Лучший педагог года

Программа кружковой работы по тестопластике в старшей разновозрастной группе 5–7 лет «Азбука соленого теста»

Ирина Кульга
Программа кружковой работы по тестопластике в старшей разновозрастной группе 5–7 лет «Азбука соленого теста»

Комочек соленого теста –

Лепить из него интересно!

Комочек из теста мягкий,

На ощупь приятный и гладкий.

Лежит у меня на ладошке,

Слепить из него могу кошку,

Слоненка слепить или мишку,

Картинку, что видела в книжке.

Смотрю на него и гадаю,

Слепить из него что - не знаю.

Комочек помяла немножко,

Слеплю ему ручки и ножки,

Слеплю ему ушки и глазки,

И вместе отправимся в сказку!

Пояснительная записка

Лепка из соленого теста – древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней.

Публикация «Программа кружковой работы по тестопластике в старшей разновозрастной группе 5–7 лет „Азбука соленого теста“» размещена в разделах

Может благодаря простоте и дешевизне изготовления, а может из-за пластичности материала. Игрушки, картины, подсвечники, рамы - что только не выходит из податливого теста. Да и к тому же порой совместное творчество сближает нас с ребенком, оставляя в душах обоих неизгладимое впечатление о детстве.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

Творить и созидать - это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста - доступное занятие для взрослых и детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души: активизируется работа пальцев рук, мозга, идет полное расслабление тела и души.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Специфику лепки определяет материал. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.

Направленность программы: по доминирующей деятельности программа творческая, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Цель программы.

Развитие художественных и творческих способностей дошкольников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности, помощь детям в осознании и развитии своей индивидуальности и самореализации.

Задачи программы.

Обучающие:

– познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластики, ее возможностями;

– научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;

– обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;

– начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике рисунка акварелью и гуашью.

Развивающие:

– развивать мелкую моторику рук;

– развивать речь;

– расширять словарный запас;

– расширять кругозор;

– развивать наблюдательность;

– развивать эстетический вкус;

– развивать образное и логическое мышление;

– содействовать развитию творческого воображения, фантазии.

Воспитательные:

– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

– воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

– воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.

Технические:

– развивать координацию движения рук;

– научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощупыванием;

– использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание.

Социальные:

– создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;

– помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;

– научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.

Принципы построения программы:

1. Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно-образовательного процесса.

2. Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что-либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? как? Что бы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.

3. Принцип поэтапности. От простого к сложному - важное условие при обучении лепке.

4. Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желание его сотворить.

5. Принцип цикличности. Построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.

6. Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того, дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаем ребенка не только тому,что он сможет усвоить без труда, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполнит эту работу с помощью взрослого, а завтра это сможет сделать сам.

Методы и приемы

1. Последовательное знакомство с различными способами лепки:

• конструктивный - является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей.

• скульптурный – изделия выполняют из целого куска.

• комбинированный – этот способ лепки включает в себя как конструктивный, так и скульптурный. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

2. Словесные методы:

• беседа, рассказ;

• объяснение, пояснение;

• вопросы;

• словесная инструкция.

3. Наглядные методы:

• рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);

• показ выполнения работы (частичный, полный);

• работа по технологическим картам.

4. Интеграция тестопластики с другими видами непосредственной образовательной деятельности детей:

• формированием элементарных математических представлений

• развитием речи

• художественной литературой

• физической культурой.

Ожидаемые результаты обучения.

должны знать:

-историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;

-приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;

– инструменты и приспособления для лепки;

– правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;

– правила оборудования рабочего места;

– правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;

– понятие теплого и холодного цвета;

должны уметь:

– отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;

– скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;

– раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;

– последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;

–пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;

– соблюдать технику безопасности;

– оценивать свою работу и работы своих товарищей;

– работать в коллективе.

Условия проведения кружка по тестопластике.

Занятия проводятся 2 раза в месяц, во вторую половину дня. Длительность занятий в зависимости от возраста.

При организации занятий кружка, воспитателю необходимо помнить следующие правила:

1. Не мешать ребенку, творить.

2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнать новое.

3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

4. Начинать с самого простого доступного задания, постепенно усложняя его.

5. Поощрять инициативу детей.

6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

Основным условием реализации программы кружка является творческое отношение самого педагога. Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновлять детей на новые достижения в творчестве - главное руководство в работе кружка.

Планирование работы кружка «Азбука соленого теста»

(1–й год обучения)

Сентябрь 1 «Король Соленое Тесто приглашает друзей». Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из соленого теста.

2 «Вкусное печенье». Познакомить детей с приемами лепки: сплющивание в диск и полусферу. Показать варианты оформления изделий из соленого теста.

Октябрь 3 Угощение для кукол «Плюшки-завитушки». Показать приемы лепки различных продуктов. Развивать умение лепить из теста, приучать воспитанников к аккуратной работе за столом. Формировать положительное отношение к труду пекаря, воспитывать бережное отношение к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми.

4 Раскрашивание угощений для кукол «Плюшки-завитушки». Развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами и инструментами. Учить детей доводить начатое дело до конца, изготавливать атрибуты для предметно-развивающей среды группы и сюжетно-ролевых игр.

Ноябрь 5 «Гроздь рябины». Продолжать учить воспитанников особенностям лепки из теста. Формировать умения лепить мелкие детали и создавать заданную композицию.

6 Раскрашивание «Грозди рябины». Учить раскрашивать изделие после просушки. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании работы, умение содержать свое рабочее место в порядке. Учить видеть конечный результат задуманной работы.

Декабрь 7 Новогодняя поделка в подарок родителям «Сапожок». Учить детей замешивать тесто самостоятельно. Развивать мелкую моторику рук при замешивании теста. Формировать умения изготавливать снежинки из тонких колбасок. Развивать самостоятельность и фантазию.

8 Раскрашивание и завершение новогодней поделки «Сапожок». Учить доводить начатое дело до окончательного его завершения. Формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Учить радоваться результатам своего труда.

Январь 9 «Нарядная ёлочка». Учить детей вырезать ёлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения - шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук. Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации.

10 Раскрашивание красками «Нарядная ёлочка». Учить раскрашивать ёлочку красками, формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказов о ёлке. При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы.

Февраль 11 «Кружка для папы». Учить детей лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края. Лепить начальную букву имени для украшения. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира.

12 Раскрашивание красками «Кружки для папы». Продолжать учить детей раскрашивать кружку после просушки, самостоятельно подбирая цвет. Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому человеку.

Март 13 «Букет в вазочке» (подарок мамам и бабушкам). Учить лепить цветы из соленого теста (розы, ромашки, васильки). Учить скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к основе. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме.

14 «Подковка на счастье». Учить лепить из цветного соленого теста, раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы. Закрепить умение, из отдельных частей, лепить розу, или другие цветы. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия.

Апрель 15 «Мышонок на сыре» (цветное тесто). Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей.

16 «Звездное небо». Уточнить представления о космосе, Вселенной. Развивать познавательную деятельность. Учить детей создавать красивую композицию.

Май 17 «Бабочка-красавица в рамочке». Закреплять знания о строении бабочки. Развивать зрительную память, воображение, внимание, художественный вкус, мелкую моторику рук, связную речь. Учить лепить бабочку из соленого теста и рамочку для оформления готового изделия. Учить детей обмазывать рамку из толстого картона соленым тестом, обрезать излишки теста стекой, заравнивать края рамки кисточкой с водой.

18 Раскрашивание «Бабочки-красавицы в рамочке». Учить детей раскрашивать готовое изделие из соленого теста красками, способам работы с ними. Формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой. Учить радоваться результатам своего труда.

Планирование работы кружка «Азбука соленого теста»

(2–й год обучения)

Сентябрь 1 Овощи и фрукты. Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер, используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т. д.

2 Раскрашивание вылепленных овощей и фруктов. Учить раскрашивать изделия после просушки. Упражнять детей в смешивании красок. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы.

Октябрь 3 Гусеница на осенних листочках. Закреплять умения и навыки в лепке из соленого теста. Развивать мелкую моторику и координацию движений рук. Развивать творческие способности, фантазию, воображение, внимание и наблюдательность.

4 Раскрашивание «Гусеница на осенних листочках». Закреплять умения воспроизводить последовательность всех действий при составлении композиции. Учить раскрашивать готовое изделие в соответствии с цветом, передавать характерные особенности с помощью красок.

Ноябрь 5 Ежик. Формировать навыки раскатывания соленого теста с помощью скалки. Развивать чувство формы, мелкую моторику рук. Научить детей делать иголки ежику с помощью ножниц. Дополнить работу грибочками и яблочками.

6 Сказочное дерево (коллективная лепка из цветного соленого теста). Продолжать учить замешивать цветное соленое тесто, катать колбаски из нескольких цветов. Учить детей использовать в работе скалку, стеку, чеснокодавилку. Развивать чувство коллективизма.

Декабрь 7 «Снеговик». Учить детей обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей. Учить отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом.

8 Раскрашивание красками «Снеговик». Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить видеть конечный результат задуманной работы.

Январь 9 Снежинка. Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

10 Раскрашивание «Снежинки». Учить детей раскрашивать готовую снежинку техникой набрызг, после чего прорисовывать тонкой кистью детали (глаза, нос, щеки).

Февраль 11 «Сердечко» на День святого Валентина. Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать сердечко по шаблону из цветного соленого теста, обрабатывать края кистью, смоченной водой. Воспитывать интерес к творчеству. Учить украшать сердечко розами и листочками, декоративными украшениями.

12 «Брелок» в подарок папе на 23 февраля. Продолжать учить детей приемам лепки из цветного теста катать колбаску, далее из колбаски формировать букву на шаблоне из картона. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира (вдавливать различные предметы в тесто: гвоздики, шурупчики, болтики, скрепки, кнопки и т. д.).

Март 13 «Бусы» в подарок маме. Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей).

14 Панно-пособие «Часы-солнышко» (коллективная работа из цветного теста). Продолжать обучать детей приемам изготовления поделок с использованием цветного соленого теста. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, чувство формы. Развивать композиционные и эстетические чувства, чувство красоты. Формировать представление о единицах измерения времени, навык планирования своей деятельности, умение работать в коллективе, самостоятельно решать возникающие проблемы.

Апрель 15 «Весёлые человечки». Учить лепить весёлых человечков, используя приёмы раскатывания шаров, овалов, сплющивание, оттягивание. Для соединения частей использовать спички, палочки. Обрабатывать края кисточкой, смоченной водой. Учить работать коллективно.

16 Раскрашивание красками «Весёлых человечков». Формировать навыки аккуратности при работе с красками. Научить видеть конечный результат задуманной работы. Дополнять работу, украшая одежду своих человечков.

Май 17 Подсолнухи. Развивать творческие способности детей, художественно-эстетический вкус, мелкую моторику рук. формировать навыки ручного труда.

18 Раскрашивание «Подсолнухов». Способствовать развитию чувства композиции. Продолжать учить детей раскрашивать изделие после просушки, подбирать краски, характерные для раскраски подсолнухов. Воспитывать аккуратность, желание сделать приятное близкому человеку.

Содержание программы

В программе выделены три этапа развития творчества дошкольников на занятиях по тестопластике. Каждый этап имеет свои особенности и творческие задачи.

I этап (начальный)

Цель: ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей.

Задачи начального этапа: заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед новым материалом; познакомить дошкольников с особенностями лепки из соленого теста.

На этом этапе дети знакомятся с возможностями соленого теста, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями; дошкольники учатся правильно организовывать свое рабочее место. Подражая взрослому, изготавливают конкретные поделки из соленого теста, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам лепки.

На первом этапе детям предлагаются задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: сочини, придумай, измени и т. д., при этом они проявляют элементы творчества.

Часть занятий отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста. Детей знакомятся с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащает ребенка творчески, помогает осознать тесную связь лепки и рисования.

II этап (промежуточный)

Цель: развитие. Приобретение детьми творческого опыта в преобразовании изделий из соленого теста.

Задачи: развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки; побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки.

Работа строится на основе возникшего у детей желания внести свои добавления, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, рисунку и т. д. На этом этапе большое внимание уделяется детскому экспериментированию с материалами, с инструментами и техниками. Детям предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и поискам.

III этап (завершающий)

Цель: творчество. Развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы в лепке из соленого теста, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной, вариантностью, гибкостью, подвижностью.

Задачи: поощрять творческую активность детей, инициативу и самостоятельность; развивать целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы.

Опорой на этом этапе служит детское творческое воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу. Создаются условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников. Дети учатся переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях.

Детям предлагаются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и проводится как по заданию, так и по замыслу детей.

В работе с дошкольниками используются такие формы организации художественно-творческой деятельности, как: создание детьми индивидуальных работ в лепке, создание детьми коллективных работ. На коллективных занятиях дети изготавливают художественные панно, макеты, рельефные картины и т. д.

Уход за поделками из соленого теста. Пыль, оседающую на изделия, необходимо удалять с помощью фена для сушки волос или толстой мягкой кисточки. Поделки из соленого теста можно время от времени просушивать в духовке.

Публикации по теме:

Мои работы из соленого тестаМои работы из соленого теста Каждый из нас в детстве занимался лепкой. Мы делали куличики и строили замки из песка, лепили из пластилина. Есть еще один материал, который.

Конспект НОД по лепке из соленого теста «Первые весенние цветы — подснежники» Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Лепка из соленого теста Тема: «Первые весенние цветы - подснежники».

Конспект занятия по лепке из соленого теста с детьми 5–7 лет «Подковка на счастье»Конспект занятия по лепке из соленого теста с детьми 5–7 лет «Подковка на счастье» Цель: учить лепить из цветного соленого теста, раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы. Закрепить умение, из отдельных частей,.

Конспект занятия по лепке из соленого теста в старшей группе детского сада «Братский острог» Конспект занятия по лепке из соленого теста в старшей группе детского сада Программное содержание. 1. Активизировать и систематизировать.

Конспект НОД по лепке из соленого теста «Брелок» в подарок папе на 23 февраля в разновозрастной группе 4–7 лет Цель: развитие у детей приемов лепки:катать колбаску, далее из колбаски формировать букву на шаблоне из картона. Задачи: 1. Развивать.

НОД по лепке из соленого теста «Брелок» в подарок папе на 23 февраля в разновозрастной группе 4–7 летНОД по лепке из соленого теста «Брелок» в подарок папе на 23 февраля в разновозрастной группе 4–7 лет Цель: развитие у детей приемов лепки:катать колбаску, далее из колбаски формировать букву на шаблоне из картона. Задачи: 1. Развивать мелкую.

Образовательная деятельность по тестопластике с элементами театрализации по сюжету сказки «Колобок» (из соленого теста). Задачи: Образовательные: - продолжать знакомить детей с персонажами русской народной сказки «Колобок» (в стихотворной форме, через импровизацию.

Программа дополнительного образования «Сувениры из соленого теста» I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА По данной программе в 2010-2011учебном году будут заниматься 3 группы, 2группы – 1год обучения; 1группа – 2год.

Рабочая программа кружка по тестопластике «Мукосолька» (для детей 5–7 лет) Пояснительная записка Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста, так же, как и другие виды.

Рабочая программа кружковой работы в старшей группе «Цветные ладошки» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружковой работы по тестопластике в старшей разновозрастной группе 5–7 лет «Азбука соленого теста»
Опубликовано: 12 июня 2017 в 06:48
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД