Программа кружка по ОБЖ

Алёна Витальевна Малова
Программа кружка по ОБЖ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 14 «ТЕРЕМОК» ГОРОД БОДАЙБО

ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩЕГО КРУЖКА «ОСТРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ» (адаптированная) для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)

Руководитель кружка: Малова Алёна Витальевна воспитатель 2 квалификационной категории

Пояснительная записка.

Одной из приоритетных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М. В. Ломоносова, В. А. Левицкого, И. М. Сеченова, А. А. Скочинского, Вернадского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли разработки зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.

Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.

Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

Главная задача программы О. В. Черемашенцевой «Основы безопасного поведения дошкольников», которая легла в основу программы «Островок безопасности», - стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение, воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, обучение детей правилам поведения на дороге, на воде, при пожаре. Разделяя точку зрения автора, я считаю, что главной задачей педагога является развитие у детей умения находить выход из опасных нестандартных ситуаций, развитие у них самостоятельности и ответственности, ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

Также в своей деятельности я применяю пособия по безопасности Т. А. Шорыгиной, в которых в доступной и увлекательной форме представлены правила безопасного поведения детей дома, на городской улице, в лесу, парке, возле водоёмов.

Успешному развитию навыков ОБЖ у дошкольников способствует специальная работа, организованная в группе детей старшего дошкольного возраста. Совместная деятельность проводится во второй половине дня, один раз в неделю по 20 минут, 31 занятие в год (10,5 часов). Программа рассчитана на 2 года обучения. Итого – 62 занятия. Весь учебно-практический материал разделен на 5 блоков: «Дети на дороге», «Огонь – друг, огонь – враг!», «Здоровый ребёнок», «Один дома», «В мире природы». Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям: «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура».

I блок – Дети на дороге (11часов)

1. Дорожные знаки

2. Правила дорожного движения

3. Поведение в транспорте и в общественных местах

4. Правила для пешеходов

II блок – Огонь – друг, огонь - враг! (12 часов)

1. Осторожно, огонь!

2. Укротители огня

3. Правила пожарной безопасности

III блок – Здоровый ребенок (18 часов)

1. Изучаем свой организм.

2. Откуда берутся болезни.

3. Как беречь здоровье ребёнка.

IV блок – Один дома (10 часов)

1. Опасные предметы.

2. Осторожно, незнакомец.

3. Воспитываем бережливость.

V блок – В мире природы (9 часов).

1. Дети и времена года.

2. Дети и животные.

3. Дети и растения.

4. Мы пришли на водоём.

В конце каждого учебного года проводится итоговое мероприятие с привлечением родителей. Для оценки полученных знаний и корректировки содержания курса кружка проводится мониторинг два раза в учебном году (сентябрь, май).

Цель программы: обучение ребенка правильному поведению дома, на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще-режущими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностей здорового образа жизни.

Задачи:

• Создавать условия для сознательного изучения детьми правил ОБЖ.

• Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах ОБЖ, формировать привычки их соблюдения.

• Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

• Способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно предотвратить стихию, бедствие.

• Формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил ОБЖ.

• Расширить знания детей о профессиях (пожарный, инспектор ППС, водитель, полицейский, спасатель, врач).

• Развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, соблюдать режим дня, заботиться о своём здоровье.

• Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в кружковой деятельности.

Критерии оценки приобретенных знаний детей 5 – 6 лет.

Первый блок «Дети на дороге».

1. Называет 5 и более дорожных знаков.

2. Правильно называет и объясняет цвета светофора.

3. Называет виды транспорта, имеет элементарные знания о правилах поведения на каждом виде транспорта.

4. Подробно рассказывает о правилах поведения на улице.

Второй блок «Огонь – друг, огонь – враг!».

1. Подробно рассказывает о пользе и опасности огня.

2. Находит пожарного среди картинок представителей других профессий, рассказывает о его работе.

3. Знает основные правила пожарной безопасности.

Третий блок «Здоровый ребёнок».

1. Сообщает элементарные сведения о том, как устроен человеческий организм.

2. Подробно рассказывает о значении и гигиене зрения и слуха.

3. Имеет элементарные знания о микробах, инфекционных болезнях, профессии врача.

4. Считает, что зарядка – это один из способов сохранения здоровья ребёнка, рассказывает о её пользе.

Четвёртый блок «Один дома».

1. Знает правила пользования предметами быта, рассказывает об опасности колющих и режущих предметов, местах их хранения.

2. Знает, как нужно действовать дома и на улице при встрече с незнакомыми людьми.

3. Объясняет понятие «бережливость», используя его по отношению к предметам, ресурсам, труду других людей.

Пятый блок «В мире природы».

1. Умеет подбирать одежду на прогулку в соответствии со временем года.

2. Имеет представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными.

3. Различает и называет съедобные и несъедобные грибы (пять и более).

4. Знает правила поведения вблизи и на водоёмах во все времена года.

Оценки за каждый критерий:

Высокий – 3 балла;

Средний – 2 балла;

Низкий – 1 балл.

Уровни освоения программы.

• Низкий. Количество баллов до 22. Небрежное отношение к изучаемому материалу; отсутствие или малое наличие каких-либо навыков и знаний по основам безопасности; первое проявление интереса к экспериментированию с предметами; отсутствие желания включаться в совместную деятельность с педагогом и другими детьми; необходимость прямой помощи взрослого.

• Средний. Количество баллов от 23 до 44. Появление заинтересованности к вопросам изучаемого материала; среднее наличие каких-либо навыков и знаний по основам безопасности; охотное включение в коллективные проекты, способность к поисково-исследовательской деятельности совместно с взрослым и сверстниками; необходима помощь взрослого в некоторых вопросах.

• Высокий. Количество баллов от 45 до 66. Отличное знание изученного материала, ярко выраженное отношение к соблюдению правил безопасности в ближайшем окружении; самостоятельное использование правил безопасности в повседневной жизни; устойчивый познавательный интерес к экспериментированию и опытно-исследовательской деятельности; эмоциональная окрашенность досуговой деятельности с использованием изученного материала; способность к творческому мышлению, проявлению индивидуальности; познавательная активность, умение строить отношения сотрудничества в рабочей группе.

Критерии оценки приобретенных знаний детей 6 – 7 лет.

Первый блок «Дети на дороге».

1. Называет 7 и более дорожных знаков.

2. Знает основные правила дорожного движения.

3. Знает основные правила поведения в транспорте и общественных местах.

4. Объясняет, какой вред наносят нарушители правил уличного движения.

Второй блок «Огонь – друг, огонь – враг!».

1. Знает основные причины возгораний, называет горючие вещества.

2. Хорошо знаком с профессией пожарного.

3. Знает алгоритм действий во время возгорания и задымления в квартире и в лесу.

Третий блок «Здоровый ребёнок».

1. Умеет следить за осанкой, знает правила ухода за кожей.

2. Имеет навыки соблюдения личной гигиены (мытьё рук, овощей и фруктов, умение чистить зубы).

3. Умеет различать полезные и вредные привычки.

4. Рассказывает о роли витаминов в жизни человека.

5. Знает, как беречь своё здоровье, знает несколько видов закаливания, называет 7 и более видов спорта.

Четвёртый блок «Один дома».

1. Имеет представление о правилах пользования электроприборами; знает основные правила обращения с компьютером и телевизором.

2. Умеет разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого.

3. Знает свои права.

4. Объясняет пользу воды, необходимость её экономии; знает правила поведения во время потопа; может самостоятельно очистить воду.

Пятый блок «В мире природы».

1. Знает правила поведения во время грозы.

2. Знает правила поведения при встрече с различными насекомыми (5 и более видов).

3. Различает и называет лекарственные и ядовитые растения, ягоды (пять и более).

4. Подробно перечисляет правила поведения вблизи и на водоёмах во все времена года.

Уровни освоения программы.

• Низкий. Количество баллов до 22. Небрежное отношение к изучаемому материалу; отсутствие или малое наличие каких-либо навыков и знаний по основам безопасности; первое проявление интереса к экспериментированию с предметами; отсутствие желания включаться в совместную деятельность с педагогом и другими детьми; необходимость прямой помощи взрослого.

• Средний. Количество баллов от 23 до 44. Появление заинтересованности к вопросам изучаемого материала; среднее наличие каких-либо навыков и знаний по основам безопасности; охотное включение в коллективные проекты, способность к поисково-исследовательской деятельности совместно с взрослым и сверстниками; необходима помощь взрослого в некоторых вопросах.

• Высокий. Количество баллов от 45 до 66. Отличное знание изученного материала, ярко выраженное отношение к соблюдению правил безопасности в ближайшем окружении; самостоятельное использование правил безопасности в повседневной жизни; устойчивый познавательный интерес к экспериментированию и опытно-исследовательской деятельности; эмоциональная окрашенность досуговой деятельности с использованием изученного материала; способность к творческому мышлению, проявлению индивидуальности; познавательная активность, умение строить отношения сотрудничества в рабочей группе.

Публикации по теме:

Из опыта работыИз опыта работы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Плахтеева Наталья Евгеньевна. Я являюсь руководителем кружка «Истоки». Хочу поделиться с Вами.

Презентация «Кружок по ОБЖ «Островок безопасности» Главная задача программы кружка "Островок безопасности" - стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
  • Лето
Автор публикации:
Программа кружка по ОБЖ
Опубликовано: 16 января 2013 в 13:20
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка Природа Псковского края. Озеро Велье
Жара. Лето разыгралось не на шутку. Уже конец августа, а купальный сезон в разгаре. Суббота выдалась на редкость свободной ( сено уже накошено) , дети еще...
Зайкина избушка, постановка сказки
На неделе доброты воспитателям было предложено сделать постановку сказки "Заинькина избушка". Цель этого мероприятия было показать на примере героев отличие...
Фотоотчет «День российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...
Фоторепортаж «День государственного флага России на Поклонной горе»
С целью закрепить представление о государственных символах России у ребенка семи лет, 22 августа мы отправились в Парк Победы на Поклонной горе. Именно...
Мастер-класс по изготовлению поделки «Солнышко лучистое»
Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. В последнее время все более актуальной становится тема создания развивающих пособий,...