Лучший педагог года

Программа краткой образовательной практики «Елочка и Дед Мороз в технике оригами»

Наталья Чуприна
Программа краткой образовательной практики «Елочка и Дед Мороз в технике оригами»

Аннотация:

Известно, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка ручной умелости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму, ознакомлению с элементарными геометрическими формами, развитию пространственного мышления, художественного восприятия, глазомера, обучению коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости.

Публикация «Программа краткой образовательной практики „Елочка и Дед Мороз в технике оригами“» размещена в разделах

Исходя из вышесказанного, есть все основания рассмотреть технику оригами как самостоятельную педагогическую технологию речевого развития ребёнка - дошкольника. Материал по оригами можно использовать для занятий по развитию речи. Что может быть интереснее, как создать что-то своими руками и рассказать об этом? Яркие образы персонажей дают возможность использовать их для пересказов и рассказов знакомых детьми произведений и сказок, для собственного сочинительства, развивают диалогическую и монологическую речь детей. И что ценно: материал для занятий создан самим ребёнком!

Актуальность:

У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. В основу написания проекта были положены исследования ученых, которые доказали, что техника «оригами» всесторонне развивает личность ребенка дошкольного возраста. Проблема совершенствования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе. Отечественные педагоги: Л. В. Куцакова, Т. И. Тарабарина, Ю. В. Шумаков, Е. Р. Шумакова и зарубежные педагоги М. Кемпбел, Р. Харбин, Э. Кеннвей, А. Иошидзаве, Д. Листар отмечали, что техника оригами имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качеств у детей, в том числе и в развитии речи. В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д. В. Куцаковой, 3. В. Лиштван, Л. В. Пантелеевой и других) посвященных детскому конструктивному творчеству, складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом. Ю. В. Шумаков, Е. Р. Шумакова доказали, что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность. Проанализировав роль «оригами» в совершенствовании мелкой моторики и коррекции речевого развития у детей мы пришли к выводу о необходимости реализации техники «оригами»в подготовительной группе детей дошкольного возраста с общим недоразвития речи.

Проект построен с учетом требований ФГОС ДОпо образовательным областям : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие и реализовывается в различных видах детской деятельности. Проведение КОП на эту тему может быть актуально к праздникам (Новый год, рождество). Техника оригами помогает расширить умения и навыки детей в создании оригинальных индивидуальных открыток.

Цель проекта:

• Развитие творческих способностей, логического мышления, мелкой моторики, художественного вкуса. Развитие мелкой моторики и коррекция речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи, в процессе овладения приемами техники оригами.

Задачи проекта:

Обучающие:

•Продолжать знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

• Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.

• Отрабатывать различные приемы работы с бумагой.

• Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Коррекционные:

• Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.

• Совершенствовать грамматический строй речи (закреплять разнообразные грамматические категории).

• Обогащать, активизировать словарь по разным лексическим темам.

Развивающие:

• Развивать художественный вкус, воображение, творческие способности детей.

• Развивать у детей умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам, схемам.

• Развивать познавательную и регулирующую функции речи.

• Развивать диалогическую и монологическую речь.

• Развивать согласованность движений пальцев рук с речью.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к искусству оригами.

• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

• Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.

Принципы реализации проекта.

1. Принцип занимательности. Предполагает, что изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, тем самым мотивируя детей к выполнению новых заданий.

4. Принцип доступности (методы обучения соответствуют возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей);

5. Принцип последовательности (переход от простого к сложному);

6. Принцип индивидуализации (индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его особенностей).

Методы работы:

• Методы, в основе которых лежит способ организации совместной деятельности:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, художественное слово); - наглядный (использование ИКТ, презентации, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

• Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно – иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-репродуктивный метод – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-частично– поисковый метод- участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с воспитателем;

-метод проблемного изложения (воспитатель ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения).

В работе с детьми используются следующие приемы:

• мотивация к выполнению (оформление для группы, детского сада, участие в выставке, подарки к празднику);

• обсуждение правил, пользования орудием труда, например тема беседы «Как работать безопасно»;

• комментирование способа выполнения действий, позволяет развивать логическое мышление;

• совместные действия (или «пассивные, рука ребенка в руке педагога;

• художественное слово, использование, как стихотворений, так и загадок;

• использование компьютерных презентаций, флеш-игр;

• использование игр-драматизаций;

• использование макетов;

• вопросы к детям;

• выполнение работы небольшими частями;

• использование музыки;

• физкультурно-оздоровительные паузы;

• приемы самоорганизации, самооценивания и взаимопроверки.

Образовательная область : познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Необходимые ресурсы.

Материально-технические : разноцветная двухсторонняя бумага ножницы, клей, фломастеры, магнитофон, пооперационные карты для складывания базовых форм и поделок, предметно-развивающая среда группового помещения, театральная студия (для обыгрывания поделок, использование мультимедиа.

Информационные: методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры с конструктором, театрализованные игры. Картотека сценариев сказок.

Финансовые: приобретение комплектов разноцветной двухсторонней бумаги «Радуга», ножницы, клей, фломастеры.

Количество занятий: 4 занятия по 30 минут.

Возраст: 6-7 лет

Количество участников:8-10 детей.

Срок реализации проекта: декабрь.

В проекте выделены три этапа:

Первый - подготовительный

Содержание подготовительного этапа

1. Просмотр презентации «Откуда появилась бумага».

2. Подбор иллюстраций с изображением моделей оригами.

3. Консультации на тему «Конструктивная деятельность».

4. Просмотр презентации мультимедиа «Базовые формы оригами».

5. Совместная работа по изготовлению образцов поделок оригами.

6. Беседы «Оригами. История появления и развития», «Бумага, разновидности».

Беседы об истории возникновения техники оригами, значении для детей старшего дошкольного возраста

7. Диагностика детей.

Второй этап – основной.

1. Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами.

2. Знакомство с техникой изготовления оригами

3. Сотрудничество с библиотекой в помощи с методической литературой.

4. Занятия по конструированию из бумаги (оригами) :

Базовая форма «квадрат», «двойной квадрат», «книжка», «дверь», «дом»,

«треугольник», «блин», «воздушный змей», «бомбочка», «рыба», «катамаран», «лягушка», «птица».

И производные от этих форм поделки.

1. Дидактические игры: «Квадрат – треугольник», «Плиточник», «Составь узор», «Калейдоскоп» ( знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ;

2. Для сюжетно-ролевых игр: колечки, кошельки. Игра «найди такой же» на закрепление геометрических форм.

3. Оформление коллективных работ (интеграция по рисованию, аппликации, познание.

4. Изготовление в технике оригами героев сказок.

5. Организация выставки «Мои поделки по оригами».

Третий этап – итоговый.

Цель этого этапа – контроль и диагностика результатов реализации системы педагогической работы по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

1. У детей имеется представление о том, что оригами это искусство складывания различных фигур из бумаги.

2. Дети соотносят наглядные символы (показ) со словесными (объяснениями, умеют следовать устным инструкциям, пользоваться пооперационными карточками; владеют различными приемами работы с бумагой.

3. Дети проявляют творчество в художественном оформлении работ, применяют в оригамной композиции другие художественные материалы и техники (аппликация, коллаж, графика); проявляют уверенность в своих силах и способностях; проявляется художественный вкус.

4. Родители информированы об искусстве оригами, осознают эффективность данной технологии в развитии ребенка, создают необходимые условия для самостоятельной деятельности ребенка в технике оригами, принимают участие при создании совместных детско-родительских композициях.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Проект краткосрочный, рассчитан на один месяц.

Проект планируется использовать не только один месяц Наиболее целесообразно проведение проекта в течение одного года – с целью более глубокого и всестороннего охвата данной проблемы. Ведь только тогда результаты будут более эффективными, когда ребенок проходит все ступени. Привлечение внимания педагогических работников к данной проблеме.

Используемая литература:

1. Агапова, И. А. «100 лучших оригами для детей».

2. Жихарева, О. М. «Оригами для дошкольников».

3. "Коробочка идей и мастер-классов". Образовательный портал https://podelki-doma.ru/podelki/iz-bumagi/ded-moroz-iz-bumagi origami#ixzz5ZkrQNku6

Публикации по теме:

Мастер-класс по изготовлению поделки «Чудо-елочка» в технике «оригами»Мастер-класс по изготовлению поделки «Чудо-елочка» в технике «оригами» «У серебряной дорожки, Лишь наступит Новый год, На высокой тонкой ножке Чудо-ёлочка встаёт» (А. Кузнецова). Для изготовления поделки.

«И Дед Мороз приходит!» Мастер-класс по изготовлению поделки в технике «оригами»«И Дед Мороз приходит!» Мастер-класс по изготовлению поделки в технике «оригами» «Кричим мы: «Ёлочка, зажгись!» И Дед Мороз приходит! У ёлочки под Новый год, Он хороводы водит!» Для изготовления поделки надо приготовить.

Дед Мороз в технике оригами для оформления детских коллективных работ, стенгазет. Мастер-классДед Мороз в технике оригами для оформления детских коллективных работ, стенгазет. Мастер-класс Дед Мороз в технике оригами для оформления коллективных работ, стенгазет. Мастер-класс Необходимые материалы и инструменты: • Цветная.

Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей»Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей» Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством.

Еще один Дедушка Мороз в технике оригами для оформления детских работ и стенгазет. Мастер-классЕще один Дедушка Мороз в технике оригами для оформления детских работ и стенгазет. Мастер-класс Еще один Дедушка Мороз в технике оригами для оформление детских работ и стенгазет. Мастер-класс Необходимые материалы и инструменты:.

Мастер-класс по аппликации в технике оригами «Дед Мороз»Мастер-класс по аппликации в технике оригами «Дед Мороз» Добрый день! Сегодня я поделюсь тем, как сделать аппликацию Деда Мороза в технике оригами. Дети старшего дошкольного возраста без труда.

Мастер-класс. Оригами «Елочка — зеленая иголочка»Мастер-класс. Оригами «Елочка — зеленая иголочка» Данный мастер-класс будет полезен воспитателям старших дошкольников. Эта елочка проста в изготовлении. Зелёная тётка оделась в иголки,.

Мастер-класс «Уголок краткой информации»Мастер-класс «Уголок краткой информации» Мастер – класс «Уголок краткой информации».Работая над проектом «Огород на подоконнике» мы столкнулись с недостатком времени. Поэтому решили.

Программа кружка оригами «Бумажные фантазии» для средней группы Дополнительная образовательная программа кружка оригами «Бумажные фантазии» Пояснительная записка Искусство оригами известно с давних.

Программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей» для детей 4–5 летПрограмма по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей» для детей 4–5 лет Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа краткой образовательной практики «Елочка и Дед Мороз в технике оригами»
Опубликовано: 1 февраля 2020 в 21:02
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД