Программа комплексной физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

саяна иргит
Программа комплексной физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Пояснительная записка

В МКДОУ «Аяс» разработана Программа комплексной физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Основанием для разработки программ послужил ряд причин:

1. Ухудшение детского здоровья, увеличение численности детей с проблемами физического и психического развития, нуждающихся в комплексном подходе, сочетающем педагогические и лечебные мероприятия.

2. Растущая потребность семьи, воспитывающей проблемного ребенка. Это обусловлено занятостью родителей и тем, что родители не могут оказать квалифицированную помощь ребенку в силу недостаточной компетенции в сложных вопросах коррекции развития детей.

3. Отсутствие программ и программно-методического обеспечения для коррекции психофизических нарушений у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

4. Необходимость реализации принципа комплексного подхода в реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на основе взаимодействия и координации деятельности медицинских и педагогических работников в воспитании, обучении и лечении детей.

Теоретические основы Программы составляют:

• Научные исследования С. Л. Выготского,И. А. Аршавского,П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна и др;

• Практические разработки и рекомендации:

В. И. Дубровского М. И. и Т. А. Фонаревых, К. А. Семеновой, А. Е. Штеренгерц и др. (по ЛФК и массажу);

• Е. М. Мастюковой, Н. Н. Ефименко, Ю. Ф. Змановского, Н. А. Вареника и др (по физическому воспитанию и реабилитации детей с НОДА);

• В. Л. Лебедь (по закаливанию воздушными потоками);

• С. В. Цвек, В. С Язловецкого (по закаливающему носовому дыханию).

При создании Программы ориентировались на общие теоретические основы коррекционной педагогики, учитывали общие и специфические основы коррекционной педагогики, учитывали общие и специфические закономерности нормального и аномального развития, о поэтапном формировании двигательных функций, как у здорового ребенка, так и у ребенка с двигательными нарушениями, теоретические положения о компенсаторных возможностях детского мозга, его высоком потенциале в реабилитации детей с поражением центральной нервной системы (ЦНС, особенно детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Программа направлена на коррекцию (исправление, реабилитацию (восстановление) и компенсацию нарушенных психофизических функций детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Содержание всех разделов Программы «Родничок» является взаимосвязанным и она может быть использована медицинскими, педагогическими работниками ДОУ (инструктором ЛФК, инструктором по физическому воспитанию, воспитателями групп, учителями - логопедами, дефектологами, педагогом - психологом, музыкальным руководителем, родителями).

Особенности программы: «Здоровейка»:

• Коррекционно - развивающий, индивидуально - дифференцированный характер, направленность на коррекцию общего физического развития детей, коррекцию развития микромоторики, психокоррекцию;

• Оздоровительная направленность, играющая важную роль в реабилитации детей с НОДА;

• Объединение совместных усилий медицинского и педагогического персонала ДОУ;

• Учет структуры ведущего нарушения, характера дефекта при различных формах ортопедической патологии и вторично связанных с ним отклонений в развитии;

• Ориентация на ведущие виды деятельности, специфические для дошкольного возраста (эмоциональное общение, предметно - манипулятивная и игровая деятельности);

Комплексный подход к коррекции и реабилитации детей с НОДА, реализуемый в процессе совместной деятельности медико – психолого - педагогического коллектива ДОУ;

• Систематическое, поэтапное усвоение программного содержания в течение 3 лет обучения без жесткой привязки к возрасту детей;

• Индивидуальный темп освоения каждым ребенком программы по физическому воспитанию (каждый следующий этап обучения и воспитания строится на основе усвоенного содержания предыдущего этапа);

• Создание специальных условий макро- и микросреды в ДОУ для реализации коррекционно-развивающего и оздоровительно -профилактического направлений деятельности.

Основная цель: создание единого образовательного пространства, направленного на эффективную комплексную реабилитацию детей, социальную адаптацию и интеграцию их в общество.

Задачи:

• Создание оптимальных условий для психофизической реабилитации детей;

• Организация своевременной комплексной физической реабилитации детей;

• Ослабление тенденции ухудшения здоровья, стабилизация течения основного заболевания, достижение оптимального уровня физического развития для каждого ребенка;

• Психопрофилактика и психокоррекция нарушений личностной сферы ребенка;

• Обеспечение равного старта для развития всех детей в соответствии со своими потенциальными возможностями;

• Создание условий для социальной интеграции проблемных детей в общество здоровых сверстников.

Принципы построения Программы «Здоровейка»:

• Учет общих и возрастных закономерностей развития и индивидуальных возможностей детей;

• Гуманистическая направленность;

Комплексный подход: лечение и психолого-педагогические меры воздействия (Л. С. Выготского);

• Индивидуально-дифференцированный подход к детям (с учетом структуры двигательного дефекта);

• Коррекционно - компенсирующая направленность образования и воспитания;

«обходные пути» (Л. С. Выготского);

• Деятельный подход;

• Необходимость специального педагогического руководства.

Основными направлениями Программы являются:

Оздоровительно-профилактическое, обеспечивающее укрепление здоровья средствами медицинской реабилитации и физической культуры;

Коррекционно - развивающее, обеспечивающее исправление нарушений и компенсацию деятельности всех физиологических систем организма, включая нервную систему, а также коррекцию нарушений деятельности опорно-двигательного аппарата (исправление нарушений осанки, сколиозов, компенсацию парезов и др);

Воспитательное, обеспечивающее социальное формирование личности с нравственными, умственными, трудовыми и эстетическими потребностями;

Образовательное, обеспечивающее усвоение системы знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных возможностей, формирование интереса и потребности в движениях, развитие физических качеств.

Усвоение программного содержания рассчитано на 3 года, включая три основных раздела.

Содержание раздела «Здоровье»

направлено на организацию комплексной медико-педагогической коррекции и реабилитации здоровья и физического развития детей с НОДА.

Основная цель: охрана и укрепление здоровья детей, повышение адаптивных возможностей, организация своевременной реабилитации, коррекции здоровья и физического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Поставленные цели реализуется в процессе проведения оздоровительно-профилактических, лечебных мероприятий, для детей с ортопедической патологией, патологией центральной нервной системы, часто болеющих детей.

Главное средство физической реабилитации: ЛФК, в которую включены различные физические упражнения (общеразвивающие, корригирующие, дыхательные, упражнения на расслабление и развитие координации, равновесия, упражнения и подвижные игры на ортопедических мячах).

В состав ЛФК входят: корригирующие упражнения при нарушениях осанки и сколиозе; корригирующие упражнения симметрические и асимметрические упражнения, корригирующие упражнения при нарушении осанки в сагиттальной плоскости, корригирующие упражнения при деформации стоп, упражнения на развитие равновесия с элементами тренировки вестибулярного аппарата, упражнения на координацию, на расслабление, игры на коррекцию нарушений осанки в положении разгрузки позвоночника, на коррекцию нарушений осанки без разгрузки позвоночника, дыхательные упражнения.

Комплексная медико –педагогическая коррекция детей (раздел «Здоровье»)

Лечебно-оздоровительные мероприятия.

Лечебно-оздоровительные мероприятия нашего детского сада направлена на профилактику, оздоровления и лечения детей с ортопедической патологией, патологией ЦНС.

ЗАДАЧА:

- Организация щадящего режима дня, ортопедического режима для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата.

- модель двигательной активности в соответствии с возрастными возможностями детей.

- Комплекс закаливающих мероприятий в течение дня.

- Координация деятельности медицинских и педагогических служб в отборе программного содержания и использование в практике (лечебной физкультуры, дыхательной гимнастики, упражнения на расслабление, общеразвивающие упражнение на ортопедических мячах, при нарушении осанки, нарушениях стопы, при заболеваниях дыхательной системы).

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается снижение: скорости, ловкости, силы, выносливости.

Оздоровительно-профилактические мероприятия:

1. Соблюдение режима дня.

2. Правильная организация теплового режима в помещениях детского сада.

3. Соответствие одежды детей температурному режиму помещений и температуре воздуха на улице.

4. Своевременная изоляция заболевших детей в детском саду.

5. Кварцевание помещений групп детского сада в периоды повышения заболеваемости вирусными инфекциями.

6. Проведения профилактических мер в период повышения заболеваемости острыми вирусными инфекциями: закладывание в нос оксолиновой мази, закапывание интерферона в нос.

7. Аромапрофилактика (использованием лука, чеснока в виде ароматов в пищу) в осеннее - зимний период.

Профилактика и коррекция функциональной

недостаточности стопы (плоскостопия, косолапости).

а) Корригирующие упражнения (с предметами и без предметов)

на физических занятиях, утренней корригирующей гимнастике, активной гимнастике после дневного сна.

б) Гигиена и массаж рефлекторных зон стопы с использованием (камушков, деревянных палочек, мешков с песком, маленьких шариков, набивных мячей).

в) Дорожка массажер.

г) Ношение ортопедической обуви.

д) Плавание.

е) Катание на велосипеде.

ж) ограничение нагрузки на нижние конечности.

з) Обливание стоп холодной водой.

Оздоровительные мероприятия

Регулярный осмотр педиатром в декретированные сроки.

- ясельный возраст – 1 раз в месяц.

- дети с неврологическими заболеваниями 1 раз в месяц.

- остальные дети 2 раза в год.

Общие анализы крови, мочи, на я/глист.

Лечебные мероприятия для детей с патологией ЦНС

- консультация невропатолога.

- медикаментозное лечение 2-3 курса лечения в год.

Из препаратов: препараты корригирующие энергетический обмен

(ноотропил, пирацетам, аминалон, антиоксиданты – витамин Е, аевит

Препараты улучшающие микроциркуляцию – никотиновую кислоту, глицин, актовегин, церебролизин, циннаризин, кавинтон, стугерон,)

- препараты улучшающую психомоторное развитие - мидокальм, пикамело.

- ЛФК с использованием тренажеров – ежемесячно массаж 4-5 курсов.

- Использование аппарата БОС (биологической обратной связи.)

Показания: сохранность интеллекта, отсутствие грубых нарушений

Психоэмоционнальной и волевой сферы, положительная мотивизация в лечебной сфере.

Противопоказания: контрактуры и деформация суставов, грубые нарушения интеллекта, выраженные гиперкинезы, тяжелые соматические патологии, эпилепсия, судорожная готовность.

- ингаляции с настоем трав.

- Фитотерапия по показанием 2-3 курса в год.

- УФО тубус.

- Гидротерапия - ванны с отварами трав, солей, лекарственными средствами 2-3 курса в год по 10 процедур.

Лечебные мероприятия для детей с ортопедической патологией

- Консультация ортопеда 2 раза в год по показаниям.

- Регулярная наблюдение и составление индивидуальных комплексов.

Строгий ортопедический режим: сон на кровати без подушки, ношение ортопедических обуви с использованием супинаторов, ношение ортопедических воротников (по показаниям, использование корсетов, использование ходунков, использование инвалидных колясок.

Режим в группе: соответствие мебели росту ребенка, контроль за сохранением правильной позы ребенка (стоя, сидя, лежа.) во время занятий и самостоятельной деятельности.

В разделе «Надежда»

представлена коррекционная направленность работы по физическому воспитанию детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА).

Основная цель: комплексная физическая реабилитация детей и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры.

Организация комплексного подхода к физической реабилитации детей с НОДА предполагает решение следующих задач:

• Укрепление здоровья детей, повышение функциональных возможностей организма, улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательных систем;

• Коррекцию и компенсацию двигательных нарушений;

• Развитие основных видов движений и физических качеств, формирование пространственной ориентации, развитие равновесия и координации движений;

• Стимулирование общего развития ребенка (речевого, интеллектуального, личностное и др.)

В работе по физическому воспитанию учитываются рекомендации врачей, индивидуальные показания и противопоказания по организации двигательной деятельности с детьми, имеющие сложные двигательные нарушения.

В силу низких двигательных возможностей детей с ДЦП используются доступные им виды заданий.

В подразделе «Физическое воспитание» содержится программа физического воспитания детей с НОДА, представленная в форме перспективного планирования на год с разбивкой на кварталы и определением основных задач на год по трем возрастам: с 3-4 лет (младший, 4-5 лет (средний, с 5-7 лет (старший).

Перспективное планирование является основой для календарного (или недельного) планирования физкультурно-оздоровительных мероприятий, так как представлено с постепенным усложнением. Отличительная особенность планирования – включение пропедевтического курса по освоению основных видов движений и элементов спортивных упражнений, как подготовительного этапа для освоения более сложных движений.

В подраздел «Подвижные игры и элементы спортивных упражнений» знакомит со значение, основными задачами, спецификой организации специальных подвижных игр коррекционного содержания, элементами спортивных упражений, требованиями и рекомендациями по проведению таких мероприятий с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

Содержание раздела «Надежда» используется на физкультурных занятиях, в утренней корригирующей гимнастике, активной гимнастике после дневного сна, как часть музыкальных занятий, занятий специалистов, лечебной физкультурой, в физминутках и физпаузах, в спортивных досугах и развлечениях и др.

В организованные виды двигательной деятельности включаются физические упражнения, разработанные для лечебной физической культуры: корригирующие упражнения, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и др.

Развитие мелкой моторики у детей идет во взаимосвязи с формированием общей моторики, оно стимулирует развитие речи, психических функций. В данном разделе подобраны упражнения по развитию тонкой моторики, поставлены задачи по годам обучения, даны рекомендации, определены общие цели.

В разделе «Солнышко»

представлена коррекционная работа по психическому оздоровлению детей, включающая релаксационное упражнения и упражнения «снотворной» гимнастики.

Основная цель: укрепление психического здоровья и коррекция патологического напряжения мышц.

Задачи:

• Развитие способности произвольно расслаблять мышцы;

• Формирование навыков эмоционального переключения, настроя на положительные эмоции;

• Развитие умения определять и передавать внутреннее состояние – свое и другого человека;

• Формирование элементарных способов психологической защиты в стрессовых ситуациях.

Эти задачи решаются при проведении индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Программное содержание раздела может использоваться всеми педагогическими работниками ДОУ и медицинскими работниками, на занятиях ЛФК.

Педагогические работники могут применять релаксационные упражнения:

• Как часть физкультурного занятия, утренней корригирующей гимнастики, «снотворной гимнастики» после дневного сна (индивидуально или в подгруппе);

• Как часть музыкального занятия;

• На занятиях с длительной статической нагрузкой;

• На занятиях с педагогом-психологом, со специалистами ДОУ.

Представлены рекомендации к проведению занятий, определены содержание и задачи – по годам обучения.

Программа и представленные в ней методические рекомендации определяют основные направления двигательного развития ребенка:

• Дан перечень умений и навыков, двигательных способностей, формируемых в процессе реализации программного содержания каждого раздела;

• Определены состав и характеристики практических средств изучения элементов спортивных игр, адаптированных для детей 3-7 лет;

• Рекомендованы методы обучения в зависимости от возможностей, интересов и склонностей детей.

Данный перечень может быть изменен, дополнен, но по нашему мнению, он достаточно полно отражает уровень физического развития, необходимый и доступный для детей этого возраста лет.

В конце каждого раздела Программы представлены требования к освоению программного содержания, где дается перечень умений и навыков, двигательных способностей, которые могут быть сформированы в процессе реализации каждого из разделов программы «Здоровейка» в соответствии с двигательными возможностями ребенка, с учетом его индивидуальных медицинских показаний и противопоказаний (в соответствии с индивидуальным маршрутом) к концу определенного года обучения.

Публикации по теме:

«Идея для Пасхи»«Идея для Пасхи» Пасха - праздник праздников. К нему готовимся и мы с детьми. Группу компенсирующей направленности (ЗПР) с нарушениями опорно - двигательного.

Спортивно-оздоровительное развлечение для детей с нарушениями ОДА спортивно - оздоровительное развлечение: "Путешествие в страну гибкого носка". Развлечение проводилось с детьми подготовительной группы,.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Программа комплексной физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Опубликовано: 19 ноября 2012 в 13:01
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поделки из природного материала и пластилина.
Наступила календарная зима, но в нашем крае по-осеннему пасмурно, сыро, сильные ветра с дождем. Грязь и слякоть частенько нам с ребятами не позволяют...
Фотоотчет «Праздник Осени»
Праздник осени - один из самых первых праздников в учебном году. Дети разучивают стихи, песни, танцы. И все это для того, чтобы порадовать красавицу-осень. В...
Хлебный человек. Сказка.
Предлагаю вашему вниманию свою новую сказку. Специально включила в нее слова: пестунья, шанежки, расстегайчики, страда, бирюльки. Пояснение этих слов детям,...
Проект «Новый год у ворот» для воспитанников старшей группы
Цель проекта: Познакомить детей с историей Нового года, его особенностями и значением в жизни людей, приобщать к культуре новогоднего праздника, его...
Выставка поделок и открыток ко Дню Матери. Старшая группа
К празднику – День Матери в нашем детском саду была организована выставка поделок и открыток из подручного материала. Родители творчески отнеслись к...