Папки-передвижки

Программа кружка «Маленькие космонавты»

Ирина Глущенко
Программа кружка «Маленькие космонавты»

Актуальность.

Человек стремиться вырваться за пределы Земли. «Колыбелью разума» назвал Циолковский нашу планету. И тут же добавил: «Но нельзя вечно жить в колыбели!»

Человек стремиться покинуть «колыбель», чтобы стать властелином Вселенной, сделать космос местом жизни, рабочей площадкой.

Публикация «Программа кружка „Маленькие космонавты“» размещена в разделах

Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение, т. к. им продолжать дело, начатое нашими великими предшественниками, внесшими большой вклад в изучение и освоение космоса. Поэтому, работа объединения в этом направлении – это часть патриотического воспитания, формирования чувства гордости за свою страну и достижения ученых и космонавтов.

Новизна.

1. Наряду с взаимодействием ребенка с природными явлениями, ведется знакомство причинно-следственных зависимостей (смена дня и ночи, времен года, связь с космосом) – что дает людям.

2. Экспериментально - исследовательская деятельность детей.

3. Создание условий для творческого развития детей.

4. Комплексность (познавательные занятия с экспериментально-исследовательской деятельностью, с ручным трудом, музыкой, игрой).

5. Совместная деятельность детей с родителями, с детьми других групп.

6. Игровая мотивация.

7. Наглядность.

Цель: расширение и углубление представлений об окружающем мире, о Земле, о роли человека в ее экосистеме.

Задачи дополнительной образовательной программы.

Обучающие:

1). Познакомить детей с некоторыми астрономическими понятиями – «космос», «солнечная система»; с расположением планет в ней;

2). Сформировать у детей элементарные представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания; со сменой дня и ночи, времен года;

Развивающие:

1). Развивать разносторонние творческие способности детей, активизировать фантазию, мышление, воображение;

2). Развивать внимательность наблюдательность, независимость мышления;

3). Создать условия для становления основ экологического сознания у дошкольников.

Воспитательные:

1). Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса;

2). Воспитывать убеждение о ценности коллективного труда для достижения большой цели, в профессионализме людей любой профессии.

Содержание дополнительной образовательной программы.

Раздел I. Земля – наш дом.

Тема 1: Где живет человек.

Дом, улица, город, страна, планета (Земля). Практическая часть. Игра "Кто где живет" (Земля - земляне, Россия - Россияне, город - горожане, на одной улице - соседи, в одной квартире - семья, домочадцы).

Тема 2: Земля - планета, на которой мы живем.

Единственная планета, на которой есть суша и вода, окружена воздушной оболочкой - атмосферой. Есть жизнь.

Практическая часть. Рассматривание глобуса, карт, иллюстраций, Земли - как части солнечной системы. Творческая деятельность детей.

Тема 3: Земля - шар?

Наблюдение мореплавателей, земледельцев. Комплексное занятие "Дочь Солнца" - космическое путешествие вокруг Земли.

Практическая часть (исследовательская деятельность). Сюжетно - ролевая игра "Путешествие", игра "Телескоп", чтение художественной литературы.

Тема 4: Луна - спутник Земли.

Представление о силе притяжения. Расстояние до Луны. Фазы Луны. Почему на Луне видно лицо? Что увидит космонавт, прилетев на луну?

Практическая часть (исследовательская деятельность). Опыты, рассматривание иллюстраций, рисование, игра "Телескоп", чтение художественной литературы.

Тема 5: Земля - космическое чудо.

Земля, как космическое чудо, дарящее все необходимое для жизни, порождающее саму жизнь. Земля из космоса, какой мы ее видим. Вода и суша на планете, экватор.

Позиция "Добрый космос".

Практическая часть. Чтение сказок, легенд о нашей планете, зарисовки, "Уборка Земной территории", игра "Экологический патруль".

Раздел II. Освоение космоса.

Тема 1: "Ракета летит к звездам ".

Космическое занятие по конструированию.

Практическая часть. Сюжетно - ролевая игра "Полет к звездам" - на сделанной ракете.

Тема 2: "Большое космическое путешествие"

Комплексное занятие по развитию элементарных математических представлений. Дети помогают космонавтам, получившим сигнал бедствия с далекой планеты, найти маршрут к этой планете.

Практическая часть. Решение разных примеров и логических задач.

Тема 3: Наш космический корабль.

Комплексное занятие по рисованию. Звездное небо. Ракета в полете.

Практическая часть. Строительная игра "Космодром". Предварительная работа: рассмотреть строение ракеты - кабину космического корабля, ступени, топливные баки, сопла.

Тема 4: Спутники Земли, космические станции.

Работа в космосе на станциях "Салют" и "Мир" нескольких космонавтов. Невесомость, костюмы, пища космонавтов.

Практическая часть. Просмотр на видео мультфильма "Незнайка на Луне" или чтение - Н. Н. Носов "Незнайка на Луне".

Сюжетно - ролевая игра "Будущие космонавты".

Тема 5: Первый космонавт.

Биография Ю. А. Гагарина. Белка и Стрелка. Первый полет на корабле "Восток" - 12 апреля 1961 года вокруг земного шара.

Практическая часть. Рассматривание иллюстраций космических кораблей, корабля "Восток". Знакомство с Ю. А. Гагариным (рассматривание фото, чтение отрывков из книги Ю. А. Гагарина "Вижу Землю".

Тема 6: Исследование планет.

Исследование планет с помощью космических аппаратов. Исследование Земли, Луны естественными спутниками. Знакомство с советским луноходом, управляемым с Земли. Исследование планет: Марса, Венеры, Меркурия, Юпитера, Сатурна и Урана автоматическими межпланетными станциями.

Практическая часть (исследовательская деятельность). Рассматривание иллюстраций, книг, космических кораблей (макеты и игрушки). Наблюдение спутников в небе (вечером). Игры "Космонавты", "Путешествие".

Раздел Ш. Солнечная система.

Тема 1: Солнце и планеты.

Солнце и 9 вращающихся вокруг него планет образуют солнечную систему. Знакомство со всеми 9-ю планетами солнечной системы.

Практическая часть. Игра "Телескоп", математическая игра - "Какая по счету от Солнца планета. ?". Зарисовки, изготовление макетов Солнечной системы. Чтение албанской сказки "Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили".

Тема 2: Солнце. Почему Солнце ярче звезд? Где ночует Солнце?

Чтение стихов, сказок, мифов о Солнце. Значение Солнца для нас, для Земли.

Практическая часть (исследовательская деятельность). Уточнить знания о сменяемости сезонов года на основе опытов с глобусом и настольной лампой. Чтение древнегреческого мифа "Дедал и Икар". Беседы о Солнце. Опыты, наблюдение за Солнцем. Деятельность детей - рисование, аппликация "Солнышко лучистое".

Тема 3: Какие светила называют планетами?

Слово "планета" по-гречески означает "блуждающая". "Блуждающие звезды" - это планеты Солнечной системы, их можно увидеть глазами (5 планет) - Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Движение планет вокруг Солнца.

Практическая часть. Чтение П. О. Клушанцев "О чем рассказал телескоп", рассказ "Что такое планеты?", "Когда люди узнают о планетах побольше?". Рассматривание модели Солнечной системы, иллюстраций.

Тема 4: Наши соседи - Венера и Марс.

Знакомство с планетами. Есть ли жизнь на Марсе. Практическая часть (исследовательская деятельность). "Путешествие на планеты" - изучаем планеты Солнечной системы, беседы, нахождение планет на макетах и картинах, сравнение по величине.

Тема 5: Сравнительная величина Солнца и планет.

Вселенная. Жизнь на Земле.

Практическая часть (исследовательская деятельность). На макетах, на рисунках сравнить планеты, разложить по мере уменьшения, увеличения размера. Закрепить название планет.

Раздел IV. Звездное небо. Зодиак.

Тема 1: Звезды. Падающие звезды.

Звезды - это громадные раскаленные пары. Имена звезд. Почему звезды падают.

Практическая часть. Чтение "Можно ли проткнуть небо?"; сказки про двух медведиц, про звезды; "Как отважный Персей спас красавицу Андромеду"; П. О. Клушанцев "Почему звезды такие красивые" рассказ из книги "О чем рассказал телескоп".

Тема 2: Созвездия.

Рассматривание и нахождение созвездий на карте. Практическая часть. Рисование созвездий по точкам (соединение). Игра "Какое у тебя созвездие". Нахождение знака в лабиринте, на карте, на звездном небе.

Тема 3: Зодиак.

Зодиак - что это такое?

12 названий.

Практическая часть.

Нахождение на звездном небе.

Тема 4: Мой знак зодиака.

Мой знак зодиака - что он означает? Мой цвет, камень, цветок, дерево, моя основная черта характера по гороскопу. Обозначение знака.

Практическая часть. Зарисовка своего знака. Чтение рассказов о знаках зодиака из книги П. О. Клушанцев "О чем рассказал телескоп"

Тема 5: Млечный путь.

Нахождение млечного пути на карте, на картинках, на макете звездного неба. Ориентировка по звездному небу.

Практическая часть. Сказка народов Сибири "Небесный олень". Охотник - Полярная звезда до сих пор гонится за оленем - созвездие "Стожар". Лыжня сделалась млечным путем и по сей день указывает дорогу перелетным птицам.

Раздел V. День и ночь, Зима и Лето.

Тема 1: Суточное движение Земли. День и ночь.

Вращение Земли вокруг своей оси. На освещенной половине Земного шара - день, а на неосвещенной - ночь.

Практическая часть (исследовательская деятельность). Опыт с глобусом и настольной лампой. Беседа и рассматривание детских книг, посвященных астрономии.

Тема 2: Части суток.

Части суток (утро, день, вечер, ночь). Поведение людей, растений, животных в разное время суток.

Практическая часть (исследовательская деятельность). Наблюдение за Солнцем, за комнатным растением "Бабочка", за одуванчиком (утром распускает лепестки, а вечером закрывает).

Тема 3: Движение Земли вокруг Солнца.

Сезонные изменения в природе: погоде, растениях, поведении животных, жизни людей. Освещение Земли Солнцем в разное время года (зима, весна, лето, осень).

Практическая часть (исследовательская деятельность). Опыт с глобусом и настольной лампой, наблюдение за Солнцем: полный оборот вокруг Солнца за год (365 дней). Наблюдения длительные, наблюдение за Солнцем, чтение художественной литературы (загадки, стихи). Изготовление различных игр, муляжей.

Тема 4: Времена года. Сезонные изменения в разных видах деятельности (на занятиях, на прогулках).

Практическая часть: Развивающие игры "Круглый год", "Узнай какое время года?". Рисование времен года. Наблюдения за изменениями в природе.

Публикации по теме:

Детский танец «Таинственный космос» Видео Детский танец "Таинственный космос" (Композицию исполняют дети шести лет). Космос во все времена притягивал людей своей загадочно-таинственной.

День КосмонавтикиДень Космонавтики Более 100 лет назад в городе Калуга жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать за звёздами в телескоп.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Маленькие космонавты»
Опубликовано: 6 февраля 2015 в 18:32
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД