Получи документы

Программа коррекционной работы с застенчивыми и тревожными детьми (4 фото)

Екатерина Авдонина
Программа коррекционной работы с застенчивыми и тревожными детьми

Представляю вашему вниманию свою разработку по борьбе с детской тревожностью и застенчивостью. Не претендую на открытие новых методов - в основном все методики, использованные мной, давно и хорошо всем известны. Я только совместила их так, как мне на практике показалось наиболее удобно и действенно. Буду рада вашим комментариям.

Программа коррекционной работы с застенчивыми и тревожными детьми.

Публикация «Программа коррекционной работы с застенчивыми и тревожными детьми» размещена в разделах

Цель программы: снизить общий уровень тревоги у детей.

Задачи программы:

Программа коррекционной работы с застенчивыми и тревожными детьми

1. снизить уровень тревоги;

2. повысить самооценку ребенка;

3. помочь понять свою индивидуальность;

4. расширить знания детей о эмоциях.

Методы работы: пескотерапия, сказкотерапия, релаксационные методики, психогимнастика.

Материалы: пальчиковые краски, бумага формата А1 и А3, фланелеграф, набор «эмоции», песочница с кварцевым песком, набор музыкальных композиций, «волшебная свеча», клубок, световые приборы, фольга, вата, набор мини-фигурок.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Под тревожностью, как психологической особенностью человека, психологи подразумевают склонность к частому переживанию беспричинного страха, эмоциональных состояний, характерных для ситуаций неопределенной опасности, неблагополучного развития каких-либо событий. В силу того, что тревожный ребенок испытывает постоянное чувство страха перед неизвестностью, часто находится в состоянии ожидания неудач, он очень редко проявляет инициативу. Как правило, тревожные дети не уверены в себе. Самооценка таких детей характеризуется неустойчивостью и чаще бывает заниженной. Тревожные дети исполнительны, послушны и ответственны. Такие детки ведут себя примерно, стараясь точно выполнять требования взрослых.

Перед началом работы необходимо провести индивидуальную диагностику уровня тревожности с помощью проективного рисуночного теста «Человек». После окончания всего блока занятий проводится повторный тест для сравнения результатов.

На первом этапе занятия с детками проводятся индивидуально для установления контакта и восприятия занятий в позитивном ключе. Как именно будут проходить первые занятия зависит от конкретного ребенка, это может быть рисование, работа в песочнице, релаксация под музыку. Когда контакт установлен можно объединять детей в группы по 5-6 человек и приступать ко II блоку занятий.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет.

I БЛОК – РАССЛАБЛЕНИЕ

Все занятия строятся и проводятся по единой схеме.

1. Приветствие;

2. Релаксационные техники под музыку серии «Звуки природы»;

3. Миорелаксация;

4. Закрепление;

5. Прощание.

Продолжительность занятий первого блока зависит от поведения ребенка. Кому-то будет достаточно 4х занятий, кому-то не хватит и 7ми. Для последних рекомендовано продолжение индивидуальных занятий и сочетание их с групповыми.

ЗАНЯТИЕ 1 «Знакомство»

1. Приветствие. У нас используется клубок.

2. Песочница. Происходит знакомство с песком, обсуждение ощущений от работы. Используются упражнения: пересыпание, хождение «человечком», «паучком» на пяти пальцах, рисование узоров и т. п. После этого включается релаксационная музыка из серии «Звуки природы» и ребенку предлагается набор миниатюрных игрушек. Ребенок проигрывает в песочнице сюжет, который сам захочет. Психолог находится рядом, поддерживает ребенка, направляет игру, но воздействие должно быть минимальным. Основная задача на данном этапе – понять проблему ребенка и поискать возможные пути ее решения. Игра заканчивается релаксационным дыханием (глубокие вдох и выдох).

3. Закрепление: обсуждение с ребенком что было интересного, что понравилось, что показалось тяжело.

4. Прощание. Подведение положительных результатов звнятия, похвала ребенка и ритуал «выхода».

ЗАНЯТИЕ 2 «Раскрытие 1»

1. Приветствие.

2. Рисование красками: на большом листе бумаги (формат А3) ребенок пальцами ставит точки (можно предложить на выбор Люшеровские цвета – это будет являться дополнительной диагностикой эмоционального состояния.) Можно печатать ладошки, делать узоры разными цветами, соединять точки в рисунки и т. п.

3. Закрепление.

4. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 3 «Раскрытие 2»

1. Приветствие.

2. Песок. Ребенок с помощью фигурок разыгрывает свой сюжет. На этом этапе важно сравнить с первой игрой (сюжет, основа, герои) нет ли застревания ребенка на каком-то моменте, идут ли внутриличностные изменения. Роль психолога – наблюдать и поддерживать, предлагать ненавязчиво положительные выходы из проблемных ситуаций.

3. Миорелаксация. Ребенок лежит на ковре на спине, свет в кабинете приглушен, возможно использование релаксационного освещения. Используются упражнения из «Психогимнастики» М. И. Чистяковой «Шарики» и «Ветерок».

4. Закрепление.

5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 4 «Раскрытие 3»

1. Приветствие.

2. Куклотерапия. Совместное с психологом создание из фольги куклы-ребенка. Сочинение и разыгрывание проблемной ситуации в зависимости от особенностей ребенка.

3. Миорелаксация. Этюды «На берегу моря», «Игра с песком», «Лицо загорает», «Сон на берегу моря».

4. Закрепление.

5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 5 «Радость»

1. Приветствие.

2. Рисование красками «Одуванчики». Ребенок на затонированном в зеленый цвет листе формата А3 клеит кусочками вату и потом раскрашивает ее пальчиковыми красками в желтый цвет. В конце работы необходимо подвести ребенка к мысли о радостном настроении картины и о радости вообще.

3. Беседа о радости. Упражнения «Я радуюсь, когда…», «Моя мама радуется, когда…», «Что я могу сделать, если мне грустно?».

4. Закрепление.

5. Прощание.

Для последующих занятий можно выбрать любую программу эмоционально-личностного развития детей. Я для своих занятий придумала следующее:

II БЛОК – ЗНАКОМСТВО С ЭМОЦИЯМИ

ЗАНЯТИЕ 1. ВВОДНОЕ. РАДОСТЬ.

1. Приветствие. На этом этапе мы ввели новый ритуал входа – передача «волшебной свечи». Дети по кругу передают свечу, называют свои имена. Когда свеча возвращается к психологу все вместе дуют в нее и она «загорается».

2. Введение в сказку. Волшебная свеча переносит детей с страну гномов. Существует пять гномов: Радость, Грусть, Страх, Злость, Удивление. У каждого гнома свой цвет: Радость желтого цвета, Грусть – синего, Страх – черного, Гнев – красного, а Удивление – фиолетового. Детям рассказывается сказка:

«Где-то на краю земли находится волшебная Страна Гномов! В ней живут пять гномов, они постоянно ссорятся между собой кто из них главнее и важнее. Мы с вами оказались здесь по просьбе главной волшебницы этой страны – феи Радуги. Вот ее дворец. Ей настолько надоели постоянные ссоры гномов, что у нее ужасно разболелась голова. Вот она и позвала нас, чтобы мы их помирили. Мы с вами по очереди познакомимся с каждым гномом, подружимся с ним. И когда мы дойдем до дворца Радуги мы соберем всех гномов вместе и, будем надеяться, что они подружатся! Итак, в путь!»

3. Знакомство с Радостью.

Детям демонстрируется фигурка желтого гномика, рассказывается о радости, какое это хорошее и теплое чувство. Потом дети рисуют символ радости – яркое солнце. Для этого используются отпечатки ладошек детей.

4. Психогимнастика. Этюд «Два клоуна».

5. Закрепление.

6. Прощание. Все вместе дуем на волшебную свечу и она «гаснет».

ЗАНЯТИЕ 2. ГРУСТЬ.

1. Приветствие.

2. Знакомство с Грустью. Показывается фигурка, рассказывается о грусти, какие символы можно использовать для этого гнома, беседа «Когда мне бывает грустно». После этого синей манкой (заранее смешанной с синей гуашью и высушенной) рисуется туча, из которой идет дождик. Части тучи и дождинок мажутся клеем ПВА и посыпаются манкой.

3. Психогимнастика. Этюд «Стрекоза замерзла».

4. Закрепление.

5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 3. СТРАХ.

1. Приветствие.

2. Знакомство со Страхом. Проводится беседа о страхе, обдумывается символ, потом ответы детей на вопрос «Я боюсь, когда…», обсуждение что можно сделать, чтобы не бояться. После этого дети рисуют свои страхи и потом пытаются так изменить их, чтобы они стали «нестрашные».

3. Психогимнастика. Этюд «Ночные звуки».

4. Расслабление. Релаксационное упражнение «На лесной опушке». Дети спокойно лежат на ковре, закрыв глаза, и слушают психолога и музыку.

5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 4. УДИВЛЕНИЕ.

1. Приветствие.

2. Знакомство с Удивлением. Демонстрируется фигурка Удивления, проводится беседа об этой эмоции, дети вспоминают какой-нибудь эпизод из жизни, когда они очень сильно удивились. Обдумывается символ удивления. После этого на лист формата А3 наклеиваются кусочки цветной бумаги в форме вопросительного знака.

3. Психогимнастика. Этюд «Вожатый удивился».

4. Закрепление.

5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 5. ГНЕВ.

1. Приветствие.

2. Знакомство с Гневом. Показывается фигурка, рассказывается о гневе, какие символы можно использовать для этого гнома, беседы «Когда я злюсь», «Когда злятся на меня». Обсуждается символ грусти. Рисование зубастой пасти красками.

3. Психогимнастика. Этюд «Разъяренная медведица». Важно, чтобы ребенок попробовал себя и в роли медведицы и в роли ребенка. Обсуждение.

4. Релаксация. «На берегу моря». Дети отдыхают под спокойную музыку с шумом моря.

5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 6. ДРУЖБА.

1. Приветствие.

2. Введение: «Вот теперь мы, ребята, знаем всех гномов-волшебников. Мы с каждым из них познакомились, пообщались и подружились. Мы с вами узнали, что каждый гномик для чего-то нужен, без них мы не могли бы быть самими собой. Да только вот беда: гномы-то между собой не дружат! Что же нам придумать, чтобы их подружить? (ответы детей) Ой, как интересно! Сколько всего вы предложили! Замечательно! Сразу видно, что вам очень хочется установить мир и покой в волшебной стране. Давайте мы с вами попробуем собрать всех гномов вместе!»

3. Этюды на переключение эмоционального состояния.

Радость – страх – радость. Мышонок без спроса выбрался из норки. Как хорошо кругом! Он гуляет, но вдруг увидел огромного кота с острыми зубами. Кот побежал за мышонком. Ой, как страшно! Мышонок в последнюю секунду вбужал в норку, а там мама-мышка!

Печаль – удивление – радость. Медвежонок сидит дома один. Ему грустно: мама ушла, он один и хочет есть. Вдруг открывается дверь и входит Медведица; в лапах у нее большой кусок сыра! Ох и удивился же медвежонок! Откуда она его взяла? А потом так обрадовался!

Гнев – страх – радость. Миша сердит на своего младшего брата – тот сломал Мишину машинку. Миша хочет ударить брата, но тут в комнату вошла мама. Ох и испугался же Миша, ведь мама запрещает ему обижать братишку. Но мама поняла, что младший натворил, немного пожурила обоих и все вместе пошли пить чай.

4. Рисование символа дружбы эмоций – радуги. На листе формата А3 дети по очереди рисуют восковыми мелками радугу.

5. Закрепление.

6. Прощание.

Фото №1 Представляю вашему вниманию свою разработку по борьбе с детской тревожностью и застенчивостью Фото №2 Не претендую на открытие новых методов в основном все методики использованные мной давно и хорошо всем известны Фото №3 Я только совместила их так как мне на практике показалось наиболее удобно и действенно
Публикации по теме:

Использование игр по развитию мелкой моторики в процессе коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста с ОНР Развитие мелкой моторики является одной из наиболее важных частей коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста,.

Интегрированный подход к организации коррекционной работы с детьми Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, педагогическая.

Из опыта коррекционной работы воспитателя Из опыта работы Работа в речевой группе сложна и многообразна, но тем и интересна. Желание достигнуть лучшего результата побуждает меня.

Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией Хорошо известно, что благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Всякая задержка или нарушение речи в ходе развития.

Обобщение опыта работы «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» Маленькие детки - маленькие бедки" - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них.

Отчёт коррекционной работы за первое полугодие Отчёт коррекционной работы за первое полугодие 2012-2013 учебного года с детьми ОНР в группе компенсирующей направленности I года обучения.

Отчёт коррекционной работы за учебный год Отчёт коррекционной работы за 2012-2013 учебный год с детьми ОНР в группе компенсирующей направленности. В старшей подгруппе 3 ребёнка.

Программа работы с одаренными детьми «Музыкальная студия» Принято Утверждаю на педагогическом совете Заведующий МДОУ «Детский Протокол № 1 сад комбинированного вида № 199» «01» сентябрь 2016 г.

Программа работы с гиперактивными детьми. Актуальность: Одна из наиболее часто встречающихся проблем – гиперактивность детей. Как правило, гиперактивный ребёнок гораздо эффективнее.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы c детьми ОНР СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 3 1.1.1. Цели и задачи реализации программы 3 1.1.2. Принципы и подходы к формированию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа коррекционной работы с застенчивыми и тревожными детьми
Опубликовано: 4 сентября 2017 в 13:05
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД