Программа кружка «Здоровые ножки»

Наталья Соловьева
Программа кружка «Здоровые ножки»

ПРОГРАММА

кружка

«Здоровые ножки»

Автор: Соловьева Н. В.

инструктор по физической

культуре

Стопа – это фундамент, на котором стоит здание – ваше тело»

Гиппократ.

Пояснительная записка.

Проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста является одной из актуальных в системе воспитания и образования.

Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола).

Точно определить, есть у ребенка плоскостопие или нет, можно только когда ребенку исполниться пять (или даже шесть) лет. Во-первых, у детей до определенного возраста костный аппарат стопы еще не окреп, частично представляет собой хрящевую структуру, связки и мышцы слабы, подвержены растяжению. Во-вторых, подошвы кажутся плоскими, так как выемка свода стопы заполнена жировой мягкой «подушечкой», маскирующей костную основу. При нормальном развитии опорно-двигательного аппарата к пяти-шести годам свод стопы приобретает необходимую для правильного функционирования форму. Однако в некоторых случаях происходит отклонение в развитии, из-за которой появляется плоскостопие.

Поскольку плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто, для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно его выявить и применить рациональные профилактические меры.

Факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

• наследственность (если у кого-то из родных есть, было это заболевание, нужно быть особенно осторожным: ребенка следует регулярно показывать врачу-ортопеду);

• ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой);

• чрезмерные нагрузки на ноги (н-р, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела);

• чрезмерная гибкость (гипермобильность) суставов, рахит;

• паралич мышц стопы и голени (из-за перенесенного полиомиелита или ДЦП);

• травмы стоп.

Чем опасно плоскостопие?

Порой, родители не осознают серьезность этого заболевания, так как со стороны оно поначалу не заметно и, на первый взгляд, не оказывает значительного негативного влияния на ребенка. Однако это заблуждение может привести к печальным последствиям. Плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы, почти пропадает амортизация, и при ходьбе вся «отдача» (встряска) достается голени и тазобедренному суставу, что может привести к артрозам. Поэтому обязательно нужно применять профилактические меры.

Цель: Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Задачи: 1. Исправление имеющейся деформации стопы.

2. Укрепление мышц, формирующих свод стопы.

3. Формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.

4. Воспитание осмысленного отношения к собственному здоровью.

Основные принципы программы:

1. Принцип индивидуализации.

2. Принцип доступности.

3. Принцип систематичности.

4. Принцип последовательности.

5. Принцип научности лежит в основе всех оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни, укреплению опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Объект программы: дети дошкольного образовательного учреждения в возрасте 5-7 лет, родители, педагогический коллектив.

Срок реализации программы: 2 года – старшая, подготовительная группы.

Материально-техническое обеспечение программы:

1. Спортивная площадка на участке.

2. Физкультурный зал.

3. Спортивное традиционное и нетрадиционное оборудование.

4. Уголки здоровья в группах.

5. Картотека игр по профилактике и коррекции плоскостопия.

Структура занятий:

1. Разминка.

2. Основная часть.

3. Подвижные игры.

4. Закрепление.

Длительность занятий: 20 – 25 минут.

Диагностика состояния стоп у дошкольников.

Начальную диагностику патологии у ребенка можно провести, используя самый распространенный метод – плантографию (отпечаток стопы).

Диагностика состояния стопы включает 3 этапа:

первый этап - изучение медицинских карт здоровья;

второй этап – внешний осмотр и оценка состояния свода стопы;

третий этап – проводится начальная диагностика (сентябрь) и промежуточная (май) – сравнение результатов; завершающая (итоговая) диагностика состояния стопы при выпуске ребенка из детского сада; обработка полученных данных.

Плантография проводится совместно с медицинской сестрой.

Перспективный план.

Октябрь

1 2

Занятие №1 Цель: Упражнять в ходьбе и беге на пятках, переступая через кубики на полу, ходьбе по гимнастической палке вдоль и поперек.

Занятие №2 Цель: Учить подтягивать пальцами ног дорожку с грузом. Упражнять в захватывании мяча и других предметов стопами ног и бросании.

Занятие №3 Цель: Учить захватывать пальцами ног карандаши и перекладывать их с места на место. Упражнять в сгибании и разгибании ног в коленях с зажатым между стопами мячом.

1 2

Занятие №4 Цель: Упражнять в ходьбе на четвереньках, подталкивая перед собой головой набивной мяч. Учить лазанию по гимнастической лестнице и ходьбе по ребристой доске.

Ноябрь

Занятие №1 Цель: Упражнять в ходьбе «гусиным шагом». Учить массажу стопы.

Занятие №2 Цель: Учить ходьбе на месте, не отрывая носков от пола. Упражнять в поднимании внутренних сводов стопы, опираясь при этом на внешние края стоп.

Занятие №3 Цель: Учить ползающим движениям стоп вперед и назад с помощью пальцев. Упражнять в сведении и разведении пяток.

Занятие №4 Цель: Упражнять в разгибании и сгибании стоп (поочередно).

Декабрь

Занятие №1 Цель: Упражнять ходьбе на наружном своде стопы. Закреплять умение ходить по гимнастической палке.

Занятие №2 Цель: Закреплять умение ходьбы на месте с высоким подниманием бедра с «подошвенным сгибанием стопы».

Занятие №3 Цель: Закреплять умение активного сгибания и разгибания стоп, катание подошвами округлого предмета.

Занятие №4 Цель: Упражнять прыжкам на месте и с небольшим продвижением вперед (на носках). Совершенствовать ходьбу по рейке гимнастической скамейки и ребристой доске.

Январь

Занятие №1 Цель: Закреплять ходьбу по намеченной линии с приставлением пятки к носку. Совершенствовать ходьбу на наружных краях стоп.

Занятие №2 Цель: Закреплять круговые вращения стопы влево-вправо. Упражнять в собирании пальцами ног ткани, лежащей на полу.

Занятие №3 Цель: Совершенствовать в захвате, приподнимании и удержании пальцами одной ноги легкого предмета; сгибание и разгибание ног в коленях с зажатым между стопами мячом.

Занятие №4 Цель: Учить ходьбе на носках по наклонной плоскости, а также приставным шагом по рейке гимнастической скамейки (прямо и боком).

1 2

Февраль

Занятие №1 Цель: Закреплять ходьбу на наружных сводах стопы и на носках по наклонной плоскости.

Занятие №2 Цель: Разучить комплекс общеразвивающих упражнений: «Матрешки», «Красивые сапожки, резвые ножки», «Танец каблучков».

Занятие №3 Цель: Разучить комплекс ОРУ: «Гармошка», «Елочка».

Занятие №4 Цель: Разучить комплекс ОРУ: «Присядка», «Шаг с припаданием».

Март

Занятие №1 Цель: Совершенствовать ходьбу на наружных краях стоп по канату боковым приставным шагом.

Занятие №2 Цель: Закреплять умение захватывать мелкие предметы пальцами ног; совершенствовать круговые движения стопами по максимальной окружности.

Занятие №3 Цель: Разучить комплекс ОРУ: «Веселые мартышки».

Занятие №4 Цель: Учить перепрыгиванию через скамейку с одной стороны на другую, опираясь обеими руками; ходьбе с постановкой ноги с носка на всю ступню.

Апрель

Занятие №1 Цель: Закреплять ходьбу на наружном своде стопы и перекатом на носок.

Занятие №2 Цель: Совершенствовать ходьбу по гимнастической палке прямо и боком. Разучить ОРУ: «Зоосад»

Занятие №3 Цель: Разучить ОРУ: «Эквилибристы»; «Цыплята».

Занятие №4 Цель: Разучить ОРУ: «Куры», «Раскатаем тесто».

Май

Занятие №1 Цель: Совершенствовать ходьбу на носках с высоким подниманием бедра и ходьбы по гимнастической палке прямо и боком.

Занятие №2 Цель: Разучить общеразвивающие упражнения из положения сидя («Веселое лапки», «Построим мостик», «Гусеница», «Лягушка», «Братья близнецы».

Занятие №3 Цель: Совершенствовать повороты голени внутрь и наружу; прыжки с

1 2

небольшим продвижением (на носках).

Занятие №4 Диагностика состояния стоп у детей.

Оборудование:

Кубики, гимнастические палки, массажные мячи, мелкие предметы округлой формы, набивные мячи, гимнастическая лестница, обручи и кольца, «дорожки здоровья», мешочки с горохом и фасолью, платочки, массажеры, канат.

Работа с родителями.

1. Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях ДОУ.

2. Оформление папок, письменных консультаций, информационных стендов.

3. Проведение занятий-практикумов.

4. Знакомство родителей с работой кружка на родительских собраниях.

5. Разработка памяток и рекомендаций по вопросам профилактики и коррекции плоскостопия.

6. Привлечение родителей к изготовлению нетрадиционного оборудования.

Ожидаемый результат:

1. Укрепление мышц стопы и голени, формирование свода стопы.

2. Формирование навыка правильной походки.

3. Устранение имеющегося вида плоскостопия.

4. Воспитание потребности в физической активности и здоровом образе жизни.

5. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.

6. Создание практических материалов по профилактике и коррекции плоскостопия для родителей и педагогов.

Литература:

1. О. В. Козырева «Лечебная физкультура для дошкольников» - М.:2005г.

2. Е. Н. Вареник «Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет» - М.: 2008г.

3. Т. Г. Анисимова, С. А. Ульянова «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников» - Волгоград: 2009г.

4. Е. И. Подольская «Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет» - Волгоград: 2010г.

5. Е. А. Бабенко «Игры, которые лечат» для детей от 3-7 лет – М.: 2010г.

Публикации по теме:

Циклограмма деятельности инструктора по физической культуре Циклограмма деятельности Инструктора по физической культуре Аманатиди О. В. На 2013-2014у. г. Дни недели Содержание деятельности Время Группы.

Мастер-класс «Ягоды и фрукты». Нестандартное оборудование по физкультуреМастер-класс «Ягоды и фрукты». Нестандартное оборудование по физкультуре В нашем детском саду №21 "Гнёздышко" мы используем физкультурное нестандартное оборудование,изготовленное своими руками или родителями.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Программа кружка «Здоровые ножки»
Опубликовано: 11 марта 2014 в 21:36
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...