Папки-передвижки

Программа «Использование инновационных технологий в обучении дошкольников правилам дорожного движения»

Галина Жирякова
Программа «Использование инновационных технологий в обучении дошкольников правилам дорожного движения»

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

Проблема защиты от опасности возникла одновременно с появлением человека на земле. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. На современном этапе развития человечества педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности», в частности вопрос ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения, как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения.

Публикация «Программа „Использование инновационных технологий в обучении дошкольников правилам дорожного движения“» размещена в разделах

«Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети».

Данная проблема отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности и дисциплиной участников дорожного движения. Так как у ребёнка не большой опыт передвижения по улице, не полностью сформировано чувство опасности, отсутствует страх, он плохо ориентируется в пространстве, дети дошкольного возраста нетерпеливы и подвижны, они больше других подвергаются опасности на дорогах.

Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. В детском саду ребёнок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге тем самым значительно расширит социальный опыт ребёнка, сформирует социальную позицию, усовершенствует умения и навыки, подготовит к самостоятельной жизни, увеличит возможность сохранить жизнь и здоровье.

Однако до сих пор остаётся актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека, личности способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости и сострадания. Это обуславливает те позитивные изменения, которые наметились в образовании и отражены в федеральных документах. Встаёт вопрос, как построить образовательный процесс по формированию основ культуры безопасности у дошкольников и уберечь детей на дорогах?

С целью выявления знаний у дошкольников по ознакомлению с правилами дорожного движения провела анализ форм и методов работы с детьми. Результаты анализа показали, что 41% информации дети получали на организованных занятиях, которые планируются эпизодически и 59% в ходе режимных моментов: прогулки, чтения художественной литературы, игровой деятельности. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 75% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей Правилам дорожного движения дома, а многие из родителей сами регулярно нарушают эти правила.

Сегодня, в век информационных технологий, социализации и индивидуализации образования дошкольников важно провести обновление содержания дошкольного образования и, ввести новые формы работы с дошкольниками (проектная деятельность, проблемные ситуации, творческие мастерские, ИКТ и т. д, выйти за рамки традиционных форм и методов работы с детьми, организовать просветительскую работу с родителями. Новизна.

Работая над программой, руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами :

-Закон РФ «Об образовании»

-Правила Дорожного Движения Российской Федерации

-Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах"

-ФГОС ДО к структуре ООП ДО

-Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ "Детский сад № 18".

В чем заключается суть моего опыта? Это поэтапное, постепенно усложняющаяся, с учетом возраста, систематизированная работа.

Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улице.

Средством достижения поставленных образовательных задач являются инновационные технологии работы с детьми :

-Игровые направленные на двигательную, игровую, коммуникативную, познавательно-художественную деятельность:

-Проектная деятельность направленная на познавательно-исследовательскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную деятельность, музыкально-художественную деятельность.

-Творческая мастерская направлена на познавательно-исследовательскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную деятельность (мелкая моторика).

-Проблемные ситуации направлены на познавательно-исследовательскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную деятельность.

-ИКТ направленные на познавательно-исследовательскую, продуктивную, коммуникативную, деятельность

-Здоровьесберегающие технологии, направленные на оздоровительную, двигательную, познавательно-исследовательскую деятельность

В качестве принципов организации воспитательно-образовательного процесса, считаю наиболее значимыми следующие:

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей

- принцип научной обоснованности и практической применимости

- принцип необходимости и достаточности

- принцип гуманизма – уважение личности ребенка, педагога, родителей, построение взаимных отношений на основе общечеловеческих цивилизованных норм и правил

- принцип природосообразности – образование в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями восприятия

- принцип наглядности традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию, основывается на особенностях восприятия детьми окружающего мира

- принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой, театрализованной и продуктивной деятельности

- принцип педагогики сотрудничества.

Содержание системы реализую:

- через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры

- на специально организованных занятиях по безопасности

- в процессе кружковой работе «Уроки Светофорика». Все занятия сохраняют форму занимательной, увлекательной игры, реализация интегрированного подхода делает обучение дошкольников более интересным, развивает потенциал самих дошкольников

- в совместной деятельности взрослого с детьми, проходящая в непринужденной, необязательной форме (в ходе режимных моментов, прогулок)

- в развивающей среде группы (уголок «Светофорика», изодеятельность, настольно- печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

Методы и приёмы, реализуемые в работе:

1. Взаимодействие со сказочным персонажем - подсказать, как себя вести, помочь справиться в трудной ситуации, найти ошибки в его поведении, научить.

2. Словесные приёмы рассказ взрослого из личного опыта, сказка познавательного содержания, вопросы, беседа, рассказ ребенка, рассказ взрослого.

3. Игровые приемы: занятие, игра, дидактические игры, игровые упражнения, игры соревнования, игры с правилами, элементы сюжетно-ролевых игр.

4. Наглядные приемы иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы.

5. Художественное слово: стихи, сказки, загадки, рассказы.

6. Использование театра – спектакли (кукольный, настольный, инсценировки в исполнении отдельных детей.

7. Использование музыкального репертуара.

8. Практические действия детей разбор проблемных ситуаций, творческая деятельность детей.

При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД опиралась на три аспекта взаимодействия ребё нка с транспортной системой:

- Ребёнок пешеход

Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети)

- Ребёнок пассажир

Здесь изучаем правила пользования маршрутным транспортом, знакомлю с обязанностями пассажиров, учу наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров.

- Ребёнок водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и т. д.).

Учитывая, возрастные особенности детей дошкольного возраста, уровень их подготовленности, сформулировала задачи по обучению детей с правилами дорожного движения.

Средняя группа.

1. Познакомить детей со значением дорожных знаков.

2. Выработать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах.

3. Формировать у детей умение различать красный, жёлтый, зелёный сигналы светофора.

4. Воспитывать в детях правильных пешеходов.

Старшая группа.

1. Знакомить с различными условиями на движение транспорта и пешеходов

2. Продолжать знакомить с разными видами транспорта, определять их сходство и различие некоторых видов

3. Формировать умение ориентироваться в пространстве

4. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

Подготовительная группа.

1. Знакомить с дорожными знаками : предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными.

2. Систематизировать знания о правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.

3. Формировать умение соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по проезжей части.

4. Совершенствовать культуру поведения на улице и в транспорте.

Педагогические технологии, используемые в работе по обучению старших дошкольников ПДД :

Одной из форм работы является игра — это наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, поэтому этот вид деятельности – основной. Игровой материал представлен дидактическими, настольно-печатными играми: «Назови, о чем я расскажу», «Слушай, запоминай», «Это я, это я, это все мои друзья», «Узнай знак по загадке», «Сложи светофор», «Сложи знак», «Разрезанные картинки», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожная азбука», «Опасные ситуации». С их помощью учила детей умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закреплять знания сигналов светофора, правила для пешеходов. Во время игровой деятельности дети составляли рассказы о дорожных ситуациях, разыгрывали инсценировки, составляли небольшие рассказы о дорожной ситуации. Для этого использовала иллюстрированный материал: книги, плакаты с изображениями разных дорожных ситуаций. Предлагала детям дидактический материал (задание по штриховке, обводке, дорисовки предметов).

Интересной и эффективной формой работы стала организация игр соревнований: «Путешествие в страну правил дорожного движения», «Знатоки дорожных правил». В подвижных играх не только обогащала жизненный опыт детей, но и совершенствовала двигательные навыки и умения, ловкость, быстроту, координацию движений.

В совместной и самостоятельной игровой деятельности дети активно используют макеты : «Улицы города», «Заправочная станция», «Парковка».

В группе созданы условия для сюжетно – ролевых игр: «Автомастерская», «Водители и пешеходы», «Заправочная станция».

Широко использую в практике работы с дошкольниками викторины, где ребёнку предоставляется возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку в решении игровых задач на знание Правил дорожного движения, а так же получить социальный опыт взаимодействия со сверстниками. В процессе конкурсов дети состязаются в выполнении каверзных заданий, проблемных ситуациях: «Подскажи верное

решение», «Найди ошибку». Конкурсы провожу между детьми одной группы.

В процессе совместной деятельности предлагала детям педагогические ситуации. Источником для разработки ситуаций послужили факты из окружающей жизни, художественная литература, рассказы людей, просмотренный видеофильм, иллюстративный материал. Моделировала ситуации негативного поведения детей в транспорте, предлагала найти правильное решение и проиграть вновь ситуацию.

Применение информационных компьютерных технологий при ознакомлении с Правилами дорожного движения позволило мне сделать каждое занятие из серии «Школа Светофорика» нетрадиционным, насыщенным, предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения.

Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям.

Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.

В роли «Светофорика» выступаю сама, что даёт возможность лично общаться с детьми, ненавязчиво направлять их обсуждения в нужное русло. На наших встречах, с использованием информационных технологий, в подавляющем большинстве случаев дети не оценивают свою деятельность как занятие, стимулом для работы становится не доминирующая роль воспитателя, а собственное желание детей поучиться в «Школе Светофорика». Занятия интегрированные, предполагают участие всех детей, длительность 30 минут, что соответствует нормам СанПиН.

Реализация проектной деятельности помогает «открывать» элементарные основы безопасного поведения на дорогах. В условиях проекта «Эти разные машины» дошкольники научились различать виды транспорта, выделять специальный транспорт его назначение, а также закрепили правила поведения в пассажирском транспорте. Проект предполагал организацию следующих видов деятельности и форм работы: беседы по теме, «Какие бывают машины», чтение художественной литературы, дидактические игры «Назови части машины», «Какой предмет лишний», создание мини-музея «Автосалон», изготовление машин из бросового материла и использование их в самостоятельной игровой деятельности. В ходе развлечения «Внимание, дорога, дети вспомнили виды деятельности, которые предшествовали развлечению. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание это происходит через практическую творческую деятельность ребёнка. Деятельность детей в творческой мастерской направляю на развитие творческих способностей в рисовании, аппликации, художественном конструировании. В творческих работах дети отражали знания и представления о ПДД, делились опытом с окружающими, тем самым пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД. Занятия в творческой мастерской планировала в рамках кружковой работы «Уроки Светофорика». Дети создавали творческие композиции, выставки, макеты по теме «Вот эта улица», «Автопарк», «Улицы нашего города», «Дорожные знаки», «Транспорт на улицах нашего города». В процессе практической деятельности дети общались, делились впечатлениями, учились работать в коллективе.

Неотъемлемой частью образовательной работы являются целевые прогулки. Прогулки провожу по дорогам города в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, его разнообразие, знакомлю детей с работой светофора, назначением дорожных знаков. При этом обращаю внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения. На прогулках наблюдали за движением транспорта, пешеходов, различали транспортные средства по названию и величине (большой и маленький, легковой автомобиль, автобус, узнавали, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, устанавливали простейшие причинно-следственные связи в окружающем. В течение года прогулки периодически повторялись для того, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.

Во время экскурсий по улицам города обращала внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов, при этом, следила за тем, чтобы дети сами рассказывали, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. Наблюдения сопровождала рассказом, художественным словом, выслушивала рассказы детей о ситуациях, произошедших с детьми на дороге из личного опыта.

В ходе экскурсии в ГИБДД дети беседовали с инспектором о безопасности дорожного движения, отвечали на его вопросы о светофоре, правилах перехода улицы по пешеходному переходу.

При ознакомлении детей правилам дорожного движения, применяю дифференцированный подход, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.

Предметно-развивающая среда:

Эффективности реализации поставленных задач способствовало создание предметно-развивающей среды в группе, которая включает:

-уголок безопасности в группе

- наглядно-дидактический материал:

- настольно-печатные игры

- дидактические игры

- атрибуты для кукольного театра

- атрибуты для развлечений

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Автомастерская», «Водители и пешеходы», «Заправочная станция»

- плакаты и иллюстрации, отражающие дорожные ситуации

- разрезные картинки,

- тематические альбомы

- подборка художественной литературы, книг, раскрасок: «Я на улице», Н. И. Андреев «Как человек поехал по железной дороге, О. Тарутина «Для чего нам светофор?», Н. Дорохова «Зеленый, желтый, красный», Г. Шалаева «Величайшие изобретения!», П. Синявский «Жили были автомобили» и др.

Для проведения занятий, бесед по обучению детей безопасного поведения на дороге использую :

- игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальную технику)

- модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода)

- схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой

- разрезные картинки, кубики, мозаики

- настольно-печатные игры, настенные плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.

Разработала методические пособия с учетом возрастных особенностей детей: игры, сценарии развлечений, экскурсий, консультации для педагогов и родителей.

Организация работы с родителями:

Так как безопасность жизни ребенка обеспечивается не только воспитателем и культурой самого ребенка, но и в первую очередь, действиями родителей. Поэтому важно донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так, же своих детей. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.

С этой целью:

- в уголке для родителей разместила материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы).

- на собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркивала моральную ответственность, которая лежит на взрослых.

- разработала материалы по работе с родителями по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге

- оформила тематический информационный стенд, папки -передвижки : «О значении обучения детей ПДД», «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком»

- провела родительские собрания с показом фрагментов занятий, беседы, консультации с участием инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц

- привлекала родителей для участия в проектной деятельности.

Планирование дальнейшей работы:

-продолжать пополнять библиотеку литературой по правилам дорожного движения

-продолжать вносить атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

-продолжать вести работу с сотрудниками ГИБДД с целью реализации единой линии предупреждения дорожно-транспортного травматизма детей на этапах дошкольного детства

-продолжать привлекать родителей к взаимодействию, с целью достижения более высоких результатов в изучении правил дорожного движения.

Заключение

В результате целенаправленной и систематической работы по теме: «Использование инновационных технологий в обучении дошкольников правилам дорожного движения» я добилась положительных результатов.

Диагностические занятия по определению уровня знаний детей по Правилам дорожного движения проводила индивидуально. Ребёнку предлагала серию вопросов, проблемных ситуаций.

По итогам мониторинга за 2014-2015учебный год на начало года было видно, что более 12% детей имели высокий уровень знаний,40% детей средний уровень знаний и могли рассказать что такое улица, что такое тротуар, что такое перекрёсток, какими бывают пешеходные переходы,48% дошкольников имели низкий уровень знаний и поэтому не могли сформулировать свои рассуждения о правилах дорожного движения, так как не были знакомы с элементарными правилами дорожного движения. Но уже к маю 2015 года ситуация в группе изменилась более 32% дошкольников имели высокий уровень знаний,56% детей имели средний уровень знаний, активно, самостоятельно могли отвечать на вопросы диагностики. И только 12% воспитанников затруднялись ответить на вопросы диагностики.

При проверке уровня знаний детей за 2015-2016 учебный год на начало года было выявлено, что только у 9% воспитанников возникли трудности в знании правил дорожного движения, в работе светофора, и средств регулирования. Радует, что к концу учебного года все дошкольники освоили правила дорожного движения, безошибочно называли, где и какой стоит знак, узнали как переходить улицу и закрепили знания о видах светофоров.

Проведенная работа по обучению детей ПДД оправдала себя : дети получили знания в игровой форме, охотно включались в ролевые игры, учились моделированию «дорожных» ситуаций, решали логические задачи.

Родители поддерживают работу детского сада. Результативность моей работы подтверждается тем, что за годы работы по обучению детей Правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.

Результаты анкетирования родителей показали, что 60% родителей знакомы с работой детского сада по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения,85% заинтересованы работой по теме, 80% родителей активно участвуют в мероприятиях проводимых в стенах ДОУ, и 40% ведут работу с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма дома, используя художественную литературу, личный пример, а также рекомендации педагога.

Таким образом, практическое использование материалов в течение двух лет моей работы над программой по теме : «Использование инновационных технологий в обучении дошкольников правилам дорожного движения» показало положительную динамику и результативность. Использование в ходе работы инновационных технологий, эффективных форм обучения, разнообразие приемов и средств, участие родителей и сотрудников ГИБДД, позволили подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении. Считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания воспитателей, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Публикации по теме:

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников Тема моего инновационного педагогического опыта «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых.

Использование современных инновационных технологий при обучении детей в коррекционной общеобразовательной школе Воспитанники коррекционного образовательного учреждения с раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Дефект.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников" Автор: Могильникова Светлана.

Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников Мастер-класс «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках.

Презентация «Обучение дошкольников правилам дорожного движения» Презентация: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения». Познавательно – игровой проект для детей младшего дошкольного возраста.

Проект по обучению дошкольников правилам дорожного движения Цель: - обучение детей и их родителей безопасному поведению на дороге и, как следствие, снижение детского травматизма; - вызвать у детей.

Проектная технология в ДОУ при обучении детей правилам дорожного движения. Проект «Велосипед» Воспитатель МБДОУ д/с № 49 г. Североморска Мурманской области Бумагина Оксана Вячеславовна «Использование проектной технологии в обучении.

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Как дети научили Бабу-ягу правилам дорожного движения» Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Как дети научили Бабу Ягу правилам дорожного движения» Ведущая – Рассаживайтесь,.

Рекомендации для родителей при обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения Консультация для родителей Воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 г. Шебекино» Шевлякова Марина Владимировна Рекомендации.

Обучение дошкольников правилам дорожного движения Улица большого города не очень-то приспособлена даже для взрослого человека. Ребенок,оказавшийся здесь один,почти автоматически может считаться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Использование инновационных технологий в обучении дошкольников правилам дорожного движения»
Опубликовано: 18 января 2018 в 13:15
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД