Программа коррекции и развития зрительного восприятия у детей в возрасте от 5–8 лет с отклонениями в развитии

Виктория Кондратова
Программа коррекции и развития зрительного восприятия у детей в возрасте от 5–8 лет с отклонениями в развитии

Программа Коррекции и развития зрительного восприятия у детей в возрасте от 5-8 лет с отклонениями в развитии.

Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в обучении, в усвоении программы как дошкольной, так и начальной школы, это все ведет к проблемам учебно коммуникативного характера, к деформации личностного развития ребенка и к осложнениям их дальнейшей социальной адаптации.

3aдача учителя - дефектолога - помочь ребенку преодолеть возникшие проблемы, сохранить и развить положительную учебную мотивацию и позитивное отношение к школе, научить ребенка учиться самостоятельно - то есть помочь овладеть учебными средствами: учебными действиями, действиями контроля и оценки, и тем самым сформировать полноценную учебную деятельность. Решение этих задач невозможно без правильного понимания особенностей детей, имеющих легкую степень умственной отсталости.

Произвольное внимание у ребенка с легкой степенью умственной отсталости нецеленаправленно. Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей. Память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения. Эмоции недостаточно дифференцированы, неадекватны. Психомоторное недоразвитие проявляется в бедности движений, угловатости, недостаточной плавности. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, а также жестикуляция и мимика.

Сужение и замедление зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений и восприятий затрудняют создание адекватной ориентировки в окружающей среде. Недостаточное развитие восприятия не позволяет получить правильное представление о том, что находится вокруг умственно отсталого ученика и что такое он сам. Недостаточно улавливается сходство и различие между предметами и явлениями, не ощущаются оттенки цветов, ошибочно оцениваются глубина и объем различных свойств предметов, что можно объяснить затруднениями анализа и синтеза воспринимаемой информации.

С учетом всех особенностей у умственно отсталого ребенка была составлена и апробирована программа по коррекции и развитию зрительного восприятия у детей в возрасте от 5-8 лет.

Целью данной программы является коррекция зрительно-пространственного восприятия у детей в возрасте от 5-8 лет с отклонениями в развитии.

Как известно, восприятие - тот познавательный процесс, который обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром. Именно на основе этих образов строится работа более сложных познавательных процессов. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления и воображения.

От сформированности зрительного восприятия зависит и полноценное развитие устной и письменной речи, процесса чтения, счета.

Программа рассчитана для детей дошкольного возраста и учащихся первого класса, обучающихся по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Программа позволяет: обеспечить коррекцию и развитие зрительного гнозиса младших школьников, а так же развивает их интеллектуально - волевые качества, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.

Объём программы: всего 12 занятий, проводимых в первой половине дня. Продолжительность одного занятия 30 минут.

Задачи программы: развитие зрительного восприятия, воображения, зрительного внимания, наблюдательности, остроты зрения, образных представлений; формирование изобразительной деятельности, умения сравнивать, анализировать; восприятие элементов предмета и целого, развитие воображения, повышение познавательной активности и интереса.

Форма работы: индивидуальная.

Способы проверки коррекционно – развивающей работы: диагностика зрительного восприятия в начале и конце года и промежуточная диагностика в середине года, наблюдения, анкетирование родителей.

Ожидаемые результаты проведенных занятий по программе коррекции и развития зрительного восприятия у детей с отклонениями в развитии.

1. Совершенствование зрительного гнозиса у детей с отклонениями в развитии. 2. Формирование зрительного восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства.

3. Совершенствование зрительного восприятия целостных предметов, когда осуществляется функциональное объединение всех отдельных свойств и в результате формируется целостный образ предмета или явления. 4. Совершенствование умения учащегося выделять отдельные предметы и их свойства. 5. Совершенствование с помощью зрительного восприятия все психические механизмы, которые помогают ребенку познавать окружающий мир. 6. Расширение сферы зрительного восприятия, включение в опыт ученика все новые и новые предметы и явления.

Учебно – тематический план.

Месяц Неделя Тема Количество часов

Сентябрь 3 – я нед Восприятие цвета 2

4 – я нед Восприятие формы 2

Октябрь 1 – я нед Восприятие величины 2

2 – я нед Развитие зрительного восприятия на основе предметов 2

3 – я нед Восприятие пространства 2

4 – я нед Итоговое занятие по развитию зрительного восприятия. Закрепление пройденного материала 2

Количество часов - 12

Результативностью программы является положительная динамика учащихся 1 класса

Приложение 1.

Диагностика зрительного восприятия у учащихся

1 класса с отклонениями в развитии.

Процедура проведения обследования - важный компонент диагностики Несоблюдение правил и условий обследования может в значительной степени исказить результаты, привести к ложным выводам и рекомендациям.

Обстановка должна быть спокойной, доброжелательной, следует исключить различные помехи: шум, посторонние разговоры, присутствие посторонних людей, в том числе родителей. Особенно недопустимы негативные оценки результатов выполнения проб.

Педагог должен вызвать интерес у ребенка к предлагаемым заданиям и собственной личности. Отсутствие заинтересованности может привести к неправильным выводам о возможностях ребенка. В процессе обследования необходимо создать атмосферу доброжелательного сотрудничества.

Методика 1. Наложенные фигуры Попельрейтера.

Данная проба позволяет исследовать зрительно-предметное восприятие, сформированность зрительных образов-представлений и узнавание объектов внешнего мира в условиях «зашумленной» предметной картинки. Узнавание предполагает вычленение существенных признаков предметов, что является уже функцией мышления.

Экспериментальный материал – стандартизированный рисунок со схематическим изображением контуров животных, наложенных друг на друга. Наложение изображений усложняет восприятие и выделение отдельных образов, и именно усложненные условия позволяют определить наличие тех или иных нарушений данного психического процесса.

Учащемуся демонстрируется картинка: «Посмотри внимательно и перечисли, что здесь нарисовано». После того как ребенок узнает и назовет какое-либо животное, следует попросить: «Покажи его обведи фигуру по контуру».

Во время показа ребенком фигуры животного важно проследить, не соскальзывает ли он при обведении на детали других изображений. В случае если такое происходит, необходимо задать уточняющий вопрос: «А что это за часть тела у животного?»

Если учащийся делает длинную паузу, не показав все фигуры, педагогу необходимо попробовать, задавая уточняющие вопросы, помочь ему продолжить выполнение задания: «Есть ли еще какое - либо животное на картинке? На кого оно похоже? Покажи его».

На экспериментальном бланке изображены следующие животные: слон, страус, летучая мышь, мышь, еж, олень, сова, тюлень. Иногда дети называют тюленя «кот», «морж», что не считается ошибкой, Если ребенок правильно обвел животное, но не может правильно его назвать, - это не считается ошибкой восприятия. Незнание названий животных свидетельствует, скорее, о педагогической запущенности, суженности кругозора ученика.

Критерии оценки успешности выполнения задания:

- точность и дифференцированность показа - обведения фигуры (наличие-отсутствие «соскальзываний» на элементы другой фигуры);

- соответствие зрительного образа семантике заданной фигуры (опознание животного): «Кто это? На кого похожа эта фигура?»;

- плавность движений при обведении фигур;

- время выполнения/узнавания фигур;

- наличие пауз и необходимость стимуляции со стороны взрослого;

- отказы от выполнения задания.

Методика 2. Определение продуктивности кратковременной зрительной памяти.

Исследование продуктивности кратковременной зрительной памяти позволяет исследовать объем памяти, способность к сохранению зрительных образов и точному воспроизведению зрительных образов.

Учащемуся в течение 10 секунд предъявляется бланк с изображением девяти фигур.

Инструкция испытуемому: «Я сейчас покажу нарисованные геометрические фигуры. Посмотри внимательно на эти фигуры и постарайся их запомнить». После того как образец убран, учащемуся предлагается на чистом листе бумаги нарисовать как можно точнее те геометрические фигуры, которые он запомнил.

Критерии оценки успешности выполнения задания:

Объем запоминания. Нормальное запоминание - не менее 5 фигур. Засчитывается точное или с незначительными нарушениями воспроизведение образцов. Воспроизведение 4 фигур можно определить как пограничное состояние, вполне возможно, что в данном случае сказываются ситуативные факторы или органические нарушения мозга незначительны. В любом случае, делая выводы о степени сохранности мнемических процессов, важно сопоставить результаты запоминания с успешностью выполнения остальных проб.

Точность воспроизведения. В данном случае оценивается наличие нарушений в изображении составных фигур. Например, круг вписан в квадрат, но, изображая эту фигуру, ребенок рисует круг внутри квадрата без касаний линии окружности сторон квадрата. Именно эти неточности изображения мы относим к незначительным нарушениям запоминания (особенно для детей 7-8 лет, фигура в данном случае засчитывается, так как данная неточность - скорее недостаток развития мышления, а не памяти. В то же время повторение подобных ошибок - уже диагностический признак, который должен учитываться экспериментатором.

Ошибки векторно-зеркального характера. Кошибкам данного типа относятся изображения фигур с поворотом на 90° и 180°.

Замены фигур. Так, часто восьмиугольник изображается как шестиугольник, квадрат может быть изображен как прямоугольник и т. п. Фигура из трех линий, сходящихся в центре, часто изображается как стрелка:

Интерференция различных образцов. Достаточно часто дети перемещают вписанные фигуры. Так, треугольник, в экспериментальном бланке вписанный в окружность, оказывается вписанным в квадрат, квадрат попадает внутрь окружности.

Методика 3. Разрезные картинки.

Методика позволяет исследовать зрительное восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление ученика.

В качестве стимульного материала используются разрезные картинки, изображающие предметы или животных

Основная инструкция дается в «глухом» виде: «Сложи, пожалуйста из этих частей предмет. Смотри внимательно, не торопись.» То есть экспериментатор не называет предмет, который необходимо сложить из частей. Одна из оптико-пространственных задач, которую должен решить ребенок, - по деталям опознать предмет и, опираясь на мысленный образ, собрать картинку. Если ребенок может спонтанно решить задачу, узнав предмет и практически сразу, целенаправленно собрав части в целое, - мы можем говорить о хорошем уровне зрительного восприятия и наглядно-образного мышления.

Если, узнав фигуры, ребенок тем не менее осуществляет ручной поиск, пробные сочетания частей картинки, прежде чем найдет правильное решение, то такой способ свидетельствует о наглядно- действенном мышлении и недостаточном развитии наглядно-образного мышления.

Говорить о нарушениях образа-представления можно при узнавании ребенком предмета, но неспособности правильно собрать его из частей картинки. Если предмет не узнан - образ-представление отсутствует. Оба эти варианта свидетельствуют о нарушениях зрительного восприятия.

Недоразвитие действий самоконтроля и самостоятельной оценки результатов своей деятельности также свидетельствует о нарушениях зрительных образов-представлений и о снижении пространственного анализа, недоразвитии пространственного мышления. В данном случае ребенок не видит пространственных ошибок в конечном продукте. Чтобы понять, насколько устойчиво это нарушение, следует задать контрольный уточняющий вопрос: «Посмотри внимательно, все ли ты сделал правильно?» Неумение воспользоваться подсказкой взрослого свидетельствует о выраженной дисфункции пространственного анализа и синтеза.

Если учащийся не узнает предмет, дается «открытая» инструкция (помощь) «Сложи из этих частей слона». Называние предмета взрослым должно помочь актуализировать образ с помощью слова. Если эта подсказка не поможет, следует отказаться от дальнейших попыток и корректно, не

фрустрируя ребенка, вывести его из экспериментальной ситуации: «Хорошо, давай пока отложим эту картинку и вернемся к ней как - нибудь позже. Я уверен, у тебя все получится».

Критерии оценки успешности выполнения задания.

Наличие образа-представления (опознание предмета).

Метод решения: спонтанное (в уме) решение или решение посредством ручного поиска.

Наличие пространственных нарушений в конечном результате.

Наличие-отсутствие самоконтроля и оценки правильности выполнения.

Необходимость помощи со стороны взрослого («открытая» инструкция).

Время выполнения, наличие пауз и отказов.

Публикации по теме:

Кризисные фазы, которые переживает семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии Уважаемые педагоги, как нам всем известно, работа с родителями является наиболее важной частью педагогического воздействия на ребенка. А.

Создание коррекционно-развивающей среды в группе. Коррекционно - развивающая среда является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лето
  • Лето
Автор публикации:
Программа коррекции и развития зрительного восприятия у детей в возрасте от 5–8 лет с отклонениями в развитии
Опубликовано: 3 марта 2013 в 18:20
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...