Программа «Основы журналистского мастерства» (дополнительное образование для обучающихся 10–14 лет)

Ирина Неволина
Программа «Основы журналистского мастерства» (дополнительное образование для обучающихся 10–14 лет)

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образованием городского округа Красноуфимск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дворец творчества детей и молодежи

Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД ДТДиМ

___Киселёва А. В.

«___»___2012г.

Утверждена на заседании НМС МОУ ДОД ДТДиМ

Протокол №___от___2012г.

Основы журналистского мастерства

(дополнительное образование для обучающихся 10-14 лет)

Составитель программы:

Неволина Ирина Сергеевна,

педагог дополнительного

образования

г. Красноуфимск,

2012г.

II. Пояснительная записка

В условиях гуманизации нашего общества на первый план выходит человек со всеми его стремлениями, желанием самореализоваться, ощутить себя полноценным гражданином общества. Одним из важнейших средств для самоутверждения юной личности является предоставление возможностей конкретному ребёнку свободно высказывать и утверждать свои интересы, обращаться к общественному мнению, поэтому юнкоровские объединения имеют важное значение в становлении личности ребёнка. Они помогают ребёнку осознать себя свободной личностью, равноправно со взрослыми включённой в систему коммуникации об-щества.

В системе дополнительного образования существует много программ для юнкоров, таких, как: «Основы журналистики в средней школе» М. Ф. Поповой, «Телекультура» М. А. Мясниковой, «РОСТ» Н. И. Семиной, «Юный журналист» О. И. Борщёвой. Программы отличаются по содержанию курса, базируясь на устаревшей пропагандистской журналистике. Однако сейчас современная отечественная журналистика незаметно для многих поменяла своё лицо: стала оперативнее и больше ориентирована на информацию.

Программа «Основы журналистского мастерства» основывается на про-граммах Доможирова В. И. и Борщёвой О. И. и отличается от уже сущест-вующих программ тем, что направлена на современную модель журналистики: включает в себя такие разделы, как реклама, телевизионная журналистика, которые востребованы в современном обществе. Программа ориентирована на детей 10-14 лет, так как этот период характеризуется стремлением ребят к признанию их способностей сверстниками и взрослыми, к самореализации, профессиональной ориента-ции.

Данная программа позволит подготовить ребят к требованиям информационного общества, воспитать социально адаптированного, грамотного потребителя информации.

Как читатели, зрители, слушатели, мы постоянно соучаствуем в процессах информирования и развлечения. Кроме того, СМИ социально ориентируют каждого человека, формируя общественное мнение.

Журналистика помогает обучению детей осмысленному отношению к жанровой продукции СМИ. Работа в творческом объединении помогает юнкорам выработать активную гражданскую позицию, развивает чувство собственного достоинства, честность, ответственность за сказанное или написанное слово, учиться наблюдать, анализировать окружающие события и явления, развивает образное мышление и креативность, поэтому программа «Основы журналистского мастерства» актуальна.

Программа реализуется в социально-педагогической направленности МОУ ДОД дома детского творчества.

Цель программы: создание условий для социальной адаптации, профессиональной ориентации ребёнка и воспитания компетентного пользователя информации.

Реализация цели происходит через решение следующих задач:

1. Освоение обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

2. Получение знаний и умений по созданию печатного издания.

3. Оценивание уровня продукции СМИ.

4. Развитие творческих способностей обучающихся.

5. Развитие умений грамотного и свободного владения устной и пись-менной речью.

6. Создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении за-дач, когда востребованными являются соответствующие коммуника-тивные умения.

7. Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества.

8. Формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни.

9. Формирование потребности в самообразовании, самовоспитании.

Ожидаемый результат:

- выбор профессии, связанной с журналистикой;

- грамотное и свободное владение устной и письменной речью;

- чёткое понимание своих целей в конкретной ситуации общения;

- самоопределение и самовыражение в речи через выбор речевого жанра и речетворчество;

- публикация печатных изданий (сборник стихов, частушек, сказок, расска-зов, статей).

Занятия состоят из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя:

- изучение основ журналистского творчества, теории и истории СМИ;

- обзор современных средств массовой информации;

- изучение основ психологии журналиста;

- знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;

- изучение методов сбора и обработки информации;

- изучение основных журналистских жанров;

- освоение методов работы со словом;

- освоение коллективных форм выступления (круглый стол, игра, дискуссионный клуб, презентация, пресс-конференция, групповое проектирование).

Практическая часть: работа со справочной литературой (толковые, синонимические, антонимические и орфографические словари); экскурсии в редакции городских газет, типографии; встречи с журналистами; упражнения в технике речи и выразительном чтении; устное сообщение о прочитанном или увиденном с краткой оценкой; редактирование текста; игры; викторины; выпуск газет и стенгазет; конкурсы на лучший по содержанию и форме вопрос; самостоятельная разработка тем для публикации в печати; подготовка и проведение интервью; ситуативные игры, имитирующие правила поведения в различных сферах общения людей. Проводятся конкурсы рисунков, плакатов, изготовление наглядных пособий.

Данный курс программы предполагает использование методов обуче-ния:

- словесный (семинары, беседа, рассказ, объяснения, анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий);

- практический (создание и выпуск газеты, экскурсии, игры, упражнения);

- наглядный (показ, демонстрация, просмотр видеофильмов, иллюстрации).

Средства обучения:

- учебно-наглядные пособия (учебно-методические пособия, газеты, журналы, видеофильмы, иллюстрации, таблицы, картины, схемы, плакаты, карточки-задания);

- технические (телевизор, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийный экран, кино-, видеофильмы).

Этапы реализации программы:

1-ый этап предполагает знакомство с основными журналистскими жанрами, публицистическими жанрами, методами сбора информации.

2-ой этап предполагает формирование представлений о профессии журналиста, её особенностях; профессиональных качествах журналиста; знакомство с информационными и аналитическими жанрами в журналистике, коллективными формами выступления.

Программа имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литера-тура, история, обществознание, информатика, право, экономика, в ней чётко прослеживаются межпредметные связи.

Программа работы творческого объединения составлена так, чтобы ка-ждый обучающийся мог свободно выбрать вид, форму, темп и объём работы. Она предусматривает групповые и индивидуальные занятия по теории и практике газетного дела. Предполагаются экскурсии в редакции городских газет, типографии, встречи с журналистами, выполнение творческих работ – публикации печатного издания, также чтение газет и журналов, видеопросмотр актуальных телепередач и художественных фильмов, посещение выставок.

Формы контроля:

Входной контроль: анкетирование с целью выявления образовательного уровня обучающихся, их интересов и способностей при поступлении в творческое объединение. Тестовые задания: «Каков уровень вашей самооценки?», «Приятно ли с вами общаться?», «Внимательны ли вы?», «Кто из вас лидер?».

Текущий контроль:

- наблюдение за выполнением заданий, требований педагога;

- анализ творческих работ обучающихся;

- анкеты на знание журналистских жанров;

- выставки творческих работ обучающихся.

Итоговый контроль:

- участие в выставках, конкурсах «Кто ты? Какой ты?», «Лучшая стенгазе-та»; - выпуск газеты и стенгазеты, защита творческих проектов;

- итоговые занятия: «Роль СМИ в моей жизни», «Я – юнкор»;

- праздники: Ток-шоу «Будьте вежливы!», «Всемирный день информации», «Давайте говорить друг другу комплименты!»;

- выставка творческих работ обучающихся, портфолио.

Программа рассчитана на 2 года обучения:

- 1 год обучения – 120 часов в год (по 2 часа – 2 раза в неделю);

- 2 год обучения – 120 часов в год (по 2 часа – 2 раза в неделю).

Занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 45 минут с 10-минутным перерывом для отдыха детей и проветривания помещений. Наполняемость учебных групп: оптимальная - 10, допустимая = 15 человек (в соответствии с СанПиНом 2.4.4.1251 -03 для УДО). При зачислении в творческое объединение каждый ребенок представляет справку из ЦРБ о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю. Занятия детей в творческом объединении могут проводиться в любой день недели, включая субботу, воскресенье и канику-лы.

III. Учебно-тематический план

Первый год обучения

ТЕМА Общее ко-личество учебных часов В том числе:

Теория Практика

1. Вводное занятие 2 2

2. Кто, где и зачем делает газету 14 7 7

3. Я и другие? 14 7 7

4. Речевая культура журналиста 16 8 8

5. Журналистский текст как носитель информации 20 10 10

6. Технологическая схема производства газеты 4 2 2

7. Техника газеты 6 3 3

8. Художественно-публицистические жанры в журналистике 20 10 10

9. Иллюстрации в газете 6 3 3

10. Реклама в газете 6 3 3

11. Художественное оформление газеты и стенгазеты 8 4 4

12. Основы газетного дела 4 2 2

ИТОГО:

120

61

59

Второй год обучения

ТЕМА Общее ко-личество учебных часов В том числе:

Теория Практика

1. Вводное занятие 2 2

2. Журналистика как вид деятельности и профессия 8 4 4

3. Какой я? 12 4 8

4. Речевое творчество 18 9 9

5. Работа с текстом перед публикацией 12 4 8

6. Информационные жанры в журнали-стике 22 11 11

7. Аналитические жанры в журналисти-ке 16 8 8

8. Литературное редактирование 8 4 4

9. Основы макетирования газеты 4 2 2

10. Бизнес-план газеты 2 1 1

11. Коллективные формы выступления 12 4 8

12. Основы газетного дела 4 2 2

ИТОГО:

120

55

65

IV. Содержание курса

Первый год обучения

ТЕМА 1. Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности. Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями. Распределение рабочих мест.

ТЕМА 2. Кто, где и зачем делает газету.

Определение понятий «СМИ», «журналистика», «редакция», «газета», «журнал», «стенгазета». Кого называют журналистами. Особенности работы журналиста. Кому и зачем нужны газеты. Значение газеты. Значение СМИ для сегодняшнего общества. Специфика современных средств массовой информации: газета и журнал, радио- и тележурналистика, интернет. Типы СМИ в зависимости от аудитории. Организация СМИ. Специфика детских и взрослых изданий. Правила оформления авторского материала.

Практическая работа: Экскурсия в редакцию и типографию. Работа в библиотеке. Знакомство с детскими изданиями. Дискуссии: «Какая информация нужна аудитории?», «Можно ли считать увлекательной газету? Почему?» Ток-шоу «Нужна ли цензура отечественным СМИ?» Разгадывание загадок и ребусов о газете. Деловые игры: «Взаимные презентации», «Пойми другого», «Психологический портрет». Составление и решение кроссвордов о СМИ.

ТЕМА 3. Я и другие?

Субъективная и объективная информация. Генеалогическое древо. Биография как жанр. Мои первые воспоминания. Моя родословная. Мир интересов и увлечений. Мои возможности, способности. Моё представление о других людях, о мире.

Особенности взаимодействия с аудиторией. Аудитория – потребитель информации. Исследование аудитории (опросы, анкетирование, рейтинги). Формирование общественного мнения - убеждение, внушение.

Практическая работа: Самопрезентация. Составление своего портрета. Субъективный письменный рассказ о себе. Игры: «Словесный портрет», «Характер – по фотографии». Конкурс «Кто ты? Какой ты?»

ТЕМА 4. Речевая культура журналиста.

Культура устной речи. Возможности слова. Техника речи. Подготовка к устному выступлению.

Культура письменной речи. Письменная речь как инструмент деятельно-сти журналиста. Требования к речи журналиста. Специфика газетных, радио-, телетекстов. Место и роль описания, повествования и рассуждения в газетных, радио- и телетекстах. Выразительные средства.

Редактирование текста. Редактирование в журналистской деятельности. Анализ структуры и ошибок (логических, фактических, речевых). Коррек-турные знаки.

Практическая работа: Анализ газетных материалов, речь теле- и радиожурналистов. Обсуждение видео-выступлений. Произнесение скороговорок. Словотворчество. Выразительное чтение. Создание творческих работ. Редактирование текстов. Создание и презентация альтернативного словарика.

ТЕМА 5. Журналистский текст как носитель информации.

Методы сбора информации: наблюдение, работа с документами. Правдивые и ложные сведения. Читательская почта. Слухи. Справочная информация. Методика интервью, беседы, опроса, анкетирования. Дневник юнкора. Разновидности дневников (деловые, личные, творческие, школьные, наблюдений, путевые заметки, коллективный).

Структура журналистского текста. Заголовок (его основные функции и требования к нему, лид (вводная часть, смысловые части (абзацы, подпись.

Основные жанры. Особенности разных типов речи. Особенности замет-ки, репортажа, интервью, статьи. Структурная организация и авторское «я». Отчёт, рецензия, очерк, эссе, фельетон – краткая характеристика. Хроника как разновидность заметки. Три главных вопроса в журналистике – Что? Где? Когда? Назначение и композиция информационной заметки. Способы комментирования в расширенной заметке. Письмо. Поздравление. Работа репортёра. Виды репортажа. Своеобразие жанра интервью. Виды интервью: информационное, событийное, портретное. Формулировка вопросов.

Практическая работа: Анализ газетных текстов. Деловая игра «Интервью». Проведение опроса, анкетирования и тестов. Анализ заголовков, лидов, структуры текстов. Определение жанров. Сопоставление изданий. Создание творческих работ, текстов определённых жанров, типов речи. Создание и презентация личного/коллективного творческого досье (на выбор).

ТЕМА 6. Технологическая схема производства газеты.

Печатные машины в типографиях. Новые способы печати. Компьютерный способ. Правила техники безопасности. Устройство ПК. Начальные навыки работы на компьютере. Использование возможностей компьютера: библиотека шрифтов, форматирование, программы, процесс сканирования.

Практическая работа: Соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Вставка объектов. Выполнение упражнений на набор текстов, выравнивание абзацев, оформление текстов по заданным образцам. Оформление творческой работы «Моя газета». Дидактические игры: «Граница», «Замена», «Разукрашка».

ТЕМА 7. Техника газеты.

Задачи дизайнера. Значение дизайна для газеты. Особенности восприятия газетного текста читателем. Чего должен добиться дизайнер печатного СМИ. Принцип – «радовать глаз читателя». Графическая модель печатного издания.

Модели и типы вёрстки. Особенности восприятия полосы читателем. Ти-пы вёрстки: прямая, ломаная, смешанная, вертикальная, горизонтальная, перпендикулярная, симметричная, ассиметричная. Модели вёрстки: графическая, композиционная, размерная.

Термины вёрстки: полоса, модульная сетка, логотип, шрифт, гарнитура, интерлиньяж, трэкинг, подложка, рамка, базовая линия.

Основные принципы вёрстки газеты: максимальная помощь читателю воспринимать газетные страницы, определение на полосе главное, создание благоприятного впечатления. Варианты вёрстки: один текст на полосе; один текст и одно фото; один текст и два фото; два текста и одно фото; два текста и одно фото.

Практическая работа: Создание композиционно-графической модели собственного издания и её презентация. Анализ газеты, используя термины вёрстки. Расположение материалов на газетной полосе.

ТЕМА 8. Художественно-публицистические жанры в журналистике.

Эссе. Размышление вслух на заданную тему на страницах газеты. Эссе - аналитический жанр журналистики. Лирическое повествование эссе. Стиль и композиция.

Очерк. Общая характеристика. Газетный очерк и очерк в художествен-ной литературе. Сближение публицистических жанров с жанрами художественной литературы. Творчество известных писателей-очеркистов: К. Паустовский, М. Горький, В. Крапивин. Виды очерков: портретный, событийный, путевой, проблемный, научно-популярный.

Рецензия. Особенности жанра. Виды рецензий. Авторское «Я» в рецен-зии. Основания для оценки произведения другого автора.

Сатирические жанры: реплика, юмореска, эпиграмма, пародия, фелье-тон. Средства комического в публицистике. Сатира и юмор. Особенности материала, высмеивающего и осуждающего какие-либо недостатки. Разновидности сатирических жанров.

Практическая работа: Написание эссе, рецензии на любимое произведение (фильм, книга, спектакль, пьеса и т. д.). Поиск очерков и представление их на занятиях. Дидактические игры: «Перевёртыши», «Перифраз», «Логический ключ».

ТЕМА 9. Иллюстрации в газете.

Задачи газетной иллюстрации. Искусство иллюстрации. Репортажный снимок, рисунок. Портрет. Пейзаж. Фотоэтюд. Фоторепортаж. Фотоверни-саж. Натюрморт. Интерьер и экстерьер. Иллюстративный очерк. Карикатура. Дружеский шарж. Юмористический рисунок. Фотообвинение, фотодоказательство. Плакат. Монтаж. Диаграмма. Заставка. Орнамент, виньетка.

Практическая работа: Схема «Перечень требований к газетной иллюстрации». Работа с наглядными материалами (на бумаге, на компьютере). Творческая работа - «Подбери к тексту иллюстрации».

ТЕМА 10. Реклама в газете.

Значение рекламы для современной газеты. Реклама – возможность для СМИ быть независимыми. Бесплатные еженедельные газеты. Нормы рекламного места в газете. Реклама в различных СМИ. Виды рекламы и возможности использования в газете.

Написание рекламного текста. Что необходимо знать, чтобы написать качественный рекламный текст. Аудитория потребителей. Журналистские жанры для предложения товара или услуги.

Практическая работа: Написание рекламного текста для газеты. Дидактические игры: «Эскиз», «Знахарь», «Кто быстрее!».

ТЕМА 11. Художественное оформление газеты и стенгазеты.

Зависимость формата от содержания и объёма. Виды шрифтов. Цветовое и графическое оформление газеты/стенгазеты. Виды вёрсток: бельевая, змейка, солнышко, гнездовой способ. Макет. Оформление заголовка и рубрик.

Практическая работа: Схема расположения текстов и рисунков. Символы к рубрике. Конкурс «Лучшая стенгазета».

ТЕМА 12. Основы газетного дела.

Возможности воздействия СМИ на жизнь современного общества. Роль СМИ в моей жизни. Я – юнкор.

Практическая работа: Тесты на повторение изученного материала. Анкетирование. Дидактические игры: «Быстрота реакции», «Закодированное слово», «Лишнее слово», «Зашифрованный текст». Экскурсия в редакцию газеты.

Содержание курса

Второй год обучения

ТЕМА 1. Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности. История возникновения и развития журналистики в России. Особенности становления и назначения печатных периодических изданий в России.

ТЕМА 2. Журналистика как вид деятельности и профессия.

Профессия – журналист. Потребность общества в новой информации. Особенности работы журналиста. Профессиональные качества журналиста: объективность, оперативность, толерантность, коммуникабельность, компетентность, наблюдательность, умение слушать, вежливость, смелость и рискованность, дотошность и упорство, точность.

Этико-правовые основы журналистики. Закон РФ о СМИ. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации. Практика судебных разбирательств по делам СМИ. Этические кодексы и нормы журналистского поведения.

Практическая работа: Составление схемы «Профессиональные качества журналиста». Составление собственного этического кодекса. Составление и решение кроссворда о профессии журналиста. Дидактические игры: «Самый наблюдательный», «Почувствуй другого», «Портрет в диалоге».

ТЕМА 3. Какой я?

Субъективная и объективная информация. Биография как жанр. Начало моей биографии. Я родился. Мои первые воспоминания. Речевые средства. Сигналы припоминания. Мать и отец. Родословная. Проверьте себя. Давайте говорить друг другу комплименты.

Практическая работа: Письменный рассказ о себе. Публичное представление себя. Ток-шоу «Будьте вежливы!» Презентация о своей семье.

ТЕМА 4. Речевое творчество.

Возможности слова. Тайны слов. Что такое «эксклюзив». Изобретаем речь. Речь правильная и хорошая. Качества речи. Правдивые и ложные сведения. Письмо. Техника речи. Учимся рассуждать, слушать, отвечать, сравнивать. Значение эпитетов и олицетворений в публицистике.

Практическая работа: Сочиняем сказки, рассказы, стихи о своей семье, о своём любимом животном, о друзьях (на выбор).

ТЕМА 5. Работа с текстом перед публикацией.

Планирование текста. Цель журналистского выступления. Методы для достижения выбранной цели. Аудитория, заинтересованная в определённой информации. План публикации. Корректорские знаки. Части журналистского текста: заголовок, подзаголовок, текст, подпись, подпись к фото. Взаимосвязанность частей текста между собой. Иллюстрации к тексту: фотография, рисунок, инфографика.

Практическая работа: Составление плана журналистского текста. Редактирование учебного текста с помощью корректорских знаков. Тренировка в создании частей текста. Подборка к предложенным текстам иллюстрации.

ТЕМА 6. Информационные жанры в журналистике.

Понятие жанра. Жанры в журналистике. Недостатки и преимущества понятия «материал».

Хроникальная заметка. Хроника как разновидность заметки. Три глав-ных вопроса в журналистике – Что? Где? Когда?

Информационная заметка. Понятие жанра «информашка». Шесть журналистских вопросов: Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему? Назначение и композиция информационной заметки. Язык «информашки». Блоковость. Тон.

Расширенная заметка. Способы комментирования в расширенной замет-ке. Композиция заметки.

Репортаж. Как работают репортёры. Особенности, которые необходимо учитывать при подготовке репортажа. Создание эффекта присутствия. Виды репортажа.

Интервью. Своеобразие жанра. Различия в устной и письменной форме выражения. Виды интервью: информационное, событийное, портретное. Требования к интервью. Правила проведения интервью. Как правильно сформулировать вопрос.

Зарисовка. Лирическое повествование в журналистике. Значение зарисовки в газете. Стиль, форма, композиционное построение зарисовки.

Практическая работа: Игра «Объясни «инопланетянину» элементарные «человеческие» понятия». Составление хроники прошедшего дня. Написа-ние: информационной заметки; расширенной заметки с использованием различных способов комментирования; портретного интервью; зарисовки. Подготовка публикаций в жанре репортажа.

ТЕМА 7. Аналитические жанры в журналистике.

Корреспонденция. Особенности повествования в корреспонденции. Виды корреспонденций: информационная и аналитическая. Описательный харак-тер жанра. Постановка проблемы в корреспонденции.

Статья. Особенности данного публицистического произведения. Разновидности жанра: передовая, пропагандистская, проблемная, тематическая, статья-рецензия, статья мемуарного типа. Тема, проблема, вопрос и вывод в статье. Факты как доказательство главной мысли.

Обзор печати. Виды обзоров: общий, тематический, информационный. Обзорные подборки в прессе, на радио, на телевидении. Как сделать обзор.

Обозрение. Виды обозрений: политическое, общее, тематическое. Особенности каждого вида.

Практическая работа: Написание корреспонденции. Сравнение статьи с другими публицистическими жанрами. Схема «Обзор и международное обозрение». Составление и решение кроссвордов на тему «Аналитические жанры в журналистике». Дидактические игры: «Корректурная проба», «Включи логику», «Задача на сообразительность».

ТЕМА 8. Литературное редактирование.

Основные цели редактирования. Правка-обработка. Правка-переделка. Правка-сокращение. Правка-вычитка. Идейная направленность. Чёткость формулировок. Точность, простота и ясность языка. Техника литературного редактирования.

Фразеологизмы в журналистике. Последовательность слов в предложении. Восприятие предложения в зависимости от количества слов в нём. Устойчивые словосочетания в русском языке. Взаимосвязь различных частей речи между собой и их последовательность.

Использование глаголов. Значение глаголов для русского языка. Составные глаголы. Отглагольные существительные и другие части речи.

Практическая работа: Формулирование предложения с использованием различных глагольных форм. Анализ фразеологических ошибок. Дидактические игры: «Общее слово», «Пиши правильно», «Толковый словарь». Редактирование текстов.

ТЕМА 9. Основы макетирования газеты.

Композиционно-графическая модель. Формат и объём издания. Название и оформление издания. Макетирование – создание графического плана размещения текстов, иллюстраций, заголовков, подписей на полосах. Приёмы макетирования. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков, подзаголовков, лида. Выбор шрифтов. Средства выделения на полосе и внутри материалов. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков, инфографики.

Практическая работа: Составление графического макета. Макетирование на компьютере. Оформление заголовков, подготовка макета и оформление своего издания. Разработка проекта газеты: названия, рубрик, объёма, оформления, предполагаемых источников доходов, способов продвижения на рынок (слоган, реклама).

ТЕМА 10. Бизнес-план газеты.

Бизнес-план. Подразделы бизнес-плана. Анализ рынка. Точки риска и проблемы. Финансовый план. Расчёт доходов. Определение величины запасов. Как сосчитать расходы.

Практическая работа: Написание памятки по составлению бизнес-плана газеты. Составление бизнес-плана газеты. Защита своего бизнес-плана. Дидактические игры: «Произнеси наоборот», «Кто быстрее и больше?», «Лишнее слово».

ТЕМА 11. Коллективные формы выступления.

Пресс-конференция. Формы проведения. Значение пресс-конференции. Личность на пресс-конференции. Организация на пресс-конференции. Ведущий, его обязанности и права.

Круглый стол, как форма проведения дискуссии. «Круглый стол» как ис-точник информации. Задачи корреспондента-ведущего «круглого стола». Оформление материала в форме круглого стола для печати.

Пресс-центр. Связи с общественностью как основное направление рабо-ты пресс-центра.

Организация. Цели и задачи организации. Имидж организации.

Практическая работа: Проведение пресс-конференций «Значение СМИ для сегодняшнего общества», «Роль СМИ в моей жизни» и круглых столов «Современный журналист. Кто он?». Представление организации.

ТЕМА 12. Основы газетного дела.

СМИ города Красноуфимска. Специфика СМИ города Красноуфимска. Кто я и кто такой журналист. Я – юный журналист.

Практическая работа: Обсуждение работы городских СМИ. Тесты на по-вторение теоретического материала. Дидактические игры: «Кто больше запомнил?», «Умение слушать», «Распродажа уценённых вопросов», «Утреннее путешествие». Экскурсия в редакцию газеты. Практика-работа над выпусками газеты.

V. Требования к уровню образованности выпускников

Обучающиеся первого года обучения, должны знать:

- современные средства массовой информации;

- аппарат газеты;

- основные журналистские жанры (информация, хроника, заметка, репортаж, интервью);

- основные публицистические понятия (эссе, очерк, рецензия);

- методы сбора информации (наблюдение, работа с документами) и обработки информации;

- типы речи (повествование, описание, рассуждение);

- образную природу словесного творчества, журналистского мастерства;

- задачи газетной иллюстрации;

- значение рекламы для современной газеты;

- возможности воздействия СМИ на жизнь современного общества.

Должны уметь:

- анализировать и интерпретировать публицистические произведения;

- анализировать речевые этикетные ситуации;

- составлять своё генеалогическое древо;

- выявлять признаки жанровой специфики текстов;

- выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;

- собирать информацию из разных источников и работать с ней;

- различать основные газетные жанры и грамотно излагать информацию в этих жанрах;

- осуществлять контакт с людьми разных профессий и возрастов;

- создавать письменные высказывания;

- создавать тексты определённого жанра: сочинять сказочные истории, рассказы, письмо в газету;

- редактировать собственный текст;

- подбирать иллюстрации к тексту;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Обучающиеся второго года обучения, должны знать:

- этико-правовые основы журналистики;

- понятие субъективной и объективной информации;

- цель журналистского выступления;

- информационные жанры в журналистике (хроникальная, информационная и расширенная заметка, репортаж, интервью, зарисовка);

- аналитические жанры в журналистике (корреспонденция, статья, обзор печати, обозрение);

- структуру и особенности работы в различных газетных жанрах (заметка, статья, зарисовка);

- правила и нормы газетного языка;

- этапы создания печатного издания;

- особенности выпуска газеты;

- особенности редакционной работы;

- обязанности каждого члена редакции;

- основные принципы профессиональной этики журналиста;

- коллективные формы выступления (пресс-конференция, круглый стол, пресс-центр).

Должны уметь:

- работать в различных журналистских жанрах;

- анализировать устные и письменные тексты;

- владеть типом речи (описание, повествование, рассуждение) как способом интерпретации и обобщения информации, на основе которой строится текст;

- использовать риторические фигуры и тропы в зависимости от целей, вы-бранного типа речи и жанра;

- грамотно проводить интервью;

- свободно владеть печатным словом;

- редактировать тексты;

- выбирать актуальную и злободневную тему для публикации;

- формулировать собственные мысли;

- высказывать своё мнение и корректно отстаивать его;

- аргументировано формулировать своё отношение к произошедшему;

- общаться, не бояться выступать перед аудиторией;

- работать в информационных жанрах на уровне современной прессы.

VI. Учебно-методическое обеспечение

Оборудование:

- столы, стулья, шкафы для хранения материала;

- полки для демонстрации выполненных работ;

- компьютер, принтер, дискеты;

- ножницы.

Наглядные пособия:

- образцы различных газет и журналов;

- образцы вёрстки различных печатных изданий;

- образцы жанровой продукции периодических изданий;

- образцы рекламной печатной продукции;

- фотографии, опубликованные печатными СМИ;

- карты, диаграммы, технические рисунки, рекламные объявления.

Материалы:

- цветная и белая бумага для печати;

- тетради и блокноты;

- ватман (формат А3, А2, А1);

- фломастеры, ручки, карандаши;

- краски, кисти, ластики;

- клей, мел, маркеры.

Инструкции по технике безопасности:

1. Правила поведения в кабинете, на занятии.

2. Инструктаж по пожарной безопасности.

3. Правила поведения на дороге.

4. Соблюдение техники безопасности при работе с компьютером.

5. Правила поведения на экскурсии.

VII. Список литературы

1. Андросова В. В. Сборник текстов. – Ростов-на-Дону, 2007г.

2. Герасимова В. А. Классный час играючи. – М., 2006г.

3. Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М., 2001г.

4. Зубкова А. С. Культура речи. – М., 2007г.

5. Кашлева Н. В. Пресс-клуб и школьная газета. – Волгоград, 2009г.

6. Коротец И. Д Риторика. – М., 2006г.

7. Ладыженская Т. А. Школьная риторика. – М., 2001г.

8. Лузянина Л. Плюс пресса, телевидение, радио. – М., 1985г.

9. Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. – М., 2008г.

10. Невская М. А. Риторика. – М., 2007г.

11. Никитина Е. И. Русская речь. – М., 1996г.

12. Пахнова Г. М. Сборник текстов. – М., 2004г.

13. Петрухина Е. П. Тексты по русскому языку. – М., 2005г.

14. Побединская Л. А. Классный час играючи. – М., 2004г.

15. Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2008г.

16. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль, 1996г.

VIII. Аннотация

на программу «Основы журналистского мастерства»

Программа реализуется в социально-педагогической направленности МОУ ДОД дома детского творчества г. Красноуфимска Свердловской об-ласти.

Цель программы: создание условий для социальной адаптации, профессиональной ориентации ребёнка и воспитания компетентного пользователя информации. Учебный материал программы расположен в определённом порядке – от простых тем к сложным – и подаётся детям в строгой последовательности.

Программа рассчитана на 2 года обучения и ориентирована на детей 10-14 лет.

Образовательная программа «Основы журналистского мастерства» реализуется в два этапа:

1-ый этап предполагает знакомство с основными журналистскими жанрами, публицистическими жанрами, методами сбора информации.

2-ой этап предполагает формирование представлений о профессии журналиста, её особенностях; профессиональных качествах журналиста; знакомство с информационными и аналитическими жанрами в журналистике, коллективными формами выступления.

Публикации по теме:

Портфолио Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Департамента образования Государственное бюджетное образовательное.

Торт из гофротрубочекТорт из гофротрубочек Выставка декоративно прикладного творчества, проходит в рамках конкурса областного фестиваля специалистов системы образования Свердловской.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лето
  • Лето
Автор публикации:
Программа «Основы журналистского мастерства» (дополнительное образование для обучающихся 10–14 лет)
Опубликовано: 1 февраля 2013 в 11:52
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...
Открытка с сюрпризом «Петушок» Мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги! Не за горами самый веселый и любимый всеми праздник – Новый Год, а значит, пришла пора приготовить подарки! Как известно,...
Дидактические игры по знакомству с родным селом.
Предложенные игры можно легко адаптировать к любому населенному пункту. 1. Где находится памятник? Цель: Учить ориентироваться на карте – схеме села,...
Лэпбук для индивидуальной работы на тему: «Дорожная безопасность»
Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения и его...