Лучший педагог года

Программа по формированию основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста

Татьяна Журавлева
Программа по формированию основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста

Программа по формированию основ патриотического воспитания

у детей дошкольного возраста

МКДОУ Бутурлиновский детский сад № 11

Ты лети, лети по свету, Голубь наш, из края в край. Слово мира и привета Всем народам передай! Чтобы взрывы не закрыли Небо черной пеленой, Голубок наш белокрылый, Облети весь шар земной.

Т. Коломиец

ЦЕЛИ:

Довести до сознания детей дошкольного возраста значение бессмертного подвига народа в годы Великой Отечественной войны.

Публикация «Программа по формированию основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Скоординировать работу по формированию основ патриотического сознания детей дошкольного возраста, используя потенциал педагогического коллектива детского сада.

ЗАДАЧИ:

Организовать развивающую среду детского сада наиболее функциональным образом для более целостного восприятия детьми дошкольного возраста исторических событий, связанных с родным городом.

Формировать и закреплять знания детей об историческом прошлом своей Родины, родного города и детского сада.

Обогащать словарный запас детей в соответствии с возрастными характеристиками новыми понятиями и историческими данными о родном городе.

Пропагандировать работу по патриотическому воспитанию детского сада среди родителей воспитанников через совместную с педагогами поисковую и созидательную деятельность.

ПЕРСПЕКТИВА И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

К моменту выхода детей в школу они должны иметь первоначальные представления:

• об истории возникновения родного города;

• об исторических данных по району расположения детского сада;

• об истории возникновения учреждения;

• о героическом прошлом родного края;

• о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) и предполагает:

активное взаимодействие педагогов детского сада и начальной школы;

взаимодействие педагогов детского сада и родителей воспитанников;

взаимодействие и сотрудничество с ветеранами ВОВ и труда;

взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей (детской библиотекой, ДШИ, Дом творчества, Краеведческий музей).

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ.

Программа рассчитана на два полных учебных года.

Место реализации – детский сад.

ФОРМЫ РАБОТЫ :

беседы;

экскурсии к памятникам города и района;

музыкально-литературные композиции;

встречи с интересными людьми;

показ сказок и спектаклей;

продуктивная деятельность детей;

праздничные мероприятия;

выставки творческих работ детей и родителей.

ВРЕМЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1 раз в неделю в пределах 25-30 минут.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РАБОТЫ:

педагогические советы;

выставки-конкурсы;

открытые занятия.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА:

подпрограмма Министерства образования РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»;

концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;

национальная доктрина образования в Российской Федерации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Основные задачи и разделы

Раздел Задачи

Путешествие в историю Вызвать интерес к жизни наших земляков.

Дать элементарное представление о том, как начиналось Русское государство

«Вижу чудное раздолье …» Дать представление о размерах нашей области и её природных богатствах.

Вызвать интерес к жизни родного края.

Быт и традиции Знакомить с жилищем русского человека: с избой из бревен, печью.

Дать представление о продуктах питания.

Вызвать интерес к русским традициям, гостеприимству, почитанию старших и родителей; выражению приветствия, благодарности, пожелания (здравствуйте, милости просим, мир вашему дому).

Дать представление о народных праздниках (Масленица, Новый год, Рождество, Пасха и др.)

«Этих дней не смолкнет слава» Знакомство с героическими боевыми достопримечательностями родного края.

Дать представление о защитниках Отечества, о службе в рядах Вооруженных Сил как долге перед Отечеством.

«Как чуден наш родной язык) Знакомство с видами устного народного творчества.

Дать представление о писателях, поэтах – земляках.

Руки – не для скуки Знакомить с историей возникновения русской народной игрушки.

Дать представление о кукле-самоделке.

Практиковать в изготовлении предметов декоративно-прикладного творчества.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц Разделы

Путешествие в историю «Вижу чудное раздолье …» Быт и традиции «Этих дней не смолкнет слава» «Как чуден наш родной язык) Руки – не для скуки

Сентябрь «Наш город» Цель: расширять и уточнять знания о родном городе, закреплять умения узнавать на фото знакомые объекты, знать их назначение, воспитывать интерес к жизни города.

«В гости к бабушке Арине». Цель: познакомить с жилищем русского человека – избой, с тем, как ее строили; вызвать интерес к русским традициям: помощь, уважение к старшим; воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает. «Наш славный район» Цель: уточнить знания детей о районе, в котором они живут; дать знания о достопримечатель-ностях района.

«Сундучок бабушки Арины». Цель: формировать интерес к русскому прикладному искусству, глиняной и деревянной игрушке; установить связь между поделками и людьми, их сделавшими. Материалы: сундук, игрушка-матрешка (семеновская, загорская, каргопольская, филимоновская, дымковская, запись русских плясовых мелодий

Октябрь «Москва – столица России». Цель: вызвать интерес у детей к столице нашей родине – Москве; желание узнать больше об этом городе, его истории; воспитывать уважение к людям, создававшим этот город. Тематическая беседа «Покров-день – 14 октября» Цель: продолжить знакомство детей с календарно-обрядовыми праздниками Руси; рассказать о приметах, характеризующих этот день, историю возникновения старинного обычая; воспитывать интерес к духовному наследию русского народа. Развлечение «Ярмарочное представление» Цель: увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью русского народного творчества; познакомить с понятием «устное народное творчество».

Ноябрь Тематическая беседа «В единстве наша сила» посвященная дню единства, согласия (04 ноября) Цель: показать детям на исторических примерах, на образцах литературных произведений силу коллективизма («там, где трудно одному, сделаем с друзьями»); воспитывать дружелюбие, взаимовыручку, товарищенство. Итоговое занятие: «Осенний праздник» Цель: уточнить знания детей о традициях празднования осени на Руси «Улицы нашего города» Цель: уточнить знания детей о названиях улиц; показать детям, что по названиям улиц можно многое узнать об истории города. Тематическая беседа «из чего ели и пили наши предки» Цель: знакомство детей с посудой (деревянная или глиняная); формирование интереса к особенностям русского быта в старину.

Декабрь «Россия на карте мира». Цель: дать начальные представления о местонахождении России на карте мира, глобусе, столицы России, своего города; уточнить, что такое Родина. «В русской горнице» Цель: продолжать знакомство детей с жилищем русского человека, разъяснить понятие «горница», рассказать об ее устройстве, воспитывать интерес к русским традициям. «Путешествие по родному району» Цель: продолжать знакомство с боевыми заслугами и достопримечатель-ностями родного района; дать детям знания о местах отдыха его жителей. «Богородская игрушка» Цель: знакомство с особенностями богородской игрушки.

Январь «Как начиналось русское государство» Цель: вызвать интерес к истории возникновения России; дать конкретные знания о зарождении Русского государства; воспитывать желание знать как можно больше о своей Родине. «Земля-мать. Сумей за нее постоять!» Цель: подвести к пониманию того, что человек человеку друг, товарищ и брат; формировать понятие «единства» всех, живущих на земле людей. «Без труда не вынешь рыбку из пруда». Цель: продолжать знакомить детей с русскими традициями, гостеприимством, праздником Масленицей; объяснить смысл поклона, значение слов и выражений: спасибо, мир вашему дому; дать представление о традиционной русской пище. «Знакомство с памятниками города и района» Цель: дать знания о том, как чтит народ людей, прославивших свою страну, город, район «В чудесной стране – Городец» Цель: знакомство с особенностями городецкой игрушки

Февраль Итоговое занятие: «Матушка-зима» Цель: формирование интереса к зимним русским традициям. Смотр солдатской песни (военной песни) Цель: дети, инсценируя, слушая солдатские песни, приобщаются к данному виду творчества; массовая строевая песня позволяет в большей степени прочувствовать сопричастность к общему делу, ощущение родства, единения Итоговое занятие «Праздник защитников Отечества», «Памятники защитникам Отечества» Цель: продолжать знакомить детей с достопримечатель-ностями родного города; дать понятие о защите и защитниках Отечества Клуб интересных встреч. Знакомство с местными писателями и поэтами.

Март «Жизнь на Руси в старину» Цель: вызвать интерес к жизни наших предков; дать элементарное представление о Христианстве; воспитывать адекватное отношение к воинам, стремление защищать свою Родину. «Комнатные растения в русской горнице и в наше время» Цель: закрепить понятие о том, что человек – часть природы, уточнить знания о назначении комнатных растений на Руси Тематическое занятие «Устное народное творчество – скороговорки» Цель: упражнять детей в адекватном применении произведений русского народного творчества на практике; познакомить с назначением скороговорки

Апрель «Мой город родной» Цель: закреплять и расширять знания детей о родном городе; объяснить, что город – это результат труда людей разных поколений, что мы – хозяева города, и каждый житель должен о нем позаботиться; познакомить с историей возникновения города; воспитывать нетерпимость к беспорядку, стремление сделать улицы, скверы своего города краше, чище, благороднее «Эй, народ, собирайся, на ярмарку отправляйся!» Цель: дать сведения о русском костюме, его особенностях, об использовании разных видов транспорта в разные времена года; познакомить с русской традицией – ярмаркой Итоговое занятие: «День Земли»

Май Итоговое занятие: «Наш родной город» Цель: закрепить знания детей об истории родного города, его достопримечатель-ностях «Москва – город древний» Цель: уточнять и расширять знания детей о столице нашей Родины; вызвать интерес к истории возникновения Москвы, происхождению его названия; воспитывать гордость за принадлежность к своему Отечеству и его столице Итоговое занятие: «Этот День Победы…» Цель: обеспечить активное участие детей в празднике, посвященном Дню Победы наших войск в ВОВ; создать атмосферу проникновенности, высокой духовности, поэтичности, песенности

Публикации по теме:

«О чем мечтают дети»«О чем мечтают дети» О чем мечтают дети? У нас мечта одна: Пусть будет на планете Мир добрый, как весна! В современных условиях, когда происходят глубочайшие.

Сценарий праздника, посвященного 9 мая : 9 Мая - День Победы над фашистской Германией! Это замечательный светлый праздник мира! Вся страна ликует в эти дни! Каждый год как радостный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по формированию основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 декабря 2014 в 13:18
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД