Получи документы

Программа «Люби и знай свой Донской край» (для детей дошкольного возраста)

Ольга П
Программа «Люби и знай свой Донской край» (для детей дошкольного возраста)

Пояснительная записка.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Д. С. Лихачёв

Актуальность.

Публикация «Программа „Люби и знай свой Донской край“ (для детей дошкольного возраста)» размещена в разделах

Во-первых, в данный момент материальные ценности стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В наше время в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Во-вторых, из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине. В современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям К. Д. Ушинского – народность, приобщение к национальному, как базе патриотического воспитания. К. Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

В-третьих, любой край, где бы человек ни жил, уникален. У каждого места на земле есть своя история, традиции, неповторимый колорит. Донской край имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Также дошкольникам необходимо знать историю совей малой Родины – города Сальска.

Социальные потребности

Первые чувства патриотизма – доступны ли они малышам? Исходя из своего опыта работы, я могу утвердительно сказать - детям дошкольного возраста доступно чувства любви к родному краю, так как фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны: наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому- то все, что усвоено в этот период, знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются, в полном смысле слова, фундаментом дальнейшего развития личности.

Цель программы:

Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, родного края, города, знакомство с прошлым и настоящим.

Становление у дошкольников научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и к своему народу на основе единства чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения.

Задачи:

• воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

• формирование бережного отношения к природе и всему живому;

• формирование экологических и краеведческих знаний; системно и углубленно познакомить юных Сальчан с историей и культурой родного города;

• формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

• знакомство с государственными символами: флагом, гербом, гимном;

• формирование чувства уважения и симпатии к другим людям и традициям.

Условия реализации программы:

1. Реализация программы будет более эффективной при создании в группе предметно-развивающей среды, включающей в себя центр краеведения, куда входят:

• Уголок «Донской край», альбомы «Город Ростов-на-Дону», «Города Дона», «Знаменитые люди Донского края», «Шолохов- певец Донской степи», «Казаки на Дону», макет казачьего куреня, казачья утварь, куклы в костюмах донских казаков;

• Уголки «Старый Сальск», «Современный Сальск», в котором дети могут заниматься разными видами деятельности – смотреть, и читать книги о городе современном и старинном; решать познавательные задачи о городе; путешествовать по районам города (карта);

• Уголок «Моя семья», где дети могут не только показать свои семейные фотографии, но и составить семейное дерево; или наоборот уединится одному, рассматривая фото;

• Уголок «Ряженья», с помощью которого можно перевоплотится в своих бабушек и дедушек (старинная одежда, обувь, украшения для ряженья; игрушки наших бабушек – собранны силами родителей, коллег);

• Центр Волшебства и превращений, в котором возможно экспериментирование и обсуждение, что могло бы произойти в той или иной нереальной ситуации

• Центр Природы и экологии, содержаний образцы растений (гербарий) и животных Донского края (фото, видео-альбомы, слайды); размещение детских работ, касающихся определения признаков живого; условия жизни живых существ;

• Мастер-центр, в котором размещены: стол с материалами, периодически меняющимися игрушки: сувениры донских умельцев; изобразительные материалы и другие принадлежности для свободного творчества;

• Сменные стенды «Россия - большая страна», «Многоликий город Сальск» (различные тематики);

• Библиотека - книги Донских и Сальских поэтов и писателей, о Сальске и Донском крае;

• Картотеки:

«Народные игры»

«Загадки седого Дона»

«Пословицы, поговорки»

• Аудиозаписи, видеофильмы, фотографии, презентации, видеоролики

2. Неотъемлемой частью и отличительной особенностью реализации программы является тесная связь дошкольного учреждения, социальных институтов города и семьи.

Воспитывать духовно- нравственных чувств начинается у ребенка с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребенок впервые открывает малую Родину в своей семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «дом», «долг», «честь». Развитие любви и привязанности к родному дому, к семье - первая ступень духовно- нравственного воспитания детей.

Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребенка первые чувства духовно – нравственного воспитания. Как раскрыть перед таким маленьким человечком содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом»? Оно включает в себя:

- отношение к себе как к личности;

-семью, где ребенок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, культурой;

-дом, в котором ребенок живет;

-родная улица, детский сад.

Одним из важнейших условий реализации программы является тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Оно носит постоянный и взаимообогащающий характер в форме детско-родительского клуба «Звездочка». (приложение 1)

Основные организационные формы работы с детьми:

• совместная с воспитателем организованная деятельность во 2 половине дня (чтение художественных произведений, беседы, просмотр презентаций с обсуждением и т. д.)

• самостоятельная деятельность детей в центрах и уголках в свободное время от НОД (беседы, рассматривание фото, иллюстрации о родном крае, просмотр видео фильмов, слушание песен.);

• целевые прогулки по городу;

• экскурсии с различной тематикой о городе (памятные места; профессии людей города и т. д.)

• праздники, развлечения;

• тематические выставки;

Принципы построение программы:

Доступность.

Принцип взаимодействия с социальными институтами.

Принцип личностно-ориентированного общения.

Преемственности.

Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Принцип тематического планирования материала.

Принцип последовательности.

Структура программы:

Программа используется в работе с детьми дошкольного возраста (3-7 лет)

Содержание работы осуществляется по блокам.

Блок 1. Донской край. (национально-культурные и исторические особенности)

Содержание первого блока направлено на формирование у детей представлений о Донском крае, как части России, о государственных символах (гербе, флаге, гимне). В ходе работы дети знакомятся с городами Донского края, музеями, реками. Закрепляются и расширяются представления о том, что город Сальск является частью Донского края. Детей знакомят и историей возникновения родного города и его достопримечательностями.

Блок 2. Богатство Донского края.(природно-климатические особенности)

Содержание второго блока направлено на воспитание экологической культуры дошкольников. Конкретизируются представления детей о флоре и фауне Ростовской области, о взаимосвязи и взаимозависимости растительного и животного мира от климатических условий региона, его особенностей (жаркое сухое лето, мягкая зима, теплая продолжительная осень, об использовании и охране природных ресурсов людьми, о полезных ископаемых края.

Блок 3. Исторические вехи (история и знаменитости Донского края и родного города)

Содержание блока направлено на ознакомление дошкольников с историей Дона и города Сальска, знаменитыми людьми, внесшими вклад в развитие края и родного города с героями труда и войны.

Публикации по теме:

Конспект НОД по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Родной свой край люби и знай» Дети заходят в зал, где их ожидают воспитатель и гости. Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришли гости, их интересует, что знают.

КВН для детей подготовительной группы «Люби и знай свой Коми край» КВН для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) «Люби и знай родной свой Коми край» Программное содержание по образовательным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Люби и знай свой Донской край» (для детей дошкольного возраста)
Опубликовано: 15 мая 2015 в 10:49
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД