Программа кружка по изобразительной деятельности для старших дошкольников

Ольга Потапова
Программа кружка по изобразительной деятельности для старших дошкольников

Основой содержания программы является: обогащение и систематизация знаний.

Программа кружка по изобразительной деятельности.

Автор: Потапова Ольга Петровна. воспитатель МАДОУ № 15 "Светлячок" г. Салаира Кемеровской области.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой». В. Л. Сухомлинский

Детское творчество – это чудесная и загадочная страна. А помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.

Уже с раннего возраста у ребенка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. В процессе занятия изобразительной деятельностью совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Занятия направлены на развитие у детей творчества. Под творчеством понимается деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения,

Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека.

Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить зависимости – все это в совокупности и составляют творческие способности. Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать, целостно воспринимать мир. Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины или пластилина, бумаги.

Реализация дополнительной образовательной программы предполагает осуществление непрерывного педагогического процесса по художественно-творческому развитию детей старших и подготовительных к школе групп на общепедагогических и специфических принципах Соблюдение данных принципов при реализации программы обеспечивает сохранение и поддержку здоровья детей, их эмоциональное благополучие, личностное и интеллектуальное развитие. Интегрированность, разнообразие форм и методов, учет индивидуальных особенностей детей в освоении содержания программы способствует формированию у них любознательности, познавательной активности, коммуникативности. Эти свойства являются основой успешности дальнейшего обучения детей и важным показателем качества воспитательно-образовательного процесса

Новизна программы

- развитие не только изобразительных навыков, но и речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира».

Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи: развивается речь, фантазия и воображение, вызывается желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

Актуальность программы

- обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.

Для эффективного художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в программе соблюдаются следующие педагогические условия:

1. Формирование эстетического отношения и художественных способностей детей в творческой деятельности.

2. Создание развивающей среды для занятий по изо-деятельности.

3. Ознакомление детей с основами изобразительного творчества в среде дошкольного образовательного учреждения.

Основой содержания программы является: обогащение и систематизация знаний об особенностях изобразительного искусства и его выразительных средствах, овладение детьми изобразительно-выразительными умениями, техникой исполнения, формирование представлений о средствах достижения выразительности.

На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Программа охватывает две возрастные группы, и на каждом возрастном этапе поставленные задачи усложняются, что требует от детей владения способами обследования предметов и явлений, специфических для изобразительной деятельности, а также контрольно- корректировочных действий. Программа рассчитана на 2 года обучения. Названия разделов дублируются на втором году обучения, имея более широкое и углубленное содержание.

Методика занятий по изобразительной деятельности направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитие образного мышления, воображения, а также овладения детьми произвольностью и свободой поведения (выбор деятельности, средств выполнения, способов решения). Занятия подразделяются на: теоретические и практические. Теоретические занятия носят ознакомительный и познавательный характер: знакомство с видами и жанрами искусства, с видами декоративно-прикладного творчества, книжной графикой, художниками. В практических занятиях дети на основе полученных знаний, создают художественные образы, реализуя свои творческие возможности. В данной программе используются принципы интеграции искусств: взаимодействия и взаимопроникновения различных видов искусств и художественно-творческой деятельности. Суть данной формы – наслоение пластов различных видов искусств (живописи, поэзии, музыки, содержание которых пронизано одной целью – создании в сознании ребенка целостного художественного образа.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Применяется на занятиях художественное слово: потешки, загадки, стихи.

Выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря, развивают связную речь.

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ».

Для занятий по изобразительной деятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.

«СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ».

Занятия по изобразительной деятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ».

Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА».

Использование физ. минуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

Данная программа составлена с учетом:

- «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

- «Изобразительная деятельность в детском саду» / автор Т. С. Комарова.

- «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор И. А. Лыкова.

-. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: подготовительная группа. Программа, конспекты. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002, 176 с., ил.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цели программы:

Формирование эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности, через занятия изобразительным искусством, пластикой, художественным конструированием.

Задачи программы :

1. Обучающие:

- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности.

- Знакомить детей с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

2. Развивающие:

- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- развивать чувство цвета, формы, зрительную память, воображение.

- Развивать у детей творческую активность и инициативу.

- Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.

3. Воспитательные:

- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

- Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.

- Формировать умение работать в коллективе.

4. Коммуникативные:

- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Принципы обучения:

- Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.

- Принцип доступности обучения.

- Принцип связи обучения с жизнью.

- Принцип наглядности.

- Принцип цикличности: построение программы с постепенным усложнением.

Приемы и методы используемые на занятиях:

- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,

- Практические – упражнения, игр. методы,

- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация,

- Словесные приемы – объяснение, пояснение, оценка (положительная оценка достижений ребенка является для него важным стимулом развития и дальнейшей деятельности).

- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Организация обучения:

Программа рассчитана на два года обучения детей 5-7 лет.

Первый год обучения (5-6 лет) - 2 раза в неделю по 25-30 минут;

Второй год обучения (6-7 лет) – 2 раза в неделю по 30-35 минут.

Ожидаемые результаты программы :

К концу реализации программы дети:

- Эмоционально воспринимают содержание произведения.

- Запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки.

- Замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.).

- С помощью выразительности создают образ в рисунке и лепке.

- Оценивают то, что получилось.

- Отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора.

- Формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

Должны знать

Должны уметь

Жанры живописи (натюрморт, пейзаж)

Художников – пейзажистов; художников – иллюстраторов

Художников - портретистов

Виды пейзажа (осенний, зимний, весенний, летний, городской, деревенский, морской, горный)

Виды росписи декоративно-

прикладного искусства: (хохломская,

городецкая, гжельская, дымковская, жостовская)

Виды книжной графики

Холодную и теплую цветовые гаммы

Выполнять изображения по представлению и с натуры, передавая форму, строение, характерные особенности предметов

Создавать изображения по заданию педагога

Создавать изображения по представлению и собственному

замыслу

Создавать рисунки по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Изображать отдельные предметы и сюжеты.

Пользоваться всеми изобразительными материалами и инструментами.

Смешивать краски, создавать оттенки.

Использовать для создания изображения различные приемы

Для определения результатов осуществляется диагностика, тестирование, наблюдение (см. приложение).

Формами подведения итогов реализации программы являются:

• Организация выставок детских работ для родителей.

• Тематические выставки в ДОУ.

• Участие в выставках и конкурсах различного уровня в течение года.

• Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

• Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т. д.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Цель: Ознакомление детей с разными видами изобразительного искусства.

Задачи:

Обучающие:

- Формировать у детей представление о различном подходе в передаче образа.

- Познакомить детей с разными видами искусства.

- Осваивать различные приемы декоративного рисования.

Развивающие:

- Развивать у детей умение передавать различные варианты цветовых сочетаний, композиционных построений.

- Развивать самостоятельность при выборе приемов выполнения работы.

- Развивать умение пользоваться изобразительными средствами (цвет, форма, композиция) для передачи образа.

- Развивать умение лепить из целого куска глины, пользоваться стекой.

Воспитательные:

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественный образ.

- Воспитывать доброе отношение к окружающим.

Содержание образовательной программы:

1. Изображение предметного мира: изображение предметов или живых объектов, передача формы, пропорций, характерных поз, жестов, мимики, существенных деталей. Использовать цвет как средство передачи настроения.

2. Изображение сказочных образов: умение передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности – рисунок, цвет, композицию.

3. Сюжетное рисование: создание сюжетных изображений с натуры, изображать предметы близко-далеко, линию горизонта, пейзажи.

4. Декоративное рисование: создание нарядных образов, украшение предметов с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, использование ритма, симметрии в композиции (Городецкая роспись, Дымковская, Хохломская, Гжель).

5. Ознакомление детей с искусством:

- основы графики: книжная графика, характер линии, пятно.

- основы живописи: представления о жанрах живописи (натюрморт, пейзаж, портрет) написанные в теплых и холодных тонах, разных по композициям.

6. Предметная лепка: прием лепки из целого куска путем вдавливания комка глины (пластилина, вытягивания отдельных частей предмета; изображение овощей, фруктов, животных, человека.

7. Декоративная лепка: лепка по мотивам народных промыслов, украшение декоративных пластин при помощи налепа.

Ожидаемые результаты:

К концу первого года обучения ребенок:

• Проявляет интерес к прекрасному в окружающем мире.

• воспринимает содержание картины, её выразительные средства.

• передаёт образ в рисунке, умеет располагать сюжет на листе бумаги, правильно пользуется кистью и красками.

• для передачи образа пользуется цветом, композицией, выразительностью силуэта.

• передает образ в лепке, учитывая пропорциональность частей, показывая движение; располагает фигурки, создавая сюжет; пользуется стекой в работе.

• Проявляет самостоятельность при выборе приемов выполнения работы.

Учебно – тематический план I года обучения

Разделы программы теория практика всего

Ознакомление детей с искусством

4 - 4

Изображение предметного мира 1 14 15

Сюжетное рисование 1 14 15

Изображение сказочных образов 1 7 8

Декоративное рисование 1 9 10

Декоративная лепка 1 9 10

Предметная лепка 1 9 10

итого 10 62 72

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Цель: приобщение детей к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству.

Задачи:

Обучающие:

- Продолжать знакомить детей с искусством.

- Знакомить детей с репродукциями картин, скульптурами малых форм, предметами декоративно – прикладного искусства.

- Дать представления о декоративно- оформительском искусстве, графике, живописи, скульптуре, архитектуре.

Развивающие:

- Развивать умение применять различные средства выразительности- рисунок, цвет, композиция.

- Развивать умение в декоративном рисовании украшать предметы узорами, используя ритм, симметрию в композиционном построении.

- Учить добиваться выразительности образа через форму, пропорцию, позу, жест, мимику, существенные детали.

- Развивать умение в декоративной лепке сочетать объемные формы и реальные изображения.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и интерес к изобразительному искусству,

- Воспитывать умение работать в коллективе

Содержание образовательной программы:

1. Ознакомление детей с искусством: рассматривание картин (натюрморты, пейзажи, портреты). Знакомство с монументальной, декоративной, станковой скульптурой, архитектурой.

2. Изображение предметного мира: передача характерных признаков предметов или живых объектов. Передача сходства в форме, пропорциях, позе, жесте, мимике, существенных деталях. Использование цвета, как средства передачи настроения. Осваивание свойств цветов (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма).

3. Сюжетное изображение: создание сюжетных изображений с натуры и по представлению. Умение выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами. Изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта.

4. Изображение сказочных образов: передача сказочных образов при помощи рисунка, цвета и композиции.

5. Декоративное рисование: создание нарядных образов, украшение предметов с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении.

6. Знакомство с народными промыслами: игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская); игрушки из дерева (полхов - майданская); предметы быта из бересты; росписи и резьба Городца, Хохломы, Палеха; керамическая посуда Гжели; вышивка из разных областей России, Украины; ткачество.

7. Сюжетная лепка: лепить скульптурные группы из двух - трех фигур, укреплять на общем основании, передавать пропорцию, движение, характер образа.

8. Декоративная лепка: по мотивам народных керамических изделий- посуды, птиц, барышень, коней, барельефов.

9. Предметная лепка: лепка с натуры овощей, фруктов, грибов, посуды (анализ формы, строения, сравнение изображения с натурой во время лепки). Лепка из целого куска.

Ожидаемые результаты:

К концу второго года обучения:

• Воспринимает произведения изобразительного искусства разных жанров (натюрморт, портрет, пейзаж).

• Замечает их отличия, обращает внимание на колорит.

• В рисунке добивается передачи выразительности образа через цвет, форму, пропорцию, позу, композицию.

• В декоративном рисовании украшает предметы узорами, используя ритм, симметрию в композиционном построении.

• Передаёт пластический образ в лепке (движение, пропорции, характерные особенности).

• Умеет работать в коллективе.

Учебно – тематический план II года обучения

Разделы программы теория практика всего

1 Ознакомление детей с искусством

2 = 2

2

Изображение предметного мира 1 9 10

3

Сюжетное изображение 1 9 10

4

Изображение сказочных образов 1 7 8

5

Декоративное рисование 1 9 10

6

Знакомство с народными промыслами 2 8 10

7

Сюжетная лепка - 6 6

8

Декоративная лепка 1 6 7

9

Предметная лепка 1 6 7

итого 10 60 72

Публикации по теме:

Программа для детей с Нода (4–5 лет) по рукотворному миру «Не от скуки на все руки» Программа по рукотворному миру "Не от скуки на все руки" разработана в соответствии с документами в сфере дошкольного образования в рамках.

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Обитатели водоемов
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Программа кружка по изобразительной деятельности для старших дошкольников
Опубликовано: 5 июня 2013 в 05:47
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...