МААМ-картинки

Программа «Основы здорового образа жизни»

Ирина Аюпова
Программа «Основы здорового образа жизни»

Пояснительная записка.

В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира, как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека, идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирование основ безопасного поведения.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работы с детьми, родителями, педагогическим составом, коллективом и персоналом. Важно не только обучать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предостороженности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Публикация «Программа „Основы здорового образа жизни“» размещена в разделах

Программа составлена с учетом возрастных особенностей, усвоению определенных навыков, знаний на каждом уровне развития.

В программе соблюдается последовательное усложнение и расширение изучаемых понятий по мере взросления ребенка, охватывает период от 3 – х до 6 лет и содержит блоки:

1. Этический блок: включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной, Космоса. Дает понятия: забота, ответственность, бережность, любовь, красота, счастье, смысл жизни, свобода, творчество, добро, зло, жизнь, смерть.

2. Психологический блок: дает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе. Включает формирование и развитие умений проводить в гармонию и единство различные стороны своей души, самоценности своей личности.

3. Правовой блок: обеспечивает необходимое знание и понимание своих прав и обязанностей в обществе и семье, формирует навыки правового поведения, что обеспечивает безопасность и здоровье детей.

4. Семьеведческий блок: дает комплексные знания о механизме создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье, развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье. Способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.

5. Медицинский блок : дает основные знания об анатомии и физиологии организма, гигиене и профилактике болезней. Формирует отношение к своему телу как ценности. Развивает навыки ухода за своим телом, правильного питания, режима труда, отдыха.

Цель: Формирование привычки к здоровому образу жизни, фундамента физического и психического здоровья, интенсивного развитие органов, становление функциональных систем организма, формирование личности, характера, отношения к себе и окружающим.

Задачи:

1. Формирование личности способной реализовать себя в современном мире максимально эффективно и безопасно.

2. Формирование представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека.

3. Формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний и ухода за больными.

4. Формирование навыков рационального питания, закаливания физической культурой и других способов самосовершенствования собственного здоровья.

5. Формирование навыков безопасного поведения, эффективного взаимодействия с людьми.

6. Получение знаний и и навыков необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей.

Принципы реализации программы.

1. Взаимоотношение педагога и детей основывается на гуманном сотрудничестве и поддержки.

2. Организация занятий строится с учетом возрастных особенностей детей.

3. Подача материала от простого к сложному, с учетом реальных жизненных событий, обеспечивающих их практическую направленность.

4. Дифференцированный подход обеспечивается подбором вариативных заданий по одной теме, то есть разнообразием при общей цели.

5. Занятия направлены на реализацию тематических блоков.

6. Каждое занятие реализует основные психологические потребности ребенка и обеспечивает успешную деятельность всех детей.

7. Ведущие формы и методы:

-беседы, игра, наблюдения, игровые приемы, игровые ситуации, труд

-занятия – экскурсии, занятия – сказка, занятия – практикум

-сюжетно – ролевая игра

-проблемно – деловые ситуации

-конкурсы – соревнования

- коллективно – творческие дела.

8. В содержание каждого занятия включаются материал по формированию у детей здорового образа жизни.

Средне –старшая группа. 4-7лет

Жизнь на Земле. Все живое.

Дать представления о многообразии живого на Земле; живое распространяется не только на, и не столько на растительный и животный мир, но и на воздух, почву, воду. Дать представления о человеческом организме, его возможностях, способностях, здорового образа жизни о том, что Человек – совершенное создание Природы.

Настроение. Как поделиться радостью.

Заложить основу психологической устойчивости к частному неуспеху в деятельности, поддерживая стремление ребенка «попробовать еще раз», попробовать «сделать еще лучше» Способствовать осознанию и формированию ребенком своих желаний, целей, потребностей, переживаний.

Вежливость и уважение – как они проявляются.

Воспитывать доброжелательное и терпеливое отношение ребенка к сверстникам.

Закрепить и расширить уже полученные ранее детьми сведения, относящихся к их социальной компетенции.

Правила здоровья и здоровая жизнь.

Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью, желание систематически заниматься физической культурой, спортом, закаливать свой организм. Воспитывать сознательное отношение к своему телу, чувствам.

Занятия с родителями.

Характеризовать возрастные особенности детей, их возможностями, запросами, проблемами; обозначить основные гигиенические требования к условиям семейного воспитания для формирования здорового образа жизни ребенка.

Мой – до – дыр! Гигиена тела. Правила личной гигиены.

Рассказать о правилах поведения за столом, познакомить с предметами и действиями, связанные с выполнением гигиенических процедур: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища. Познакомить детей со строением собственного тела. Знакомить детей с значением зубов в жизнедеятельности людей, основные правила ухода за зубами.

Как живет мое тело.

Сформировать представления у ребенка о человеческом организме как о единой системе всех работающих органов и об их назначении. Познакомить с тем, что позвоночник – основной стержень туловища; положение частей тела при правильной осанке, причины нарушения осанки. Дать понятие «мозг», «нерв», основные функции «главного компьютера». Сформировать представления о том, что такое кровь, зачем она нужна и т. д.

Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья.

Обучить детей правилам воздушных, солнечных и водных ванн, обучить элементам дыхательной гимнастики. Формировать и укреплять здоровье детей, закаливание детей – солнцем, воздухом, водой, землей. Обучение простейшим методам закаливания.

Моя семья.

Продолжить знакомить детей с понятием «семья», учить понимать его значение, дать возможность каждому ребенку почувствовать значимость семейных взаимоотношений, подчеркнуть важность взаимовыручки и поддержки в семье, объяснить, почему в семье должны все быть дружны и внимательны друг к другу; права каждого члена семьи, совместные семейные дела. Рассказать, что мама, папа – главные люди в их жизни; дедушка, бабушка, братья, сестры – члены семьи.

Безопасность на дорогах и улице»

Рассказать о правилах поведения на улице города, села, переходить улицу на зеленый сигнал светофора, только за руку взрослого, двигаться по тротуару, не наталкиваясь на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед. Познакомить с видом транспорта.

Правила безопасного поведения на улице, дома, в детском саду.

Обобщить знания детей о том, что можно, что нельзя делать в целях собственной безопасности. Проверить умения детей практически применять полученные знания, находить правильные ответы. Воспитывать сознательное отношение к своей жизни и ее безопасности.

Правила поведения с незнакомыми людьми.

Знакомить детей с правилами личной безопасности, с основами безопасного поведения, с формами привлечения помощи близких взрослых при необходимости, учить различать «знакомый, незнакомый», обыгрывать типовые ситуации, в которых возникает необходимость беседы с незнакомыми (на улице, во дворе, в магазине и т. д.)

Понятие осторожности и опасности.

Обоснование правил безопасности; опасность огня – нельзя играть со спичками и вообще с огнем; нельзя трогать газовые краны, спички, нельзя трогать и включать электроприборы; знакомить с правилами безопасности при обращении с огнем, поведения при пожаре.

Различие между девочками и мальчиками.

Формировать у детей представления, что мальчик – будущий папа, девочка – будущая мама; обозначить основные функциональные отличия (ка одеваются, двигаются, чем занимаются и т. д)

Закаливание.

Формировать и укреплять здоровье детей, закаливание детей – солнцем, воздухом, водой. Обучение простейшим методам закаливания.

Перспективное планирование

По здоровому образу жизни в средне – старшей группе 4 -7 лет.

№ тема задачи форма материал литература

1. Жизнь на Земле. Все живое. Рассказать детям о влиянии неживой природы на жизнь живого, познакомить с признаками живого – все живое растет, развивается, размножается, показать детям, что в природе все взаимосвязано. Беседа «Наша Земля большая и красивая»

Занятие :«Самое дорогое на земле – вода, воздух, почва»

«Разных рыб мы все узнали, у реки, у моря побывали»

Дидактические игры: «Кто лишний?», «парные картинки», «Что игрушка рассказывает о себе»(игрушки животных, предметы быта)

Сюжетно – ролевая игра «Зоопарк» Атлас для малышей. Аудиозаписи шумов моря. Птиц, криков животных, игрушки, картинки животных рыб. Птиц, растений. «Учите играя» Ю. Майоров

«Как приобщить ребенка к природе» В. Николаев

П. Г. Горькова, А. В. Кочергина

«Занятия по экологическому воспитанию»

2. Настроение. Как поделиться радостью. Формировать отношение ребенка к себе, укреплять уверенность в себе, активность. Инициативность. Беседа «Что я умею чувствовать», «Мои желания».

Дидактические игры «Вежливый ребенок», «Смелый заяц»

Рисование с помощью шаблона, игры в кляксы.

Сюжетно – ролевая игра «Любящие родители»

Картинки, предметы для рисования Чтение:

«Подкидыш» В. Бианки

«Тараканище. Телефон. Фкдорено горе.» К Чуковский

Раз, два, три, четыре, пять – мы идем играть.

3. Вежливость и уважение – как они проявляются. Рассказать детям о нравственных принципах, которыми должен обладать человек, помочь детям на конкретных примерах освоить критерии норм поведения. Воспитывать доброжелательное и терпеливое отношение ребенка к сверстникам Дидактические игры «Поищем и найдем волшебные слова», «Путешествие по маршруту добрых чувств и поступков», «В гостях у Добрых слов»

Сюжетно – ролевая игра «Садовник и цветы»

Занятия по психогимнастике – мимические и пантомимические этюды. Картинки с изображением различных поступков, игрушки. «Беседы о хорошем и плохом поведении» Т. Шорыгина

«Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский

Чтение художественной литературы

Н. И. Крылова

«Здоровьсберегающее пространство»

4.

Правила здоровья и здоровая жизнь.

Воспитание культуры тела, чувств, социального отношения к здоровью, желание систематически заниматься физкультурой, спортом, закаливать свой организм; учить детей как вести себя при различных обстоятельствах, чтобы не навредить своему здоровью.

Экскурсия в медицинский кабинет

Тематическое занятие «Из чего состоит тело человека»

Беседы «Важные помощники человека», «Что и как мы едим», «Чем опасны грязные руки», «Движение – это жизнь».

Дидактические игры «Волшебный лес», «Части тела», «Скажи наоборот», «Оцени ситуацию».

Сюжетно – ролевая игра «На приеме у врача», «Служба спасения 911»

Картинки, атрибуты для игр

«Я познаю мир» - энциклопедия

«Доктор Айболит» К. Чуковский

Е. А. Бабенкова «как приучить ребенка заботиться о своем здоровье»

5. Занятия с родителями Обеспечить участие родителей в реализации программы «Основы здорового образа жизни»; улучшить детско – родительские отношения; консультировать родителей по частным проблемам семейных взаимоотношений Родительское собрание «Возрастные особенности развития ребенка», консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей. Доклады, консультации для родителей Н. И. Крылова «Здоровьесберегающее пространство»

6. Мой – до – дыр! Гигиена тела, Правила личной гигиены. Познакомить детей со строением человеческого тела, правилами личной гигиены. Сформировать понятие о значении зубов, правильного ухода за ними, формировать о важности правильного питания и сохранения здоровья зубов Беседы «Важные помощники человека», «Есть у фруктов кожура, у человека кожа», «Чем опасны грязные руки», «Советы тетушки зубной щетки».

Дидактические игры «Части тела», «Вижу, нюхаю, слушаю, трогаю, пробую»

Сюжетно –ролевая игра «В поликлинике»

Рисование человечка.

Занятие «Тело человека»

Картинки для игр, бесед, атрибуты для игры, зубные щетки, зубная паста. «Девочка чумазая» А. Барто

«Доктор Айболит. Мойдодыр.» К. Чуковский

Потешки, стихи.

«Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» Н. Голицына. А. Анпилов «Зубки заболели»

В. Д. Сонькин «Законы правильного питания»

7.

Как живет мое тело.

Познакомить детей с огромными возможностями человеческого организма. Дать представление об основных структурах человеческого организма: тело человека, органы чувств, нервная система, пищеварительная, кровеносная, дыхательная система.

Учить детей беречь свое тело, наблюдать за собой. Обучить основным анатомическим и гигиеническим правилам как основе здорового образа жизни. Беседы «Маленькая царапина – большая беда», «Великий труженик - сердце», «Царственная осанка – залог здоровья», «Движение – это жизнь».

Дидактические игры «Части тела», «Волшебный лес», «Оцени ситуацию».

Сюжетно – ролевая игра «На приеме у врача», «Служба спасения 911»

Занятие «Из чего состоит тело человека

Режимные моменты

Беседы «Наша спасительница - боль», «Зачем мы дышим»

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Занятие «Витамины и здоровый организм»,

«Личная гигиена»

Картинки и иллюстрации

«Я познаю мир»

«воспитание основ здорового образа жизни у малышей» Н. Голицына.

Е. А. Бабенко «Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье»

Н. Ф. Антропова «Как наблюдать за развитием и здоровьем ребенка»

8. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Закрепить знания детей о пользе воздушных, солнечных, водных ванн. Формировать представления о закаливании организма, познакомить с правилами и способами закаливания. Проведения «День здоровья»

Спортивные мероприятия

Физминутки на занятиях

Дыхательная гимнастика, психогимнастика. Спортивное оборудование, сценарии праздников, развлечений. «Уроки Мойдодыра» Г. Зайцева.

9. Моя семья. Расширить и обобщить имеющиеся знания детей о семье. Воспитывать уважение и дружелюбие к членам семьи, желание заботиться друг о друге, показать основные формы заботливого отношения взрослых к детям Беседы «Моя семья», «Кто научил родителей быть главными?», «Взрослые спешат на помощь»

Рисование «Рисую свою семью»

Рассказ о семье.

Рассматривание семейных фотографий.

Дидактические игры «Чтобы ты хотел подарить своим близким?»

Сюжетно – ролевая игра «Семья» Фотографии, картинки о семье. Предметы для рисования Чтение рассказов о семье, стихи, потешки.

С. В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

10.

Безопасность на дорогах и на улице Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения, рассказать о светофоре, закрепить знания о транспорте. Беседы «Три сигнала светофора», «Какой транспорт ездит у нас на улице», «Как правильно переходить улицу»

Дидактические игры «О чем говорит светофор», «Кто такой пешеход»

Подвижная игра ««Цветные автомобили» Картинки

Дорожные знаки

рули «Азбука дорожного движения «И. Шорыгина

Чтение рассказов

11. Правила безопасного поведения на улице, дома, в детском саду. В игровой форме подвести детей к составлению кодекса – азбуки детской безопасности, научить детей правильно оказывать первую помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Обобщить правила поведения на игровой площадке, во дворе, на улице. Учить принимать самостоятельные решения и отвечать за свои поступки.

Беседы «Один дома», «Безопасность на улице», «Наш любимый детский сад»

Дидактические игры «А как бы ты поступил», «Безопасное лото», «Что здесь лишнее?».

Занятие «Опасные предметы»

Картинки для игр.

«Основы безопасности жизнедеятельности» Н. Голицына

«Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» Н. Голицына.

12. Правила поведения с незнакомыми людьми.

Познакомить с правилами поведения ребенка с незнакомыми людьми, сформировать умения применять правила безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Беседы: «Кто ты незнакомец?», «Однажды на улице»

Занятие «Правила моей безопасности»

Дидактическая игра «Кто прав, кто виноват»

Игра – драматизация «Старушка на улице», «Хочешь сладкую конфету?», «Приход слесаря…» Картинки, иллюстрации.

Дошкольное воспитание №3 -1997г.

Чтение стихов, рассказов.

13. Понятие осторожности и опасности. Познакомить с правилами безопасности и приемами безопасного поведения в повседневной жизни; показать разумность осторожного поведения Беседы: «Разумно и просто», «Как работают пожарные», «Знай и соблюдай правила»

Занятие «Один дома»,

Дидактическая игра

«Путешествие по стране взрослых приборов», «Опасные предметы», «С чем нельзя играть»

Сюжетно – ролевая игра «Пожарные» Картинки, иллюстрации С. Маршак «Кошкин дом»

К. Чуковский «Путаница»

С. Михалков

«Дядя Степа»

14. Различие между девочками и мальчиками Формировать у детей представления о мужественности и женственности.

Оказать помощь родителям в вопросах воспитания.

Воспитывать дружеские отношения между детьми, отношения друг к другу. Беседа: «Чем отличаются девочки и мальчики»

Дидактическая игра:

«Мальчик или девочка», «Оденемся правильно» Фотографии родителей в детстве, куклы – девочки, мальчики Чтение рассказов, стихов

15. Закаливание Закреплять действия, направленные на охрану здоровья окружающих и своего здоровья (закрывать носовым платком рот, когда чихаешь, кашляешь и т. д.)

Познакомить со средствами закаливания, сформировать понятия, что закаливание – это важнейший компонент здоровья и здорового образа жизни. Использование игровых приемов обучения для усвоения режимных моментов в детском саду.

Подвижные игры, упражнения для закаливания.

Родительское собрание, консультации об основных средствах закаливания. Массажные коврики, спортивное оборудование Чтение стихов, рассказов, просмотр видиофильмов

Литература.

1. Э. Я. Степаненкова «Методика физического воспитания в детском саду. Программа воспитания и обучения в детском саду» 2005г.

2. Е. А. Тимофеева «Подвижные игры с детьми младшего возраста» 1999г.

3. Журнал «Ребенок в детском саду» №4,5,6,2001г.

4. Н. Смирнова «Программа основ здорового образа жизни. Методические рекомендации»2000г.

5. Д. А. Фабер «Азбука здоровья и развития» 2006г.

6. Н. Крылова «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» 2005г.

7. В. Саныкин «Законы правильного питания»2004г.

8. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» 1991г.

9. Журнал «Учимся играя»2010г.

10. О. Шаграева «Эмоциональное развитие» 2003г.

11. Л. Горьнова, А. Кочергина «занятия по экологическому воспитанию» 2005г.

12. В. В. Гербова «Христоматия для детей» 1999г.

Публикации по теме:

Консультация «Воспитание здорового образа жизни в ДОУ» В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения,.

Формирование здорового образа жизни Формирование основ здорового образа жизни Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как.

Формирование здорового образа жизни дошкольников Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.

Основы формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Большое значение для здоровья человека имеет его образ жизни. Академик Ю. П. Лисицин определяет образ жизни – как определенный, исторически.

Презентация на тему «Основы здорового образа жизни» В нашем классе большое внимание уделяется здоровому образу жизни. Для приобщения ребят к здоровому образу жизни постоянно проводилась работа.

Конспект родительского собрания «Движение — жизнь. Основы здорового образа жизни у дошкольников» для средней группы Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Теоретические основы формирования здорового образа жизни воспитанников Цель: применение здоровье сберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе. Задачи: -обучить детей методам.

Презентация «Территория здорового образа жизни» В настоящее время огромное внимание уделяется физическому воспитанию подрастающего поколения. Это касается и дошкольного образования. Физические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Основы здорового образа жизни»
Опубликовано: 22 января 2019 в 13:58
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД