Программа кружка по патриотическому воспитанию «Родничок» (национальный компонент)

Валентина Колчегошева
Программа кружка по патриотическому воспитанию «Родничок» (национальный компонент)

В программе представлена система работы по ознакомлению детей 5-7 лет с прошлым и настоящим в истории родного края, основами народной культуры телеутов, которая позволит приобщать детей к основам народной культуры телеутов и повысить уровень социализации. Идея сохранения исконно телеутских обычаев и традиций поддерживается давно. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащает наших детей, формирует у них чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

В основу программы положена система знаний по ознакомлению детей с прошлым и настоящим села Беково.

Цель программы: приобщение детей дошкольного возраста к национальной телеутской культуре.

Задачи:

1. Реализовать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины.

2. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

3. Прививать интерес к культуре телеутского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством.

4. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине.

Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе—развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений народной культуры, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

• Раздел 1. «Знакомьтесь, это я!»

• Раздел 2. Телеуты –кто мы?

• Раздел 3. Народное творчество телеутов

• Раздел 4. Национальная кухня телеутов

• Раздел 5. Телеутские народные игры

Программа предусматривает проведение интегрированных занятий, проведение

экскурсий, практических занятий, обобщающих итоговых занятий в виде фольклорных праздников. В основе занятий лежит подлинный местный, региональный материал. При изучении курса для воспитанников предусмотрены большие возможности для самостоятельной деятельности практически в каждом изучаемом разделе.

В результате изучения курса программы воспитанник:

1. Проявляет интерес к культуре телеутского народа, его обычаям и традициям

2. Углубляет представления о себе в прошлом, настоящем и будущем.

3. Применяет в повседневной жизни знания об истории и быте телеутов.

4. Активно участвует в создании развивающей среды дошкольного учреждения (мини-музеев, выставок народного творчества, народных телеутских праздниках)

5. Свободно вступает в контакт со взрослыми и сверстниками независимо от национальной принадлежности

Курс завершается проведением фольклорного праздника. Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий в МАДОУ, занятия кружка проводятся 1 раз в неделю.

Тематический план

№ Название темы Всего Вид контроля

Теор. Практ.

1. Раздел 1. «Знакомьтесь, это я!» 4 2

1.1. Я и моя семья 1 -

1.2. Древо семьи - 1

1.3. Мои увлечения и интересы - 1

1.4. Моё село 1 - Экскурсия в музей

2. Раздел 2. Телеуты –кто мы? 7 5

2.1. Обычаи и традиции телеутов:

Октябрь - Соом (дерево желаний)

Январь - Пельменек – 18.01.14г.

Март – Тилгаяк (Масленница)

Апрель – Бешпармак – 07.04.14г. 5 4 Праздники в МАДОУ

2.2. Фольклор 2 1

3. Раздел 3. Народное творчество телеутов 12 7

3.1. Знакомство с национальным костюмом 1 - Встреча с ветеранами

3.2. Изготовление тяка (воротник) - аппликация - 1

3.3. Изготовление тошток (нагрудник) -конструирование - 1

3.4. Изготовление телеутской топчи (пуговицы) – работа с тканью и подручными материалами - 1

3.5. Кур (пояс) – декоративное рисование - 1

3.6. Порук (шапка) - рисование - 1

3.7. Знакомство с народным музыкальным творчеством 1 - Встреча с творческими коллективами СДК

3.8. Телеутские музыкальные инструменты 2 1

3.9. Колыбельные песни телеутов - 1 Встреча-концерт

3.10. Национальные сказки 3 -

4. Раздел 4. Национальная кухня телеутов 3 3

4.1. Изготовление катама (хворост) - 1

4.2. Кайнаткан (калачик) и кайнаткан порок (пирожки) - 1

4.3. Пелмен (пельмени) - 1

5. Раздел 5. Телеутские народные игры 8 3

5.1. Куклы наших бабушек 1 Выставка

5.2. Тебек (набивание ногой волана) 2 1

5.3. Малакай (сбивание палкой косточек) 2 1

5.4. Стрельба из лука и метание аркана 2 1

5.5. Фольклорный праздник 1 Итоговое занятие

Итого: 34 17

Содержание программы

Раздел 1. «Знакомьтесь, это я!»

Тема: Я и моя семья 1ч

История семьи в контексте истории родного села. Имена и отчества родителей, их профессии. Воинские и трудовые награды дедушек, бабушек, родителей.

Тема: Древо семьи (практическое)

Роль каждого поколения в разные периоды истории семьи. Родственные связи: мама, папа, братья, сестры, бабушки, дедушки, дяди, тети и т. д.

Тема: Мои увлечения и интересы (практическое)

Тема: Моё село. Экскурсия в музей 1ч

Раздел 2. Телеуты –кто мы? 5ч

Тема: Обычаи и традиции телеутов 4ч

Октябрь - Соом (дерево желаний) (практическое)

Январь - Пельменек – 18.01.14г. (практическое)

Март – Тилгаяк (Масленница) (практическое)

Апрель – Бешпармак – 07.04.14г. (практическое)

Тема: Фольклор1ч

(практическое)

Раздел 3. Народное творчество телеутов 12ч

Тема: Знакомство с национальным костюмом 1ч

Тема: Изготовление тяка (воротник) – аппликация (практическое)

Тема: Изготовление тошток (нагрудник) –конструирование (практическое)

Тема: Изготовление телеутской топчи (пуговицы) – работа с тканью и подручными материалами (практическое)

Тема: Кур (пояс) – декоративное рисование (практическое)

Тема: Порук (шапка) – рисование (практическое)

Тема: Знакомство с народным музыкальным творчеством 1ч

Тема: Телеутские музыкальные инструменты 1ч

(практическое)

Тема: Колыбельные песни телеутов. Встреча-концерт (практическое)

Тема: Национальные сказки 3ч

Выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения) при чтении сказки «Золотые шарики»

Красота и выразительность телеутского языка – слушание стихов и песен народных авторов

Раздел 4. Национальная кухня телеутов 3ч

Тема: Изготовление катама (хворост) (практическое)

Тема: Кайнаткан калачик и кайнаткан порок (пирожки) (практическое)

Тема: Пелмендер (пельмени) (практическое)

Раздел 5. Телеутские народные игры 8ч

Тема: Куклы наших бабушек 1ч

Тема: Тебек (набивание ногой волана)

(практическое)

Тема: Малакай (сбивание палкой косточек)

(практическое)

Тема: Стрельба из лука и метание аркана 1ч

(практическое)

Тема: Фольклорный праздник 1ч

Ключевые слова

Эзендер – здравствуйте

Аба – папа

Эне – мама

Энеш – бабушка (мама отца)

Тайнеш – бабушка (мама матери)

Абаш – дедушка (отец папы)

Тайбаш – дедушка (отец матери)

Эе – старшая сестра

Синым – младшая сестра

Карындаш – младший брат

Ача – старший брат

Кинек – платье

Плат – платок

Тон – шуба

Сырмал – осеннее пальто

Телен – легкая верхняя одежда

Чарык – обувь

Кур – традиционный телеутский пояс

Тёштёк – нагрудник, украшение к женскому платью

Чимек – праздничная верхняя женская одежда

Пуш – украшения для волос

Тана – украшения, вплетённые в косы

Сырга – серьги

Тяка – воротник к женскому платью

Катама – хворост

Калачиктер – калачи

Пёрёкторь – пироги

Пельмендер – пельмени

Калине – калина

Саламат – каша

Кёчё – суп с кониной

Малакай – сбивание косточек палкой

Куреш – борьба

Тебек – набивание ногой волана

Список литературы

1. Зайцева, Е. П. Алтайский национальный костюм/ Е. П. Зайцева. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1990.- 96с.

2. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. [Текст] Учебно-методическое пособие/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - СПб: Детство-Пресс, 1998.- 304с.

3. Курпешко-Таннагашева, Н. Н. Телеут тилинин буквари [Текст]: [на телеутском языке]/ Н. Н. Курпешко-Таннагашева, Н. А. Кучигашева. - Кемерово: «Кузбасс», 2004.-125с.

4. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет[Текст] / авт. -сост. В. Н. Косарева. - Волгоград: Учитель, 2013.- 166с.

5. Народные сказки [Текст]: сказки: для детей ст. дошк. возраста/ под ред. Т. А. Акимова. - Кемерово: «Примула», 2008.- 32с.

6. Песни села Челухоево [Текст]/ авт. -сост. В. И. Челухоев. - Белово: Отдел культуры, 1993.- 23с.

7. Рюмина, Л. Т. Телеутский язык в картинках. [Текст] Учебное пособие/ Л. Т. Рюмина, Е. Н. Тушманакова, М. Ф. Кочубеева. - Кемерово: «СКИФ», 2005.- 98с.

8. Тууган сос. Родное слово: книга для чтения на телеутском языке [Текст]/ М. Г. Токмашев, Л. Т. Рюмина-Сыркашева. - Кемерово: «СКИФ», 2007.- 156с.

Публикации по теме:

Презентация к программе по ознакомлению детей с историко-культурным наследием родного края «Родные просторы» Презентация к программе "Родные просторы" Программа по ознакомлению детей с историко-культурным наследием родного края «Родные просторы".

Жизнь, традиции и обряды Кубанских казаков Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Программа кружка по патриотическому воспитанию «Родничок» (национальный компонент)
Опубликовано: 30 сентября 2013 в 10:59
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Спокойного зимнего сна. Коллажи на тему «Подготовка диких животных к зиме»
В рамках лексической темы: "Дикие животные"в пятницу мы с детьми «укладывали спать» зверей на долгий зимний сон. Для этого нам пришлось вспомнить, как...
«Волшебные цветы». Творческие работы детей.
Есть на свете цветок - алый-алый, Яркий, пламенный, будто заря, Самый солнечный и небывалый, Он мечтою зовется не зря. Может, там, за седьмым перевалом...
Фотоотчёт «Готовимся к Новому году»
Фотоотчёт: "Готовимся к новому году". Новый Год уже совсем близко! Но, у нас, еще есть время, для того, что бы сделать что-то красивое, сказочное,...
Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек в г. Клин часть 2
Зал современной игрушки Охраняет его сама Снежная Королева! Хохлома Матрёшечки Уходящий год обезьяны Зал...
Мастер-класс аппликация «Еловая ветка с новогодними шарами» (кружок «Волшебная бумага»)
Близится Новый год, поэтому самое время заняться подготовкой. Приготовление к этому волшебному празднику в нашей группе идет полным ходом. С детьми...