Папки-передвижки

Программа занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с живой природой «Жизнь вокруг нас» (продолжение)

Евгения Сокологорская
Программа занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с живой природой «Жизнь вокруг нас» (продолжение)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

В основе работы лежат четыре блока: «.В мире животных», «Этот загадочный мир насекомых», «Царство растений», «Человек и природа».

Работа с детьми началась в средней группе, продолжается 3года. В каждой возрастной группе проводится, работа по всем блокам только с каждым годом материал усложняется.

1 блок «В мире животных»

Тема 1.1 «Таинственное лесное царство»

Публикация «Программа занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с живой природой „Жизнь вокруг нас“ (продолжение)» размещена в разделах

Формирование и систематизация знаний детей о диких животных, об особенностях их жизни и поведения от среды обитания, дать понятия об экологических цепочках, о взаимосвязи и взаимозависимости всех живых организмов в природе, о том, что не существует «лишних» животных, закрепить названия детенышей диких животных, понятий «хищники», «травоядные».

Тема 1.2 «Обитатели скотного двора»

Формирование знаний детей о домашних животных города и сельской местности, где живут, кто за ними ухаживает, о пользе, приносимой этими животными людям, посредством личного общения с животными способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным.

Тема 1.3 «О тех, кто умеет летать»

Формирование знаний детей о птицах, об их классификации (домашние, зимующие, перелетные) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания, по существенным признакам. Систематизация представлений детей о домашних птицах, местах их обитания, основных отличительных особенностях от других видов птиц, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека. Прослеживание цикличного процесса превращения яйца во взрослую птицу.

Тема 1.4 «В речном царстве»

Систематизация, обобщение и дополнение знаний детей об обитателях рек, о приспособленности живых организмов к среде обитания, о том, как называются рыбы, где живут, чем питаются, знакомство с циклом развития лягушки, рыбы.

Блок 2 «Этот загадочный мир насекомых»

Тема 2.1 «Путешествие в гости к насекомым»

Формирование у детей представлений о насекомых, особенностях их строения, способах передвижения, приспособлении к среде обитания (мимикрии, где и как зимуют насекомые, обогащение знаний детей о пользе или вреде, который приносят насекомые растениям и людям, воспитание бережного отношения к живому, формирование навыков исследовательской деятельности.

Тема 2.2 «Обитатели почвы»

Формирование представлений детей об обитателях почвы, развитие умения анализировать, выделять характерные признаки объекта, углубление и конкретизация представлений об условиях жизни обитателей почвы. Углубление знаний о полезных (дождевой червь) и вредных (проволочник, личинки майского жука, капустной и морковной мухи, личинки долгоносика и др., питающихся корнями растений) насекомых.

Блок 3 «Царство растений»

Тема 3.1 «Смешанный лес»

Формирование знаний детей о растительности леса, развитие умения различать растения по стволам, веткам, плодам, листьям, различение однолетних и многолетних растений, уточнение представлений детей о разном значении леса в жизни человека, закрепление знаний детей о лесе, как природном сообществе, воспитание бережного отношения к растительному миру.

Тема 3.2 «Собираем осенью урожай плодов»

Формирование знаний детей об овощах, фруктах, ягодах и грибах, уточнение и обобщение представлений детей о внешних и вкусовых качествах плодов, наиболее употребляемых в нашей местности, о способах употребления их в пищу, закрепление представлений о значении свежих плодов для здоровья людей. Расширение представлений детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, воспитание чувства осторожности по отношению к ним, ценностного отношения к своему здоровью.

Тема 3.3. «Весеннее цветение»

Расширение и систематизация знания детей о разнообразии цветущих растений, их связи со средой обитания, упражнение в сравнении растений, умении делать выводы на основе сравнения, в классификации цветочных растений (садовые, луговые, лесные, об их строении, знакомство с лекарственными растениями формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира.

Тема 3.4 «Комнатные растения»

Формирование знаний детей о комнатных растениях, упражнение в умении различать эти растения по внешнему виду, умении узнавать и называть части растения определение условий, необходимых для жизни и роста растений путем поисково – исследовательской деятельности, совершенствование навыков ухода за комнатными растениями, используя дифференцированный подход. Поощрение желания ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.

Блок 4 «Человек и природа»

Тема 4.1 «Дом под крышей голубой»

Формирование представлений о том, что человек – часть природы, и что он должен беречь и охранять ее, осмысление детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой, знакомство с профессией «эколог», воспитание любви и бережного отношения к природе.

Тема4.2 «Они не должны погибнуть»

Знакомство с Красной книгой, редкими видами растений и животных Томской области, воспитание у детей доброго, милосердного отношения к природе, формирование убеждения, что ее надо охранять. Воспитание любви к родному краю

Тема 4.3 «Правила вежливости»

Формирование знаний детей о правилах поведения в природе, способности выявлять и моделировать отношения человека и природы на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди»,воспитание основ экологического сознания, экологической культуры.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебные и методические пособия по программе (см. список литературы).

Материалы из опыта работы:

а)физкультминутки, загадки;

б) конспекты занятий;

в) экологические викторины;

г) экологические досуги, праздники;

д) дидактические игры;

е) диагностические карты, анкеты;

ж) компьютерные презентации

Технический материал:

- Наличие аудио и видео аппаратуры;

- Диски с разнообразным музыкальным материалом (классическая музыка, ритмическая музыка, релаксационная музыка).

Вспомогательный материал:

- цветная бумага, ватманы, лист А 4, мольберт, простые и цветные карандаши, маркеры, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, мягкий пластилин;

- печатный материалы, демонстрационный материал;

- игровой материал для сюжетно – ролевых игр.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА

• Диагностика природоведческих знаний детей;

• Практические занятия;

• Беседы по тематике программы;

• Наблюдения в уголке природы;

• Тематические прогулки;

• Экологические праздники и развлечения;

• Игры;

• Работа с дидактическим материалом;

• Экспериментальная опытническая деятельность;

• Знакомство с тематической литературой;

• Конкурсы;

• Работа с календарем природы, моделями;

• Сбор коллекций из природного материала;

• Труд в уголке природы, на участке детского сада;

• Художественное творчество по тематике программы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

1 раздел

- дети получат представление о взаимозависимости живых организмов в природе;

- научатся понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса, познакомятся с особенностями жизни животных, с взаимосвязью животных друг с другом и средой обитания;

- дети узнают об экологических цепочках, о взаимосвязи и взаимозависимости всех живых организмов в природе, о том, что не существует «лишних» животных, закрепят названия детенышей животных, птиц, понятий «хищники», «травоядные»

2 раздел

- у детей сформируются представления о насекомых, особенностях их строения, способах передвижения, приспособлении к среде обитания (мимикрии);

- дети узнают, где и как зимуют насекомые, о пользе или вреде, который приносят насекомые растениям и людям;

- дети узнают о насекомых – обитателях почвы.

3 раздел

- у детей систематизируются знания о разнообразии растений, их связи со средой обитания, об изменениях в жизни растений в зависимости от времени года;

- дети научатся различать растения по стволам, веткам, плодам, листьям, различение однолетних и многолетних растений;

- получат знания о полезных и опасных для человека растениях;

- дети подойдут к пониманию взаимосвязи и взаимозависимости животного и растительного мира, невозможности существования одного вида без другого;

- дети узнают о строении растений, о б условиях, необходимых для их жизни и развития.

4 раздел

- у детей сформируются представления о том, что человек – часть природы, и что он должен беречь и охранять ее;

- они подойдут к осмыслениюразных аспектов взаимодействия человека с природой;

-познакомятся с Красной книгой Томской области и ее обитателями, со спецификой работы заповедников, заказников, зоопарков;

- дети научатся составлять и соблюдать правила поведения в природе, действовать по принципу «не навреди».

Критерии:

Высокий

Знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связей.

Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Бережно заботливо, гуманно относится к природе, не терпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Познавательное отношение – устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.

Средний

Имеется определенный объем фактических знаний, системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может растолковать их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и связями.

Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. К проявлениям негативного отношения в природе другими детьми чаще пассивен.

Низкий

Ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.

Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение не устойчиво.

Публикации по теме:

Дидактические игры по экологии для детей среднего дошкольного возраста В средней группе значительное место занимают занятия, направленные на первичное ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой.

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с живой природой «Жизнь вокруг нас» (продолжение)
Опубликовано: 8 февраля 2014 в 17:18
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД