МААМ-картинки

Программа образовательной области «Коммуникация» (познавательно-речевое развитие)

Татьяна Тихонова
Программа образовательной области «Коммуникация» (познавательно-речевое развитие)

Основные цели программы :

Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей (более крупных – слогов и более мелких – отдельных звуков).

Развитие фонематического слуха:

а) практическое освоение разницы между произнесением звуков разного качества (гласных и согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих) без введения терминов;

б) формирование способности выделения звука в начале, на конце и в середине слова;

Публикация «Программа образовательной области „Коммуникация“ (познавательно-речевое развитие)» размещена в разделах

в) специально организованная работа по произнесению трудных по артикуляции звуков: свистящих ([c], [з], [ц], шипящих [ш], [ж], [ч], [щ], сонорных [р], [л].

Развитие тонкой моторики кисти ведущей руки (обведение по контуру рисунков, а также силуэтов букв и их элементов указательным пальцем и пишущим средством).

Формирование первичного навыка чтения:

а) знакомство с гласными звуками и особенностями их артикуляции;

б) отработка первой слоговой модели: буква М с разными гласными;

в) отработка второй слоговой модели: буква Б с разными гласными (с синхронным повторением первой модели);

г) чтение обратных закрытых слогов на базе освоения прямых открытых слогов;

д) чтение открытых слогов с использованием всё новых и новых букв согласных (при смысловом мотивировании каждой новой введённой согласной через звукоподражание).

Занятия по началам обучения грамоте проводятся 2 раза в неделю, в год всего 64 занятия, продолжительностью — 30 минут каждое.

Содержание программы

№ Тема Количество часов

1 Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей +

2 Развитие фонематического слуха +

3 Формирование первичного навыка чтения +

4 Развитие тонкой моторики кисти ведущей руки +

Всего: 64

Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения

Универсальные учебные действия

С помощью системы пособий дошкольник научится:

- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

- понимать структуру детской книги и структуру страницы, логику чтения сверху вниз и слева направо;

- ориентироваться на странице и на развороте детской книги, находить ярко выраженные структурные элементы (иллюстрации, каким-либо образом выделенные фрагменты, строчки разного размера);

- пользоваться книгой и простейшими инструментами (рамками с разными окнами, указателями, фишками, лупой и т. д.);

- правильно держать орудие письма;

- выполнять инструкции взрослого (при работе с книгой, репродукциями, инструментами);

- обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;

- по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно (передвинуть рамочку или указатель и т. д.)

Предметные знания и умения

Ребё нок будет способен:

- слышать, различать и произносить изучаемые звуки;

- Иметь сформированное эталонное представление о конкретных звуках разного качества; улавливать разницу между эталонным образом звука (в исполнении взрослого) и тем конкретным произнесением звука, которое является следствием актуального состояния артикуляционного аппарата ребёнка;

- понять и освоить механизм слияния звуков в открытом слоге;

- сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв; понимать разницу между звуком и его оформлением на письме в виде знака (буквы);

- узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв; - ориентироваться в книге и на странице: находить нужную иллюстрацию, текущий фрагмент текста, выделенную строчку или букву;

- пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной строчки, слова, слога. Буквы или детали картины;

- менять бумажные инструменты (большую и малую рамки, указатели и фишки) по заданию взрослого;

- различать и вычленять в звучащем слове отдельные звуки;

- различать предмет и слово-название предмета;

-членить слово на части (понимать, что слово делится на отдельные слоги);

- различать звуки разного качества.

IV. Способы проверки достижения требований к знаниям, умениям и навыкам

Уровень продвижения дошкольников в освоении парциальных программ «Предшкола нового поколения» в ДОУ будет определяться в начале и конце учебного года (сентябрь, май) и в течение учебного года (ноябрь-декабрь, март). По трем критериям выполнения программы : «высокий», «средний», «низкий» уровень универсальных учебных действий и предметных знаний и умений, разработанным авторами УМК «Предшкола нового поколения». Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностического задания. По всем парциальным программам, согласно плану экспериментальной деятельности, составлены карты индивидуального развития ребёнка в специально организованной образовательной деятельности.

Тематический план «Друзья Кронтика учатся читать»

заня

тия Тема и содержание занятия Страницы Дата

1 Глава 1. Про звук «У» и про раннее детство Маленькой Коровы С. 3-8

2 «Маленькая Корова слышала, как Миша и Маша … говорили вот так: «О!» С. 8-12

3 «Маленькая Корова слышала…» продолжение С. 13-17

4 Глава 2. Маленькая Корова учит читать Маленького Барана С. 18-21

5 Глава 2. Продолжение С. 22-26

6 Глава 3. Мумука слушает музыку луга и леса С. 27-31

7 Глава 3. продолжение С. 32-36

8 Глава 4. Ночные и утренние звуки. С. 37-42

9 Глава 5. У Мумуки появляется новый ученик – Рыжий Бычок С. 43-50

10 Глава 6. Мумука наблюдает за Жучкой и Рыжиком

Читаем до слов: «Наблюдая за котенком Рыжиком…» на с. 55 С. 51-55

11 Глава 6. продолжение

Возвращаемся на с. 54 и начинаем со слов: «Но изредка Жучка лаяла совсем по-другому». С. 54-58

12 Глава 7. Миша вышел во двор

Читаем до слов: «Прочитай, как Миша зовет Рыжика!» на с. 63 С. 59-63

13 Глава 7. продолжение

Возвращаемся к началу с. 72 С. 63-66

14 Глава 8. Как Мумука учила Мишку говорить, когда он был совсем маленьким С. 67-72

15 Глава 8. продолжение С. 72-77

16 Глава 9. Первый урок, который Мумука дала Мише С. 78-81

Глава 10. Ещё одна глава про звук «У» С. 82-85

«Кронтик осваивает звуки»

заня

тия Тема занятия Страницы Дата

1 Глава 1. Мумука ведёт своих друзей в Музейный Дом Волшебного Леса (до отметки «Конец занятия») С. 3-10

2 Глава 2. Так много птиц в одном в одном месте! С. 10-13

3 Глава 2. Продолжение

(до отметки «Конец занятия») С. 14-18

4 Глава 3. Ну и зачем нам речь? С. 18-23

5 Глава 4. Все должны спастись!

(до начала главы 5) С. 24-29

6 Глава 5. Мишка рассматривает животных С. 29-35

7 Глава 6. Воли Волкович придумал игру С. 36-41

8 Глава 7. Друзья учат Кронтика различать звуки С. 42-48

9 Глава 8. Кронтика тренируют Лягушка и Ворона С. 49-55

10 Глава 9. КВА-КВА-квартира с КО-КО-комнатой и КУ-КУ-кухней С. 56-61

11 Глава 9. Продолжение С. 62-67

12 Глава 10. Почему жуки ищут жабу?

(до отметки «Конец занятия») С. 68-74

13 Глава 10. продолжение С. 74-79

14 Глава 11. Елиса пришла! С. 80-84

15 Глава 12. Вот это картины! И с гранатом… и с ящерицей! С. 85-89

16 Глава 13. Кронтик не отличает гусей от уток, зато Елиса узнала ирисы С. 90-95

17 Глава 14. Кронтик и Елиса соревнуются С. 96-100

18 Глава 15. Кто сказал последнее слово: Кронтик или Елиса? С. 101-104

19 Глава 16. Кронтик выбирает картину, где всех по двое С. 105-109

20 Глава 17. Кто же победит: Кронтик или Елиса? С. 110-115

Публикации по теме:

Авторские дидактические игры по подготовке детей к обучению грамотеАвторские дидактические игры по подготовке детей к обучению грамоте Авторская дидактическая игра «Собираем урожай». Цель: совершенствование умения детей читать слоги - слияния, отдельные буквы, составлять.

Формы работы с педагогами по изучению приказа Министерства образования и науки РФ №655. Формы работы с педагогами по изучению приказа Министерства образования и науки РФ №655: памятка, экспресс-опрос. Памятка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа образовательной области «Коммуникация» (познавательно-речевое развитие)
Опубликовано: 9 мая 2013 в 22:36
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД