Программа индивидуального педагогического развития

Елизавета Сердитых
Программа индивидуального педагогического развития

Тема:Развитие ценностного отношения к природному миру Кубани через поисково-экспериментальную деятельность.

Актуализация

«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В. Сухомлинский

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы и бабочки, порхающие над ними, жуки, птицы, звери, а также падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.

Бесконечный и разнообразный мир природы пробуждает в детях живой интерес к окружающему, любознательность, желание открыть для себя этот загадочный мир.

Истоком человеческой культуры всегда было то, что человек находился в гармонии с природой, учился у неё пониманию свойственных ею явлений и законов, созвучий и ритмов, и в преобразованном виде воплощал их в материальные и духовные ценности.

Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке, - эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели М. Пришвин, В. Бианки, К. Паустовский.

Экологическое образование и воспитание дошкольников становиться в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень

Образование сегодня должно, заботится о создании и сохранении пространства детства, как экологически здорового пространства, где взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют в настоящем и будущем.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Поэтому больше внимания должно уделяться наблюдениям и экспериментам с объектами живой и неживой природы.

Отличительная особенность данной программы заключается в отражении регионального аспекта природы и культуры Краснодарского края, на основе ценностного подхода к пониманию природы, человека. Ценностно-ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие самоценности природы, человека, культуры через интеграцию видов детской деятельности, средств познания, дающих возможность ребёнку раскрыть «тайны» природы и самостоятельно, творчески демонстрировать своё отношение к ней. Ещё отличительной особенностью данной программы является наличие в ней проекта «Экологическая тропа». Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов, дети расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

«Люди, научившиеся наблюдением и опытом,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном, и

нравственном уровне, в сравнении с теми,

кто такой школы не прошёл».

К. Е. Тимирязев

Дети очень любят экспериментировать, и это соответствует их возрастным особенностям. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. По мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе всё новые, более сложные цели.

В период дошкольного детства закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, и поэтому работа по экологическому воспитанию детей обладает большими возможностями и перспективой.

Общение детей с природой, знакомство с природными явлениями, с многообразием растительного и животного мира Кубани – серьёзная база для развития познавательных возможностей детей в области экологии и воспитания гуманного отношения к природе.

Цель:

• Обогащать и систематизировать экологические знания у детей старшего возраста на объектах ближайшего природного окружения.

Задачи:

• Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и климатических особенностях Кубани.

• Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).

Развивать интерес к миру природы, желание познавать его путём поисково-экспериментальной деятельности.

• Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, путём систематического, целенаправленного отношения с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.

Участники программы: дети подготовительной группы.

Сроки работы: с сентября 2012г. по май 2013уч. года

Учебно-тематический план

№ Интеграция,

технологии, вид деятельности Тема, материал Задачи: Итог

1. ОО «Познание»

ОО «Коммуникация» -

коммуникативное общение, НОД «Экологическая тропа»

Материал: письма от сказочного героя *Учить различать знакомые деревья по листьям, плодам, коре.

* Расширять и уточнять знания детей о приспособленности растений к неблагоприятным условиям внешней среды – осени: часто идут дожди, день становиться короче, листья желтеют и опадают.

*Формировать чувство ответственности в отношении ко всему живому.

*Обогащать и активизировать словарь.

Конспект НОД

2. ОО «Познание», ОО «Художественная литература» -

коммуникативное общение - серия наблюдений за птицами, «Перелётные и зимующие птицы Кубани»

Материал: кормушка *Расширять представление о зимующих и перелётных птицах: их повадки, пищевые пристрастия, образ жизни.

*Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, на основе закономерностей в природных явлениях (смена времён года).

*Развивать логическое мышление, умение наблюдать за живым объектом.

*Воспитывать бережное отношение к пернатым. альбом «Птицы»

3. ОО «Познание»

ОО

«Коммуникация»

- проблемная ситуация – технология имитационного моделирования. «Кто сажает лес?»

Материал: семена растений, карточки деревьев *Дать представление о приспособленности растений к распространению (колючки, липучки, яркие плоды, твердая скорлупа, форма в виде вертушки).

*Познакомить с понятием «этажи леса».

*Развивать умение устанавливать опытным путём способы распространения семян.

*Воспитывать бережное отношение к природе родного края. Опыт «Как распростра -няются семена растений

4. ОО «Познание»

ОО «Коммуникация», ОО «Социализация» - ситуативная беседа – технология сотрудничества. «Какие растения растут в нашем лесу?» *Закрепить представление о растениях ближайшего окружения.

*Развивать умение узнавать и называть растение по плодам, форме листьев, стволу.

*Воспитывать желание знакомиться с информацией о растительном мире Кубани. Д/игра «Что, где растёт?»

5. ОО «Познание»

ОО «Художественное творчество» - серия наблюдений,– технология сотрудничества. «Какие насекомые живут на Кубани?» *Познакомить детей с представителями животного мира – насекомыми, живущими на Кубани.

*Показать, как насекомые приспособились защищаться от врагов.

*Развивать умение доказывать какую пользу и вред они приносят.

*Развивать умение передавать свои впечатления в рисунке, отражая индивидуальные особенности насекомых. Выставка рисунков

6. ОО «Познание» «Лекарственные растения Кубани» *Продолжать знакомить детей с разнообразием растительного мира Кубани, обобщать и систематизировать уже полученные знания о растениях.

*Дать понятие о «целебных» растениях и их характеристиках.

*закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.

*Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений, уточнить правила сбора и переработки.

*Воспитывать бережное отношение к растениям. Посадка растений в фитоуголке

7. ОО «Коммуникация», ОО «Познание» - беседа-размышление - технология коммуникативного общения «Как помочь сохранить природу родного края?» *Развивать умение рассуждать на тему охраны природы, приводить свои доводы и отстаивать свою точку зрения.

*Формировать чувство ответственности в отношении всего живого.

*Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Выдвижение гипотез

8. ОО «Художественное творчество»

ОО «Познание», ОО «Социализация» – технология сотрудничества «Мой край» *Закреплять умение рисовать сюжетный рисунок, передавая перспективу, соотношение предметов по величине.

*Закреплять умение рисовать природные объекты (растения и животных, используя различные техники (тычок, рисование концом кисти, различные виды штриховки) и материалы (акварель, гуашь, цветные карандаши, передавать форму и пропорции объектов.

*Воспитывать эстетический вкус, умение видеть прекрасное, любовь к природе родного края. Выставка работ совместного творчества родителей и детей

9. ОО «Познание», ОО «Коммуникация», ОО «Социализация» -

коммуникативное общение «Знаешь ли ты край, в котором живёшь?» *Закрепить представления детей о растительном и животном мире Кубани.

*Развивать логическое мышление, умение отвечать на проблемные вопросы.

*Воспитывать любовь к родному краю, желание узнавать о нём, беречь растительный и животный мир. Викторина

Я представляла свою программу на педагогическом форуме "Инновационная деятельность - условие развития системы образования",который проходил в нашем городе 15 марта. А также к форуму выпустила брошюру со своей программой и работой в муниципальной инновационной площадке.

Программа индивидуального педагогического развития
Публикации по теме:

Мультимедийная презентация «Творческий отчет по теме «Экологическое воспитание младших школьников» Природа –это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. В,А,Сухомлинский.

Развивающие игры по изобразительной деятельностиРазвивающие игры по изобразительной деятельности «ЦВЕТНОЙ ДОЖДИК» ЦЕЛЬ: Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при проведении НОД по.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Этикет
  • Этикет
Автор публикации:
Программа индивидуального педагогического развития
Опубликовано: 16 марта 2013 в 12:23
+28
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....