Лучший педагог года

Программа летнего лагеря «Маленькие человечки в Солнечном городе» для детей 7–11 лет

Наталья Владиславовна Тарасова
Программа летнего лагеря «Маленькие человечки в Солнечном городе» для детей 7–11 лет

Дополнительная

образовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Маленькие человечки в Солнечном городе»

Срок реализации – 1 год

Возраст обучающихся – 7 – 11 лет

Пояснительная записка

Лагерь – это место, где каждый ребенок может

состояться как уникальная личность…

Лагерь – это большая, умная

Игра, которая помогает детям радоваться жизни,

праздновать жизнь практически ежечасно.

С. А. Шмаков

Публикация «Программа летнего лагеря „Маленькие человечки в Солнечном городе“ для детей 7–11 лет» размещена в разделах

Программа «Маленькие человечки в Солнечном городе» рассчитана на реализацию в лагере с дневным пребыванием «Солнышко» на базе МОУ Ишеевская основная школа во время летних каникул для будущих первоклассников, учащихся начального и основного звена. Данная программа составлена для работы разновозрастных отрядов, где будут отдыхать дети младшего возраста и подросткового, являясь их старшими товарищами и помощниками. Большую тревогу вызывает у педагогов рост агрессивности в поведении сегодняшних младших школьников, которое является следствием множества причин наиболее значимыми из которых являются:

• Неудовлетворенность ребенка содержанием общения с близкими и сверстниками;

• Неудовлетворенность потребности в признании;

• Неуспех в совместной деятельности;

• Дефекты семейного воспитания.

Поэтому содержание программы направлено не только на профилактику оздоровления, но еще на профилактику агрессивности у детей младшего возраста в совместной коллективной деятельности, в обучении эффективному общению, формирование творческого потенциала, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, построению позитивных отношений со сверстниками, принятию самостоятельных решений, осознанию негативных понятий, антигероев и сопротивлению им.

Актуальность

Значимость летнего периода для воспитания и оздоровления детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;

- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.

Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность - привлечение педагогов, учителей физического воспитания и совместная работа с районной библиотекой, Советом ветеранов, отделом ГИБДД, полицией и другими организациями даст эффект в развитии культуры безопасного и здорового образа жизни детей.

1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

2. Организация различных видов деятельности.

3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

4. Создание ситуации успеха.

5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

6. Организация различных видов стимулирования.

Принципы организации педагогического процесса в рамках программы :

-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;

-принцип коллективной деятельности;

-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;

-принцип самостоятельности.

Новизна

Новизна программы заключается в гармоничном сочетании физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся и психологизации процесса оздоровления посредством вовлечения детей в интеллектуальную, спортивно-игровую деятельность.

Идеей является воплотить интересную жизнь в пришкольном лагере через сказку Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Как в книге, так и в программе, планируется путешествие в сказочную страну, Цветочный город, Солнечный город, на Луну. Дети познакомятся с героями произведения - малышами и малышками или, так называемыми, коротышками: Незнайкой, Знайкой, Пилюлькиным, Винтиком и Шпунтиком, Пулькой, Сахариным Сахаринычем Сиропчиком и другими. Все они образованны: придумывают хитроумные машины, строят воздушный шар, живут в вертящихся домах. А мораль произведения Н. Носова проста: без труда и учения не станешь умелым и уважаемым человеком.

Досуг, игры, тренинги должны побуждать детей к приобретению новых знаний по здоровьесберегающим технологиям, к серьезным размышлениям, умениям и практическим навыкам самоуправления в лагере. Поэтому программа предусматривает различные оздоровительные, досуговые, обучающие мероприятия тематического содержания, которые позволят детям полноценно отдохнуть, узнавая много нового.

Работа лагеря с дневным пребыванием «Солнышко» проходит в нетрадиционной игровой форме, как наиболее близкой и доступной для детской психики. Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме. Программа предусматривает мероприятия по соблюдению гигиенических правил, режиму питания, правилами поведения за столом и т. д.

Преемственность

Программа работы с детьми в условиях лагеря дневного пребывания разнопланова и многообразна. Воспитательная работа осуществляться по направлениям:

1. Патриотическое – воспитание чувства гражданского достоинства, уважения к памяти защитников Отечества, героической истории государства и своей малой Родины.

2. Гражданское – воспитание чувства ответственности перед собой и другими, чувства гордости за достижения своих сограждан, земляков, родителей, воспитание правовой культуры.

3. Духовно-нравственное – воспитание на основе русского искусства, литературы, живописи, музыки, архитектуры, народного творчества, фольклора, народных промыслов и т. д. ; обрядов, обычаев, а также игр, забав и т. д.

4. Физкультурно-спортивное – воспитание культуры спорта, туризма, как фактора оздоровления; развитие двигательной деятельности.

5. Экологическое – активное общение с родной природой, воспитание бережного отношение к ней.

6. Просветительское – работа по формированию у детей культуры и навыков здорового образа жизни и санитарно-просветительская работа, повседневное гигиеническое воспитание и образование.

7. Трудовое и общественно-полезное – воспитание уважения к людям труда, творческого отношения к труду, как к основе развития человека.

8. Культурологическое – воспитание вкуса и чувства любви к прекрасному, не только в музыке, искусстве, литературе, но и в общении, одежде и т. д.

9. Лидерское – работа по формированию и развитию организаторских качеств, умений и навыков самоопределения, саморазвития и самовыражения.

Если содержательный мир человека узок и однообразен, то человек станет искать все новые и новые формы острых ощущений, а это загоняет его в социально – психологический тупик, в котором он окажется, и выходом из такого тупика становится переход в мир извращений правонарушений, преступлений. При условии же широких интересов и большого спектра значимых объектов, возможность проживать счастливое состояние увеличивается, раздвигаются рамки взаимодействия с миром, и количество агентов, доставляющих удовлетворённость жизнью, максимально увеличивается. Здесь важно следующее: то, что может доставить счастье человеку, должно быть значимо для него, присвоено душой, обрести личный смысл.

Именно, условия лагеря дневного пребывания, отличающиеся наибольшей вариативностью деятельности детей, благоприятны для увеличения количества интересов наших воспитанников.

Сроки реализации

Данная программа реализовывается второй год. Тематика мероприятий в этом году изменена, они будут учитываться с тем, что 2018 год объявлен Годом экологии и Годом волонтерства. Рассчитана на 1 и 2 смену.

Смена лагеря дневного пребывания рассчитана на 21 день. Воскресенье – выходной день. Дети находятся в лагере с 8-30 до 14-30.

Адресат

В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения, прошедшие инструктаж по организации работы с детьми в летний период : начальник лагеря, организатор культурно-массовых мероприятий, руководитель спортивно-оздоровительной работы, воспитатели, вожатые (из числа детей 12-14 лет).

Основной детский состав лагеря – это будущие первоклассники, учащиеся начальной школы в возрасте от 7 до 11 лет. Дети 12-14 лет распределяются по отрядам и выполняют роль вожатых, помогают воспитателям при подготовке отряда к различным мероприятиям, а также организатору культурно-массовых мероприятий, руководителю спортивно-оздоровительной работы.

Целевой блок

Цель - организация в лагере атмосферы раскрепощенности, веселья и доброжелательности, способствующих раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей.

Задачи:

• приобщать детей к разнообразному социальному опыту современной жизни: создание в лагере отношений сотрудничества, содружества и сотворчества,

• развивать личность ребенка, раскрывая его способности на основе реализации интересов и духовных, интеллектуальных, двигательных потребностей,

• воспитывать самостоятельность и ответственность за свою деятельность.

Ожидаемые результаты

• укрепление здоровья детей;

• воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни;

• снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;

• заинтересованность детей в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования через проводимые мероприятия;

• увлеченность информационно-коммуникационной деятельностью;

• улучшение социально-психологического климата в лагере;

• укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей;

• воспитание интереса к мультфильмам познавательного характера;

• расширение социального опыта.

Критерии результативности:

- Проведение ежедневной рефлексии посредством сбора мнений через «Экран настроения».

- Анкетирование, опрос по итогам смены.

Механизмы и этапы реализации программы

Описание игровой модели программы, система самоуправления:

Реализация целей и задач программы состоит в организации сюжетно-ролевой игры. Участниками игры становятся все «жители» лагеря : дети, педагоги, администрация лагеря.

Как и в любом другом городе здесь имеются улицы, бульвары и аллеи: улица Колокольчиков, улица Одуванчиков, бульвар Васильков, аллея Ромашек. В Солнечном городе есть и свои достопримечательности, и любимые уголки — Яблочная площадь (место сбора жителей лагеря, Городской совет (штаб лагеря, кафе «У Пончика» (столовая, Пилюлькина больница (медпункт, литературная гостиная Цветика (библиотека, Цветочная поляна (спортивный зал) и Солнечный город (актовый зал).

Каждая улица (отряд) оформляется в соответствии с названием. Отличительным знаком жителей одной улицы является цветной галстук (синий, красный, желтый). Имеется список жителей улицы, именинников, девиз, песня, эмблема, «бочка жалоб и предложений», «взлёты и падения», а также «всякая всячина».

Каждый день в Цветочном городе начинается и заканчивается сбором жителей на Яблочной площади, на котором Мэр города (начальник лагеря) знакомит жителей с приключениями (планами) на день, а перед уходом домой подводит итоги дня с помощью одного из Знаек (вожатый отряда). Главный герой смены Незнайка (старшеклассник, Всезнайки (воспитатели отрядов).

Игра начинается с момента знакомства с детьми и продолжается в течение 21 дня. Игровой замысел - совершить как можно больше добрых, хороших дел для процветания «Солнечного города». Включению ребят в игру должны способствовать гимн и герб лагеря, костюмы и т. д.

Каждый день строится по имени героя сказки, и мероприятия проводятся согласно его интересам и творчеству.

Для интересного проведения времени в лагере и приближения его окончания имеется карта с изображениями героев сказки, с их характеристикой и планом на каждый день. На карте размещены законы лагеря и гимн лагеря, который исполняется на тожественных мероприятиях.

Жизнь в городе строится в соответствии со следующими законами:

- законом территории: «Будь хозяином своей территории, относись к ней бережно, заинтересованно, по-хозяйски. Надо помнить о добрососедских отношениях. Ты должен заботиться о том, чтобы не мешать живущим народам рядом;

- законом дружбы: «Живи для улыбки товарища! Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с уважением к другим»;

- законом здоровья: «Береги свое здоровье. Соблюдай личную гигиену, содержи личные вещи и полученное имущество лагеря в чистоте и порядке»;

- законом природы: «Береги, охраняй, ухаживай и облагораживай природу»;

- законом слова: «Время в лагере дорого, а успеть за это время надо многое. Поэтому каждой секунде – особый счет, поэтому каждое дело начинаться точно в назначенный срок, а заставлять себя ждать – это отнимать у товарищей не просто драгоценные минуты – это отнимать у них интересные дела, интересное общение, да и просто хорошее настроение».

Этапы реализации программы.

Подготовительный этап:

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия лагеря начинается подготовка педагогического и детского коллективов к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

- издание приказа по школе о проведении летней кампании;

- разработка программы деятельности лагеря с дневным пребыванием детей;

- подготовка методического материала для работников лагеря;

- отбор кадров для работы в лагере;

- набор и проведение занятий при подготовке вожатых;

- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т. д.).

Организационный этап:

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня начавшейся смены.

Основной деятельностью этого этапа является:

- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

- запуск программы;

- формирование органов самоуправления;

- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

Этот период - период адаптации, в течение которого интенсивно идет процесс знакомства ребенка с человеческим окружением, с предстоящей деятельностью; период предъявления четких требований и создание условий, при которых выполнение этих требований для ребенка станет интересным и необходимым; период первоначального становления и сплочения детского коллектива. Формула успеха: «Как пройдет организационный период, так пройдет вся смена».

Главные задачи педагогов на протяжении всей смены:

– помочь каждому ребенку проявить свои лучшие качества, способности;

- создать условия для осознанного принятия детьми общелагерных правил, норм, требований, а также традиций;

- обеспечить психологическую защиту детей через проведение психолого-педагогической диагностики интересов, потребностей, способностей и возможностей каждого ребенка;

- определить перспективы совместной деятельности с отрядом, привлечь детей к проектированию, планированию работы;

- ввести детей в отрядную программу, не забывая об интегрировании ее с общелагерной программой.

В этот период педагоги и дети знакомятся, узнают друг друга ближе, происходит

- включение детей в активную деятельность, направленную на разностороннее общение;

- создание доброжелательной атмосферы в отряде;

- помощь в запоминании имен, что дает возможность поделиться ожиданиями, рассказать о себе, показать себя в деле;

- предоставление детям возможность выбора среди разнообразия видов деятельности: спортивной, прикладной, интеллектуальной, творческой и т. д.

- проявление доверия, уважения к личности ребенка.

Формы работы: игры на знакомство, взаимодействие, совместная деятельность на пользу всего отряда, огонек знакомства, КТД, направленные на знакомство детей, вожатых, психолого-педагогическая диагностика, «почта желаний», подведение итогов дня.

Администрация лагеря доводит до педагогического состава и детей общелагерные нормы, правила, требования совместной деятельности:

- правила, направленных на охрану жизни и здоровья отдыхающих,

- режим дня, с санитарно-гигиеническими требованиями,

- правила посещения столовой, медицинского кабинета, спортивной площадки, районной библиотеки и других учреждений,

- нормы поведения, принятие их каждым ребенком.

Формы работы: организационный сбор, КТД о законах и традициях лагеря, информирование в отрядном уголке: распорядок дня и т. д.

С перспективами жизнедеятельности в лагере, с возможными вариантами деятельности на смене необходимо

- создать ситуацию выбора;

- выявить интересы, пожелания детей, помочь соотнести с возможностями загородного лагеря.

- заинтересовать детей, включив в активную деятельность, в планирование этой деятельности.

Формы работы: психолого-педагогическая диагностика, разведка интересных дел, оформление отрядного уголка, «Почта желаний», погружения в отрядную программу, подготовка отряда к мероприятиям открытия смены, к программе «Визитки отрядов».

Вожатые (так как им 12-14 лет) играют роль руководителя, лидера, организатора, демонстратора с помощью и под руководством воспитателя, организатора культурно-массовых мероприятий.

Дети – активные участники, помощники.

Итог организационного периода – готовность детей к сотрудничеству с взрослыми и друг с другом, увлеченность перспективами предстоящей деятельности, наличие внутри отряда атмосферы доверия и доброжелательности.

Основной этап:

Основной деятельностью этого этапа является:

- реализация основной идеи смены;

- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел.

Период личностной самореализации ребенка, заключающийся в предоставлении свободного выбора тех видов деятельности, позволяющих наиболее полно реализовать личностный творческий потенциал; период всевозможных мероприятий, игр, соревнований, коллективно-творческих дел, вечерних костров и других интересных событий.

Вожатый играет роль координатора, консультанта, инструктора.

Задачи:

- предоставить возможность каждому ребенку самоопределиться с выбором деятельности;

- создать условия для проявления индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала;

- контролировать и своевременно корректировать ценностно-мотивационные нормы общения, поведения, межличностные отношения и внутри отрядную деятельность;

- осуществлять активное оздоровление детей всего отряда с максимальным использованием возможностей лагеря;

- претворять в жизнь отрядную и общелагерную программу, формировать и укреплять традиции отряда;

- организовывать разнообразную коллективно-творческую деятельность при активном участии детей в разработке и проведении.

- осуществлять показ детских достижений (конкурсы, турниры, спортивные соревнования, выставки поделок).

- анализировать отрядную деятельность, регулярно подводить итоги дня, прошедших мероприятий.

Акцент ставить не только на внутриотрядную работу, но и общелагерную.

Заключительный этап:

Основной идеей этого этапа является:

- подведение итогов смены;

- выработка перспектив деятельности организации;

- анализ предложений по деятельности лагеря в будущем, внесенных детьми, родителями, педагогами;

- сбор отчетного материала;

- выпуск фотодневника лагеря.

Этап рефлексии и анализа:

Время подведения итогов и самоанализа ребенка (чему научились, что приобрели, что будет полезно в послелагерной жизни).

Задачи:

- демонстрация индивидуальных и групповых достижений, награждение отрядов и активистов.

- оценка и самооценка детьми личностно-значимых результатов участия в отрядных и общелагерных программах.

- создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены: «Гала-концерт», торжественная линейка.

Формы работы: Подготовка к закрытию смены, итоговые сборы отряда, пресс-конференции, операция «Спасибо», «Забор пожеланий».

Формы работы с детьми:

•Конкурсы (интеллектуальные, спортивные, музыкальные, декоративно-прикладного творчества и развлекательные)

•Показы

•Турниры

•Походы

•Экскурсии

•Викторины

• Игры-путешествия

•Дидактические игры

•Подвижные игры

•Речевые игры

•Сюжетно-ролевые игры

•Интеллектуальные игры

•Игровые посиделки

•Спортивные соревнования в игровой форме (общеразвивающие, эста-феты и др.)

•Аукционы

•Веселые аттракционы

•Тренинги (игры на контактность, игры на сплочения и т. п.)

•Различные праздники (юмора, красоты и др.)

Формы проведения мероприятий:

• Конкурсно-развлекательные программы;

• Игровые программы;

• Музыкальные шоу-программы;

• Интеллектуально-творческие познавательные программы;

• Познавательно-развлекательные программы.

Методическое обеспечение:

1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.

2. Должностные инструкции всех участников процесса.

3. Проведение установочного семинара для всех работающих до лагерной смены.

4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

5. Проведение ежедневных планёрок.

6. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Мотивационное:

- добровольность участия;

- личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека в качестве высшей социальной ценности, уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка;

- самоопределение детей в выборе видов и содержание деятельности, осознанность целей деятельности учащихся как субъекта собственного развития;

- гуманизация межличностных отношений: отношения между педагогами и детьми на основе уважения, терпимости к мнению детей, создание ситуаций успеха;

- принцип открытости: участие в процессе воспитания максимального количества людей.

Программа предполагает следующее:

1. разрядка и восстановление (отдых, восстановление физических и психологических сил, снятие напряженности, избавление от учебных программ,

2. развлечения и любимые занятия,

3. саморазвитие и самореализация (развитие творческих и физических сил,

4. образовательная компенсация (получение знаний вне школьных программ).

По завершению смены каждый «житель» города поощряется подарком и получает грамоту за достигнутые успехи, за активное участие в жизни лагеря.

Физическое здоровье детей укрепляется следующими средствами:

1. Полноценное питание детей;

2. витаминизация;

3. гигиена приема пищи;

4. режим дня;

5. рациональная организация труда и отдыха;

6. утренняя гимнастика на свежем воздухе;

7. вынос основной деятельности в лагере на свежий воздух.

Финансовое:

Лагерь содержится за счет средств муниципального, областного бюджетов на питание детей, за счет родительских средств приобретается спортивный, демонстрационный, игровой инвентарь, материалы для оформления лагеря, отрядных комнат, изготовления костюмов.

Информационное:

Для информирования о работе и итогах лагеря имеется стенд, используется сайт школы и страничка в социальной сети ВКонтакте.

Организационное:

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

1. Чёткое представление цели и постановка задач.

2. Конкретное планирование деятельности.

3. Кадровое обеспечение программы.

4. Методическое обеспечение программы.

5. Педагогические условия.

6. Материально-техническое обеспечение.

МЕТОДИКА ОПРОСНИКА

Детям дается задание: написать, что, по их мнению, в детском лагере (отряде) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы. Анализ полученной с помощью этой методики информации позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений в лагере, настроения, что является показателем жизнедеятельности детского лагеря.

В нашем летнем оздоровительном лагере «Мне понравилось», «Мне не понравилось» и т. д.

Публикации по теме:

Сценарий летнего развлечения для детей средней группы на открытом воздухе «Смешные человечки»Сценарий летнего развлечения для детей средней группы на открытом воздухе «Смешные человечки» Цель: создать праздничную радостную атмосферу в летний период времени Задачи: развивать коммуникативные навыки детей, развивать внимание.

Сценарий развлечения для старших дошкольников «День знаний в Солнечном городе»Сценарий развлечения для старших дошкольников «День знаний в Солнечном городе» 1 Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня первый день осени, день Знаний, этот день открывает новый учебный год. Мы поздравляем всех вас.

Дидактическая игра «Маленькие человечки» ММЧ по моделированию маленькими человечкамиДидактическая игра «Маленькие человечки» ММЧ по моделированию маленькими человечками ММЧ (моделирование маленькими человечками) относится к методу ТРИЗ технологий и помогает детям: - находить варианты решения проблемного.

Фотоотчет о проведении игровой программы для детей пришкольного летнего оздоровительного лагеря «Смешарики в стране Смешарии»Фотоотчет о проведении игровой программы для детей пришкольного летнего оздоровительного лагеря «Смешарики в стране Смешарии» «Смешарики в стране Смешарии» Лето всегда приносит в жизнь детей много радости, тепла и света. Дети обожают лето за то, что можно не спешить,.

Проект по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения «Маленькие дети в большом городе» Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Именно в дошкольном возрасте закладывается.

Программа «Главный улей» летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным пребыванием Видео Паспорт программы «Главный Улей» летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным пребыванием «Веселая семейка»Цель: формирование и развитие.

Программа пришкольного лагеря ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа летнего лагеря «Маленькие человечки в Солнечном городе» для детей 7–11 лет
Опубликовано: 6 января 2024 в 19:32
+99Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД