Программа по формированию гендерной идентичности у детей дошкольного возраста «Кто я?»

Ольга Редкозубова
Программа по формированию гендерной идентичности у детей дошкольного возраста «Кто я?»

Пояснительная записка

Обращения к гендерному аспекту в образовании связано со снижением уровня здоровья мальчиков и девочек, притуплением или потерей чувства половой принадлежности, целостного позитивного образа «Я» мальчика/девочки. Именно в дошкольном возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики это будущие мужчины, а девочки – женщинами и эта принадлежность не меняется в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Поведение ребенка зависит во многом от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человек сталкивается в семье. Многие родители считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют автоматом каждый сою гендерную роль. Но практика показывает, что это не так. Проблема состоит в том, что зачастую современным детям сложно воспитать себя самим.

Так как, например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен и существует масса других негативных нюансов. Здесь настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, которое влияет на развитие личности существенно, способствует появление у девочек и мальчиков, тех качеств личности, которые позволяют им быть счастливыми и успешными в семье и в современном обществе. Поэтому проблема полоролевого воспитания и обучения остается по-прежнему актуальной, а так как в дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, то и вся работа по воспитанию и обучению проходит через игру. В детском саду легче создать придметно-развивающую среду, также плюсом является то, что в саду дети находится целый день и в группе присутствуют как девочки, так и мальчики.

Понятно, что в семье не всегда, получается, создать такие условия как в детском саду, но так как семья была и есть тем фундаментом, без которого невозможно строить процесс воспитания и обучения ребенка, то ведущим направлением я выбрала работу с родителями, сделав их своими союзниками и активными участниками.

Цель: формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Задачи:

1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.

2. Развивать навыки и умения поведения, вырабатывать отношение детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между мальчиками и девочками.

3. Создать предметно-развивающее пространство в группе, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников.

4. Привлечь родителей к активному участию в совместных с педагогом и детьми мероприятиях.

Реализация программы.

С детьми.

1. Беседы.

2. Специально организованная непосредственная образовательная деятельность в регламентированное время.

3. Чтение художественной литературы.

4. Дидактические игры.

5. Сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры-перевоплощения.

6. Подвижные игры.

7. Встречи с интересными людьми.

8. Организация различных выставок.

9. Кружок рукоделия «Марья искусница».

10. Проблемные ситуации.

11. Оформление музеев народных кукол.

12. Кружок «Мы - россияне».

С родителями.

1. Анкетирование.

2. Семейный клуб «СемьЯ».

3. Родительское собрание «маленькие граждане большой страны (все начинается с семьи)».

4. План работы с родителями.

5. Встречи «За чашкой чая».

6. День открытых дверей.

7. «Учимся играть вместе» (вечернее время).

8. Оформление информационного поля.

9. Совместные субботники.

10. Акции: «Добрые дела».

11. Вовлечение родителей в детскую деятельность как равных партнеров по общению (совместные поделки, спортивные игры – соревнования, игры – драматизации и т. д.).

12. Семинар – практикум, круглый стол, дискуссии…

13. Домашняя академия: «Культура воспитания мальчиков и девочек»

«Роль матери и отца в воспитание ребенка в русских традициях».

14. Создание условий для обогащения предметно-развивающей среды.

Ожидаемые результаты

1. Сформированность у детей гендерно-ориентированного поведения.

2. Навыки гендерной идентичности и гендерной социализации.

3. Навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности.

4. Нравственные качества, принятые в обществе.

5. Коммуникативно-речевые навыки.

6. Умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

Литература

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева).

2. «Полоролевое развитие детей 5-7 лет» (А. М. Щетинина, О. И. Иванова.)

3. «Мальчики и девочки» (Т. Н. Доронова.)

4. «Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе»(В. В. Абраменкова.)

5. «Мальчики и девочки» (И. П. Шелухина.)

6. «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду» (И. Я. Михайленко, Н. А. Короткова.)

7. «Воспитания ребёнка в русских традициях» (И. В. Соколова, А. Ф. Некрылова.)

8. Подпрограмма министерства образования РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ 2001-2005 гг.

Публикации по теме:

Гендерное воспитание дошкольниковГендерное воспитание дошкольников Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна. Обществу хочется, чтобы мужчины демонстрировали не только не сгибаемую.

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГОС Социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования.

Автор публикации:
Программа по формированию гендерной идентичности у детей дошкольного возраста «Кто я?»
Опубликовано: 11 марта 2014 в 21:36
+18
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...