Лучший педагог года

Программа по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада

Екатерина Петрова
Программа по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада

Пояснительная записка

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро перенимать сильные, как положительные, так и отрицательные эмоции взрослых и сверстников, подражать их действиям.

Публикация «Программа по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада» размещена в разделах

Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателей, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения. В это время очень важно поддержать ребенка, создать такие условия, чтобы он получал радость от пребывания в детском саду.

Цель программы – создание условий для успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Задачи программы:

1. Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения

2. Снижать импульсивность, тревожность, агрессию.

3. Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом.

4. Развивать внимание, восприятие, речь, воображение.

5. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.

6. Развивать игровые навыки.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Структура и форма занятий.

Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

Занятия проводятся с группой детей 2 раза в неделю. Продолжительность зависит от внимания и поведения детей. Рекомендовано проводить занятия вместе с воспитателем, работающим на группе. Это позволит проводить игры с детьми по их желанию чаще в течение недели

Рабочая программа

Занятие 1. «Божья коровка»

Задачи:

создать положительный эмоциональный настрой в группе;

развивать умение действовать соответственно правилам игры;

развивать координацию движений, общей и мелкой моторики, ориентацию в собственном теле;

развивать зрительное восприятие (цвета, формы, размера предметов);

развивать внимание, речь и воображение.

Занятие 2. «Листопад»

Задачи:

создать атмосферу эмоциональной безопасности;

снизить импульсивность, повышенную двигательную активность;

развивать умение двигаться в одном ритме, с другими детьми, подстраиваться под их темп;

развивать слуховое внимание, произвольность, быстроту реакции;

развивать речь, воображение, творческие способности.

Занятие 3. «Мячик»

Задачи:

развивать умение взаимодействовать со сверстниками;

развивать чувства ритма, координации движений;

развивать зрительное и тактильное восприятие, речи и воображения.

Занятие 4. «Прогулка в осенний лес»

Задачи:

развивать умение взаимодействовать со сверстниками;

развивать слуховое внимание, произвольность, способность быстро реагировать на инструкцию;

снизить излишнюю двигательную активность;

развивать пространственные представления, умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей;

развивать общую моторику;

развивать память, речь воображение.

Занятие 5. «Веселый Петрушка»

Задачи:

развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;

закреплять знания детей о принадлежности к полу (девочка - мальчик);

закреплять пространственные представления («верх», «низ»);

развивать восприятие, речь воображение, мелкую моторику.

Занятие 6. «Мячики»

Задачи:

развивать коммуникативные навыки (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно);

развивать восприятие, речь воображение;

развивать ориентацию в собственном теле.

Занятие 7. «Зайка»

Задачи:

создавать положительный эмоциональный настрой в группе;

развивать умение подражать движениям взрослого;

развивать координацию движений, общую и мелкую моторику;

развивать умение подчиняться правилам игры;

развивать тактильное восприятие.

Занятие 8. «Мыльные пузыри»

Задачи:

создавать положительный эмоциональный настрой в группе;

снизить эмоциональное напряжение и агрессию, импульсивность.

обучать детей установлению контакта друг с другом, способствовать сплочению группы;

развивать внимание, речь, воображение.

Занятие 9. «Музыканты»

Задачи:

создавать положительный эмоциональный настрой в группе;

способствовать сплочению группы;

развивать слуховое восприятие, слуховую и зрительную память.

развивать внимание, речь, воображение.

Занятие 10. «Мишка»

Задачи:

создавать положительный эмоциональный настрой в группе;

способствовать сплочению группы;

снизить эмоциональное и мышечное напряжение, чувство тревожности;

развивать внимание, речь, воображение, координацию движений.

Занятие 11. «Непослушные мышата»

Задачи:

способствовать преодолению детьми упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;

формировать положительную самооценку;

развивать умение подчиняться правилам игры, преодолевать двигательный автоматизм;

развивать чувство юмора, речь, воображение.

Занятие 12. «Колобок»

Задачи:

способствовать сплочению группы, развивать чувство эмпатии, обучать детей навыкам сотрудничества;

развитие общей и мелкой моторики;

развитие восприятия, пространственных представлений.

Занятие 13. «Котята»

Задачи:

формировать положительную самооценку;

развивать стремление сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;

развивать умение выражать эмоции (страх, грусть и радость);

развивать слуховое восприятие, умение воспроизводить услышанные звуки;

Занятие 14. «Дождик»

Задачи:

создавать положительный эмоциональный настрой в группе;

развивать координацию движений, общую и мелкую моторику;

развивать внимание, речь, воображение.

Занятие 15. «Ёжик»

Задачи:

способствовать сплочению группы, развивать чувство эмпатии, обучать детей навыкам сотрудничества;

развитие общей и мелкой моторики;

развивать стремление сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;

Ожидаемый результат.

В результате работы по данной программе дети успешно адаптируются к условиям дошкольного образовательного учреждения. У них снижается психоэмоциональное напряжение, импульсивность, тревожность, агрессия, совершенствуются коммуникативные, игровые и двигательные навыки, развиваются познавательные процессы. Возрастает групповая сплочённость, уменьшается конфликтность детей. Формируется положительное отношение к детскому саду.

Литература

1. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. - М. :ГНОМ и Д, 2001.

2. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь //Тренинговая программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения. - М. : Генезис, 2000.

3. Лютова Е. К., Монина Т. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – Спб. : Реч, 2001.

4. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М., 2008.

5. Севостьянова Е. О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М. 2006.

Публикации по теме:

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Приход ребенка в детский сад или, другое дошкольное учреждение, означает новый этап в жизни ребенка. Воспитание и игра позитивно влияют.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 74».

Использование кинетического песка в период адаптации ребенка к условиям детского сада Детский сад- первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. По мнению психологов, период адаптации к новым условиям длится.

Методическая разработка Особенности процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Чтобы избежать осложнений и обеспечить.

Проект «Деревья детского сада» для детей младшего дошкольного возраста Проект «Деревья детского сада» для детей младшего дошкольного возраста Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно-информационный с заданным.

Проект «Дом для друзей» по адаптации детей к условиям детского садаПроект «Дом для друзей» по адаптации детей к условиям детского сада ПРОЕКТ «ДОМ ДЛЯ ДРУЗЕЙ» Наш детский сад комбинированного вида. У нас есть группы общеразвивающей направленности и группы компенсирующей.

Проект по адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги в детский сад» Актуальность Адаптация ребенка к детскому саду, а значит, к новым социальным условиям протекает подчас болезненно. Период адаптации – это.

Программа по успешной адаптации детей к условиям ДОУ Введение В каком бы возрасте ребенок ни пришел в детский сад, поступление в детское учреждение – серьезное стрессовое переживание, которое.

Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ» Методическая разработка: Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям.

Взаимодействие с родителями как необходимое условие успешной адаптации ребенка младшего возраста к условиям ДОО (из опыта) Если в старости глубокой Ты когда-нибудь умрешь И предстанешь перед Богом, Расскажи ему о том, Как тебя тащила мама Рано утром в детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада
Опубликовано: 17 марта 2017 в 14:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД