Получи документы

Программа по использованию коллекций в работе с детьми с ограниченными возможностями «Коллекциотерапия»

Людмила Тихонова
Программа по использованию коллекций в работе с детьми с ограниченными возможностями «Коллекциотерапия»

Содержание

Пояснительная записка…. 3

Актуальность….4

Цель, задачи…. 4

Ожидаемые результаты…5

Срок реализации…. 5

Педагогическая целесообразность…. 5

Принципы организации…. 6

Условия формирования развивающей предметно – пространственной среды….7

Организация работы с детьми и родителями в первой младшей группе…8

Организация работы с детьми и родителями во второй младшей группе…13

Заключение….19

Перспектива…20

Литература…. 21

Пояснительная записка

Публикация «Программа по использованию коллекций в работе с детьми с ограниченными возможностями „Коллекциотерапия“» размещена в разделах

Приоритетным направлением социальной политики российского государства и стран мирового сообщества является создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».

В отечественной литературе коррекционно – развивающих программ совсем немного, а процент детей с ОВЗ увеличивается. Программа «Коллекциотерапия» направлена на творческую реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья путем использования коллекционирования. Вполне очевидно, что дети, имеющие инвалидность, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку – как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются.

«Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека – хотя бы одного, на земле все будут счастливы» (Юрий Никулин).

Существует такая проблема, как детский стресс, которая возникает из-за недостатка положительных эмоций, которые, очень необходимы малышам. Так вот, коллекционирование может препятствовать возникновению стрессов и вызывать положительные эмоции у дошкольников, особенно у детей с ОВЗ. Коллекционирование сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с детьми. И является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка.

Создание коллекций детьми - это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств, знакомство с разнообразием предметного мира, реализация творческого потенциала. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании. Такой подход в свою очередь позволяет ребенку с ОВЗ активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком, что облегчает социальную адаптацию.

Актуальность

Актуальность коллекционирования для детей с ОВЗ в том, что это универсальное средство для социальной адаптации, творчества, развития, воспитания. Маленький ребенок – инвалид легче адаптируется, если его окружают знакомые предметы. А предметы коллекций доступны, понятны, знакомы. Тем более, что коллекционирование – постоянно проявляемая деятельность. Используя эту особенность, можно научить ребенка многому: анализировать, исследовать, сравнивать, обобщать, обосновывать собственную точку зрения, систематизировать свои знания, учитывать причинно-следственные отношения, реализовать творческие способности. Можно отметить, что коллекционирование формирует совместную деятельность взрослых и детей-дошкольников, что формирует дружеские отношения, как в семье, так и в группе детского сада.

Цель: Создание образовательного пространства для развития способностей и формирования социально - коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через коллекционирование.

Задачи:

Формирование интереса к процессу коллекционирования;

Пополнение коллекциями развивающей предметно - пространственной среды группы;

Развитие индивидуальных потребностей и способностей детей;

Развитие моторики руки;

Воспитание аккуратности, взаимопомощи, дружеских взаимоотношений в семье и в группе;

Привлечение родителей к образовательному процессу ДОУ;

Развивать познавательный интерес и любознательность.

Ожидаемые результаты:

Дети интересуются и собирают предметами коллекций в группе;

В группе созданы коллекции по разным видам деятельности, а также дидактические материалы;

Предметы коллекций используются детьми с ОВЗ в творческой работе (лепке, апплицировании, рисовании, конструировании, музыке, а также в других областях (речевое развитие, физическое, социально – коммуникативное, познавательное);

Дети с ОВЗ легче адаптируются к детскому саду посредством коллекционирования;

У детей развиты познавательные психические процессы (внимание, память, гибкость и нестандартность мышления, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное) и мелкая моторика рук;

Родители увлечены процессом коллекционирования, делятся опытом, участвуют в создании коллекций.

Срок реализации: 2 года (1 и 2 младшая группы)

Педагогическая целесообразность

Коллекционирование как форма работы с детьми и родителями включает в себя несколько этапов:

1. Знакомство с коллекционированием родителей (консультации, показ презентаций, анкетирование, мастер – класс).

2. Знакомство с коллекционированием (показ, беседы, игры)

3. Сбор и оформление коллекций.

4. Осуществление продуктивной деятельности в детском саду и в семье.

5. Презентация результатов продуктивной деятельности в формате выставки в учреждении.

Принципы организации деятельности с детьми

В основе коллекции обычно лежит некий иерархический принцип, выстраивающий ее в определенной системе. Для дошкольника же единственным критерием часто выступает «бесценность» экспоната. Периодически коллекцию можно «переоформлять».

1. Принцип доступности. Учитываются особенности психического и физического развития детей дошкольного возраста.

2. Принцип научности. Руководствоваться достоверными источниками информации.

3. Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Использовать в методы и приемы, направленные на всестороннее развитие личности ребенка.

4. Принцип творческой активности. Использовать приемы активизации творческой, познавательной, исследовательской активности в деятельности с детьми.

5. Принцип наглядности. Применять информационно коммуникативные и аудиовизуальные средства обучения, подбираю материал эстетично оформленный.

6. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с детьми. В деятельности с детьми использовать разнообразные формы работы.

Коллекционировать можно самые разные предметы: главное, чтобы это нравилось детям, было им понятно и близко, а также обогащало их понимание окружающего мира.

Короткова Н. А. писала о том, что коллекционирование – это особая форма деятельности дошкольников, которая помогает им развиваться как личности. Она выделила несколько признаков, свойственных этому виду деятельности:

1) нужно собирать те предметы, которые легко классифицировать на виды;

2) можно подбирать реальный материал или образный для того, чтобы обсудить с детьми признаки, по которым нужно будет определить, подходит ли данный предмет для коллекции;

3) обсуждаемый материал нужно поместить в таблицу;

4) в работе должны принимать участия все дети группы.

Коллекционирование младших дошкольников может включать в себя:

игрушки (машинки, игрушки – лего, животные, игрушки мультгероев, гномики, феи, цветные мячики - попрыгунчики и т. д.)

фантики,

магнитики,

листья и цветочки для гербария,

пуговицы,

камушки,

ракушки,

крышки.

Условия формирования развивающей предметно – пространственной среды

Организация развивающей предметно – пространственной среды - одно из важнейших условий для развития познавательных способностей и познавательных интересов, социально - коммуникативных навыков, стимулирования игровой, исследовательской, творческой активности воспитанников. Ведущей деятельностью детей младшего дошкольного возраста является предметно - манипулятивная. И именно этим видом деятельности является коллекционирование. Нужно понимать, что коллекционирование, проводимое детьми, имеет свои особенности, проистекающие из мышления дошкольников. Преобладающим мышлением этого возраста являются наглядно - действенное. Из этого следует, что коллекции должны быть визуальными и поддающимися манипуляциям. Детям свойственно постоянно что-то делать с собранным в коллекцию материалом. Если предметы коллекции нельзя взять в руки, поменять местами и провести с ними иные манипуляции, то такая коллекция перестает быть интересной,

Если говорить о мыслительной составляющей коллекционирования, то сначала в детях формируется накопление знаний, затем эта информация подвергается систематизации, что приводит к осмысленному восприятию окружающего мира. Очень важно, чтобы родители активно помогали детям в этом виде деятельности. От вовлеченности родителей зависит стойкость увлечения детьми коллекционированием. При занятии общим делом исчезают многие проблемы во взаимоотношениях, особенно в отношениях между детьми и их родителями. Поэтому коллекционирование, как один из видов интеллектуального развития дошкольника, должно проводиться всей семьей. Это позволяет не только формировать определенную систему знаний, навыков и умений, но также оказывает мощное воздействие на овладение дошкольником таких базовых качеств и свойств интеллекта, как инициатива и компетентность, творчество и регуляция собственного поведения и эмоций.

Задача взрослых заключается в том, чтобы научить детей замечать во всех этих предметах что-то особенное и прекрасное, а также необычное и чудесное.

Организация работы с детьми, родителями во второй младшей группе

Месяц Организация совместной деятельности Организа-ция образова-тельной среды Использование коллекций

в ООД Работа с родителями

Сентябрь Экспериментирование «Дует ветер» (с фантиками, капсулами киндер – сюрпризов).

Игра «Угадай по звуку» (со всеми коллекциями).

Игры на цветном песке «Следы» (с предметами всех коллекций). Игры с пуговицами, крышками: «Что изменилось», «Построим солнышко», «Один – много».

Д/и «Угадай, что за дерево» использованием крышек). Игры с фантиками: «Фантик - трубочка», «Сдуем фантик», «Чем пахнет фантик». Игры с камнями и ракушками: «Спрячем камешек в правой (левой) руке», «Помоги перебраться» (дорожка). Игра «Шарик» (перекатывание цветного шарика из одной крышки в другую). Использование фантиков как предметы – заместители (деньги) в обучающей игровой ситуации «Магазин». ООД по обр. обл. «художестве-нно - эстетиче-ское развитие» «Ручки для кружки» (лепка с крышками).

Дополнение коллекции ненужных вещей.

Сбор коллекции тематиче-ских кукол.

Октябрь

Экспериментирование «Поиграем с солнышком» (нагревание предметов) с камнями, крышками, фантиками. Релаксация «Камешки в пакете». Игры с пуговицами: «Пуговицы рассыпались. Разложи по цвету», «Пуговицы рассыпались. Разложи по форме», поиск пуго-виц в крупе заданного цвета. Игра «Рыбалка» (вылавливание ситом из воды крышек). Д/и «Дикие и домашние животные» (коллекция ненужных вещей – баночки из под йогурта).

Обучающая игровая ситуация «Кукла Капризка намусори-ла» (коллекция кукол). ООД по обр. обл. «Социально – коммуникативное развитие» «Уроки вежливости».

Цель: формирование представления детей о вежливости, культуре поведения (использование камней, кукол) Консульта-ция «Воспитание нравствен-ных качеств дома в игровой форме».

Ноябрь Экспериментирование «Что в коробке» (знакомство со светом) с использованием прозрачного камня и морского, пакета, плотной ткани из коллекции ненужных вещей.

Подвижная игра «Собери фантики».

Трудовое поручение:

«Разложи камни по своим местам».

Дыхательное упражнение с фантиками «Чей дальше улетит», «От самого большого до малыша»;

игры с киндер-сюрпризами: «Соберём по сказкам», «Спрячем игрушку»;

Игры с крышками: «Мы строители», «Теремок»,

«Не круглые»,

Массаж рук с крышкой; с камнями «Широкая – узкая дорожка». Аппликация с крышками «Котик». ООД по обр. обл. «Познавательное развитие» «Камушки».

Цель: формировать знания детей о камнях и их основных свойствах через экспериментирование. Папка – передвижка «Вторая жизнь ненужных вещей».

Декабрь Эксперимент «Лёгкий - тяжёлый» (со всеми коллекциями).

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль» с использованием рулей из капсул киндер-сюрпризов.

Д/и «крышки – пюрэшки» (конструирование ёлочки).

П/и «Играем в снежки» (коллекция ненужных вещей). Игры с пуговицами: «Найди лишнюю», «Найди пару», «Сосчитай».

Дыхательное упражнение с капсулами от киндер – сюрпризов «Самый быстрый», «Сдуем снежинку» (из фантиков);

Игры по речевому развитию с коллекциями на тему «Что будет, если…»

Обучающая игровая ситуация «В автобусе» (коллекция камней, пуговиц, фантиков как предметы – заместители). ООД по обр. обл. «Художественно - эстетическое развитие» (конструирование с элементами аппликации) «Ёлочка» (фантики).

Мастер класс «Игры с пуговицами»

Январь

Украшение фигур на участке крышками, капсулами от киндер – сюрпризов, выкладывание узоров.

Подвижная игра с фантиками «Вьюга».

Изготовление цветных льдинок с помощью крышек.

Дыхательное упражнение «Сдуем снежинку» из фантиков, «Как пахнет крышка».

Игры с ракушками, камнями, фантиками: «Сосчитаем», «Найди такой же», «Выложи по контуру».

Д/и «Угадай сказку» (с камнями). Игра «Доброе дело делай смело» (коллекция кукол).

Лепка «Паучок» (с камнями).

Игра на участке «Поиски сокровищ» (с крышками и камушками) ООД по обр. обл. «Познавательное развитие» «Пуговка» Цель: обобщить знания детей о пуговицах, их назначении.

Презентация «Упражне-ния для развития моторики руки с нетрадици-онным оборудова-нием»

Февраль Дыхательное упражнение «Игры с трубочкой» (со всеми коллекциями).

Эксперимент «Есть ли в камнях воздух» (с водой). Игра «Найди по звуку» (фантики, камни, ракушки, киндер – сюрпризы).

Игра «Чудесный мешочек» (мягкие – твёрдые) с использованием всех коллекций.

Дыхательные упражнения с предметами из коллекции ненужных вещей (пёрышки, лёгкие ткани, комочки бумаги и т. д.).

Игры с предметами ненужных вещей: «Строим Теремок» (конструирование, массажи рук (колпачки от фломастеров, детали от деформированных игрушек). Игры с выдуванием из трубочек - рисование на камнях «Вьюга». Игра – ситуация «Помоги подружкам» (коллекция кукол).

Игра «Угадай на ощупь» (со всеми предметами коллекций). ООД по обр. обл. «Речевое развитие» «Качества предметов»использованием коллекции камней, фантиков, киндер – сюрпризов, ненужных вещей.)

ООД по художественному творчеству «Галстуки для пап» (аппликация с фантиками). Родительское собрание «Чем живет наш ребёнок».

Март

Эксперимент «Плавает – тонет» (со всеми предметами коллекций). Проектирование «Огород на окне» (использование коллекций для оформления).

Игра «Угадай на ощупь» (со всеми предметами коллекций).

Опыт с таянием снега в крышке с отверстиями.

Дыхательные упражнения «Лети, пакетик» (из коллекции ненужных вещей). Конструирование с предметами коллекции ненужных вещей на свободную тему. Релаксационное упражнение «Волшебные камешки» (перебирание камней в на песке). Массаж спины с помощью массажера из киндер – сюрпризов.

Лепка на тему «Конфеты для бабушки» (разной формы) с использованием фантиков.

ООД по обр. обл. «Художестве-нно - эстетиче ское развитие» «Лоскутное одеяло» (коллективная аппликация из фантиков)

Цель: умение использовать предметы коллекционирования в продуктивной деятельности Папка – передвижка «Волшебство обычных предметов».

Апрель Эксперимент «Древесина, её качества и свойства»использованием деревянных пуговиц и деревянных предметов из коллекции ненужных вещей. Игра на ориентировку в пространстве «Спрятались в группе куклы» (высоко – низко, предлоги «в», «на», «под»,«около»).

Игры с пуговицами «Выложи по контуру», «Дорожки» (узкая – широкая, «Превратим пуговицу в другую с помощью второй пуговицы», «Найди только синие (красные, желтые, зеленые)», «Пуговицы спрятались» (поиск пуговиц в песке, крупе, «Помоги разложить камушки и пуговицы».

Д/и «Угадай, что за дерево» (с камнями). Использование всех предметов коллекций в обучающей игровой ситуации «Ждём гостей». ООД по обр. обл. «художественно - эстетическое развитие» «Аквариум» (аппликация из фантиков). Консульта-ция «Художественное творчество из коллекции крышек и камней».

Май

Эксперимент «Спрячь пуговку» (свойства воды, «Ткани» (из коллекции ненужных вещей). Игра «Угадай по звуку» (использование всех коллекций).

Игра «Угадай на ощупь» (со всеми предметами коллекций).

Дыхательное упражнение «Лодочка, плыви» (из фантиков).

Д/и «Крышки – пюрэшки» (конструирование из крышек пюре). Д/и «выложи по контуру» (с пуговицами, камнями, ракушками, крышками). Конструирование «Солнышко» использованием желтой крышки и карандашей).

Игра по речевому развитию «Расскажи сказку с помощью пуговиц» (метод моделирования с элементами конструирования).

Конструирование на свободные темы с предметами всех коллекций.

Аппликация с крышками «Пчелка». ООД по обр. обл. «художественно - эстетическое развитие» (рисование с элементами лепки) «Божьи коровки» использованием камней)

Цель: использование коллекций в деятельности Консульта-ция «Воспитание нравствен-ных качеств через использо-вание коллекций».

Заключение

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья коллекционирование имеет большое значение в формировании социально -коммуникативных навыков. Чем старше становится такой ребенок, тем больше понимает, что он - не такой как все. Показывая и рассказывая про предмет коллекции, ребенок естественным путем включается в социальное общение. Дети становятся непосредственны, коммуникабельны, любознательны, легко идут на контакт, задают много вопросов.

Коллекционирование помогает снижать психоэмоциональное напряжение, улучшать эмоционально – положительную атмосферу в детском коллективе. Это помогает застенчивым, необщительным, стеснительным детям. Дети становятся более дружными, общительными, умеют делиться, высказываться, радуются полученному результату. Правильно организованное коллекционирование – это всегда удивление и радость!

Систематизированная организованная работа с детьми с ОВЗ при помощи предметов коллекций помогла сформировать устойчивый познавательный интерес и как следствие активную познавательную деятельность.

Нетрадиционное использование предметов коллекций стимулирует речевую активность, пополняет словарный запас. Мы заметили, что игры с предметами коллекций координируют движения пальцев рук, приучают руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. Игры с предметами коллекций, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, что дало детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развитию памяти, внимания, мышления, фантазии. У детей с ОВЗ кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что поможет в будущем успешно овладеть навыками письма.

Многие родители говорят, что предметы коллекций помогают придумать занимательные игры дома, поделки, разнообразить предметно – развивающую среду, облегчают работу с детьми с ОВЗ, капризными детьми, поиск и сбор предметов стимулирует сосредоточенность, ответственность, развивает память детей, целеустремлённость, фантазию. В семьях отметили, что атмосфера стала более дружеской. Ведь каждый малыш должен знать, что он важен и нужен, и мы (родители, педагоги) должны помочь поверить в себя, открыть себя, свой потенциал.

В заключение следует отметить, что развивающий эффект коллекционирования будет проявляться в том случае, если педагог мыслит и поддерживает его как культурную практику, а не использует как модный дидактический метод; занимает позицию «со-коллекционера» и тактично, продуманно сопровождает процесс накопления опыта детьми.

Перспектива на будущее

Коллекционирование открывает безграничные возможности для оптимизации, совершенствования педагогического процесса. Ведь коллекционировать можно всё, что угодно и в любом возрасте. Мы планируем продолжать развивать способности детей с ОВЗ, используя предметы коллекций. На ближайшее будущее мы хотим - создать театр сказок с помощью уже созданных коллекций, разработать картотеки игр для средней и старшей групп. Планируем собрать коллекции мини - игрушек животных по разным природным зонам, составить коллекции карандашей с разными поверхностями и цветами, тканей.

В дальнейшем хотелось бы собрать с детьми коллекцию предметов «Истории возникновения …». Эти коллекции позволили познакомить детей с историей создания и усовершенствования определённых предметов. Тема эта интересна и взрослым, может быть использована для работы с родителями.

Публикации по теме:

Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья Содержание работы учителя-дефектолога исходит из и цели деятельности, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной.

Применение системы адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Применение системы адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Ни для кого не секрет,.

Игра в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются.

Инновационные методы работы детьми с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями органов движения) Дошкольный возраст – это период, когда происходит бурное развитие всех функциональных систем организма, способствующий созданию устойчивого.

Использование компьютерных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Содержание Эффективные педагогические технологии. Информационные технологии. Мультимедийные презентации. Слайд–шоу. Проектная деятельность.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого».

Мастер-класс «Использование биоэнергопластики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат.

Организация работы с детьми 5–7 лет с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада Инклюзивное образование в России - новая, недостаточно изученная форма обучения детей с ограниченными возможностями. Оно предполагает изменение.

Особенности организации коррекционной работы тифлопедагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья Особенности организации коррекционной работы тифлопедагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушение зрения, на.

Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Педагогика Марии Монтессори – замечательный пример свободного воспитания. Эта система подходит для детей с особенностями в физическом, эмоциональном.

Автор публикации:
Программа по использованию коллекций в работе с детьми с ограниченными возможностями «Коллекциотерапия»
Опубликовано: 13 декабря 2017 в 11:03
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД