Лучший педагог года

Программа кружка «Волшебные лоскутки»

Эвелина Фарбаева
Программа кружка «Волшебные лоскутки»

Истоки творческих способностей и дарования детей – на

кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие

ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем

больше уверенности и изобразительности в движениях детской

руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее

движения, необходимые для этого взаимодействие руки с

природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка.

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем

умнее ребёнок.

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Публикация «Программа кружка „Волшебные лоскутки“» размещена в разделах

Потребность в красоте и доброте у ребёнка отличается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке. Ребёнка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми. Ребёнка нужно учить не только видеть прекрасное, но и творить красоту. Одним из видов детского творчества является рукоделие из лоскутков. Этот вид искусства имеет глубокие народные корни. В русских деревнях исстари использовали разноцветные лоскутки для украшения одежды, одеял. Для создания весёлых узорчатых ковров и т. д. в наше время всё чаще и чаще создают своими руками красивейшие вещи. А, если это создаётся на глазах ребёнка, он волей – неволей потянется к тому или иному виду искусства. А нужно ли ребёнка учить шить, вышивать – рукодельничать? Что это ему даст?- вырастет, научится. Конечно, нужно учить и шить, и вышивать. Это всё труд. А труд формирует мировоззрение, эстетические взгляды, культуру человека. В ручном труде дошкольник обнаруживает самую высокую заинтересованность, успеваемость и, что важно, малую утомляемость. Все эти факторы положительно влияют на общее и умственное развитие. Ручной труд ребёнка 5-7 лет является одним из компонентов его эстетической деятельности, в основе которой принципы и художественное содержание декоративно-прикладного искусства.

Занимаясь рукоделием в свободное время у детей развивается стремление к прекрасному, способности заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения, творчески преобразовывать свой опыт, воспитывается вкус и уважение к народным традициям. Известный психолог А. В. Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздаёт художественные образы в своём воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности.

Правильно организованный ручной труд в детском саду и семье даёт детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать ручной труд как важный элемент гармоничного развития детей.

Показывая детям основные приёмы работы с тканью воспитатель в комплексе решает не только художественные, но и другие воспитательно-образовательные задачи (учить детей сравнивать, анализировать, выбирать, проявлять в работе самостоятельность и активность, помогать товарищам трудится с интересом, обязательно заканчивать работу, убирать рабочее место).

Любая вещь, изготовленная ребёнком должна получить оценку педагога или сверстников (при участии педагога). Методы анализа и оценки различных изделий и поделок используются общепедагогические с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей. Остановимся подробнее на критериях определения качества изделий детского ручного труда:

- функциональность изделий, т. е. возможность его использования;

- соответствие формы, цвета, пропорций фактуре материала изделия.

Педагог объясняет. Что цвета надо подбирать не спеша, сравнивая один цвет с другим, внимательнее относиться к пропорциям и выразительности создаваемого образа. Наиболее хорошо сочетаются такие цвета:

синий - с белым, серым, голубым, коричневым, жёлтым, красным, чёрным;

красный – с синим, оранжевым, коричневым, серым;

зелёный – с серым, чёрным, оранжевым, лимонным. Коричневым, золотым;

коричневый – с жёлтым, чёрным, серым, голубым, розовым, зелёным, красным;

жёлтый – с чёрным, серым, голубым, синим, красным, коричневым, оранжевым.

-использование национальных мотивов и материалов в изготовлении и отделке изделия;

-выразительность, образность, декоративность, нарядность изделия;

-мастерство, аккуратность и техничность использования образца.

Интерес дошкольников к выполнению изделий для быта развивают тематические занятия. Такие занятия выявляют и обогащают накопленный опыт детей, демонстрируют уровень умения и навыков каждого, стимулируют коллективный ручной труд, принося эстетическое удовлетворение и радость.

Обучение проводится один раза в неделю, во второю половину дня - по подгруппам (5-8 человек). На занятиях кружка «Волшебные лоскутки», осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание. Руководствуясь личностно-ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребёнка, педагог на занятиях предусматривает решение следующих задач:

1. Создание развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные идеи данной программы.

2. Побуждение детей к художественному творчеству путём постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение.

3. Учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.

4. Установление правильных взаимоотношений

между педагогом и ребёнком, позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребёнка.

5. Вариативность творческих способностей.

Основным условием реализации программы кружка «Волшебные лоскутки» является творческое отношение к работе самого педагога.

Программа кружка охватывает старший дошкольный возраст (старшая и подготовительная группы, а также может быть использована в разновозрастных группах - например: средняя - старшая группа, старшая - подготовительная группа). В разновозрастных группах, педагог на занятиях кружка ставит перед детьми разного возраста определённые задачи и старается достичь результата.

Задачи кружка «Волшебные лоскутки» :

1. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

2. Формировать умения вдевать нить в иглу, завязывать узелок, изготавливать несложные изделия из бусин, лент, ткани, мастерить куклу-пеленашку, куклу-закрутку, куклу-бессонницу, куклу-кувадку, выполнять шов "вперёд иголку", шов "через край", шов "верёвочка".

3. Развивать интерес к народным куклам, творческое начало, воображение, фантазию на основе ознакомления с традициями и культурой своего народа.

4. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности, чувство формы, цвета, ритма, пропорции, глазомер, эстетический вкус.

5. Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной деятельности.

Все эти занятия имеют цель:

1. Совершенствование практических умений и навыков детей в работе с нестандартными материалами и оборудованием, их свободное применение в играх и творческой деятельности.

2. Развитие у детей воображения, памяти, мышления, мелкой моторики рук, стремления к самостоятельности.

Используемые материалы:

- картон;

- ткань разной фактуры;

- клей;

- атласные ленты;

- бусины разной величины;

- нитки: №10, №40, мулине, шерстяные;

- ватин;

- гелевые ручки;

-синтепон;

Инструменты и приспособления:

- ножницы;

- карандаш;

- линейка;

- пяльцы;

- иголки: хомутная, для вышивания;

-клей.

Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:

-для игр детей;

-для украшения интерьера группы, детского

учреждения, дома;

-можно использовать в качестве подарков.

Задачи работы руководителя кружка «Умелые ручки»

по взаимодействию с родителями:

-установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;

-объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей;

-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

-активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

-поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципы взаимодействия руководителя кружка

«Волшебные лоскутки» с родителями:

-доброжелательный стиль общения педагога с родителями;

-индивидуальный подход;

-сотрудничество, а не настойчивость;

Мероприятия, проводимые руководителем кружка «Волшебные лоскутки»,

для родителей в течение года :

-«День открытых дверей» (Посещение родителями занятий кружка «Волшебные лоскутки»);

-Семинар – практикум для родителей: «Народная кукла».

Темы консультаций для родителей:

-«Первые шаги в работе с иголкой и тканью»;

-«Как воспитать творческую личность»;

-«Истоки рукоделия» и т. д.

Общие задачи:

1. Учить детей анализировать образы поделок.

2. Развитие сенсорных способностей детей;

3. Развивать интерес к художественному ручному труду, желание трудиться.

4. Развивать целеустремлённость в работе.

5. Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе.

6. Закреплять умение работать аккуратно, содержать в порядке своё рабочее место.

7. Вырабатывать желание получать положительные результаты в работе.

8. Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.

9. Учить детей чувствовать себя на занятиях свободно, не стесняться высказывать свои мысли, добиваться эмоциональной отзывчивости детей на занятиях кружка «Волшебные лоскутки».

10. Формировать художественный вкус.

Структура занятия.

(Этапы названы условно. Их количество может варьироваться в зависимости от цели, темы, темпа работы детей.)

Настрой (психологическое вхождение в занятие, можно использовать ритуальную встречу, с использованием персонажей).

Основная часть включает:

• Эмоциональный выбор темы;

• Индивидуальная работа;

• Динамические упражнения на расслабление различных групп мышц, физкультминутки, зрительную гимнастику;

• Музыкальное сопровождение творческой деятельности.

Заключительный этап:

• Анализ работ;

• Эмоциональная поддержка продукта детской деятельности.

Публикации по теме:

«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук. Как говорил В. А. Сухомлинский "Истоки способностей.

Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками.Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками. "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Автор публикации:
Программа кружка «Волшебные лоскутки»
Опубликовано: 24 октября 2013 в 21:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД