Папки-передвижки

Программа кружка по изобразительной деятельности для старших дошкольников

Ольга Потапова
Программа кружка по изобразительной деятельности для старших дошкольников

Основой содержания программы является : обогащение и систематизация знаний.

Программа кружка по изобразительной деятельности.

Автор: Потапова Ольга Петровна. воспитатель МАДОУ № 15 "Светлячок" г. Салаира Кемеровской области.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой». В. Л. Сухомлинский

Публикация «Программа кружка по изобразительной деятельности для старших дошкольников» размещена в разделах

Детское творчество – это чудесная и загадочная страна. А помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.

Уже с раннего возраста у ребенка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. В процессе занятия изобразительной деятельностью совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности : рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Занятия направлены на развитие у детей творчества. Под творчеством понимается деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения,

Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека.

Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить зависимости – все это в совокупности и составляют творческие способности. Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать, целостно воспринимать мир. Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины или пластилина, бумаги.

Реализация дополнительной образовательной программы предполагает осуществление непрерывного педагогического процесса по художественно-творческому развитию детей старших и подготовительных к школе групп на общепедагогических и специфических принципах Соблюдение данных принципов при реализации программы обеспечивает сохранение и поддержку здоровья детей, их эмоциональное благополучие, личностное и интеллектуальное развитие. Интегрированность, разнообразие форм и методов, учет индивидуальных особенностей детей в освоении содержания программы способствует формированию у них любознательности, познавательной активности, коммуникативности. Эти свойства являются основой успешности дальнейшего обучения детей и важным показателем качества воспитательно-образовательного процесса

Новизна программы

- развитие не только изобразительных навыков, но и речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира».

Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи: развивается речь, фантазия и воображение, вызывается желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

Актуальность программы

- обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.

Для эффективного художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в программе соблюдаются следующие педагогические условия:

1. Формирование эстетического отношения и художественных способностей детей в творческой деятельности.

2. Создание развивающей среды для занятий по изо-деятельности.

3. Ознакомление детей с основами изобразительного творчества в среде дошкольного образовательного учреждения.

Основой содержания программы является : обогащение и систематизация знаний об особенностях изобразительного искусства и его выразительных средствах, овладение детьми изобразительно-выразительными умениями, техникой исполнения, формирование представлений о средствах достижения выразительности.

На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Программа охватывает две возрастные группы, и на каждом возрастном этапе поставленные задачи усложняются, что требует от детей владения способами обследования предметов и явлений, специфических для изобразительной деятельности, а также контрольно- корректировочных действий. Программа рассчитана на 2 года обучения. Названия разделов дублируются на втором году обучения, имея более широкое и углубленное содержание.

Методика занятий по изобразительной деятельности направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитие образного мышления, воображения, а также овладения детьми произвольностью и свободой поведения (выбор деятельности, средств выполнения, способов решения). Занятия подразделяются на: теоретические и практические. Теоретические занятия носят ознакомительный и познавательный характер: знакомство с видами и жанрами искусства, с видами декоративно-прикладного творчества, книжной графикой, художниками. В практических занятиях дети на основе полученных знаний, создают художественные образы, реализуя свои творческие возможности. В данной программе используются принципы интеграции искусств: взаимодействия и взаимопроникновения различных видов искусств и художественно-творческой деятельности. Суть данной формы – наслоение пластов различных видов искусств (живописи, поэзии, музыки, содержание которых пронизано одной целью – создании в сознании ребенка целостного художественного образа.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Применяется на занятиях художественное слово: потешки, загадки, стихи.

Выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря, развивают связную речь.

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ».

Для занятий по изобразительной деятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.

«СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ».

Занятия по изобразительной деятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ».

Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА».

Использование физ. минуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

Данная программа составлена с учетом :

- «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

- «Изобразительная деятельность в детском саду» / автор Т. С. Комарова.

- «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор И. А. Лыкова.

-. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду : подготовительная группа. Программа, конспекты. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002, 176 с., ил.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цели программы :

Формирование эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности, через занятия изобразительным искусством, пластикой, художественным конструированием.

Задачи программы :

1. Обучающие:

- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности.

- Знакомить детей с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

2. Развивающие:

- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- развивать чувство цвета, формы, зрительную память, воображение.

- Развивать у детей творческую активность и инициативу.

- Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.

3. Воспитательные:

- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

- Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.

- Формировать умение работать в коллективе.

4. Коммуникативные:

- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Принципы обучения :

- Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.

- Принцип доступности обучения.

- Принцип связи обучения с жизнью.

- Принцип наглядности.

- Принцип цикличности: построение программы с постепенным усложнением.

Приемы и методы используемые на занятиях :

- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,

- Практические – упражнения, игр. методы,

- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация,

- Словесные приемы – объяснение, пояснение, оценка (положительная оценка достижений ребенка является для него важным стимулом развития и дальнейшей деятельности).

- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Организация обучения :

Программа рассчитана на два года обучения детей 5-7 лет.

Первый год обучения (5-6 лет) - 2 раза в неделю по 25-30 минут;

Второй год обучения (6-7 лет) – 2 раза в неделю по 30-35 минут.

Ожидаемые результаты программы :

К концу реализации программы дети :

- Эмоционально воспринимают содержание произведения.

- Запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки.

- Замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.).

- С помощью выразительности создают образ в рисунке и лепке.

- Оценивают то, что получилось.

- Отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора.

- Формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

Должны знать

Должны уметь

Жанры живописи (натюрморт, пейзаж)

Художников – пейзажистов; художников – иллюстраторов

Художников - портретистов

Виды пейзажа (осенний, зимний, весенний, летний, городской, деревенский, морской, горный)

Виды росписи декоративно-

прикладного искусства: (хохломская,

городецкая, гжельская, дымковская, жостовская)

Виды книжной графики

Холодную и теплую цветовые гаммы

Выполнять изображения по представлению и с натуры, передавая форму, строение, характерные особенности предметов

Создавать изображения по заданию педагога

Создавать изображения по представлению и собственному

замыслу

Создавать рисунки по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Изображать отдельные предметы и сюжеты.

Пользоваться всеми изобразительными материалами и инструментами.

Смешивать краски, создавать оттенки.

Использовать для создания изображения различные приемы

Для определения результатов осуществляется диагностика, тестирование, наблюдение (см. приложение).

Формами подведения итогов реализации программы являются :

• Организация выставок детских работ для родителей.

• Тематические выставки в ДОУ.

• Участие в выставках и конкурсах различного уровня в течение года.

• Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

• Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т. д.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Цель: Ознакомление детей с разными видами изобразительного искусства.

Задачи:

Обучающие:

- Формировать у детей представление о различном подходе в передаче образа.

- Познакомить детей с разными видами искусства.

- Осваивать различные приемы декоративного рисования.

Развивающие:

- Развивать у детей умение передавать различные варианты цветовых сочетаний, композиционных построений.

- Развивать самостоятельность при выборе приемов выполнения работы.

- Развивать умение пользоваться изобразительными средствами (цвет, форма, композиция) для передачи образа.

- Развивать умение лепить из целого куска глины, пользоваться стекой.

Воспитательные:

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественный образ.

- Воспитывать доброе отношение к окружающим.

Содержание образовательной программы :

1. Изображение предметного мира : изображение предметов или живых объектов, передача формы, пропорций, характерных поз, жестов, мимики, существенных деталей. Использовать цвет как средство передачи настроения.

2. Изображение сказочных образов : умение передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности – рисунок, цвет, композицию.

3. Сюжетное рисование: создание сюжетных изображений с натуры, изображать предметы близко-далеко, линию горизонта, пейзажи.

4. Декоративное рисование: создание нарядных образов, украшение предметов с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, использование ритма, симметрии в композиции (Городецкая роспись, Дымковская, Хохломская, Гжель).

5. Ознакомление детей с искусством:

- основы графики: книжная графика, характер линии, пятно.

- основы живописи: представления о жанрах живописи (натюрморт, пейзаж, портрет) написанные в теплых и холодных тонах, разных по композициям.

6. Предметная лепка: прием лепки из целого куска путем вдавливания комка глины (пластилина, вытягивания отдельных частей предмета; изображение овощей, фруктов, животных, человека.

7. Декоративная лепка: лепка по мотивам народных промыслов, украшение декоративных пластин при помощи налепа.

Ожидаемые результаты:

К концу первого года обучения ребенок:

• Проявляет интерес к прекрасному в окружающем мире.

• воспринимает содержание картины, её выразительные средства.

• передаёт образ в рисунке, умеет располагать сюжет на листе бумаги, правильно пользуется кистью и красками.

• для передачи образа пользуется цветом, композицией, выразительностью силуэта.

• передает образ в лепке, учитывая пропорциональность частей, показывая движение; располагает фигурки, создавая сюжет; пользуется стекой в работе.

• Проявляет самостоятельность при выборе приемов выполнения работы.

Учебно – тематический план I года обучения

Разделы программы теория практика всего

Ознакомление детей с искусством

4 - 4

Изображение предметного мира 1 14 15

Сюжетное рисование 1 14 15

Изображение сказочных образов 1 7 8

Декоративное рисование 1 9 10

Декоративная лепка 1 9 10

Предметная лепка 1 9 10

итого 10 62 72

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Цель: приобщение детей к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству.

Задачи:

Обучающие:

- Продолжать знакомить детей с искусством.

- Знакомить детей с репродукциями картин, скульптурами малых форм, предметами декоративно – прикладного искусства.

- Дать представления о декоративно- оформительском искусстве, графике, живописи, скульптуре, архитектуре.

Развивающие:

- Развивать умение применять различные средства выразительности- рисунок, цвет, композиция.

- Развивать умение в декоративном рисовании украшать предметы узорами, используя ритм, симметрию в композиционном построении.

- Учить добиваться выразительности образа через форму, пропорцию, позу, жест, мимику, существенные детали.

- Развивать умение в декоративной лепке сочетать объемные формы и реальные изображения.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и интерес к изобразительному искусству,

- Воспитывать умение работать в коллективе

Содержание образовательной программы :

1. Ознакомление детей с искусством: рассматривание картин (натюрморты, пейзажи, портреты). Знакомство с монументальной, декоративной, станковой скульптурой, архитектурой.

2. Изображение предметного мира : передача характерных признаков предметов или живых объектов. Передача сходства в форме, пропорциях, позе, жесте, мимике, существенных деталях. Использование цвета, как средства передачи настроения. Осваивание свойств цветов (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма).

3. Сюжетное изображение : создание сюжетных изображений с натуры и по представлению. Умение выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами. Изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта.

4. Изображение сказочных образов : передача сказочных образов при помощи рисунка, цвета и композиции.

5. Декоративное рисование: создание нарядных образов, украшение предметов с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении.

6. Знакомство с народными промыслами: игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская); игрушки из дерева (полхов - майданская); предметы быта из бересты; росписи и резьба Городца, Хохломы, Палеха; керамическая посуда Гжели; вышивка из разных областей России, Украины; ткачество.

7. Сюжетная лепка: лепить скульптурные группы из двух - трех фигур, укреплять на общем основании, передавать пропорцию, движение, характер образа.

8. Декоративная лепка: по мотивам народных керамических изделий- посуды, птиц, барышень, коней, барельефов.

9. Предметная лепка: лепка с натуры овощей, фруктов, грибов, посуды (анализ формы, строения, сравнение изображения с натурой во время лепки). Лепка из целого куска.

Ожидаемые результаты:

К концу второго года обучения:

• Воспринимает произведения изобразительного искусства разных жанров (натюрморт, портрет, пейзаж).

• Замечает их отличия, обращает внимание на колорит.

• В рисунке добивается передачи выразительности образа через цвет, форму, пропорцию, позу, композицию.

• В декоративном рисовании украшает предметы узорами, используя ритм, симметрию в композиционном построении.

• Передаёт пластический образ в лепке (движение, пропорции, характерные особенности).

• Умеет работать в коллективе.

Учебно – тематический план II года обучения

Разделы программы теория практика всего

1 Ознакомление детей с искусством

2 = 2

2

Изображение предметного мира 1 9 10

3

Сюжетное изображение 1 9 10

4

Изображение сказочных образов 1 7 8

5

Декоративное рисование 1 9 10

6

Знакомство с народными промыслами 2 8 10

7

Сюжетная лепка - 6 6

8

Декоративная лепка 1 6 7

9

Предметная лепка 1 6 7

итого 10 60 72

Публикации по теме:

Программа для детей с Нода (4–5 лет) по рукотворному миру «Не от скуки на все руки» Программа по рукотворному миру "Не от скуки на все руки" разработана в соответствии с документами в сфере дошкольного образования в рамках.

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка по изобразительной деятельности для старших дошкольников
Опубликовано: 5 июня 2013 в 05:47
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД