Программа «Я все смогу!» для профилактики синдрома хронической неуспешности у детей старшего дошкольного возраста

Елена Казакова
Программа «Я все смогу!» для профилактики синдрома хронической неуспешности у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. На протяжении нескольких лет осуществляя наблюдение за деятельностью и общением детей старшего дошкольного возраста и проводя диагностику готовности детей к школе, я обратила внимание на те слабые стороны, которые чаще всего можно наблюдать у детей.

У многих детей при достаточном уровне развития познавательных процессов слабо развиты навыки сотрудничества, часто наблюдается боязнь ошибочных шагов, неуверенность в собственных силах, что ведет к нарастанию тревожности и необоснованных беспокойств по поводу предстоящего обучения. Так же у значительного количества дошкольников наблюдается дефицит развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации, слабая пространственная ориентация и ориентация на плоскости, что может вызвать затруднения при овладении навыками письма и чтения в школе.

Все это может стать предпосылкой к возникновению у ребенка синдрома хронической неуспешности и негативно повлиять на качество обучения в школе, привести в будущем к недостаточному использованию человеком своего внутреннего потенциала, способностей и возможностей.

Как отмечает А. Л. Венгер, хроническая неуспешность — психологический синдром, складывающийся в конце дошкольного или в младшем школьном возрасте и проявляющийся в стойком снижении результатов, достигаемых ребенком.

Риск возникновения синдрома хронической неуспешности появляется тогда, когда родители особенно озабочены достижениями ребенка и оценивают его по его успешности и неуспешности в деятельности, усугубляется, когда с ребенком начинаются систематические занятия, результаты которых не устраивают родителей и/или педагога.

Под влиянием оценок взрослых у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность, снижается самооценка.

Основные направления программы: Программа «Я все смогу направлена на становление качеств и свойств личности, которые позволят ребенку быть успешным при обучении в школе. Среди таких качеств мы выделяем уверенность в собственных силах, эмоционально благополучное отношение к школе и учению, сформированность навыков сотрудничества у детей, достаточный уровень развития познавательных способностей, а также мелкой моторики и зрительно-моторной координации, как предпосылки к успешному овладению навыками письма и чтения в школе.

Цель программы – профилактика синдрома хронической неуспешности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Преодоление у детей неуверенности в собственных силах, боязни ошибочных шагов, снижение тревожности через повышение уровня развития познавательных и творческих способностей;

обеспечение ребенку ощущения успеха через позитивную оценку достижений;

формирование предпосылок к успешному овладению навыками письма и чтения в школе через развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации, умение ориентироваться на плоскости;

совершенствование навыков сотрудничества.

Адресат

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 л.) (особенно те дети, у которых имеются те или иные нарушения в развитии, страдает моторика рук, речь, наблюдаются трудности в овладении навыками письма, рисования, чтения и т. д.).

Группа формируется по результатам наблюдений в игровой и занятийной деятельности детей, а также по результатам первичной диагностики, направленной на исследование особенностей самооценки («Лесенка», отношения ребенка к школе и выявления уровня школьной тревожности (тест «Рисунок школы», уровня развития мелкой моторики и ЗМК («Домик», «Игры с пальчиками», «Езда по дорожке»). Для диагностики развития познавательных процессов используется комплекс методик, позволяющий оценить уровень психического развития ребенка в целом и по отдельным качествам («Чего не хватает на рисунке?», «Найди и вычеркни», «Запомни рисунки», «Запомни цифры», «Нелепицы»).

Количество детей в группе: 6 – 8 человек.

Продолжительность занятия: 25 – 30 мин.

Планируемые результаты:

- формирование графомоторных навыков

- улучшение координации ребенка

- развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений

- развитие произвольности

- повышение обучаемости ребенка, упрощение процесса овладения навыками письма, чтения

Публикации по теме:

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Ученики музыкальной школы у нас в гостяхУченики музыкальной школы у нас в гостях Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий,праздников,развлечений,но и в часы досуга,самостоятельных.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Пожарная безопасность
  • Праздники
Автор публикации:
Программа «Я все смогу!» для профилактики синдрома хронической неуспешности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 мая 2013 в 14:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД по развитию речи «Гласные буквы и звуки О, А, У» в младшей группе.
Конспект НОД по развитию речи «Гласные буквы и звуки О, А, У» в младшей группе. Тема: «Звуки и буквы А, У, О» Цели: Знакомство с буквами А, У, О....
Мастер-класс «Декоративный торт»
Хочу немного рассказать о нашем детском саде. Когда приходите в наш детский сад, то вы сразу поймете, что оказались в стране детства. Здесь воспитатели и все...
Квест-игра «Насекомые» (старшая группа детского сада)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию квест - прогулку, которая прошла у меня сегодня во вторую смену на вечерней прогулке. Это...
«Моя семья». Конспект НОД в ОО «Социально-коммуникативное развитие» во второй младшей...
Тема НОД: «Моя семья». Цель: воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста через любовь к семье. Задачи: - обобщать представления...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Кукла Катя заболела» (вторая младшая группа)
Цели: формировать умения принимать и обозначать игровую роль, -реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнёра-игрушку,...