Программа дополнительного образования по оригами «Волшебная мастерская»

Светлана Богомазова
Программа дополнительного образования по оригами «Волшебная мастерская»

Программа дополнительного образования по оригами «Волшебная мастерская»

Пояснительная записка.

Программа по оригами «Волшебная мастерская» была разработана для того, чтобы развивать у детей творческие способности; формировать у них навыки управления процессами творчества; развивать фантазию; обучать детей пониманию закономерностей; формировать у детей навыки решения сложных проблемных ситуаций.

Предлагаемый курс совместной деятельности педагога и детей по оригами рассчитан на 1 год. Программа составлена для детей 5 – 6 лет, проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня. Работа по программе предусматривает как индивидуальные формы работы с детьми, так и небольшими группами.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей: коммуникация, познание, художественное творчество, социализация, музыка.

Актуальность данной программы заключается в необходимости освоения и широкого использования в практике конструирования из бумаги как эффективного средства развития психических процессов, коррекции речи и формирования познавательных интересов, потребностей и способностей детей. Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т. е. развитию ребёнка. Таким образом, овладение конструктивными навыками и культурой труда имеет большое значение для подготовки дошкольников к успешному обучению в школе.

В процессе совместной деятельности постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определённого момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами.

Все изделия основаны на простых базовых формах: «треугольник», «конверт», «двойной конверт», «воздушный змей», «дверь», «двойной квадрат». Детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные обозначения и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. Рекомендуется демонстрировать детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Можно использовать для показа детям инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовления изделия. Педагог должен последовательно предъявлять детям по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем - лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.

Совместная деятельность по оригами дает возможность использовать разнообразные формы работы, в первую очередь, через беседы, рассматривание готовых образцов, дидактические игры. Оригами расширяет представление детей об окружающем мире, является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.

Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

Цель программы

– развитие всесторонних способностей детей (психологических, творческих, речевых и познавательных) средствами оригами.

Задачи:

обучающие:

создавать условия для развития творческой активности детей, а также поэтапного освоения детьми различных видов бумажной пластики и оригами;

формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость;

обучить техническим приёмам и способам создания различных поделок из бумаги;

развивающие:

развивать устную речь ребёнка, научить ребят свободному общению, развивать память, развивать уверенность в своих силах и способностях;

развивать творческие способности детей;

формировать навыки коллективной деятельности, сотрудничества;

способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии;

воспитательные:

Воспитывать у детей внимание, собранность, дисциплинированность, уверенность в своих силах и способностях.

1. Этапы и основные мероприятия при освоении с искусством оригами.

I этап

Задачи:

Для воспитателя:

1. Познакомить детей с искусством оригами.

2. Создать единое образовательное пространство школы и семьи для решения поставленной проблемы.

Для детей:

1. Усвоить, что такое оригами.

Для родителей:

1. Познакомиться с программой.

2. Заинтересовать ребёнка в изготовлении бумажных игрушек.

II этап

Задачи:

Для воспитателя:

1. Обучить детей искусству оригами.

2. Познакомить их с графическим языком оригами.

3. Развивать творческое воображение.

4. Активизировать познавательную и речевую активность.

5. Предлагать домашнее задание родителям.

Для детей:

1. Научиться самостоятельно складывать простейшие оригами по схеме.

2. Оформлять их в небольшое панно.

3. Создавать свои игрушки.

4. Научиться творчески мыслить.

5. Собрать свой альбом поделок.

Для родителей:

1. Поддержать интерес детей к оригами.

2. Стимулировать интересные решения.

3. Помогать в выполнении домашних работ.

4. Придумывать вместе поделки.

III этап

Задачи:

Для воспитателя:

1. Организовать презентацию детских работ.

2. Показать результаты детского творчества.

3. Оценить участие родителей.

Для детей:

1. Подготовить творческие работы.

2. Изготовить игрушки для малышей.

Для родителей:

1. .Представить на презентацию альбомы с семейными поделками.

2. Придумывание весёлых историй об игрушках оригами.

2. Совместная деятельность воспитателя и детей.

Совместная деятельность воспитателя и детей – процесс взаимовоспитания, взаимооткрытия новых творческих возможностей.

1. Заучивания стихов и загадок о природе, явлениях природы.

2. Работа со схемами.

3. Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.

4. Создание книг – самоделок.

5. Драматизация сказок.

6. Создания театра оригами.

3. Совместная деятельность детей и родителей.

Совместная деятельность детей и родителей – процесс взаимообучения творчеству, взаимопомощи, уважения.

1. Просмотр передач о животных.

2. Составление рассказов.

3. Придумывание образа, имени игрушки.

4. Разработка собственных схем.

5. Создание альбома с семейными поделками.

6. Придумывание загадок, рассказов, сказок.

4. Самостоятельная деятельность детей.

1. Проговаривание последовательности сборки оригами.

2. Обмен мыслями, знаниями, намерениями.

3. Создание альбома со своими поделками.

4. Изготовление поделки по желанию.

5. Игры с игрушками оригами.

6. Экспериментирование с бумагой.

7. Осуществление анализа и синтеза в процессе сборки оригами.

8. Дорисовка недостающих элементов.

5. Развитие творческих способностей ребенка в процессе обучения искусству оригами.

Театральные:

1. Выразительность речи.

2. Обыгрывание сложенных моделей.

3. Инсценированные сюжетов из детской литературы.

Творческие:

4. Применение моделей.

5. Составление рассказов, сказок, загадок о поделках.

6. Придумывания имён своим поделкам.

Оформительские:

1. Оформление открыток.

2. Оформление своего альбома.

Конструктивные:

1. Чтение схем.

2. Создание собственных схем.

Предполагаемые результаты.

В результате совместной деятельности по данной программе дети научатся:

различным приемам работы с бумагой, будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

подбирать бумагу нужного цвета;

пользоваться схемой;

следовать устным инструкциям, способам складывания;

создавать поделки в технике оригами, составлять композиции;

владеть правилами техники безопасности при работе с ножницами;

анализировать образец, свою работу, красиво и выразительно оформлять поделку.

Благодаря этой деятельности формируются важные качества детей:

дисциплинируют;

воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);

способствуют формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;

влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;

позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности: конструктивные, творческие, оформительские, театральные;

зрительно-пространственная координация;

умение слушать воспитателя;

принимать умственную задачу и находить способ её решения;

развитие самоконтроля и самооценки;

осознание собственных познавательных интересов.

Подведение итогов осуществляется в виде составления семейных альбомов готовых поделок, книжек – малышек, проведения выставок для родителей, изготовления театра игрушек – оригами по сказкам, использования детьми игрушек, выполненных своими руками в технике оригами в процессе театральной и игровой деятельности.

Публикации по теме:

Пояснительная записка План-программы «Волшебное оригами» Характеристика программы Предлагаемая программа, ориентированная на развитие познавательных и творческих способностей дошкольника. Программа.

Рабочая программа «Модульное оригами»Рабочая программа «Модульное оригами» инновационный опыт воспитателя Аблисимовой Г. П. Формирование творческой личности каждого ребенка всегда являлось основной задачей образовательного.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по оригами «Волшебная мастерская»
Опубликовано: 9 февраля 2014 в 14:44
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Экскурсия в Феодоровский городок (фотоочерк)
26 ноября мы с коллегами по курсам побывали на экскурсии в Феодоровском городке города Пушкина. Таня Рыжкова уже выкладывала пост об этой экскурсии. Наша...
Консультация для родителей «Плоскостопие. Чем оно опасно. Упражнения для формирования...
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода ( у детей обычно...
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...