МААМ-картинки

Программа кружковой работы по финансово-экономической грамотности дошкольников «Экономь-ка» для детей 5–7 лет

Екатерина Сергеева
Программа кружковой работы по финансово-экономической грамотности дошкольников «Экономь-ка» для детей 5–7 лет

Пояснительная записка

Вся экономика – это наука о том, как люди принимают решения.

Джеймс Дьюзенберри,

американский экономист

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте.

Публикация «Программа кружковой работы по финансово-экономической грамотности дошкольников „Экономь-ка“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах

Дети сталкиваются с экономической жизнью семьи с раннего возраста: ходят с родителями в магазины, кино, кафе, зоопарки; знакомятся с торгово-денежными отношениями на бытовом уровне; знают понятия «работа» и «заработок»; видят рекламу по телевидению и в быту. Все это составляющие финансово-экономической жизни каждой семьи. По завершении дошкольного образования ребенку зачастую приходится самостоятельно сталкиваться с «торгово-денежными» отношениями, например: оплата проезда до школы или секции, поход в магазин «за хлебом», деньги на карманные расходы. Но, как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.

В рамках работы с детьми в детском саду можно научить ребенка азам финансовой грамотности в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, в которых ребенок может попробовать себя в различных социальных ролях (кассир, покупатель, кондуктор и прочее). Чтение художественной литературы о профессиях также может способствовать развитию финансово-экономических представлений дошкольников.

Но, к сожалению, такой раздел как формирование предпосылок финансовой грамотности в дошкольной педагогике упущен.

Данная программа поможет детям познакомиться с профессиями, сформировать у детей представления о денежных отношениях, доходах и расходах, о денежных знаках.

Цель данной программы – помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию финансово-экономической грамотности.

Задачи:

- научить воспринимать окружающий мир вещей, как результат труда людей;

- уважать труд людей;

- осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и соотношение понятий «цена – качество»;

- воспитывать умение рационально использовать денежные средства;

- применять полученные навыки на практике.

Это служит причиной тому, что игра, которая была основной деятельностью ребенка в течение дошкольного периода, мало-помалу сдает свои позиции в этом качестве, уже не в силах полностью удовлетворить его. Растет потребность выхода за рамки привычного образа жизни и участвовать в общественно-значимой деятельности, то есть происходит принятие другой социальной позиции, которая обычно называется «позицией школьника», что является одним из наиболее важных результатов и особенностей психического и личностного роста детей дошкольного возраста.

Объем и сроки освоения программы:

- программа рассчитана на 2 года изучения:

- 1 год обучения – воспитанники старшей группы (5-6 лет);

- 2 год обучения воспитанники подготовительной группы (6-7 лет);

- одно занятие в месяц, 9 занятий в год, 18 занятий за весь период обучения;

- продолжительность занятий для воспитанников старшей группы - 25 минут; для воспитанников подготовительной к школе группы – 30 минут;

- форма обучения очная (групповые занятия).

Работа по освоению программы ведется в рамках кружковой работы, каждая тема программы раскрывается при помощи образовательной деятельности различного типа.

Планируемые результаты освоения программы:

- адекватно употребляют в жизни и общении знакомые экономические понятия;

- знают и называют различные места и учреждения торговли;

- знают российские деньги;

- знакомы с различными профессиями и результатами труда представителей данных профессий;

- проявляют интерес к экономической жизни взрослых (кто кем работает);

Кадровое обеспечение: кружковую работу проводят воспитатели данных возрастных групп, прошедшие курсы повышения квалификации по данной тематике.

Учебный план

Старшая группа

1 БЛОК. ТРУД И ПРОДУКТ ТРУДА

Свободная самостоятельная деятельность детей

Художественно-эстетическое развитие

1) Рисование на темы: «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои добрые дела».

2) Поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку».

3) Собирание тематических паззлов.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

1) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Труд», «Профессии».

2) Труд в уголке природы.

3) Помощь в сервировании стола, уборке со стола после приема пищи

. 4) Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек

. 5) Работа на участке дошкольной образовательной организации

Непосредственно образовательная деятельность

Сентябрь.

1. Беседа о труде

Цель: сформировать и закрепить у детей представление о труде и лени, познакомить с профессиями взрослых;

Октябрь.

1. Обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга»

Цель: познакомить детей с данной сказкой, формировать понятие о пользе труда;

Ноябрь.

1. Загадки о труде и профессиях

Цель: расширять знания дошкольников о труде и профессиях, воспитывать положительное отношение к труду;

Декабрь.

1. Игры: «Какие ошибки допустил художник», «Выбор профессии»

Цель: продолжать расширять знания детей о профессиях взрослых.

2 БЛОК. ДЕНЬГИ И ЦЕНА (СТОИМОСТЬ)

Свободная самостоятельная деятельность детей

Художественно–эстетическое развитие

1) Рисование на темы: «Монеты моей страны», «Деньги разных стран», «Места торговли: ярмарка, магазин, рынок», «Мой вклад в бюджет семьи», «Добрые дела нашей семьи».

2) Поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Необычные формы денег», «Копилка для монет», «Обмен продуктами труда».

3) Собирание тематических паззлов.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

1) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Деньги», «Бюджет семьи», «Покупки в магазине».

2) Составление рассказов на темы: «Доходы и расходы моей семьи», «Мы ходим за покупками», «Что значит быть бережливым».

Непосредственно образовательная деятельность

Январь.

1. Беседа «В общем о деньгах»

Цель: сформировать и закрепить у детей представление о деньгах как о мере стоимости, средств платежа и накоплений; помочь осознать на доступном старшим дошкольникам уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»

Февраль.

1. Кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости научили»

Цель: раскрыть детям смысл бережливости и рациональной траты денег

Март.

1. Обсуждение сказки Б. В. Минина «Доверчивый Зайчик», Т. В. Грековой «Клад» или Б. В. Минина «Муравьи и старый горшочек» (на выбор воспитателя)

Цель: продолжать формировать у детей представления о деньгах, бережливости и рациональной трате денег

Апрель.

1. Викторина для детей «О какой сказке идет речь»

Цель: напомнить детям сказки, в которых присутствуют товарно-денежные отношения, учить детей анализировать поступки героев

Май.

1. Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключения монетки»

Цель: сформировать у дошкольников представление о денежных знаках нашей страны.

Подготовительная группа.

1 БЛОК. РЕКЛАМА

Свободная самостоятельная деятельность детей

Художественно-эстетическое развитие

1) Рисование на темы: «Моя любимая реклама», «Фантастическая реклама», «Спецэффекты в рекламе», «Реклама: правда и вымысел», «Реклама на плакатах».

2) Собирание тематических паззлов.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

1) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Реклама для детей», «Красочная реклама», «Сравним товар в рекламе и в магазине».

2) Составление рассказов на темы: «Рекламные уловки», «Почему мне нравится реклама для детей по телевизору», «Почему нельзя верить рекламе».

3) Конкурс рекламных слоганов на тему «Я рекламирую…».

Сентябрь

1. Беседа о рекламе.

Цель: сформировать у детей взвешенное, осознанное отношение к рекламе.

Октябрь

1. Викторина для детей «О какой сказке идет речь?»

Цель: обнаружение присутствия рекламы в известных детям сказках

Ноябрь

1. Спектакль «Приключения Копеечки»

Цель: сформировать у детей внимательное и бережное отношение к финансовым документам; объективное восприятие рекламы

Декабрь

1. Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия для всей семьи»

Цель: сформировать у детей многоаспектное представление о деятельности предприятия общественного питания.

2 БЛОК. ПОЛЕЗНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ В БЫТУ

Свободная самостоятельная деятельность детей

Художественно–эстетическое развитие

1) Рисование на темы: «Игрушки моих родителей», «Моя любимая игрушка», «Моя копилка».

2) Создание мастерской по ремонту книг. Заранее отобранные в группе или принесенные из дома ветхие или с испорченными страницами книги предлагаем ребятам склеить, «отремонтировать».

3) Создание мастерской «Вторая жизнь моей игрушки». Принесенные из дома игрушки, требующие небольшого ремонта, ребята чинят, чистят, украшают (например, надевают бант кукле, поправляют колеса машинке) и обмениваются с ребятами из группы на другие игрушки.

4) Собирание тематических паззлов.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

1) Конкурс по изготовлению поделок и игрушек из вторичного, бросового материала (пластиковые бутылки, картон, одноразовая посуда и т. д.).

2) Приобщение к сортировке мусора в группе и на площадке.

3) Составление рассказов на темы: «Я уважаю чужой труд», «Что будет, если я испорчу игрушку?», «Хороший хозяин — это тот, кто…», «Почему жадничать — это плохо?», «Вещи, сделанные своими руками», «Что значит быть экономным?».

Январь

1. Беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Цель: формирование у детей полезных навыков и привычек в быту

Февраль

1. Игра-эстафета «Хорошо – плохо»

Цель: заложить основы экономических навыков и привычек в быту у детей с помощью подвижных игр.

Март

1. Обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка»

Цель: воспитывать бережное отношение к своим вещам, желание приобретать навыки хозяйственно-бытового труда

Апрель

1. Обсуждение сказки К. И Чуковского «Федорино горе»

Цель: формировать в детях желание содержать в порядке свои вещи

Май

1. Праздник «Мы – бережливые»

Цель: сформировать у детей понимание целесообразности бережливости.

Список используемой литературы

Нормативные документы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования URL: http//fgosreestr.ru.

Рекомендуемая литература

1. Слободчиков В. И., Короткова Н. А., Нежнов П. Г., Кириллов И. Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция /Под ред. В. И. Слободчикова; М. : Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28с.

2. Коменский Я. О. Материнская школа. М. : Книга по требованию, 2012. 104с.

3. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Вита-пресс, 2016. 336с.

4. Люнфин О. Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. №8. С. 349–351.

5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада //Дошкольное воспитание,1995. № 9.

6. Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада //Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб. : Свое издательство, 2015. С. 39–41.

7. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М. : «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

8. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. М. :«Вентана-Граф», 2015. 48с.

9. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М. : Педагогическое общество России, 2005. 256 с.

Интернет-ресурсы

www.cbr.ru — официальный сайт Банка России

fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»

минобрнауки. рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

вашифинансы. рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

Публикации по теме:

Конспект занятия по экономической грамотности в подготовительной группе «Путешествие с монеткой» Цель: Закрепить полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности, расширять социальные представления о современном.

Программа кружковой работы по аппликации для детей 3–4 года жизни Кружковая работа «Маленькие фантазёры» для детей 3–4 года жизни по изобразительной деятельности (аппликация) «Истоки творческих способностей.

Программа кружковой работы по нетрадиционной технике рисования «Веселая радуга» для детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольного образования учреждение "Детский сад№ 12" «ВЕСЕЛАЯ РАДУГА» ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ.

Программа дополнительного образования для кружковой работы «Хочу все знать» Содержание: 1. Пояснительная записка…. 3 2. Нормативные основы дополнительного образования…. 5 3. Цель программы….6.

Программа кружковой работы «От слова к слову» по развитию речи детей 6–7 лет с использованием приемов мнемотехники Пояснительная записка Китайская мудрость гласит: «Услышал – забыл. Увидел – запомнил. Сделал – понял». Это утверждение можно отнести к приемам.

Программа кружковой работы по конструированию Направленность дополнительной образовательной программы: модельно-конструктивная. В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию.

Рабочая программа кружковой работы «Умняша» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с №4 г. Калининграда Рабочая программа кружковой работы «Умняша» на развитие.

Программа кружковой работы по шахматам и шашкам. Шах и мат. Ничья .

Воспитание экономической грамотности у дошкольников. Фотоотчет «День менеджера. Игра «Массажный салон»Воспитание экономической грамотности у дошкольников. Фотоотчет «День менеджера. Игра «Массажный салон» На современном этапе развития экономических отношений в России в педагогике актуальна тема «Экономическое воспитание старших дошкольников».

Формирование у дошкольников основ экологической грамотности. Опыт работы воспитателя Опыт работы воспитателя Жидковой Людмилы Александровны на тему «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое образование занимает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружковой работы по финансово-экономической грамотности дошкольников «Экономь-ка» для детей 5–7 лет
Опубликовано: 8 августа 2019 в 13:42
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!

15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД