

Задачи:

1. Формировать интерес к сверстнику (партнеру по игре, совместным действиям со взрослым и другими детьми; правильное речевое дыхание, развивать фонематический слух, мелкую моторику кистей и пальцев рук.

2. Развивать чувство ритма, умение двигаться под музыку в соответствии с ее темпом, характером.

3. Учить выделять свойства предметов, формировать сенсорные эталоны (цвет); принимать роль, выдерживать роль в игре.

Материал: мелкие игрушки, мягкая игрушка, музыкальные инструменты (погремушки, бубны, барабаны, маракасы, цветы и бабочки из бумаги, яркие сачки, пластилин, картон с изображенным контуром вазы, горох, фасоль, цветные макароны.

Ход занятия

1. Встреча детей и родителей, включение детей в самостоятельную игру с родителями. Консультирование родителей по запросу (все специалисты).

2. Адаптационная игра «Угадай, в какой руке» (педагог-психолог).

Педагог-психолог показывает детям игрушку и прячет ее за спиной. Затем предлагает малышам вместе или по очереди угадать, в какой руке спрятан предмет. Затем предлагает детям прятать и находить игрушку, играя с родителями.

3. Игра, направленная на социальное развитие: «Цветочки» (педагог-психолог).

Педагог-психолог. Поиграем в интересную игру. Этот ковер будет нашей лужайкой (показывает, а вы - цветочками, растущими на лужайке.

Дети садятся на ковер не слишком близко друг к другу. Педагог-психолог медленно ходит вокруг детей, останавливаясь около каэюдого ребенка, разглядывая, поглаэюивая «цветы» («Вот какие красивые малыши-цветочки!», и поет на любой мотив:

Растут цветочки разные

В моем большом саду.

И желтые, и красные,

Я их сейчас сорву!

Затем педагог-психолог подходит к кому-нибудь из детей, берет его за руку и ведет к следующему малышу. При этом он комментирует свои действия: «Вот я сорвала цветочек, теперь пойдем к Лизоньке, возьмем ее за ручку». Дети берут друг друга за руки.

Игра продолэюается до тех пор, пока все «цветочки» не будут «сорваны».

Педагог-психолог (поет).

Потом в букетик маленький Их вместе соберу!

Педагог-психолог ведет цепочку детей к родителям. Родители обнимают детей так, чтобы они собрались вместе, плотно прижавшись друг к другу.

Педагог-психолог (допевает).

И для любимой мамочки Веночек я сплету!

Дети образуют ровный круг и идут, держась за руки. Педагог-психолог хвалит малышей: «Вот какой красивый веночек из цветочков у нас получился!» Затем проводит ритуал приветствия:

Здравствуй, солнце золотое! Руками изображают лучи

солнца.

Здравствуй, небо голубое! Руками изображают плывущие облака. Здравствуй, вольный ветерок! Раскачивают руками вправо и влево. Здравствуй, маленький дружок! Мамы обнимают своих малышей.

4. Игра, направленная на физическое развитие: «Паровозик» (воспитатель).

Воспитатель. Сегодня мы отправимся на лужайку. Там найдем много чудесных цветов! Отправляемся в путешествие!

Дети и родители встают друг за другом, образуя вагончики, и выполняют действия по показу и инструкции воспитателя.

Дети и взрослые, сели в вагончики, паровозик отправляется! (Ходьба по кругу с высоким подниманием коленей.) Паровозик остановился, родители и дети выглядывают из своих окошек.

(Наклоны вправо-влево.) Паровозик отправляется дальше, осторожно набирает свой ход (ходьба на носочках). По пути паровозику приходится преодолевать препятствия (ходьба змейкой, ходьба по сенсорным дорожкам). Вот мы и прибыли на веселую лужайку!

5. Игра, направленная на музыкальное развитие: «Оркестр» (воспитатель).

Воспитатель раздает детям и родителям погремушки и музыкальные инструменты (маракас, барабан, бубен). Под музыкальное сопровоэюдение дети и родители выполняют движения по инструкции воспитателя, сидя в кругу:

• позвенеть перед собой;

• поднять над головой;

• спрятать за спинку;

• переложить погремушку/музыкальный инструмент из одной руки в другую;

• спрятать в ладошках;

• звенеть погремушкой/музыкальным инструментом, шагая по кругу, высоко поднимая колени;

• бегать по кругу с погремушкой/музыкальным инструментом.

6. Игра, направленная на профилактику речевых нарушений: «Ромашка» (учитель-логопед).

Учитель-логопед. На полянке выросли цветы. Как же их зовут? Сейчас узнаем!

Дети и родители выполняют упражнение, сидя в кругу на полу.

Мы красивые цветочки, Сжимают и разжимают

пальчики.

Нас так любят мотылечки. Загибают поочередно пальчики.

Любят бабочки, букашки. Сжимают и разжимают пальчики.

Детки нас зовут «ромашки». Выполняют вращательные движенш кистями «фонарики».

Дыхательная гимнастика.

Учитель-логопед предлагает собрать букет ромашек. Родители наклоняются, «собирают» цветы. Выпрямляясь, выполняют глубокий вдох, «вдыхают» цветочный аромат.

7. Игра, направленная на сенсорное развитие: «Подбери по цвету» (воспитатель).

Воспитатель раздает детям бабочек разного цвета, на по-лураскладывает бумажные цветы такого же цвета:

-Посмотрите, какие бабочки появились на нашей лужайке: такие красивые - и желтые, и красные, и синие. Посадите свою бабочку на цветочек такого же цвета.

Дети с помощью родителей подбирают цветы в соответствии с цветом их бабочки. Родители просят ребенка назвать цвет.

Воспитатель. Вот какая разноцветная у нас получилась лужайка!

8. Игра, направленная на физическое развитие: «Бабочки» (воспитатель).

Воспитатель. Теперь наши дети сами превратятся в мотыльков! (Воспитатель поет, дети изображают мотыльков.)

На зеленом на лужку Дети бегают по залу, машут

Бабочки летают крылышками.

И с цветочка на цветок

Весело порхают.

Мамы (папы, бабушки) Родители держат в руках са-

Вышли на лужок, чок, ловят им мотыльков.

А у них в руках сачок.

Бабочки, берегитесь,

Сачка сторонитесь.

9. Продуктивная деятельность: лепка «Делаем вазу»

(воспитатель).

-Сегодня мы будем создавать красивую вазу. Поставим в нее цветы, и они будут всех радовать!

На листах картона изображен контур вазы. Дети с помощью родителей «раскрашивают» вазу пластилином (размазывают его, заполняя контур). После этого, используя горох, фасоль, раскрашенные макаронные изделия, украшают вазу.

10. Свободная деятельность детей. Консультирование родителей по запросу.

11. Завершение игрового дня (педагог-психолог).

Педагог-психолог.

Дружно хлопаем руками, Хлопают в ладоши.

Вместе топаем ногами, Топают ногами.

С бабочками мы играли Машут ручками.

И цветочки собирали. Наклоняются и выпрямляются.

Вазочку мы украшали, Улыбаются.

До свиданья всем сказали. Машут рукой.

Покивали головой. Кивают головой.

Отправляемся домой.

12. Консультирование родителей по запросу (все специалисты).

МОЙ ВЕСЕЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ

Задачи по работе с детьми.

1. Вызывать интерес к действиям взрослого по обследованию свойств материала.

2. Учить передвигаться по ограниченному пространству, катать мяч, бегать за мячиком, перешагивать через препятствия.

3. Активизировать словарь по теме «Игрушки».

Задачи по работе с родителями:

1. Научить стимулировать и поддерживать у ребенка интерес к действиям взрослого и сверстника, желание подражать взрослому и сверстнику и обмениваться действиями в игровых ситуациях.

2. Учить вызывать и поддерживать интерес у детей к свойствам и признакам предметов, материалов, веществ.

3. Учить приемам обыгрывания образных игрушек.

Материал: мячи разной величины, кукла, ворота, пластилин.

Ход занятия

1. Встреча детей и родителей включение детей в самостоятельную игру с родителями. Консультирование родителей по запросу (все специалисты).

2. Адаптационная игра «Катаем мяч» (педагог-психолог).

Дети и взрослые садятся на ковер в круг, называя имя по-следующего участника в родительном падеже.

3. Игра, направленная на социальное развитие: «Приветствие» (педагог-психолог).

Здравствуй, солнце золотое! Руки разводим в стороны,

как лучи солнышка.

Здравствуй, небо голубое! Поднимаем руки вверх, пря-

мые и красивые.

ТРИ ГОДА: ТРУДНЫЙ ВОЗРАСТ? (Основныехарактеристики кризиса трех лет)

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослымц. Л. С. Выготский, вслед за Э. Ке-лер, описывает следующие характеристики кризиса трех лет.

Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым, и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство - это не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ре-бенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. Во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте.

• В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он, например, будет есть, а что не будет, мама может уйти из дома или нет и т. д.

• Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения, отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т. п.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка меняется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребенка.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

Адаптационные игры

ХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ!

Автор, литература: Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М: Теревинф, 2010.

Возраст ребенка: 1,5-3 года.

Цели игры: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Задачи обучения родителей: учить взаимодействию с ребенком в игровой форме, эмоционально, доброжелательно.

Содержание игры.

Педагог хлопает в ладоши со словами:

- Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

- Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе спим:

- Давай похлопаем в ладоши вместе.

Примечание. Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

КУ-КУ!

Автор, литература: Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М: Теревинф, 2010.

Возраст ребёнка: 1,5-3 года.

Цели игры: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Задачи обучения родителей: учить взрослого помогать детям координировать свои действия, выступать в качестве доброжелательных участников игр.

Оборудование: кукла Петрушка (в ступке).

Содержание игры.

Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).

- Ой! Кто это там прячется? Кто там?

Затем Петрушка показывается со словами:

- Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!

Примечание. Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз. Игрушку можно использовать на протяжении всего занятия как стимулирующий фактор.

Содержание игры.

Педагог показывает ребенку игрушечного котенка и предлагает погладить его.

- Смотри, какой к нам пришел котенок - маленький, пушистый. Давай погладим его - вот так.

Действие сопровождается стихотворением:

-Киса, кисонька, кисуля!

-Позвала котёнка Юля.

-Не спеши домой, постой!

-И погладила рукой.

Примечание. Можно продолжить игру с котенком: напоить его молочком, показать, как котенок умеет прыгать, махать хвостиком.

ШАРИК

Автор, литература: Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М.: Теревинф, 2010.

Возраст ребенка: 1,5-3 года.

Цели игры: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Задачи обучения родителей: учить родителей выступать в качестве доброжелательных участников игр.

Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).

Содержание игры.

Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.

-Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я буду шарик прятать, а ты угадывай, в какой он руке.

После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После этого переворачивает руку и раскрывает ладонь.

-В какой руке шарик - угадай! Правильно угадал - вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!

Примечание. Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.

СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК

Автор, литература: Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М.: Теревинф, 2010.

Возраст ребенка: 1,5-3 года.

Цели игры: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Задачи обучения родителй: учить родителей выступать в качестве доброжелательных участников игр.

Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).

Содержание игры.

Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом с помощью комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, потолку, со стены на диван и т. д.

- Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает прыг-скок!

Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, увлекая ребенка игрой: поймать солнечного зайчика.

-Потрогай зайчика - вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает - поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает! А теперь он на потолке - не достать!

Примечание. Если ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями - дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика». Во время игры не забывайте комментировать все действия.

ПЛАТОЧЕК

Автор, литература: Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М.: Теревинф, 2010.

Возраст ребенка: 1,5-3 года.

Цели игры: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Задачи обучения родителей: учить взрослого помогать детям координировать свои действия, выступать в качестве доброжелательных участников игр.

Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы ткань не электризовалась).

Содержание игры.

Перед началом игры подготовьте платок: приятный на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг, и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру, располоэюившисъ на диване или с

Публикации по теме:

«Веселые поварята»«Веселые поварята» Как все-таки прекрасен ранний возраст! Смотришь на ребенка и вместе с ним радуешься его новым открытиям. Нам – воспитателям больше всех.

ФИЗО характеристика программ Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М. А. Васильевой) Программа составлена по возрастным группам: ранний возраст.

Библиотека изображений:
  • Животные
Автор публикации:
Программа организации игрового взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста 2–3 лет «Шагаем навстречу»
Опубликовано: 22 марта 2013 в 16:55
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Презентация проекта «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!»,...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...