МААМ-картинки

Программа по формированию основ безопасного поведения на дороге «Азбука пешехода»

Вера Калашникова
Программа по формированию основ безопасного поведения на дороге «Азбука пешехода»

Щади здоровье,

Жизнь щади,

За движением следи.

Экзамен важного значенья

Держи по правилам

дорожного движенья!

О. Базаров

Пояснительная записка

Окружающая ребенка среда – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно – транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно –

Публикация «Программа по формированию основ безопасного поведения на дороге „Азбука пешехода“» размещена в разделах

транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Причиной дорожно – транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге. Предоставленные сами себе, дети, особенно дошкольного возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до ближайшей машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У детей не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественно выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила дорожного движения ребенку, а при выборе формы обучения довести до детей смысл, опасность не соблюдения правил, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, можно научить детей дошкольного возраста навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Программа рассчитана на три года обучения и предназначена для детей четырех - семи лет.

Глава 1. Описание программы

Программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города и рассчитана на работу с детьми от 4-7 лет.

В данной программе можно проследить систему деятельности воспитателя по обучению детей правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Основные направления работы по программе – профилактическое (обеспечение знаний о транспортной среде, решение образовательных задач, средствами систематических мероприятий, организационное (организация предметно-развивающей среды, определение уровня сформированности умений и навыков по ПДД, пропаганда знаний о правилах дорожного движения с использованием разнообразных методов и приемов,

Повышать качество знаний детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, в непосредственно образовательной деятельности с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Воспитание у детей безопасного поведения на улицах и дорогах должно начинаться с самого раннего возраста и прослеживаться в различных видах детской деятельности.

Программа предусматривает систематическую, разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания дошкольников, а так же активные формы организации целенаправленного обучения, и просвещение родителей по данной проблеме.

Программа так же предусматривает взаимодействие с другим учреждениями социума - с ГИБДД, ЦДО «Подросток», с администрацией «Автогородка», со средствами массовой информации.

Описанные в программе формы обучения, разнообразие приемов и средств позволяет доступно разъяснить детям правила дорожного движения, и привлечь родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным учреждением.

В реализации программы принимали участие дети и их родители, так же сотрудники ГИБДД, воспитатели группы, администрация детского сада, сотрудники «Автогородка» на базе МБДОУ д/с «Сказка».

Работа по реализации программы осуществлялась в пределах географических границ пгт. Междуреченский.

Актуальность

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с ним и увеличивается количество дорожно – транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма сохраняет свою актуальность, как никогда. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения о правилах дорожного движения диктует сама жизнь.

По данным ГИБДД Кондинского района только в этом году на территории нашего района зарегистрировано шесть дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, при этом пять детей получили телесные повреждения, один погиб. В двух случаях в автоаварии попали дети пешеходы, причиной которых стало непредсказуемое поведение дошкольников на проезжей части.

Изучив данные статистики, мы пришли к выводу о необходимости разработки программы по формированию представлений детей о правилах дорожного движения через разные виды деятельности.

Важно как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.

Цель данной программы

Формирование навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах на основе сотрудничества с родителями и с Государственной Инспекцией Дорожного движения.

Задачи

1. Формирование представлений детей о правилах дорожного движения через разные виды деятельности.

2. Создание условий для изучения детьми Правил дорожного движения. 3. Развитие умений ориентироваться в дорожной обстановке путем моделирования ситуаций. 4. Формирование у детей культуры поведения на дорогах. 5. Взаимодействие с родителями по формированию навыков безопасного поведения детей.

6. Активизировать работу по взаимодействию с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения.

Содержание программы.

В практике дошкольного воспитания безопасности детей уделяется достаточно много внимания. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы выделена образовательная область «Безопасность»(формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, но оно не утрачивает своей актуальности и в связи с введением ФГОС дошкольного образования, т. к. одним из направлений в работе является социально – коммуникативное развитие.

Программа соответствует Закону «Об образовании РФ», Конвенции о правах ребенка, действующим Правилам дорожного движения регионального характера.

Знакомить детей с азбукой дорожного движения надо еще до школы. Данная программа рассчитана на три года обучения и предназначена для детей 4 – 7 лет, поскольку именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать окружающую действительность.

Программа учитывает психофизиологические, возрастные особенности дошкольников.

Задачи, поставленные программой, решаются через непосредственно образовательную деятельность, встречи – беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения, экскурсии, рассматривания книг и альбомов, чтение художественной литературы, развивающие и сюжетно – ролевые игры, праздники и конкурсы, совместные мероприятия с родителями. Главным помощником воспитателя в реализации данной программы является игровой персонаж Светофор (приложение 1) - на протяжении трех лет обучения по этой программе, он сопровождает детей по стране дорожного движения.

Вся работа спланирована в виде тематического плана, в который входит три раздела.

Разделы программы.

I раздел: «Путешествие в страну дорожной азбуки» (4 – 5 лет).

II раздел: «Как вести себя, чтобы не случилась беда» (5- 6 лет).

III раздел: «Правила дорожные знать каждому положено» (6- 7 лет)

Каждый раздел плана соответствуют определённому возрасту детей. Первый раздел предназначен для работы с детьми средней группы и включает в себя семнадцать мероприятий, после проведения которых, дети научатся различать виды транспорта, и получат представления о правилах поведения в автобусе. Узнают о назначении светофора, о значении его сигналов. Получат знания о том, что улица состоит из дорог, которые предназначены для движения транспорта и тротуаров, по которым передвигаются пешеходы.

Второй раздел программы направлен на работу с детьми старшего дошкольного возраста и включает в себя двадцать два мероприятия. Дети этого возраста закрепят уже имеющиеся у них знания, а так же познакомятся с правилами для пешеходов, научатся распознавать пешеходный переход и действовать в соответствии с сигналами светофора, узнают о возможных опасных ситуациях на дороге, научатся действовать, если такая ситуация возникла, познакомятся с трудом взрослых на транспорте.

Третий раздел программы разработан для детей подготовительной к школе группы. В этот раздел входит двадцать два мероприятия. Дети узнают, что такое перекресток, познакомятся с видами светофоров, получат более углубленные знания о правилах поведения для пешеходов, научатся различать дорожные знаки, необходимые во время прогулки по улице, познакомятся с понятием спецтранспорт, а самое главное - во время прогулок и экскурсий дети научатся применять полученные знания и умения на практике.

Кроме того, после каждого раздела спланирована работа с родителями, которая, включает в себя – консультации, мониторинг, анкетирование, родительское собрание, совместные с детьми викторины, развлечения, распространение памяток и буклетов.

Организовать работу с детьми и родителями помогут разработки праздников и викторин, советы и рекомендации, конспекты целевых экскурсий, подборка стихов и загадок, которые можно найти в приложении.

Направленность

Данная программа адресована воспитателям и преподавателям ОБЖ, работающим с детьми дошкольного возраста.

Практическая значимость

Программа реализована в дошкольном образовательном учреждении и в настоящее время используется в работе педагогов ДОУ. Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

Новизна программы

В программе систематизировано изложение учебного материала, адресованного одновременно как субъектам обучения – педагогам и сотрудникам ГИБДД, так и объектам обучения – воспитанникам детского сада и их родителям.

Принципы программы

1. Постепенность. Знания, даваемые детям, уточняются, усложняются, дополняются в соответствии с возрастными особенностями.

2. Системность. Работа ведется систематически, в течение всего периода обучения.

3. Практическое применение. Необходимо не просто заучить правила, но и научить детей использовать эти правила в повседневной жизни.

4. Взаимодействия. (Д. сад, семья, социум)

Формы и методы работы

• создание развивающей среды;

• непосредственно образовательная деятельность;

• развлечения, беседы c сотрудниками ГИБДД;

• наблюдения, целевые экскурсии;

• художественное творчество;

• чтение художественной литературы;

• развлечения, конкурсы;

игры: дидактически, настольные, компьютерные,

сюжетно – ролевые и театрализованные;

• игровые обогащающие ситуации

(ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки);

• компьютерное рисование в программе Paint;

• обучение с помощью компьютерных презентаций;

• совместные мероприятия с родителями;

Интеграция образовательных областей по внедрению устойчивых

навыков безопасного поведения на дороге.

Опираясь на Федеральные государственные требования, работа с детьми строится на одном из главных принципов психолого-педагогической работы - интеграции образовательных областей.

«Социально – коммуникативное развитие» Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения.

«Физическая культура» Использование игр, игровых упражнений, импровизаций для формирования способности наиболее адекватно использовать имеющиеся двигательные возможности в условиях, моделирующих сложные и опасные жизненные ситуации.

«Речевое развитие» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях.

«Познавательное развитие» Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни.

«Художественное творчество» Учить детей отражать в различных видах художественного творчества (рисование, аппликация) знания и представления о ПДД.

Нормативно-правовое обеспечение программы

• Приказ Минобразования РФ № 354 от 09.07.96 г. «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России».

• Закон РФ «О безопасности дорожного движения», ст. 29.

• Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 гг.».

• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 года № 1995-р Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах"

Методическое обеспечение программы

1. Специально подобранная литература по теме программы.

2. Подборка аудиоматериала, компьютерных презентаций.

3. Создание собственных компьютерных презентаций.

4. Стенд в групповой комнате по профилактике безопасности дорожного движения.

5. Создан и систематически пополняется центр по дорожной безопасности в групповой комнате.

6. Игровое оборудование для обучения по ПДД.

7. Ноутбук, проектор.

Ожидаемый результат в работе с детьми

Образовательный:

- Овладение детьми базовыми правилами поведения на дороге;

- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;

- Формирование у детей самостоятельности и ответственности

в действиях на дороге;

- Формирование устойчивого познавательного интереса.

Воспитательный:

- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;

- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой

дорожной ситуации.

Социальный:

- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

- Культура поведения в общественном транспорте.

- Вовлечение семей в образовательный процесс.

Ожидаемый результат в работе с родителями

1. Созданы необходимые условий для организации совместной деятельности с родителями по безопасности жизни детей;

2. Появление интереса у родителей к совместному обучению безопасному поведению на дорогах.

Формы контроля

1. Анкетирование родителей.

2. Наблюдения за детьми в процессе непосредственной образовательной деятельности, игровой деятельности.

3. Заполнение диагностических карт детей.

Результаты диагностики записываются в диагностические карты.

Глава 2. Механизмы реализации программы

Работа по реализации программы проходила в 3 этапа

Этапы реализации программы

I этап Подготовительный

• Изучение научно-методической литературы;

• Анкетирование родителей с целью изучения их мнения по актуальности программы;

• Приобретение необходимого материала;

• Отбор методов и приёмов для работы с детьми, родителями, ГИБДД.

• Составление перспективного плана работы с детьми;

• Составление перспективного плана с родителями воспитанников, ГИБДД.

• Мониторинг знаний детей по образовательной области «Безопасность» (ПДД)

II этап Основной

• Организация и проведение занятий, бесед, экскурсий, игр с детьми;

• Организация и проведение различных мероприятий с родителями

• воспитанников.

• Организация и проведение совместных мероприятий.

III этап Заключительный

• Мониторинг уровня знаний детей по правилам дорожного движения контрольной и экспериментальной групп. Сравнительный анализ.

• Анкетирование родителей с целью изучения мнения о проделанной работе.

Для эффективной реализации программы были разработаны перспективные планы работы с детьми, и родителями.

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию основ безопасного поведения в быту «Дорожка здоровья» Организованная образовательная деятельность по формирование основ безопасного поведения в быту и становление ценностей здорового образа.

Игра как средство расширения социально-коммуникативного опыта дошкольников по формированию основ безопасного поведения Программа профессионально-личностного саморазвития педагога Методическая тема: «Игра как средство расширения социально-коммуникативного.

Правила безопасного поведения на железной дорогеПравила безопасного поведения на железной дороге В сентябре, в рамках месячника по теме: «Безопасность на железной дороге» в младшей разновозрастной группе воспитатель Кибизова Екатерина.

Формирование осознанного отношения к правилам безопасного поведения на дороге Методическая разработка по теме ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ. Выполнила воспитатель МБДОУ.

Квест по формированию основ безопасного поведения по мотивам сказки «Красная шапочка» Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности Квест по формированию основ безопасного поведения по мотивам сказки «Красная.

Метод проектов в формировании основ безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребёнка, выдвигает постоянно.

Перспективное планирование по формированию основ безопасного поведения для детей 3–4 лет Формирование основ безопасного поведения у детей 3-4лет Содержание образовательной области “Безопасность” в ДОУ направлено на достижение.

План мероприятий по формированию навыков безопасного поведения на улице и дороге с детьмиПлан мероприятий по формированию навыков безопасного поведения на улице и дороге с детьми План проведения мероприятий и фото отчет,направленный на привитие навыков безопасного поведения на улице и дороге с детьми второй группы.

Проект по формированию у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге «Дорога детства» Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя). Вид проекта: групповой, фронтальный, информационный. Участники проекта: воспитатели,.

Семинар «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников» Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. «Стратегический приоритет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по формированию основ безопасного поведения на дороге «Азбука пешехода»
Опубликовано: 17 февраля 2017 в 15:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД