Получи документы

Программа коррекционно–развивающей работы с детьми первой младшей группы с задержкой речевого развития

Венера Азнабаева
Программа коррекционно–развивающей работы с детьми первой младшей группы с задержкой речевого развития

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад компенсирующего вида № 19 «Полянка» г. Белорецк

Программа

коррекционно– развивающей работы

с детьми первой младшей группы

с задержкой речевого развития

Составители:

Власьевнина Т. В. ,

Васильева Л. В., Азнабаева В. Г.

Рецензент:

старший преподаватель кафедры

коррекционной педагогики БИРО

Васильева И. Г.

Публикация «Программа коррекционно–развивающей работы с детьми первой младшей группы с задержкой речевого развития» размещена в разделах

Пояснительная записка

Программа коррекционно-развивающей работы в первой младшей группе для детей с задержкой речевого развития составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией коррекционно – развивающего обучения, методическими рекомендациями Министерства образования Российской Федерации и разработками отечественных учёных (Левиной Р. Е., Волкова Г. А., Выготского Л. С., Жуковой Н. С., Чиркиной Г. В., Филичевой Т. Б., Лубовского В. И., Леонтьева А. Н.) в области общей и специальной педагогики, психологии.

Для реализации положения, утвердившего в современной коррекционной педагогике о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений в МДОБУ д/с № 19 «Полянка» г. Белорецка была организована логопедическая группа для детей с задержкой речевого развития 2-3-х лет.

На основе обобщения многолетнего опыта была разработана «Программа коррекционно-развивающей работы с детьми первой младшей группы с задержкой речевого развития».

Содержание данной программы опирается как на общие педагогические принципы, так и принципы коррекционно-специфической направленности :

- принцип деятельного подхода;

- принцип комплектности;

- принцип системного подхода;

- принцип поэтапного формирования умственных действий;

- принцип учета «зоны ближайшего развития»;

- онтогенетического принципа;

- принцип социально-адаптирующей направленности образования;

- принцип использования и интеграции разных видов деятельности в планировании и проведении коррекционных работ;

- принцип расположения речевого материала от простого к сложному, от восприятия и обозначения конкретного предмета, явления к абстрактному образу;

- принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка: специфики его речевого развития, степени выраженности речевого дефекта, возможностей восприятия коррекционного педагогического воздействия.

Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в первой младшей группе (от 2-х до 3-х лет) для детей с задержкой речевого развития.

Объём учебного материала соответствует возрастным и физиологическим требованиям, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации детей.

Основой коррекционной работы в данной группе является тематический подход, позволяющий организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет речевым развитием детей.

Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации, способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях. Программа рассчитана на один год. Весь материал с учётом постепенного усложнения разделё н на 3 периода:

1 период: сентябрь - ноябрь;

2 период: декабрь - февраль;

3 период: март - май.

Предлагаемая программа поможет оказать разноплановое комплексное воздействие на формирование речи у детей раннего возраста и преодоление задержки речевого развития на ранних этапах становления речевой функции.

Данная программа может быть рекомендована логопедам-практикам, воспитателям первой младшей группы, родителям.

Организация работы в первой младшей группе

Отправной точкой коррекционной программы является комплексное обследование детей педиатром, воспитателем, психологом, логопедом, музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания, руководителем изобразительной деятельности. Результаты диагностики служат базисом для организации командной работы специалистов. Благодаря ее преемственности снижается социальная дезадаптация ре-бенка.

I этап - медицинское обследование

Этап рассчитан на 1 неделю.

Задачи:

• Изучение анамнестических данных.

• Обследование психического и физического здоровья ребенка.

• Выявление этиологии речевых нарушений и нарушений развития.

II этап - психолого-педагогическая диагностика

Этап рассчитан на 2 недели.

Задачи

• Изучение особенностей социальной коммуникации ребенка.

• Логопедическое обследование.

• Психологическое обследование.

III этап – разработка образовательного маршрута

Этап рассчитан на 1 неделю.

Задачи

• Создание перспективного плана воспитательного блока для адаптации детей к новым условиям.

Разработка перспективного плана коррекционного блока с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

IV этап - коррекционно-развивающая работа

Данный этап рассчитан на 27 недель. Основными разделами коррекционной программы являются :

1. Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.

2. Развитие психических функций.

3. Формирование слухового восприятия.

4. Развитие артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры.

5. Развитие функций голоса и дыхания.

6. Развитие общей и мелкой моторики.

7. Развитие звуковой стороны речи.

8. Формирование речевого слуха и фонематического восприятия.

9. Формирование начального детского лексикона

Обязательным условием организации коррекционной работы является участие в ней семьи. Логопедическая работа в группе осуществляется по подгруппам и индивидуально. Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся ежедневно. Все занятия организуются и проводятся в форме совместной (взрослых и детей) предметной, игровой и других видах детской деятельности в количестве 13 занятий в неделю продолжительностью 8-10 минут.

Характеристика детей 2-3-х лет

с задержкой речевого развития

В первую младшую группу для детей с отсутствием речи или крайне ограниченной речью принимаются дети с задержкой речевого развития.

Дети с задержкой речевого развития, как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети гипервозбудимы, расторможены либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность – на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками.

Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипковый» захват, дети не могут точно, координировано выполнить движения губами, языком после показа взрослыми.

Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т. е. дети ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий.

Активный словарь состоит из 5-10 слов модели: согласный звук гласный звук (СГ) (на, СГ-СГ (ма-ма).

Иногда вместо слова ребенок воспроизводит один звук или один слог, как правило, ударный.

Такие дети надолго «застревают» на уровне полисемантических слов, например: «ки» - киска, мех, волосы.

Дети с задержкой психоречевого развития затрудняются передать акцентно-просодическую модель слова.

Как правило, такие дети, произносят лишь отдельные аморфные слова-корни: ма вместо мама, па вместо папа, ав – собака, би-би – машина и т. д. Их речевая подражательная деятельность либо совсем отсутствует, либо реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трё х плохо артикулируемых звуков: согласный+гласный или, наоборот, гласный+согласный.

Характерная особенность речи детей с задержкой психоречевого развития – неправильное звукопроизношение, которое при отсутствии квалифицированной помощи сохраняется на неопределенно долгий срок

Предлагаемая система коррекционной работы с детьми раннего возраста с диагнозом задержка психоречевого развития стимулирует моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, позволяет постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.

Лексические темы

Работа по развитию импрессивной и экспрессивной речи ведется в соответствии с лексическими темами, которые являются определяющими в планировании работы по всем разделам программы.

I период

Сентябрь:

1- 2 неделя – Адаптация детей с недостатками речевого развития к условиям коррекционного воздействия.

3 - 4 неделя – Обследование детей и разработка образовательного маршрута.

Октябрь:

1 неделя – «Мы разные, но похожие»

2 неделя – «Вкусные овощи»

3 неделя – «Любимые фрукты

4 неделя – «Что бывает осенью»

Ноябрь:

1 неделя «Наши игрушки»

2 неделя - «Что мы надеваем»

3 неделя - «Мой детский сад»

4 неделя - «Обувь»

II период

Декабрь:

1 неделя - «Зимние сказки»

2 неделя - «Птицы на нашем участке»

3 неделя - «Зимние забавы»

4 неделя - «Новый год. Праздник ёлки»

Январь:

1-2 неделя – зимние каникулы; проводится только индивидуальная работа.

3 неделя - «Животные в лесу»

4 неделя - «Домашние птицы»

Февраль:

1 неделя - «Животные рядом с нами»

2 неделя - «Животные рядом с нами»

3 неделя – «На чём ездят»

4 неделя – «Туалетные принадлежности»

III период

Март:

1 неделя – «Мамин праздник»

2 неделя - «Я и моя семья»

3 неделя - «Наш дом, и то, что в нём»

4 неделя – «Кого мы встретили в лесу»

Апрель:

1 неделя – «Что мы едим»

2 неделя – «Какая посуда нам нужна?»

3 неделя - «Весенние прогулки»

4 неделя - «Первые цветы»

Май:

1 неделя - «Лето. Насекомые»

2 неделя- «Лето Цветы на лугу»

3 неделя – «Игры с водой»

4 неделя - «Летние забавы»

Раздел 1

Развитие сенсорно-перцептивной деятельности

Знакомить с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать знания о свойствах предметов.

Формировать перцептивную деятельность (рассматривание, выслушивание, ощупывание, постепенно соединяя сенсорный опыт со словом.

Формировать умение узнавать предметы на ощупь.

Развивать зрительное восприятие, умение сравнивать и различать контрастные по величине, цвету, форме игрушки, предметы.

Формировать представления о формах (мячики, кубики, кирпичики, величинах (большой, маленький, цвете (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный).

Учить размещать вкладыши разной величины, формы в соответствующие отверстия.

Учить выкладывать мозаику разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.

Фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаками разных предметов и использоваться для их обозначения.

Учить группировать однородные и разнородные предметы по одному из признаков: величине, форме, цвету.

Учить чередовать предметы по величине, форме, цвету.

Различать и подбирать по образцу предметы 6 основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный).

Стимулировать к называнию предметов 4-6 цветов (красный, чёрный, белый, жёлтый, синий, зелёный).

Учить ориентироваться в предметах, близких по форме (шар, яичко, яблоко).

Упражнять детей в соотнесении плоскостных фигур с геометрическими фигурами (неваляшка – большая и маленькая, круги, домик – четырёхугольник, треугольник).

Учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона.

Учить складывать разрезную картинку из 2-3-х частей.

Формировать поисковые способы при решении практических игровых задач.

Знакомить с двумя разновидностями величины (большой, маленький, учить понимать слова «такой», «не такой».

Учить ориентироваться в 2-3 контрастных величинах, формировать целенаправленные действия с предметами (матрёшками, пирамидками, грибочками).

Раздел 2

Развитие психических функций

1 период

Формировать слуховое и зрительное внимание при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи.

Развивать слухоречевую и зрительную память при восприятии одно- и двухступенчатых инструкций.

Формировать целенаправленную предметно-орудийную деятельность в процессе выполнения практического и игрового задания.

Стимулировать развитие наглядно – действенного мышления через проблемно-практические ситуации и задачи.

2 период

Развивать слуховое внимание при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой музыке, тихой и громкой речи.

Продолжать развивать зрительное внимание и память при работе с парными и разрезными картинками, кубиками.

Развивать целенаправленную предметно-орудийную деятельность.

Развивать наглядно – действенное мышление.

Формировать соотносящие действия при выполнении заданий по образцу взрослого

Формировать умения выполнять операции сравнения, обобщения.

Учить понимать жизненные ситуации, проигрывать их по подражанию с заменой одних объектов другими.

3 период

Продолжать развивать слуховое внимание и память при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой музыки, тихой и громкой речи.

Продолжать развивать зрительное внимание и память в работе с парными и разрезными картинками, кубиками.

Продолжать развивать наглядно- действенное мышление.

Формировать восприятие целостной сюжетной ситуации, изображённой на картинках, с опорой на собственный опыт.

Учить выявлять в своих действиях свойства предметов, использовать предметы-заместители.

Формировать способность к обобщению, переносу приобретённого опыта из первоначальных условий в новые.

Продолжать формировать умения выполнять операции сравнения, обобщения.

Раздел 3

Формирование слухового восприятия

1. Различение неречевых звуков.

Формировать внимание к неречевым звукам, учить различать их.

Учить определять место звучания игрушек.

Учить определять звуки в быту (звонок в дверь, чайник, шумы, доносящиеся с улицы (ветер, дождь, гром).

Учить определять голоса животных и птиц, упражнять в соотнесении звукоподражания с определенным объектом.

Развивать слуховое внимание при восприятии тихо и громко звучащих игрушек.

Развивать чувство темпа и ритма в играх и упражнениях со звучащими игрушками.

Учить узнавать и различать звуковые сигналы, состоящие из 2-3 звучаний, определение временной последовательности звучаний.

2. Различение речевых звуков.

Учить узнавать и дифференцировать ряд речевых звучаний (цепочке гласных звуков).

Закреплять умение соотносить звучащий предмет с его названием.

Раздел 4

Развитие артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры

Развивать мимико-артикуляторные мышцы: делать лицо веселым, сердитым, удивленным, плаксивым, спокойным, добрым (собака сердится - «оскал»).

Развивать подвижность артикуляционного аппарата, переключаемость с одного движения на другое.

Учить детей воспроизводить артикуляционные движения в соответствующем заданном темпе.

Развивать жевательно-артикуляторные мышцы, стимулировать движения нижней челюсти (широко открыть рот, закрыть – упражнение «Бегемотики»).

Развивать мышцы зева, глотки, активизировать мышцы мягкого нёба (покашливание, позёвывание, глотание).

Развивать мышцы губ (открывать и закрывать рот, размыкать и смыкать губы, губы сложить в трубочку, не размыкая рта – мычание, фырканье губами и произнесение «тпру» без голоса и с голосом.

Развивать чувствительность кончика языка (упражнение «Молоточек»).

Вырабатывать ощущение слюны (почувствовать во рту «водичку»; погонять слюнки по языку – «журчит ручеёк»; проглотить слюнки – «стало сухо»).

Развивать мышцы языка (круговые движения по верхней и нижней губе, мяуканье, частые ласкательные движения, «мычание», сделать язык широкий, узкий, движения языка влево - вправо; вместе развивать мышцы губ – надувание поочерёдное левой и правой щёк, на вдохе втянуть щёки, на выдохе надуть.

Учить работать языком вне рта (упражнения «Часики», «Вкусное варенье»).

Раздел 5

Развитие дыхания и голоса

Развивать физиологическое и фонационное дыхание.

Развивать целенаправленную сильную воздушную струю.

Учить выдыхать с сопротивлением, напряжением, с сомкнутыми губами, с зажимом носа пальцами и частичным выдохом.

Сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку.

Дуть на лежащие, на столе палочки, карандаши, стараясь сдвинуть их с места.

Дуть на шарики разного веса; на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазике; задувать на резком (быстром) и длительном выдохе пламя свечи; поддерживать в воздухе пушинку или маленький кусочек ваты; дуть в дудочку, свистульку, играть на детском кларнете; надувать и пускать мыльные пузыри.

Учить медленно, надувать щёки до сильного натяжения и медленно сдувать их.

Учить вырабатывать навыки ротового и носового дыхания.

Учить элементарным навыкам массажа звуковой волной воздуха.

Воспитывать правильное речевое дыхание и длительный речевой выдох на материале гласных и их слияний.

Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи на материале звукоподражаний.

Развивать силу и динамику голоса при произнесении и пропевании гласных звуков А, О, У, И и их слиянии с согласными звуками М, М’, П, П’, Б, Б’, В, В’, Ф, Ф’, Д, Д’, Н, Н’, К, К’, Г, Г’, Х, Х’; звукоподражания с перечисленными звуками (му-му, ме-ме, пиф-пиф, бум-бум, бе-бе, ав-ав, ду-ду, динь-динь, ту-ту, тук-тук, тень-тень, но-но, ням-ням, гав-гав, ко-ко, ку-ку, га-га, ха-ха, хи-хи).

Раздел 6

Развитие общей моторики

Развивать мышцы шеи.

Развивать мышцы плечевого пояса.

Учить бросать мяч одной и двумя руками в разные направления, стараясь попадать в горизонтальную цель.

Учить касаться указательным пальцем правой и левой рукой (по очереди) кончика носа с закрытыми глазами.

Учить движению в заданном темпе.

Укреплять и развивать мышцы туловища.

Обучать детей катанию мяча.

Упражнять в подлезании под шнур, под дугу на коленях и ладонях.

Учить вращать руками в одноименную сторону, описывая круги неправильной формы.

Учить подниматься и спускаться с лестницы, перешагивать небольшие препятствия (высотой до 20см) приставным шагом.

Обучать ребёнка выполнять целенаправленное действие, ориентируясь на сочетание жеста и словесной инструкции.

Учить спрыгивать с предмета высотой 10-15см, приземляясь на обе ноги.

Учить прыгать на двух ногах, одновременно отделяя от земли обе ноги (высота прыжка не учитывается).

Учить удерживать равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу.

Учить стоять на пальцах ног («на цыпочках»).

Учить прыгать попеременно на правой и левой ноге.

Формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показывая их взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать).

Учить ходить и бегать на носках тихо, высоко и низко поднимая ноги, прямым галопом.

Учить кататься на трёхколёсном велосипеде, перебирая по полу ногами.

Учить выполнять движения с речевым сопровождением.

Развивать функции равновесия в процессе ходьбы, бега.

Формировать правильную осанку.

Учить притопывать одной ногой.

Развивать статическую координацию движений и выносливость.

Учить ориентироваться в пространстве, соблюдать дистанцию при ходьбе, беге.

Учить изменять направление движения.

Учить выполнять серию из двух движений по памяти, обогащать двигательный опыт детей.

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Развивать мелкую моторику в упражнении с дидактическими игрушками (кубиками, матрешками, пирамидками, вкладышами, мозаиками).

Выполнять пальчиковые упражнения сопровождаемые словом в соответствующей последовательности.

Развивать точность, координированность, плавность, переключаемость общих и мелких движений с использованием разных мелких игрушек, предметов.

Развивать силу и гибкость кистей рук.

Обучать составлению узоров и фигур из палочек, мозаики, геометрических фигур по образцу. Закрепить навыки работы ведущей рукой в направлении слева направо.

Обучать детей проведению карандашом и кистью длинных и коротких линий, штрихов, точек, мазков; срисовывать «круг», «крест».

Обучать раскатыванию «колбасок» и «шариков» из пластилина; ловко складывать и доставать мелкие предметы из ящиков, бутылочек; собирать 4-6 формочек, вкладывая меньшую в большую; пользоваться детскими ножницами.

Учить сжимать пальцы в кулак, загибать каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («пальчики прячутся», соединять пальцы одной руки с пальцами другой.

Раздел 7

Развитие звуковой стороны речи

1период

Развивать эмоционально- выразительные жесты и мимику на основе подражательной деятельности.

Развивать подражание речевым звукам.

Формировать и развивать навык воспроизведения гласных звуков У, А, О, И вслед за взрослым с постоянной и различной громкостью.

Формировать навык воспроизведения данных гласных звуков по называнию взрослым символа звучания: «У» – воет волк, «А» - девочка качает куклу, «О» - у мальчика болит зуб, «И» – кричит ослик.

Обучать длительному и краткому произношению гласных звуков У, А, О, И.

Формировать элементарные артикуляторные навыки.

Развивать интонационную выразительность речи, модуляцию голоса на материале звукоподражаний.

Добиваться от каждого ребёнка умения длительно произносить звук [Ф] на одном выдохе или многократно произносить звук [П] на одном выдохе.

2 период

Развивать речевое подражание на базе гласных звуков У, А, О, И, их слияний. Развивать умение протягивать гласные звуки с различной громкостью по подражанию и по инструкции.

Уточнять произношение простых согласных звуков: В,Ф, М, П, Б, Д, Т, Н – в открытых слогах и словах с ними.

Развивать способность к звукоподражанию в различных играх. Способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесение звукоподражаний громко - тихо, тоненьким голосом.

Воспитывать силу, высоту и выразительность голоса.

3 период

Продолжать развивать речевое подражание на базе гласных звуков У, А, О, И их слияний; умение протягивать гласные звуки с различной громкостью по подражанию и по инструкции.

Уточнять произношение простых согласных звуков: Н, Г, К, Х – в открытых слогах и словах с ними.

Развивать способность к звукоподражанию в различных играх.

Раздел 8

Формирование речевого слуха и фонематического восприятия

Обучать умению узнавать по голосу своих родных и близких людей.

Развивать остроту слуха с использованием шёпотной речи.

Учить дифференцировать на слух слова-антонимы и реагировать на речевые сигналы («Принеси большой мячик», «Принеси маленький мячик»; высоко-низко, много-мало).

Развивать понимание словесных инструкций, учить выполнять просьбы и поручения, не сопровождаемые жестами (дай, возьми, положи, принеси, подойди туда-то, открой, закрой, подними).

Запоминать и выполнять 1-2 словесные инструкции по перемещению предметов («Подойди к маме и отдай машинку»).

Приучать слушать и понимать короткий художественный текст, активно реагировать на его содержание.

Учить правильно соотносить слово с изображением предмета, игрушки.

Учить понимать инструкцию и адекватно использовать жесты (ребенок дополняет незаконченное предложение соответствующей картинкой, подняв ее вверх: «По дороге едет… МАШИНА»).

Развивать речевое внимание при восприятии тихой и громкой речи взрослых.

Учить повторять сочетание звуков и слогов:

А, У, О, И;

А-У, А-И, О-А;

А-О-У, А-У-И, ТА, ПА, МА, НА, СА, ТА-ТА, ТА-ТА, ПА-ПА-ПА,

ТА-МА-СА, ТА-ТА-ПА….

Учить повторять слова, сочетания слов и небольших предложений без зрительной опоры (ребёнок стоит спиной к говорящему).

Раздел 9

Формирование начального детского лексикона

Развитие импрессивного словаря

1период

Формировать умения вслушиваться в речь, понимать её содержание, сосредотачиваться, накапливать пассивный словарь.

Закреплять понимание слов, соответствующих лексическим темам данного периода. Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.

Обучать пониманию обобщающих слов: игрушки, туалетные принадлежности, обувь, одежда.

Уточнять понимание личных местоимений (я, ты, он, она, мы, вы, притяжательных местоимений (мой, наш, притяжательных прилагательных (такой же, такие же).

Обучать пониманию наречий, выражающих пространственные отношения (ВВЕРХУ, ВНИЗУ).

Обучать пониманию вопросов «Где?», «Куда?», «Откуда?», «На чём?». Для выяснения местонахождения предметов («Покажи, куда Оля положила куклу? Что? Кого? У кого? Чем?»).

Учить понимать рассказ о событиях, которых не было в его личном опыте («Осторожно, ты можешь обжечься!»).

2период

Расширять объём понимания обращённой речи, накапливать пассивный словарь с опорой на понимание предметных действий.

Продолжать развивать пассивный словарь существительных, прилагательных, глаголов, наречий в рамках лексических тем.

Обучать детей узнавать предметы и объекты по их назначению и по словесному описанию.

Обучать пониманию обобщающих понятий: птицы, животные, туалетные принадлежности, на чем ездят.

Продолжать уточнять, понимать личные местоимения (Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ).

Обучать различению глаголов и прилагательных, противоположных по значению (надевать, снимать, одевать, раздевать, большой, маленький).

Продолжать обучать пониманию наречий (здесь, вот, тут, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко) и предметов (на, под, в, выражающих пространственные отношения.

Развивать понимание грамматических форм речи:

• единственного и множественного числа существительных мужского рода (стакан – стаканы, чайник – чайники);

• единственного и множественного числа существительных женского рода (чашка – чашки, кастрюля – кастрюли);

• глаголов единственного и множественного числа настоящего времени (ест – едят).

Обучать пониманию вопросов (Покажи кто? Покажи где) по сюжетной и предметным картинкам, вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой.

Формировать умение понимать и выполнять 1-2 ступенчатые инструкции в определённой последовательности без предмета, а потом с предметами.

3 период

Продолжать работу по расширению пассивного словаря существительных и глаголов, прилагательных, наречий в рамках лексических тем.

Закреплять понимание обобщающих понятий (по лексическим темам данного периода).

Закреплять дифференциацию глаголов единственного и множественного числа, возвратных и невозвратных глаголов, глаголов прошедшего времени по родам.

Закреплять дифференциацию глаголов и прилагательных (надеть – снять, завязать – развязать, хороший – плохой, сладкий – кислый, противоположных по значению.

Обучать пониманию падежных окончаний существительных (И. п., В. п., Р. п.).

Закреплять понимание пространственных отношений предметов, выраженных предлогами и наречиями (НА, ПОД, ЗДЕСЬ, ВВЕРХУ, ВНИЗУ, ДАЛЕКО, БЛИЗКО, ВЫСОКО, НИЗКО).

Развивать понимание грамматических форм речи (согласование существительного с глаголом в роде и числе именительного падежа; существительного с прилагательным в роде, числе, именительного падежа, существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами; предложно – падежных конструкций с предлогами НА, ПОД, ЗА.

Продолжать работать над пониманием вопросов к предметной и сюжетной картинке.

Учить понимать небольшой рассказ, сказку, который сопровождается иллюстрациями.

Работать над пониманием вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой.

Развитие экспрессивного словаря

1 период

Вызывать потребность подражать действию и слову взрослого.

Побуждать воспроизводить междометия («Ой!», «Ай!», «Ох!», «Ух!»).

Вызывать аморфные слова (подражать крикам, пискам животных и птиц, подражать музыкальным игрушкам, эмоциональным восклицаниям).

Вызывать речевое подражание, тесно связанное с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией: играя с лошадкой «но-но», кукла плачет «уа-уа»).

Формировать звукослоговую структуру слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в односложных словах типа: кот, вот, тут, на, дай.

Учить повторению за взрослым слов, обозначающих близких ребенку людей (мама, папа, баба, дядя, тетя, ляля).

Учить отвечать на поставленный вопрос, одним словом.

Формировать умения называть игрушки, знакомые предметы.

Вводить в речь личные местоимения (я, он, она).

Учить выражать свои желания в повелительной форме глагола единственного числа («Дай пить»).

2 период

Формировать умения называть имена лиц близких ребенку взрослых и детей, имена собственные (мама, папа, баба, Ната).

Формировать номинативный и предикативный словарь по изучаемым лексическим темам («Зимние сказки», «Птицы на нашем участке», «Зимние забавы», «Новый год», «Животные в лесу», «Домашние птицы», «Животные рядом с нами», «Туалетные принадлежности»).

Активизировать в речи личные местоимения (Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНИ, МЫ).

Активизировать в речи указательные наречия (ВОТ, ТУТ).

Формировать двусловные предложения с использованием простейших грамматических форм слова («Вот киса»).

Формировать звукослоговую структуру слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно- ритмического рисунка в двусложных словах типа ДИМА, КОЛЯ, ИЩИ и односложных словах с закрытым слогом типа МАК, КОТ.

Продолжить работу по договариванию фраз, начатых логопедом, со зрительной опорой.

Обучать детей давать команды (игрушкам, товарищам, употребляя глаголы единственного числа повелительного наклонения («Иди», «Лови»).

Побуждать детей использовать одни и те же слова в разных грамматических формах:

- употреблять именительный и винительный падежи («Это утка», «Дай утку»);

- объединять в одном предложении два слова: обращение+глагол повелительного наклонения 2 лица единственного числа («Спи, Ляля», «Катя, иди»).

3 период

Расширять, уточнять и активизировать номинативный и предикативный словарь по изучаемым лексическим темам: «Мамин праздник», «Профессии наших мам», «Мебель», «Дикие животные», «Продукты питания», «Посуда», «Первые цветы», «Лето».

Формировать атрибутивный словарь, вводить в речь прилагательные, обозначающие цвет (красный, синий, желтый, зеленый, свойства (сладкий, кислый, горячий, холодный, величину (большой, маленький).

Уточнять и активизировать в речи личные и притяжательные местоимения.

Обогащать активный словарь наречиями, обозначающими местонахождение предметов (ВОТ, ЗДЕСЬ, ТУТ, ТАМ, количество (МНОГО, МАЛО, оценку действий (ХОРОШО, ПЛОХО, ощущения (ТЕПЛО, ХОЛОДНО, ВКУСНО).

Обучать ответам на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинкам: Кто (что) это? Что (он, она) делает? («Это девочка. Она сидит»).

Учить называть предметы к названным действиям (Стоит кто? Что? Мама, папа, кошка, стул).

Формировать умение употреблять возрастную форму глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени (мальчик моется, катается, одевается).

Формировать умение заучивать небольшие потешки, стишки с опорой на картинки в сопряженной речи.

Структура занятия по формированию начального детского лексикона

1. Организационный момент.

2. Формирование речи детей во взаимосвязи с развитием познавательных процессов.

3. Развитие мелкой и общей моторики

4. Упражнения на формирование лексико-грамматических средств языка.

5. формирование произносительных навыков.

6. Упражнение на вызывание потребности в вербальном высказывании.

7. игры на развитие зрительной координации и соматопространственной ориентации.

8. Итог.

Структура занятия по формированию произносительной стороны речи.

1. Организационный момент.

2. Формирование психических функций через развитие слухового и зрительного внимания.

3. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков.

4. Упражнения на развитие дыхания.

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. упражнение на звукоподражание.

7. Итог.

Список литературы

1. Будённая Т. В. Логопедическая гимнастика. - СПб. : Детство-Пресс, 2001.

2. Ванюхина Г. А. Принцип языкового филогенеза в организации артикуляционных игр младших дошкольников // «Логопед» № 4, 2005.

3. Волкова Г. А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб. : Детство – Пресс, 2003.

4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М. : Просвещение, 1985.

5. Гербова В. В. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе. - М. ,2002.

6. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребёнок не говорит? - М. ,2004.

7. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М., 2005.

8. Гулеева А. О. Перспективное планирование коррекционно – развивающей работы логопеда в группе для детей раннего возраста// «Дошкольная педагогика». Январь – февраль 2005.

9. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. СПб. : Речь, 2004.

10. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сост. : Балобанова В. П, Воробей Т. Т, Нищева Н. В., Детство – Пресс, 2000.

11. Елецкая О. В., Варенища Е. Ю. День за днём говорим и растём. - М. ,2005.

12. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. - Екатеринбург, 2003.

13. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. - М. : Мозаика-синтез,2005.

14. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями. Сост. : Гаркуша. 1999, Центр Гуманитарный литературы «РОН» В. Секачёв. - М., 2001.

15. Кузнецова Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжёлыми нарушениями речи. – М. : Гном и Д, 2002.

16. Логопедия. / Под ред. Волковой Л. С. - М. : Просвещение 1989.

17. Маханева М. Д., Рензикова С. В. Игровые задания с детьми от 1 до 3 лет. - М. ,2005.

18. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М. : Просвещение, 1991.

19. Миронова С. А. Основные требования к отбору и построению содержания обучения детей с недоразвитием речи // «Дошкольное воспитание» : № 6, 1985 стр. 23

№ 7, 1985 стр. 26

№ 8, 1985 стр. 36

№ 9, 1985 стр. 30

№ 10, 1985 стр. 32

№ 11, 1985 стр. 25

№ 12, 1985 стр. 26

№ 1, 1986 стр. 18

20. Нестерова Т. В. К вопросу о формировании наглядно – образного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи // «Логопед в детском саду» №3, 2004 стр. 22.

21. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. : Детство – Пресс, 2003.

22. Нищева Н. В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. - СПб. : Детство-Пресс, 2004.

23. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. - СПб. : Детство – Пресс, 2006.

24. Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и задания по развитию речи. - М. : Школьная Пресс, 2005.

25. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию. - М. : Просвещение, 1983.

26. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – РнД. : Феникс, 2002.

27. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. Васильевой М. А. Министерство просвещения РСФСР, 1987.

28. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. - М., 1998.

29. Сажина С. Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. - М., 2002.

30. Севастьянова Е. О. Дружная семейка. - М., 2005.

31. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. - М., 2005.

32. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы. СанПин 2.4.1.1249-03. Гигиена детей и подростков. - СПб., 2003.

33. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М., 2004.

34. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей.

- М., 1993.

35. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. - М. : Просвещение, 1989.

Публикации по теме:

Моделирование, как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта "Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.

Упражнения на мячахУпражнения на мячах Наше дошкольное образовательное учреждение имеет коррекционную направленность, его посещают дети с патологией речи (в частности, с общим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа коррекционно–развивающей работы с детьми первой младшей группы с задержкой речевого развития
Опубликовано: 24 ноября 2012 в 16:29
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД