Программа кружка по ПДД «Юный инспектор»

Наталья Здравствуй
Программа кружка по ПДД «Юный инспектор»

Пояснительная записка

Сфера дополнительного образования играет большую роль в развитии ребенка. Освоение правил безопасного поведения на дороге помогает детям уже в раннем возрасте сформировать активную жизненную позицию. Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах, особенно в крупных городах, растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов. В России ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий гибнет порядка тридцати тысяч человек и более 250 тысяч получают травмы, в том числе и около 27 тысяч детей и подростков до 16 лет. К этой трагедии приводят незнание или безответственное несоблюдение основных правил дорожного движения, отсутствие элементарной культуры поведения на дороге, уважительного отношения участников движения друг к другу. Если даже ребенок, попавший в ДТП, не получил серьезных физических травм, ему пришлось пережить такое морально-психологическое потрясение, что его негативные последствия останутся в душе у пострадавшего на всю жизнь. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно, безопасно в мире спешащих людей и машин, необходимо с раннего детства учить его правилам поведения в этом мире. Ведь всегда проще устранить причину, чем затем всю жизнь преодолевать ее последствия. Систему деятельности по изучению и пропаганде правил дорожного движения, агитации, профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма необходимо развивать и усовершенствовать. Чем раньше начнется процесс обучения правильным действиям на улице и дороге, тем шире будет возможность воспитания грамотного пешехода и значительного уменьшения дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков.

Программа дополнительного образования «Юный инспектор» будет способствовать воспитанию полноценного участника дорожного движения, формированию транспортной культуры и выработку правильных навыков и привычек поведения на проезжей части. Обучение воспитанников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Программа позволит воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие их у человека становится причиной дорожных происшествий.

Правила дорожного движения написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Понятие «дети» употребляется в ПДД только в пунктах, где речь идет о движении организованных групп детей и их перевозке. Поэтому применительно к воспитанникам обязанности пешеходов и пассажиров должны быть изложены доступно и понятно. Дети не могут самостоятельно действовать в опасных дорожных ситуациях, опираясь только на личный опыт, ибо это, как правило, и приводит к несчастным случаям. Психофизиологические и возрастные особенности детей во многом определяют их поведение на дорогах. Дети – это особая категория пассажиров и пешеходов. К ним нельзя подходить с той же меркой, что и к взрослым. Реакция на опасность ребёнка очень отличается от реакции взрослого человека на ту же опасность. Следовательно, воспитанников необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать безопасному поведению на улицах и дорогах.

Цель: обучить элементарным правилам поведения на дороге, сформировать навыки правильного поведения на улице, уметь использовать правила дорожного движения в реальной жизни.

Задачи:

1. Обучающие:

- обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;

- сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность;

- сформировать знания ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов;

- способствовать приобретению навыков социально значимой деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

2. Развивающие:

- развивать у воспитанников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

- формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;

- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте;

- способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.

3. Воспитательные:

- воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;

- воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге;

- выработать культуру поведения в транспорте и дорожного этикета;

- формировать сознательность и ответственное отношение к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Решение данных задач способствует не только достижению поставленной программой цели, но и создает условия для формирования ключевых компетентностей: коммуникативной; информационной; компетентности решения проблем.

Методика и технология реализации:

Данная программа дополнительного образования по обучению элементарным правилам поведения на дороге способствует: умственному развитию – воспитанники закрепляют знания по безопасности дорожного движения, учатся логически выстраивать свои мысли и грамотно их излагать, обобщать полученную информацию, выстраивать диалог;

нравственному воспитанию – через занятия у воспитанников формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки безопасного поведения на дороге, формируется общая система ценностей – уважительное отношение к людям, развитие личностных качеств (самостоятельности, аккуратности,, личной ответственности за поведение на дороге, за сохранение собственной жизни и здоровья, их дисциплинированности как участников дорожного движения; эстетическому воспитанию – участвуя в художественных, литературных, иных творческих конкурсах, воспитанники повышают свой общекультурный уровень.

В данной программе эффективно реализуются поставленные задачи на следующих этапах педагогической работы:

1. Организационный этап 2. Диагностический этап 3. Этап реализации 4. Аналитический этап

На первом, организационном этапе реализация программы обеспечивается пространственной развивающей средой. Ее элементами являются:

- классная комната, доска, компьютер, экран, мультимедиа проектор, музыкальный проигрыватель для создания эмоционального настроя на упражнения и организации перерыва, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет и прочего, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, плотные листы бумаги, фломастеры, маркеры, ручки, карандаши, краски для рисования, ножницы, клей, скотч, кнопки, скрепки, набор методических пособий «Дорожные знаки»;

- актовый зал, где проводятся семейные праздники, развлечения, совместные мероприятия со специалистами, родителями, творческими коллективами и т. д.

Организация предметно-развивающей осуществляется в соответствии с требованиями к созданию предметно-развивающей среды, санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и режиму воспитания и обучения детей в центре реабилитации.

Для реализации данной программы разработан перспективный план с мероприятиями, соответствующими возрасту воспитанников, с учетом целей и задач программы «Юный инспектор» (приложение 1).

Особенностью данной программы является разнообразие форм, методов и приемов для организации несовершеннолетних.

Формы реализации программы:

- наблюдение; - индивидуальные консультации воспитанников; - беседы, диалоги, дискуссии; - тестирование; - ролевые игры и дидактические упражнения; - анкетирование; - диагностика; - информирование; - конкурсы; - киноклуб (просмотр и обсуждение тематических фильмов и видеороликов, презентации.

Основные методы реализации программы:

- словесные – беседы, рассказы, дискуссии; - наглядные – использование фотосюжетов, видеоматериалов; - практические – ролевые игры, открытые мероприятия.

На втором, диагностическом этапе проводится диагностика с целью углубленного изучения воспитанника, его индивидуальных особенностей. Первичная диагностика позволяет наметить дальнейшие направления коррекционной работы и поставить более узкие реабилитационные задачи, наиболее актуальные для каждого конкретного воспитанника. Работа проводится с помощью тестов, опросников, анкетирования (приложение 2).

Третий этап, этап реализации, направлен на осуществление

коррекционной работы по следующим блокам:

1. История появления ПДД (4 часа);

2. Основы правил дорожного движения (4 часа);

3. Развитие практических навыков и применение их в реальной жизни (4 часа).

Этап реализации включает в себя следующие формы работы: - специально – организованные занятия, на которых дети получают теоретические и практические знания;

- тематические часы, беседы;

- ролевые игры;

- игровые упражнения; - викторины;

- просмотр, с последующим обсуждением, кинофильмов, познавательных передач; - художественное творчество.

На четвертом, аналитическом этапе реализации программы проводится заключительная диагностика, направленная на проверку качества усвоения теоретического материала и сформированности практических навыков.

Целевая группа: подростки в возрасте от 7 до 13 лет, находящиеся в

социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Форма обучения: ролевые игры и дидактические упражнения, анкетирование, диагностика, информирование, конкурсы, викторины, киноклуб (просмотр и обсуждение тематических фильмов и видеороликов, наблюдение, индивидуальные консультации, беседы, диалоги, дискуссии, тестирование.

Использование широкого спектра методов позволяет оптимизировать нагрузку, создать во время занятий положительный психологический климат в группе.

Режим занятий: групповые занятия (4 – 8 человек, длительностью 30 минут 2 раза в неделю.

Предложенная программа «Юный инспектор» является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.

Критерии эффективности общеразвивающей программы:

• занятия адаптированы к конкретной культурной среде;

• рассчитаны на длительное и непрерывное обучение;

• используются различные методы работы;

• все участники информированы о целях, задачах и формах работы;

• ежемесячно/ежеквартально проводится диагностика с целью определения уровня сформированности знаний воспитанников.

По окончании цикла занятий подростки должны:

• иметь представление о безопасном поведении на улицах и дорогах;

• уметь свободно применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность;

• иметь навыки ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов;

• иметь стремление к формированию навыков социально значимой деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

• быть готовым к самооценке, самоанализу своего поведения на улице и в транспорте;

• владеть навыками быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.

• выработать культуру поведения в транспорте и дорожного этикета;

• быть способным к сознательному и ответственному отношению к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: классная комната, доска, компьютер, экран, мультимедиа проектор, музыкальный проигрыватель для создания эмоционального настроя на упражнения и организации перерыва, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет и прочего, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, плотные листы бумаги, фломастеры, маркеры, ручки, карандаши, краски для рисования, ножницы, клей, скотч, кнопки, скрепки, набор методических пособий «Дорожные знаки».

Для проведения занятий не требуется дорогостоящего оборудования.

Помещение для занятий отвечает всем требованиям, которые предъявляются к помещениям для занятий с различными методами работы. Оно достаточно просторное, уютное, светлое и проветриваемое; не проходное и не просматриваемое для посторонних. Во время занятий дверь закрыта. Стулья и столы в помещении легко перемещаемы, в зависимости от формы проводимого занятия.

Содержание программы

1. История появления ПДД

1.1. Пешеход, водитель, пассажир.

Основные понятия «пассажир», «пешеход», «водитель».

1.2. Законы дорожного движения: история и современность

История появления автомобиля и Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре.

1.3. Элементы улиц и дорог.

Дорога и ее составные части. Улица – зона повышенного движения: отличие дорожной среды от другой, элементы улицы. Знакомство с понятиями «дорога», «проезжая часть», «перекресток», «нерегулируемые перекрестки».

1.4. Движение пешеходов по улицам и дорогам.

Основные понятия о правилах движения пешеходов. Движение пешеходов в населенных пунктах и вне, правила перехода дороги. Вопросы для закрепления.

1.5. Светофор. История появления.

Новое о светофорах. Виды светофоров. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги

1.6. Пешеходный переход.

Правила перехода нерегулируемых и регулируемых перекрёстков. Понятие «Пешеходный переход», «Нерегулируемый пешеходный переход», «Подземный переход». Знаки, обозначающие пешеходный переход. Игра. Вопросы для закрепления знаний.

1.7. Дорожные знаки и их группы

Дорожные знаки и их группы. Значение отдельных дорожных знаков.

1.8. Дорожные знаки и их назначение

Установка дорожных знаков. Показ наглядных пособий. Загадки «Угадай, какой знак?»

2. Основы правил дорожного движения

2.1. ПДД: обязанности водителей и пешеходов.

Проблемы безопасности движения, причина дорожно-транспортных происшествий. ПДД для пешеходов. Движение пешеходов в населенном пунктах и вне, правила пешехода дороги, места перехода и проезжей части дороги.

2.2. Правила движения для велосипедистов.

ПДД для велосипедистов – техническое состояние велосипеда, дорожные знаки, движение групп велосипедистов. Безопасное вождение мопеда и велосипедистов. Неочевидные моменты. Требования к техническому состоянию и оборудованию велосипеда.

2.3. Правила поведения на дорогах и улицах.

Правила поведения на улицах. Основные опасности на улице. Правила безопасного поведения в местах большого скопления людей. Безопасность пешехода на дороге. Движение пешехода по улице в сильный гололед. Переход проезжей части дороги, безопасность пассажира.

2.4. Правила поведения и безопасности в общественном транспорте.

Взаимовежливые отношения пассажиров, кондуктора и водителя.

2.5. ДТП: причины и последствия.

Статистика. Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. Перекрёсток и опасные повороты транспорта. Движение пешеходов по загородным дорогам.

2.6. Предотвращение ДТП.

Основные правила предотвращения ДТП. Фликер и его назначение. Викторина.

2.7. ПДД: закон для всех участников дорожного движения

Активизация знаний обучающихся о правилах дорожного движения, сформировать у детей четкое знание того, что ПДД — это закон для всех участников движения. Главные правила безопасности на улице. Викторина. Игра «Доскажи словечко»

2.8. Доврачебная медицинская помощь при ДТП.

Степь ожогов, степень обморожения и оказании помощи. Отличительные особенности солнечного и теплового удара и оказания помощи. Виды отравлений (пищевые, токсичные, углекислым газом, их признаки и мед. помощь. Понятие о ранах классификация ран и их осложнение.

3. Развитие практических навыков и применение их в реальной жизни

3.1. Содержание аптечки.

Содержание аптечки. Тест.

3.2. Улица полна неожиданностей.

Игровая ситуация. Загадки. Викторина.

3.3. Дисциплина на дороге.

Повторение пройденного материала. Викторина. Знаешь ли ты? Основные правила для велосипедиста.

3.4. Знай правила движения как таблицу умножения.

Викторина. Игра «Доскажи словечко». Игра – соревнование: «Перекресток загадок», «Автомульти», «Пойми меня», «Азбука пешехода», «Викторина», «Ключевое слово», бульвар «Внимание», «В ожидании трамвая», «Собери пословицу».

3.5. Правила безопасности в различных ситуациях.

Правила безопасности на улице, на дороге во время пожара, в лесу, на воде, при

террористических актах.

3.6. Знатоки ПДД.

Закрепление знаний. Викторина. Практические занятия с наглядным материалом.

3.7. Дети – дорога – жизнь.

Статистика.

3.8. Памятки для юных инспекторов.

Основная литература

1. Правила дорожного движения Российской Федерации с иллюстрациями. М.:, ООО «Атберг 98», 2009г.

2. «Основы безопасности жизнедеятельности», В. Бубнов, Н. Бубнова, (журнал №3, М.: «Генезис», 2005г.

3. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе», М.:,«Учитель» 2006г.

4. «Азбука дороги» Козловская Е. М., М.:,«Учитель» 2007 г.

5. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Популярное пособие для родителей и педагогов. Зайцева О. В, Карпова Е. В., Ярославль, 2007г.

Дополнительная литература

1. Е. А. Воронова. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной работе. - Ростов н/Д, 2009 2. Изучение правил дорожного движения. - Вологда, 2004 3. М. Р. Максиняева. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М, 2004 4. Методические рекомендации по организации работы среди учащихся школ по правилам дорожного движения. - Майкоп, 2002 5. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. - Вологда, 2006 6. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. - Новосибирск – 2008 7. С. В. Петров. Действия при дорожно-транспортных происшествиях. – М., 2004 8. У светофора каникул нет/ рекомендации/. - Вологда, 2005 9. Учителю о правилах дорожного движения. / Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по ПДД. – М., Просвещение, 2002

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Юный краевед» Пояснительная записка Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека,.

Итоговое занятие «Изготовление цветных льдинок» кружка «Юный исследователь» в старшей подготовительной группеИтоговое занятие «Изготовление цветных льдинок» кружка «Юный исследователь» в старшей подготовительной группе Итоговое занятие"Изготовление цветных льдинок". Задачи:Формировать представление о том,что вода замерзает на холоде. 2. Развивать познавательную.

«В гости к бабушке». Итоговое занятие кружка «Юный эколог» во второй младшей группе Программное содержание: образовательные задачи: - закрепить знания детей о домашних птицах (курица, петух, цыплята); - закрепить знания детей.

Конспект НОД по ПДД «Юный пешеход» в средней группе Конспект НОД по ПДД «Юный пешеход» в средней группе. Цель: Совершенствовать представления о безопасности поведения на улицах и дорогах.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Программа кружка по ПДД «Юный инспектор»
Опубликовано: 19 октября 2017 в 10:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Секреты волшебного узелка»
Детский мастер-класс «СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБНОГО УЗЕЛКА» Цель: формирование навыков изобразительной деятельности у дошкольников посредством использования...
Оформление помещения.
Детский сад — это второй дом для ребенка, в котором он должен и чувствовать себя, как дома. В полной мере этому способствует окружающая обстановка. Так,...
Новогодний утренник в подготовительной группе по сказке «Золотой петушок»
Новогодний утренник в подготовительной группе по сказке «Золотой петушок» Дети входят в зал под музыку, обходят ёлку и останавливаются у стульев. Вед....
Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?»
В последнее время все чаще сталкиваешься с проблемой, что дети плохо разговаривают, имеют нарушения речи, неправильно произносят звуки, словарный запас...
Акция посвященная Всемирному Дню памяти погибших в ДТП (19 ноября).
17 ноября 2017 года воспитанники творческого объединения "Журавлик"под моим руководством совместно с классным руководителем 3 "В" класса "Красноярская СОШ...