Папки-передвижки

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Какого цвета твоя боль»

Олеся Витовская
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Какого цвета твоя боль»

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий:

«Какого цвета твоя боль» (работы с последствиями травмирующей ситуации (детским горем)

Программа составлена на основе программы «Какого цвета твоя боль», авторы У. Стил, П. Дж. Кордас

Пояснительная записка.

Публикация «Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий „Какого цвета твоя боль“» размещена в разделах

Травма (психоэмоцианальная травма) – это внезапное, неожиданное, трагическое событие, приносящее потрясение, эмоциональный шок и спутанность сознания. Иногда сюда входят телесные повреждения, такие, как физическое и сексуальное насилие или насилие дома. Также под словом травма понимаются шокирующие, неконтролируемые события, которые психологически влияют на жертву, и последствия которых проявляются в виде чувства беспомощности, уязвимости, опасности, потери контроля над ситуацией.

Травмирующие события подрывают основы понимания безопасности и уничтожают представления о доверии. Травмирующие события могут провоцировать реакции, которые могут показаться странными и анормальными. Несмотря на то, что такие реакции настораживают, они являются совершенно нормальными и приемлемыми.

Реакций травмы, обычно встречающиеся у детей дошкольного возраста.

• трудности в завершении начатого дела

• трудности с концентраций внимания

• невнимательность, рассеянность

• мечтательность

• импульсивность

• непослушание

• невыполнение заданий

• боязнь или нежелание спать одному

• регрессия в поведении (мочиться в постель, сосет палец)

• ребенок кажется грустным, замкнутым

• пугается и вздрагивает без всякой на то причины, нервничает

• кажется обеспокоенным

• повсюду ходит за взрослыми / не хочет оставаться один, капризничает,

• регрессирует, может снова начать мочиться в постель, грызть ногти, может начать заикаться

• уходит в себя, не хочет проводить время с друзьями

• могут возникать головные боли, проблемы с желудком, утомление и другие недомогания, ранее не возникавшие

• часто попадает в несчастные случаи, идет на риск, чего до этого не делал, намеренно попадает в опасные ситуации, проигрывает в сознании какое-либо событие в лице жертвы или героя

• возникают проблемы в школе, например, ухудшение успеваемости, плохая концентрация внимания

• пессимистично смотрит в будущее, теряет надежду, способность преодолевать внезапно возникшие трудности, теряет желание жить, играть, наслаждаться жизнью

Одним из важных факторов в работе с травмированными детьми дошкольного возраста является понимание того, как они реагируют на травматические ситуации. Дети разного возраста будут реагировать по-разному на травмирующее происшествие. Дети 3-6-ти лет склонны воспринимают реальность по-своему, не так как взрослые: используют магическое мышление и фантазию больше, чем дети старшего возраста. Они скорей всего будут искать причину случившегося в себе. Малолетние дети могут считать, что их родители, дедушка или бабушка, брат или сестра умерли, или серьёзно пострадали, потому что они когда-то «пожелали», чтоб им было плохо. Ребёнок чувствует себя виновным, потому что его «желание исполнилось». Кроме того, когда умирает член семьи, ребёнок дошкольного возраста воспринимает смерть как временное явление, имеющее обратный ход. Данные убеждения подкрепляются с помощью мультяшных героев, которые «умирают» и снова «оживают». Родителям, подверженным стрессу, легко не заметить или не распознать страхи ребенка, возникшие вследствие травмирующего события.

Ребенок начинает со стадии равновесия и ведет себя вполне нормально. В момент получения травмы ребенок чувствует тревогу, страх и угрозу своей жизни, усиливается чувство неподвижности и напряжения, до тех пор, пока оно не становится нестерпимым (таким сильным, насколько может выдержать его сознание). Если в жизни ребёнка есть близкий человек, с которым он может поделиться, к примеру, родитель, учитель, психолог или священник, тогда травма станет частью его сознания, что поможет ребёнку восстановиться.

В случае, когда ребёнку оказана неправильная помощь, ему приходиться справляться с травмой самому и все переживания, и воспоминания о травматическом событии откладываются в его подсознании. На этой стадии напряжение ослабевает и наступает обычное состояние равновесия. Травма настолько глубоко сидит в подсознании, что только специалист может её выявить. Однако травмирующие события будут влиять на будущие события в жизни ребёнка. Примером того может служить ситуация, когда ребёнок без причины начинает плакать, злиться, испытывать страх, не может говорить об этом и не знает причины своего поведения. Ребёнок не может ничего рассказать. Вот тот случай, когда необходима специальная помощь. Занятия по программе «Какого цвета твоя боль помогут дать ребёнку чувство безопасности в процессе работы над последствиями травмирующего события.

Цель программы: помочь детям справится со своими страхами, связанными с перенесенной травмой.

Задачи:

1. Помочь ребенку понять, что он не одинок в своем страхе и горе;

2. Дать ему возможность выразить свой ужас, страх и грусть;

3. Помочь ребенку восстановить эмоциональную связь со взрослыми, которых

они зачастую воспринимают как предателей, которые не уберегли их от случившегося;

4. Помочь детям справиться со своими страхами и обрести чувство контроля над ними.

Сроки реализации программы: 20 занятий, 2 раза в неделю, продолжительность 20 минут (при необходимости занятия могут быть продолжены).

Диагностическая работа:

1. Наблюдение за ребенком в группе.

2. Методика «Паровозик» (на основе теста Люшера)

3. Рисуночный тест «Моя семья»

4. Тесты «Неоконченная сказка», «Сказка» (Л. Дюсс)

5. Методика «Сочини сказку» (с помощью бумажного комочка)

6. Рисуночный тест «Мой страшный сон»

Применяемые методы и техники:

• Сказкотерапия

• Игротерапия

• Изотерапия

• Песочная терапия

• Психологические упражнения

Планируемые результаты психологической работы:

1. Стабилизация (возвращение к прежнему уровню функционирования или

предотвращение дальнейшей дисфункции);

2. Оценка способности ребёнка приспосабливаться;

3. Распознавание реакций, присущих посттравматическому стрессу;

4. Возможность мысленного возврата к травме, в присутствии понимающего и

поддерживающего взрослого (профессионала, который осознаёт ценность предоставляемой возможности;

5. Возможность избавления от своих страхов;

6. Возможность восстановления «позитивной связи» с взрослым;

7. Нормализация текущих и будущих реакций;

8. Замена воспоминаний ребёнка, связанных с травмой, позитивными эмоциями;

9. Выявление дополнительных потребностей ребёнка и степень участия его

родителей для удовлетворения этих потребностей

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Занятие №1

«Это я»

1. Игра на знакомство

2. Рассказ «Смелый Барс» (презентация)

3. Рисунок «Что произошло с Барсом»

4. Упражнение «Хорошее-плохое» – заинтересовать ребёнка;

– научить ребёнка доверять;

– помочь ребёнку понять, что он не единственный, кто испытывает страх;

– дать ребёнку понять, что говорить о том, что произошло, это нормально;

– рассказать ребёнку, что есть взрослые, которые поддержат его, помогут и поймут его переживания.

Занятие №2

«Мы становимся свидетелями»

1. Рисунок «Веселое (смешное) лицо» (на бумажной тарелке)

2. Упражнение «Вот такой веселый я бываю»

3. Рисунки «Это я», «Вот, что со мной произошло»

4. Упражнение «Я радуюсь, когда» (записать на лепестках ромашки) – заинтересовать ребёнка;

– научить ребёнка доверять;

– помочь ребёнку понять, что он не единственный, кто испытывает страх;

– дать ребёнку понять, что говорить о том, что произошло, это нормально;

– рассказать ребёнку, что есть взрослые, которые поддержат его, помогут и поймут его переживания.

Занятие №3

«Что я чувствую»

1. Игра «Обезьянки (перед зеркалом показывать эмоции)

2. Раскрасить разные чувства.

3. Упражнение «Какого цвета твоя боль» (конверт «Боль»)

4. Упражнение «Какого размера моя боль»

5. Упражнение «Как можно уменьшить боль» – помочь ребёнку распознавать чувства грусти, страха, беспокойства, злости;

– научится выражать свои чувства, чтобы с ними было легче справиться;

– помочь ребёнку осознать, что эти чувства являются частью той боли, которую он испытывает в результате травмы;

– помочь ребёнку осознать, что он может заменить свою боль на надежду (переход от роли жертвы к роли выжившего)

Занятие №4

«Вот как я испуган»

1. Упражнение «Что такое надежда» (конверт «Надежда»)

2. Песочная терапия «Островок безопасности»

3. Упражнение: «Дела-помощники» (когда напуган, и хочется почувствовать себя в безопасности)

4. Игротерапия «Смелый Барс и Анна-помощница»

5. Изотерапия+сказкотерапия «Отпечатки пальцев» (придумать воображаемого помощника) – помочь ребёнку почувствовать себя в безопасности;

– узнать, что чувство страха естественно;

– показать ребёнку, что нужно делать, чтобы меньше ощущать страх;

– поощряйте стремление ребёнка в попытке помочь себе с помощью воображения;

– определить, кому из взрослых он может доверять.

Занятие №5

«Это мое беспокойство»

1. Упражнение «Мое беспокойство» (конверт «Беспокойство»)

2. Рисунок «Это портрет моего психолога»

3. Разучивание песенки «Если что-то беспокоит…»

4. Упражнение «Дела-помощники» (помогут уменьшить беспокойство) – понять/узнать, что такое беспокойство;

– выразить беспокойство в какой-нибудь форме и освободиться от плохих воспоминаний;

– помочь ребёнку стать смелым и повысить его самооценку;

– научить ребёнка радоваться жизни, даже когда его что-то беспокоит.

Занятие №6

«Вот как я злюсь»

1. Упражнение «Это мое злое лицо» (с зеркальцем)

2. Рисунок «Злое лицо» (на бумажной тарелке)

3. Упражнение «Я злюсь, когда…»

4. Рисунок «Причина моей злости»

5. Упражнение «Что я хочу сделать с причиной моей злости» (можно проиграть с куклами, игрушками)

6. Упражнение «Дела-помощники» (помогут уменьшить злость) – понять, что означает злость;

– понять, что это естественно злиться на человека или вещь, которые являются причиной случившегося;

– определить, что может сделать ребёнок, чтобы помочь самому себе, когда он злиться;

– познакомиться с различными способами выражения злости.

Занятие №7

«Это не моя вина» 1. Рисунок «Какая случилась беда» («Страшный случай»)

2. Песочная терапия «Счастливый конец» («Как могло бы быть по-другому»)

3. Коллаж «Особенный рисунок» (на память о потерянном человеке)

4. Рисунок «Здесь мне будет весело» – объяснить ребёнку, что он невиновен в том, что произошло;

– объяснить ребёнку, что смерть – это уход навсегда;

– объяснить ребёнку, что он может хотеть, чтобы человек вернулся;

– объяснить ребёнку, что он не плохой человек.

Занятие №8

«Мой страшный сон»

1. Рисунок «Мой плохой сон»

2. Арт-терапия «Рюкзак силы»

3. Рисунок «Мое умное лицо» (на бумажной тарелке)

4. Упражнение «Дела-помощники» (помогут победить страх) – научить ребёнка контролировать свой страх;

– помочь ребёнку поработать над трудными ситуациями;

– помочь ребёнку научиться выражать свой страх и тревогу безопасным путём.

Занятие №9

(совместно с родителем)

1. Рисунок «Совместная картина»

2. Обсуждение детских рисунков с предыдущих занятий.

3. Упражнение «Мы вместе» – помочь восстановить уровень доверия между ребёнком и

родителями, который они утратили вследствие травмы;

– помочь родителям увидеть своего ребёнка с другой стороны, так как он

воспринимает себя и свой мир сам с момента получения травмы;

– предложить родителям те ответы, которые наиболее помогли бы их ребёнку.

Занятие №10

«Вот какой я сейчас»

1. Рисунок «Вот такой я веселый»

2. Рисунок «Такой я сейчас»

3. Упражнение «Размер моей боли сейчас»

4. Конверт «Боль»

5. Рисунок «Моя рука выжившего»

6. Аппликация «Мой флаг выжившего» – научить ребёнка говорить о своих чувствах открыто;

– признать тот факт, что ребёнок является пережившим трагедию и выжившим;

– выявить способы, каким образом ребёнок может сам себе помочь;

– помочь ребёнку попрощаться;

– уделить большое внимание прогрессу ребёнка в программе.

Список литературы:

1. Н. А. Разнадежина, Методическое пособие «Формы и методы работы с детьми, пережившими горе», Сургут, 2013.

2. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. Сучкова Н. О. - С-П. 2008

3. У. Стил, П. Дж. Кордас «Какого цвета твоя боль» Руководство по постравматическому вмешательству для помощи травмированным дошкольникам, «Белорусский детский хоспис», Минск, 2009.

Публикации по теме:

Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста Милые игрушки 1-е занятиеЦикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста Милые игрушки 1-е занятие икл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста Милые игрушки 1-е занятие Материал: Игрушка би-ба-бо мишка,.

Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста «Милые игрушки». 3-е занятиеЦикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста «Милые игрушки». 3-е занятие Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста Милые игрушки 3-е занятие Материал: Материал: Мишка (кукла.

Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста «Милые игрушки». 4-е занятиеЦикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста «Милые игрушки». 4-е занятие Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста Милые игрушки 4-е занятие Материал: Материал: Мишка (кукла.

Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста «Милые игрушки». Занятие 2 Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста Милые игрушки 2-е занятие Материал: Мишка, зайка (куклы.

Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего возраста из серии «Что я вижу?», «Что я слышу?», «Что я чувствую?»Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего возраста из серии «Что я вижу?», «Что я слышу?», «Что я чувствую?» КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия «ЧТО Я ВИЖУ?» (старший возраст) Цель: коррекция и развитие психических процессов через разные.

Фотоотчёт «Какого цвета лето?»Фотоотчёт «Какого цвета лето?» Фотоотчёт «Какого цвета лето?» Вот и пришло долгожданное, самое теплое и благоприятное время года - лето! Лето- это особенное и удивительное.

Конспекты коррекционно-развивающих занятий Конспекты коррекционно-развивающих занятий. Педагог-психолог: Лозаренко А. Ф. 1. Коррекционно-развивающее занятие «Волшебное.

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся с ЗПР «Развитие внимания, памяти и мышления» Данная программа – это курс индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности.

Программа коррекционно-развивающих образовательных ситуаций для детей 2–4 лет Программа коррекционно-развивающих образовательных ситуаций для детей 2-4 лет Тематический план № Название образовательной ситуации Задачи.

Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии на развитие эмоционального интеллекта «Академия чувств и эмоций» Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Планета.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Какого цвета твоя боль»
Опубликовано: 23 ноября 2017 в 10:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД