Программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с особенностями дизайн-деятельности «Маленький дизайнер»

Нагорнова Анна Николаевна
Программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с особенностями дизайн-деятельности «Маленький дизайнер»

Пояснительная записка.

Данная программа - пособие для воспитателей дошкольных учреждений и руководителей кружков и изостудий, на практике осваивающих новые виды работы с детьми дошкольного возраста и стремящихся как можно полнее ознакомить их с прекрасным и удивительным миром искусства, приобщить к художественной деятельности, развить их творческие способности. Представленный материал будет интересен и для начинающего педагога, который на практике сталкивается с различными программами и педагогическими позициями в области изобразительной деятельности. Новые знания помогут сориентироваться и выработать свою творческую линию на основе теоретических и методических подходов, которые были нами рассмотрены.

Цель: развитие изобразительного творчества посредством дизайн – деятельности.

Основные задачи:

• Научить ребенка творчески и самостоятельно мыслить, видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы;

• Развивать творческое мышление и воображение;

• Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

• привлекать детей к работе с разнообразными материалами, учить создавать грамотные и красивые работы.

Творческие способности (креативность) – это индивидуально–психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности. Включает в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приёмам деятельности.

Развитию креативности способствует следующее: у дошкольников в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи.

Таким образом, обучение творчеству вызывает у дошкольников чувство удовлетворения и радость познания; стимулирует волю и внимание; развивает мышление и воображение; облегчает процесс усвоения материала; повышает работоспособность.

Воображение (фантазия) – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание; отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение занимает особое место в процессе творчества – высшего уровня познания. Оно является как бы центром, фокусом творческого процесса, сопровождающегося другими психическими процессами, которые обеспечивают его функционирование.

Психологические качества, лежащие в основе фантазирования:

• четкое и ясное представление образов предметов;

• хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;

• способность мысленно сопоставить два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;

• способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Развитие воображения чрезвычайно важно для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования его жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности. Этому в значительной мере способствуют приведенные ниже упражнения и игры. Они просты в исполнении, интересны детям и вызывают у них положительные эмоции. Дети начинают больше фантазировать, активнее заниматься творчеством, ломать привычные рамки банальности

Основные принципы, заложенные в основу программы:

1. Принцип поэтапности погружения в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка - от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.

Условия:

• Создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей дизайн – деятельность детей;

• Ознакомление детей с дизайн объектам и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.

• Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы.

• Наличие необходимых и качественных материалов для организации дизайн – деятельности;

• Сочетание программного содержания и требований с проявлением творческой инициативы самого ребенка.

• Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.

Основная форма: кружковая работа

Содержание программы.

Навыки детей в изобразительной деятельности складываются в результате систематических занятий. Предлагаемая программа состоит из 10 занятий, подчиненной единой цели: развитие изобразительного творчества посредством дизайн – деятельности.

Специфика материала. Предпочтение отдается различным материалам: гуаши, бумаге, используются ткань, вырезки из журналов, пуговицы, также характерно свободное сочетание живописного изображения с объемными материалами.

Умение изображать увиденное приходит с умением видеть, анализировать образ, находить в нем главное. Работа над освоением дизайн - деятельности ведется постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала, чтобы у ребенка была заинтересованность в продолжении занятий. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу нарастания сложности. Это происходит постепенно, что дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.

В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения.

Данная программа состоит из 10 занятий. Занятия проводились с детьми в виде кружковой работы 1 раз в неделю, в течении 3 месяцев.

Тематический план занятий

Занятие № 1 «Кто такой дизайнер и чем он занимается?»

Цель:Познакомить детей с работай дизайнера и особенностями дизайн – деятельности.

Беседа с детьми о профессии – дизайнер, о том, чем он занимается, какие материалы может использовать в своей работе.

Занятие № 2 «Подарок для моих любимых мамы и папы»

Цель:Развивать фантазию, воображение и чувство декоративности. Беседа с детьми о празднике «14 февраля».Изготовление сувениров из компакт дисков и соленного теста с использование различных материалов для декорирования. Обсуждение результа-тов.

Занятие №3 «Послание в бутылке для папы»

Цель:Развивать воображение, творческие способности.

Беседа с детьми о празднике «23 февраля», декорирование простой стеклянной бутылки и написание поздравления для папы.

Обсуждение результатов.

Занятие №4 «Декоративная подставка для моей тарелки»

Цель:Развивать способность умело использовать разнообразные материалы в процессе деятельности.

Дети самостоятельно подготавливают ткань (выравнивают края, делают бахрому, приклеивают разнообразный твердый материал (пуговицы, камушки, горох, фасоль, макароны и т. д.). Обсуждение результатов.

Занятие №5 «Бусы для мамы»

Цель:Развитие творческого мышления и воображения детей через использование непривычных материалов в достаточно знакомой деятельности.

Беседа с детьми о празднике «8 марта», изготовление бус из макаронных изделий. Декорирование бус. Обсуждение результатов.

Занятие №6 «Горшочек для любимого цветка»

Цель:Развивать творческие способности, вербальное воображение, ори-гинальность мышления.

Беседа с детьми о том, какой цветок они хотели бы посадить в оформленный своими руками горшок. Оформление цветоч-ного горшочка по замыслу ребенка. Обсуждение результатов.

Занятия №7 «Коробочка для сладостей»

Цель:Формировать художественное воображение и творческое мышление, учить умению конструировать по замыслу и украшать изделия из бумаги. Детям предлагаются выкройки разных коробочек. Дети украшают коробочки так, чтобы захотелось поло-жить в них сладости, и подарить близким. Обсуждение результатов.

Занятие №8 «Изготовление подставки для ручек и карандашей» Цель:Развивать творческое мышление, учить подготавливать основу для декорирования.

Детям рассказываются способы оформления подставки для карандашей (облепливание пластилином, соленным тестом, затем дети украшают подставку на свой вкус. Обсуждение результатов.

Занятие №9 «Необыкновенная рамка для моего фото»

Цель:Развивать способность фантазировать, творчески мыслить, видеть взаимосвязи предметов и действий, ведущие к новым идеям.

Дети декорируют картонную рамку, опираясь на тематику той фо-тографии, которую они принесли с собой. Обсуждение результатов.

Занятие №10 «Сладкий светильник для нашей группы»

Цель:Приобщение детей к совместной деятельности по выполнению темы дизайн-проекта.

Обсуждение с детьми возможных вариантов выстраивания композиции при оформлении светильника. Колективное декорирование светильника. Обсуждение результатов.

Публикации по теме:

Документация в ДОУ. О документации детских дошкольных учреждений Министерство народного образования РСФСРИз действующего приказа «О документации детских дошкольных учреждений» 20.09.88 г. Москва № 41. Решение.

Электронное дидактическое пособие «Дикие животные» для второй младшей группы Пояснительная записка Данное электронное пособие предназначено для детей младшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Игрушки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с особенностями дизайн-деятельности «Маленький дизайнер»
Опубликовано: 25 января 2014 в 13:13
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рекомендации родителям «Летом играем, познаём, развиваемся»
Скоро наступит лето. Лето - благодатный период для игр, отдыха, закаливания и развития познавательной активности детей! Дети - это маленькие исследователи,...
Конспект занятия по рисованию красками «Гнездышко»
Программные задачи: Закреплять умение соединять в одном рисунке несколько изображений разной формы; развивать воображение, фантазию. Материал: Альбомный...
Мастер-класс «Приглашение на выпускной»
Выпускной в старшей специальной группе все ближе, подготовка активно идет. Мы начали делать приглашения на наш праздник. Сегодня предлагаю Вам вариант...
Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста «Весенний лес»
Цель. Закрепить знания детей о животном и растительном мире леса, о весенних изменениях, происходящих в природе. Задачи: • закрепить представления о том,...
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?»
«Это моё! », «Отдай мне! », "Нет, не бери, это моё! " На детских площадках нередко можно услышать, что родители ругают своего ребёнка за то, что он не...