Программа по нравственно-патриотическому воспитанию

Ирина Харченко
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию

Принята Утверждена

на педагогическом совете зав. МДОУ ДС КВ №1

МДОУ ДС КВ №1 ст. Копанская ст. Копанская

МО Ейский МО Ейский

Протокол № ___ ___Н. В. Середа

от «___» ___20___г.

ПРОГРАММА

нравственно-патриотического

и духовного воспитания

дошкольников

муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида

№1 ст. Копанская муниципального образования

Ейский район

ст. Копанская

2011г.

РАЗДЕЛ І

1.1. Общее положение

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Однако прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции Родины, своего края, жить их интересами и заботами. По словам С. В. Михалкова, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.

О важности того, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческомy наследию воспитывает уважение, гордость за эту землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, искусство, историю предков. Именно акцент на знание истории народа, его родной культуры, поможет в дальнейшем: большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории л культуре других народов.

Наш современник, академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне — будет много людей, похожих на иссушенное растение «перекати-поле».

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей — одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения

1.2. Цель программы

Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия. Создание условий для формирования правового мировоззрения и нравственных представлений.

Задачи программы:

- повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

- систематизировать знания и умения педагогов и детей по данной проблеме.

- совершенствовать работу педагогического коллектива.

- помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители - дети - детский сад.

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

- уважения к людям труда;

- формирование бережного отношения к родной природе и

всему живому;

- элементарных знаний о правах человека;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

- толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

- расширение представлений о России, ее столице;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

1.3. Научное обоснование

Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:

- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;

понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями и поступками детей и взрослых;

- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;

- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;

- истинный патриотизм как возвышенное чувство - незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.

1.4 Актуальность проблемы

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

РАЗДЕЛ ІІ

Основные принципы программы

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Педагогические средства, позволяющие решить поставленные задачи

- Семинары практикумы для педагогов.

- Перспективное планирование

- Проектная деятельность

РАЗДЕЛ ІІІ

Формы и методы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию

Целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам,

носящим имена героев Великой Отечественной войны, в сочетании

с экскурсионной беседой руководителя Музейной комнаты детского сада о подвигах воинов-героев.

Экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны.

Такую же экскурсию проводят и с участием родителей. Им предлагается «Маршрут выходного дня» с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению

ребёнка с памятником.

Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей - о защитниках родной земли, Отечества.

Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми

районных библиотек, при помощи работников которых создан каталог литературы, которая доступна детям определённых возрастов.

Использование аудио- и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о

подвигах русских людей. Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.

Встречи с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами труда, участие в праздничных днях: «День города»,

«День матери», «Папин праздник», «День победы» и другие.

Подготовка тематических выставок, посвященных памятным

датам, изготовление сувениров для ветеранов войны и труда. Родители принимают самое активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и прочее.

РАЗДЕЛ VІ

Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <. > Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

- корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа,

прошлом края и страны;

- семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

- счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т. д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети, или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т. д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д., а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской Масленицы, березки и т. д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Основные задачи и разделы

Раздел Задачи

Мой дом Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг руга. Обогащать знания детей о профессиях. Учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении. Познакомить со станицей в которой м

Моя улица Познакомить со станицей, в которой мы живем, с ее особенностями, достопримечательностями. Учить детей свободно ориентироваться в ближайшем Воспитывать в детях бережное отношение к природе родной станицы.

Мой детский сад Познакомить с некоторыми помещениями детского сада, рассказать об их назначении. Расширить знания о профессиях людей, работающих в детском саду. Воспитывать уважение к старшим, учить ценить труд и заботу

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА НА УЧЕБНЫЙ ГОД

(средняя группа)

Месяц Содержание работы Цель

Форма работы Работа с родителями

Сентябрь Мой дом, моя семья

Знакомство с ближайшим окружением Рассматривание семейных фотографий Попросить родителей принести фотографии своей семьи

Октябрь Экскурсия мой детский сад, моя улица Знакомство с ближайшим окружением Экскурсия

Помощь в проведении экскурсии

Ноябрь Станица, ее улицы, дома Знакомство со станицей Беседа Побывать с детьми на главной площади нашей станицы

Декабрь

Все работы хороши - выбирай на вкус Знакомство с произведением Маяковского Беседа о профессиях родителей Чтение произведения, беседа, рассматривание иллюстраций Беседа с детьми о своей профессии

Январь Мой детский сад

Знакомство с устройством детского сада Беседа специалистов на местах

-

Февраль Мой папа лучше всех

Воспитание любви к отцу

Спортивное развлечение, чтение стихов о папе, дедушке Организовать приход родителей на спортивный праздник

Март Я люблю свою маму

Воспитание любви к маме Утренник

Чтение стихов, исполнение песен, игр Организовать приход родителей на праздник

Апрель Я, ты, он, она - вместе

Знакомить детей с большим количеством людей в семье, доме, городе Беседа, игры, чтение В. Сутеева "Разные колеса"

Фотомонтаж из фотографий родителей

Май Итоговое занятие

Воспитание дружбы и коллективизма Развлечение, игры, песни, стихи

Попросить родителей сфотографировать игровые моменты детей, собрать альбом

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА НА УЧЕБНЫЙ ГОД

(старшая группа)

Месяц

Разделы

Путешествие в историю «Вижу чудное раздолье.» Быт и традиции

«Этих дней не смолкнет слава»

«Как чуден наш родной

язык.» Руки не для скуки

1 2 3 4 5 6 7

Сен-тябрь

«Наша станица». Цель: расширять и уточнять знания о родной станице, закреплять умения, узнавать на фото знакомые объекты, знать их на-значение, воспи-тывать интерес к жизни станицы «Рождество Богородицы» Цель: продолжать знакомить детей традициями русского народа. Дать представление о празднике Рождества Богородицы, воспитывать уважительное отношение к женщине, любовь к матери. «Наш славный район». Цель: уточнить знания детей о районе, в котором они живут; дать знания о дос-топримеча-тельностях района.

«Я и мое имя» Цель: познакомить детей с историей русских имен, научить вежливо, обращаться к друг другу «Сундучок бабушки Арины». Цель: формировать интерес к русскому прикладному искусству, глиняной и деревянной игрушке; установить связь между поделками и людьми, их сделавшими

Октябрь «Москва - столица России» Цель: вызвать у детей интерес к столице нашей родины - Москве; желание узнать побольше об этом городе, его истории; воспи-тывать уважение к людям, созда-вавшим этот город Тематическая беседа «Покров-день- 14 октября». Цель: продолжить знакомство детей с календарно-обрядовыми праздниками Руси; рассказать о приметах, характеризующих этот

день, историю

возникновения

старинного обычая; воспитывать

интерес к духов-

ному наследию

русского народа «Улицы нашей станицы». Цель: уточнить знания детей о названиях улиц; показать детям, что по названиям улиц можно многое узнать об истории станицы Развлечение (досуг) «Яр-марочное представление». Ц е л ь ; увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью русского на-родного творчества;

Ноябрь Тематическая беседа «В единстве наша сила», посвященная дню единства, согласия (4 ноября)

Цель; показать де-

тям на исторических

примерах, на образцах

литературных произведений

силу коллективизма

(«там, где трудно одному, сделаем с

друзьями»);

воспитывать друже-

любие, взаимовы-

ручку, товарищество Итоговое занятие: Осенний праздник. Цел ь; уточнить знания детей о традициях празд-нования осени на Руси

«Синичкин день» (12 ноября) Цель: приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; продолжать знакомить с русскими пословицами, поговорками и повериями. Тематическая беседа «Из чего ели и пили наши предки». Цель: знакомство детей с посудой (деревянная

или глиняная); формирование

интереса к особенностям

русского бы-

та в старину.

Декабрь «Россия на карте

мира».

Цель: дать начальные пред-

ставления о ме-

стонахождении

России на карте

мира, глобусе,

столицы России,

своего города;

уточнить, что

такое Родина.

«Андрей Первозванный. Российский флаг»».

Цель: приобщать детей к исторической культуре русского народа; знакомить с

происхождением Российского флага; воспитывать патриотические чувства к своей отчизне.

«Путешествие

по родному

району».

Цель: продолжать зна-

комство с боевыми заслуга-

ми и

достопримеча-

тельностями

родного рай-

она; дать детям

знания о местах отдыха его

жителей. «Богородская

игрушка».

Цель: знакомство с

особенностями богородской

игрушки.

Январь

«Земля-мать. Сумей за нее постоять!»

Цель: подвести

к пониманию

того, что человек

человеку друг,

товарищ и брат;

формировать понятие «единства»

всех, живущих на

земле людей.

«Рождество Христово».

Цель: продолжать знакомить

детей с русскими

традициями, гостеприимством,

праздником Рождеством; объяснить смысл поклона, значение слов и выражений: спасибо, мир

вашему дому;

дать представление о традиционной русской пище.

«Знакомство с

памятниками

станицы».

Цель: дать

знания о том,

как чтит народ

людей, просла-

вивших свою

станицу,

район.

«В чудесной

стране - Городец».

Цель: знакомство с особенностями городецкой игрушки.

Февраль Итоговое занятие: «Матушка-зима». Цель: формирование интереса к зимним русским традициям Итоговое занятие: «Праздник защитников Отечества». «Памятники защитникам Отечества». Цель: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города; дать понятие о защите и защитниках Отечества Клуб интересных встреч. Знакомство с местными писателями и поэтами.

Март «Жизнь на

Руси в старину».

Цель: вызвать интерес к жизни

наших предков;

дать элементарное

представление о Хри-

стианстве;

воспитывать адек-

ватное отношение к

воинам, стремление защищать свою родину. «Комнатные растения в русской

горнице и в наше

время».

Цель: закрепить

понятие о том,

что человек -

часть природы,

уточнить знания

о назначении и

названии комнатных растений на Руси.

«Масленица» Цель: приобщать детей к культурно-историческим праздникам, воспитывать заботливое, уважительное и предельно внимательное отношение к русской культуре, а так же к культуре любого народа. Тематическое

занятие

«Устное народное творчество - ско-

роговорки».

Цель: упражнять детей в адекватном применении

произведений

русского народного

творчества на

практике;

познакомить

с назначением скороговорки.

Апрель «Мой город род-ной». Цель; закреплять и расширять знания детей о родном городе; объяснить, что город - это ре-зультат труда людей разных поколений, что мы - хозяева города, и каждый житель должен о нем позаботиться;

«Благовещенье» Цель: продолжать знакомить детей с культурно-историческими событиями России; воспитывать интерес к приметам, пословицам и поговоркам Итоговое за-нятие: «День

земли»

Май Итоговое

занятие

«Наш родной город».

Ц е л ь: закрепить

знания детей об

истории родного города, его досто-

примечательностях «Москва город

древний».

Цель: уточнять

и расширять знания детей о столице нашей Родины; вызвать интерес к истории возникновения Москвы,

происхождению

его названия;

воспитывать гордость за принад-

лежность к своему Отечеству и

его столице «Пасха» Цель: продолжать учить детей отыскивать причины народных праздников и определять их смысл; воспитывать интерес к культурно-историческому прошлому. Итоговое занятие: праздник

«Этот День

Победы.»

Цель: обеспечить активное участие

детей в празднике, посвященном Дню Победы наших войск в ВОВ; создать атмосферу проникновенности,

высокой духовности, по-

этичности, песенности

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА НА УЧЕБНЫЙ ГОД

(подготовительная группа)

Месяц

Разделы

Путешествие в историю «Вижу чудное раздолье.» Быт и традиции

«Этих дней не смолкнет слава»

«Как чуден наш родной

язык.» Руки не для скуки

1 2 3 4 5 6 7

Сен-тябрь

«Русь - защитница» Цель: используя былины, легенды, исторические события, воспитывать желание узнавать историю жизни русских людей. «Россия на шаре земном» Цель: расширение представлений о нашей Родине,ее месте на планете Земля «Рождество Богородицы» Цель: продолжать знакомить детей традициями русского народа. Дать представление о празднике Рождества Богородицы, воспитывать уважительное отношение к женщине, любовь к матери «Герб города» Цель: дать знания о том, что такое герб, объяснить символику герба, его назначение. «Что в имени твоем» Тематический вечер, посвященный происхождению и значению имен детей группы «Как на нашей улице» Цель: формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров.

Октябрь Тематическая беседа «Покров-день- 14 октября». Цель: продолжить знакомство детей с календарно-обрядовыми праздниками Руси; рассказать о приметах, характеризующих этот

день, историю

возникновения

старинного обычая; воспитывать

интерес к духов-

ному наследию

русского народа «Их помнит Россия, их помнит наш город родной». Цель: продолжать знакомить детей с памятниками тех, кто прославил наш родной город, нашу станицу. «Конкурс чтецов» Ц е л ь

продолжать знакомить детей с русским поэтическим словом, с творчеством поэтов, учить выразительному чтению.

Ноябрь «Освободители земли русской: Минин и Пожарский» Цель: на примере конкретных исторических событий и личностей воспитывать интерес к истории своей Родины, объяснять, что народ с благодарностью чтит память защитников России «Моя родная станица» Цель: вызвать интерес к истории возникновения свой станицы, людям, жившим столетия назад «Синичкин день» (12 ноября) Цель: приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; продолжать знакомить с русскими пословицами, поговорками и повериями. «Наша Родина - Россия» Цель: познакомить детей с гербом и флагом России. Тематические беседы «Пословицы, поговорки» Цель: умение примечать, ярко и метко выражать своими словами замеченное в пословицах и поговорках, развивать наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять явления, предметы.

Декабрь

«Андрей Первозванный. Российский флаг»».

Цель: приобщать детей к исторической культуре русского народа; знакомить с

происхождением Российского флага; воспитывать патриотические чувства к своей отчизне.

«Музей родной станицы».

Цель: дать знания о музеи станицы и экспозициях, выставленных в них Тематические беседы «Пословицы и поговорки» Цель: умение примечать, ярко и метко выражать своими словами замеченное в русских пословицах и поговорках, воспитывать интерес к к русской речи

Январь

«Земля-мать. Сумей за нее постоять!»

Цель: подвести

к пониманию

того, что человек

человеку друг,

товарищ и брат;

формировать понятие «единства»

всех, живущих на

земле людей.

«Рождество Христово».

Цель: продолжать знакомить

детей с русскими

традициями, гостеприимством,

праздником Рождеством; объяснить смысл поклона, значение слов и выражений: спасибо, мир

вашему дому;

дать представление о традиционной русской пище.

«Их помнит Россия, их помнит народ».

Цель: уточнить знания о людях, которые прославили Родину, которым воздвигнуты памятники

Тематическая беседа (занятие) «Былины» Цель: познакомить детей с былиной и ее значением в историко-познавательном экскурсе в прошлое Русского государства

Февраль Итоговое занятие: «Праздник защитников Отечеств». Цель: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города; дать понятие о защите и защитниках Отечества «Их помнит Россия, их помнит народ».

Цель: уточнить знания о людях, которые прославили Родину, которым воздвигнуты памятники

Март «Мы - кубанцы» Понятие герб города Краснодара, гимн. Современные предприятия. Основные памятники старины «Масленица» Цель: приобщать детей к культурно-историческим праздникам, воспитывать заботливое, уважительное и предельно внимательное отношение к русской культуре, а так же к культуре любого народа. Тематическое

занятие (занятие) «Былины» Цель: познакомить детей с былиной и ее значением в историко-познавательном экскурсе в прошлое Русского государства Тематическая выставка «Русская вышивка»

Цель: дать детям представление о назначении русской вышивки.

Апрель Итоговое занятие: «День

земли» «Благовещенье» Цель: продолжать знакомить детей с культурно-историческими событиями России; воспитывать интерес к приметам, пословицам и поговоркам Итоговое занятие «Путешествие к бабушке Арине»

Фольклорный праздник

Май Тематическая беседа «Война с немецко-фашистскими захватчиками» Цель: дать представление о причинах войны, объяснить, почему нашему народу пришлось испытать такое горе, на примерах подвигов юных героев в борьбе с фашизмом «Пасха» Цель: продолжать учить детей отыскивать причины народных праздников и определять их смысл; воспитывать интерес к культурно-историческому прошлому. Итоговое занятие: праздник

«Этот День

Победы.»

Тематический вечер - портрет «Дети - герои» Цель: показать на примерах рассказов, очерков, повестей о подвигах детей в военное и мирное время Тематическая беседа «Героизм и смелость людей в произведениях поэтов и писателей

ЛИТЕРАТУРА

1. Князева О. Л., Маханева Д. М. Приобщение к истокам Народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., и доп. - СПб.: Детство - Пресс, 1999. - 304 с.

2. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольгников. Методическое пособие. - М,: ТЦ Сфера, 2009. - 96с. - (Синяя птица)

3. Маленькие шаги в большой мир: занятия со старшими дошкольниками по окружающему миру/ авт. - сот. В. Ю. Дьяченко, О. П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 108с.

4. Мосалова Л. Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010. - 80с.

5. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА _ СИНТНЗ, 2009. - 208с.

6. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий/ авт. - сост. Е. Ю. Александрова и др. - Волгоград: Учитель, 2007. - 203 с.

Приложение 1.

АНКЕТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Готовность к работе по патриотическому воспитанию

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «гражданин», «гражданское воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать гражданское воспитание с дошкольного детства? Почему?

___

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие города, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру?

3. Какими способами вы повышаете свой уровень компетенции

в вопросах культуры и истории родного города, края?

4. Считаете ли вы необходимым приобщать детей дошкольного

возраста к истокам региональной культуры?

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у

детей интерес к природному и культурному наследию родного го

рода, края?

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать детям о родном городе?

7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при

ознакомлении детей с родным городом и его историей? Назовите

известные вам источники.

8. Какая методическая помощь вам необходима для реализации

задач гражданского воспитания в вашей группе?

9. Возникают ли у вас трудности в создании развивающей среды группы, стимулирующей развитие социальной и культурной компетентности дошкольника? Назовите их.

10. Помощь и поддержка каких специалистов вам необходима для эффективного решения задач гражданского воспитания?

Приложение 2

Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего поселка, города Кемерово? Если не, то почему?

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 3.

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Ф. и. ребенка

1. Родная страна:

Название страны

Название города

Домашний адрес

Название достопримечательностей города

Название зеленых зон

Название улиц, площадей

2. Символика

Флаг России

Герб России

Герб родного города

Гимн России

3. История народной культуры и традиций

Народная игрушка

Народные праздники

Жилище человека и предметы быта

4. Историко- географический и природный компоненты

Природные богатства нашей страны

Различные природно-климатические зоны (тундра, лес)

Виды ландшафта (горы, равнина)

5. Личностный компонент

Отношение к окружающей среде

Забота о близких

Проявление дружелюбия

Умение управлять своими чувствами, договориться

Умение анализировать свои поступки и поступки других

Высокий уровень-

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень-

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень-

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Приложение 4

Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота»

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

Расширяйте собственный кругозор

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию» Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно - патриотическому воспитанию» Уважаемые коллеги! Пожалуйста, ответьте на вопросы данной.

Семейный экологический проект «Идем по плану» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 ст. Копанская муниципального образования Ейский.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию
Опубликовано: 25 марта 2013 в 17:51
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Осень, золотая в гости к нам пришла» фотоотчет.
Дорогие коллеги предлагаю вашему вниманию отчет о том, как прошел у нас осенний праздник. Солнышко не хочет землю согревать Листья пожелтевшие стали...
Помощник Деда Мороза — Снеговик!
В этом году в нашу группу заглянул в гости вот такой Снеговик! Может мой небольшой мастер - класс и Вас вдохновит на создание подобного гостя )...
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет.
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет. Дети подготовительной группы посетили краеведческий музей. Где детям была показана экспозиция...
Я и природа. Экологическая тропа.
Я и природа. Экологическая тропа. Цель: продолжить знакомить с законами природы; с растительным и животным миром; формировать ответственность за...
«Пушистые елочки». Ручной труд в подготовительной группе
Продолжается подготовка к Новогоднему празднику. Работы в группе прибавляется с каждым днем. Но это приятные хлопоты. Хочется успеть все, а главное сделать...